ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2020

Просмотров: 297

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Полномочия Президиума:

  1. Рассматривает дела в порядке надзора.

  2. Рассматривает вопросы судебной практики и о результатах информирует арбитражные суды.

Вопросы, отнесённые к полномочиям Президиума, он вправе рассматривать при наличии большинства членов. Постановления принимаются большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании Президиума. Подписываются председателем суда.

Пленум ВАСРФ. Председатель суда, его заместители и все судьи ВАСРФ. В работе Пленума могут принимать участие Председатель ВСРФ, генеральный прокурор РФ, министр юстиции, председатель КСРФ, депутаты Гос.думы, члены Совета Федерации. Заседания созываются по мере необходимости, но не реже 2-ух раз в год, заседания правомочны при наличии 2/3 состава. Постановления принимаются открытым голосованием, большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании Пленума. Постановления подписываются председателем суда и секретарями Пленума, обязательны для всех арбитражных судов.

  1. Пленум принимает постановления по вопросам разъяснения законодательства, основанные на судебной практике.

  2. Решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой, решает обращаться ли в Конституционный суд РФ.

  3. Утверждает состав судебных коллегий и председателей судебных составов. Утверждает судей Президиума. Утверждает место постоянно пребывания ФАСО. Утверждает списки арбитражных заседателей, для рассмотрения дела в суде 1-ой инстанции.

  4. Избирает секретаря Пленума из числа судей ВАСРФ.

Конституционный суд РФ

  1. Конституционный суд РФ (КСРФ) и его место в судебной системе РФ. Полномочия.

  2. Состав и структура КСРФ.

  3. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи КСРФ.

  4. Решения КСРФ.

  5. Приостановление и прекращение полномочий судьи КСРФ. Отставка судей.

Вопрос 1.

Является самостоятельной судебной ветвью РФ. В ней отсутствуют звенья, КСРФ единственное звено этой системы. Ст.25 и ст.128 КРФ.

Вопрос 2.

19 судей, пленарное заседание и заседание 2- ух палат.

Вопрос 3.

Граждане РФ, не менее 40-ка лет, стаж не менее 15-ти лет, высокая квалификация в области права, высокие моральные требования.

Вопрос 4.

Существует 3-и вида решений КСРФ:

Постановление – это итоговое решение КСРФ по существу вопроса, отнесённого к компетенции суда.

Заключение – итоговое решение КСРФ по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против президента в государственной измене, или ином тяжком преступлении.

Определение – это все иные решения КСРФ, которые принимаются в ходе рассмотрения дела.

Решение КСРФ принимается в совещательной комнате, с участием тех судей, которые принимали участие в рассмотрении дела. Во время совещания судей ведётся протокол, в нём фиксируются все вопросы, которые ставятся на обсуждение, результаты голосования. Подписывается всеми судьями, подлежит оглашению вместе с судебным решением. Решение КСРФ принимается открытым голосованием, путём поимённого опроса судей, судья не вправе воздержаться или уклониться от голосования. Решение КСРФ считается принятым при условии, что за него проголосовали большинство участвующих в голосовании судей. Если не предусмотрено иное: решения о толковании КСРФ принимаются большинством, но не менее 2/3 состава судей; если принимается решение по делу о проверке конституционности нормативного акта, договора между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров. В том случае, если голоса разделяются поровну, решение считается принятым в пользу конституционных норм акта.


Вопрос 5.

Решения КСРФ имеют свою специфическую каноническую форму, которая состоит из: вводной, описательной, мотивировочной, результативных частей.

Вводная – указываются наименование решения, дата и место, состав суда, данные о сторонах и т.д. Формулировка рассматриваемого вопроса, поводы и основания к его рассмотрению.

Описательная – излагаются требования, содержащиеся в обращениях сторон, а также обстоятельства, установленные судом.

Мотивировочная – обосновывается вывод суда о том, как должно быть решено данное дело. Указываются нормы права, которыми руководствовался суд при принятии решения.

Результативная – форма решения, указание на окончательность и общеобязательность решения. Порядок вступления в законную силу. Порядок опубликования.

Требования к решения КСРФ:

  • должно быть обоснованным,

  • в письменной форме,

  • провозглашается немедленно после его подписания, и подлежит опубликованию в официальном издании, занимающимся этим.

Решения КСРФ обладают юридической силой. Решение КСРФ состоит в следующем:

  • Решение действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

  • Вступает в законную силу немедленно после его провозглашения.

  • Акты или отдельные положения, признанные решением КСРФ неконституционными, утрачивают юридическую силу. Решения судов и иных органов, которые основывались на этих актах, признаются неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленным федеральным законодательством порядке. Не вступившие в законную силу акты, признанные неконституционными не подлежат введению в действие.

Прокуратура РФ

  1. Принципы организации деятельности прокуратуры РФ (ПРФ).

  2. Основные направления прокурорской деятельности.

  3. Участие прокурора в рассмотрении дел судами.

  4. Система органов прокураторы.

  5. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность прокурора и следователя.

  6. Правовое положение прокурорских работников.

Вопрос 1.

Принцип организации деятельности прокуратуры – это руководящие положения, закреплённые в ФЗ “О прокуратуре РФ”, на основе которых организуется и действует ПРФ. В Конституции РФ ст.129.

Принципы:

  • Единства. Согласно ст.129 КРФ, прокуратура является единой центральной системой с подчинённой иерархической структурой п.1 ст.4 “ОПРФ”. Единство состоит в следующем:

  1. Деятельность всей системы строится на единых принципах, указанных в ст.4 ФЗ.

  2. Органы прокуратуры всех уровней выполняют единые функции. Основные: состоит в осуществлении надзора от имени РФ, за соблюдением КРФ, и исполнением действующих на территории РФ законов.

  3. Органы прокуратуры всех уровней в своей деятельности преследуют единые цели: обеспечение верховенства закона, единство и укрепление законности, защита прав и интересов человека и гражданина, защита общественных и государственных интересов.

  4. Прокуратура РФ – это единая система, возглавляемая Генеральным прокурором РФ (ГПРФ).


  • Централизации. Комплектование кадров прокуратуры осуществляется только в порядке назначения. ГПРФ назначает на должность и освобождает Совет Федерации по представлению президента РФ. Совет Федерации назначает заместителей прокуроров субъектов федерации, назначает и освобождает по согласованию с органами государственной власти субъекта РФ. Прокуроров районов, городов, специальных прокуратур назначает на должность ГПРФ. Срок полномочий у всех 5-ть лет. Вышестоящие прокуроры могут давать нижестоящим обязательные для исполнения указания, а также брать на себя обязанность нижестоящих. Вышестоящий может отменить любое решение нижестоящего. Протест принесённый в кассационном порядке, и в порядке надзора может быть отозван только подавшим его прокурором. Нижестоящий подчиняется вышестоящему, а все вместе – ГПРФ.

  • Независимости. При осуществлении своих полномочий прокуратура независима от субъекта федерации и местных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений. В федеральном законодательстве предполагается ответственность вплоть до уголовной за воздействие на должностных лиц прокуратуры. Прокурор и следователь не обязаны давать какие-либо объяснения по существу находящихся в их производстве дел, кроме случаев которые предусмотрены законом.

  • Гласности. В ст.4 “ОПРФ” указано, что прокуратура обязана действовать гласно, ели это не противоречит охране прав и свобод граждан, а также требованиям закона, о государственной или иной охраняемой законом тайне. Органы прокуратуры информируют о состоянии законности федеральные органы, аналогичные органы субъектов федерации, самоуправления, а также население. Данные следствия могут преданы гласности, лишь с разрешения прокуратуры.

  • Законности. Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия в строгом соответствии с законом.

Вопрос 2.

Правовой базой является ст.129 КРФ, к закреплению принципа единства и централизации, определяет порядок назначения на должность и освобождение оной. ФЗ “О прокуратуре РФ” от 17 октября 95 с изменениями и дополнениями от 10 февраля 99 года.

Указаны следующие направления деятельности прокуратуры:

  1. Прокурорский надзор (основное). Прокурорский надзор – это осуществление от имени государства деятельности прокуратуры по обеспечению точно исполнения и единообразного применения законов. Существуют 4-ре отрасли прокурорского надзора:

  • Надзор за соблюдением закона.

  • Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

  • Надзор за исполнением законов, органами осуществляющими дознание и предварительное следствие, а также оперативно-розыскную деятельность.

  • Надзор за соблюдением законности в стадии исполнения приговора (на зоне).


  1. Участие прокурора в рассмотрении дел судами ст.12 ГПК.

  2. Уголовное преследование – это возбуждение уголовного дела и проведение предварительного расследования силами прокуратуры. Осуществляет уголовное преследование прокурор, который выступает в суде в качестве основного обвинителя.

  3. Прокурор занимается координацией деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, ГПРФ и нижестоящие, координируют деятельность по борьбе с преступностью органы внутренних дел, органы ФСБ, органы налоговой полиции, органы таможенной службы и другие. Прокуратуры созывают координационные совещания по поводу борьбы с преступностью.

  4. Осуществляется органами прокуратуры правотворческая деятельность. ГПРФ вправе обратиться в законодательные органы с предложением о изменении, дополнении, отмене, принятии новых нормативных актов.

Вопрос 3.

Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел:

Прокурор принимает участие в рассмотрении гражданских дел на любой инстанции. Существуют 2-е формы участия: возбуждение производства по делу, вправе подать исковое заявление; прокурор принимает участие в деле, с целью дачи заключения.

Прокурор может участвовать в разбирательстве дел по следующим причинам:

  • Прямое указание закона.

  • Обязательность участие прокурора предусматривается определением судьи.

  • По инициативе самого прокурора.

  • На основе приказа ГПРФ (дело о восстановлении на работе, о выселении).

Вправе знакомиться с материалами дела, опрашивать свидетелей, принимать участие в исследовании доказательств, знакомиться с заключением эксперта. В конце прокуроры дают исследовательское заключение по делу.

Если истцы в силу возраста, иных причин не могут подать исковое заявление сами, прокурор делает это за них.

Участие прокурора при рассмотрении уголовных дел:

Предусматривается УПК. Прокурор является государственных обвинителем. Имеет право принимать участие в допросе подсудимых, потерпевших, ответчиков, свидетелей. Принимает участие в исследовании письменных и вещественных доказательств. Прокурор даёт заключение про вопросам, которые возникли в ходе судебного следствия.

Прокурор в судебных прениях даёт оценку собранным доказательствам, высказывает мнение о доказанности обвинения, о квалификации и наказании. Прокурор вправе предъявить гражданский иск в уголовном деле, если это требует защита прав и свобод граждан, охрана общественных и государственных интересов. Прокурор вправе приносить протесты на незаконные приговоры, определения, постановления суда.

Принимает участие в кассационной и надзорной инстанции. В этих инстанциях даёт заключение по делу или поддерживает протест.

Вопрос 4.

Самостоятельно.

Вопрос 5.

Требования к кандидатам:

  • Высшее юридическое образование, полученное в образовательных учреждениях. Высшее профессиональное образование, которое имеет государственную акредетацию.

  • Необходимые профессиональные и моральные качества.

  • На должность помощника прокурора могут назначаться лица, которые обучаются по юридической специальности, при условии, что они закончили 3-ий курс вышеуказанных заведений.

  • На должность прокурора района, города, назначаются лица не моложе 25-ти лет, и имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее 3-х лет.

  • На должность прокурора области, возраст должен быть не менее 30-ти лет, и при наличии стажа тем же, не менее 5-ти лет, с испытательным сроком не менее 6-ти месяцев.


При назначении дают присягу, уже назначенные работники прокуратуры подлежат аттестации для определения соответствует ли прокурорский работник занимаемой должности, а также для повышения квалификации. Не могут совмещать свою деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

Вопрос 6.

Существуют определённые гарантии. В законе приведён перечень из чего состоит денежной содержание прокурорского работника. Им выплачивают должностной оклад, доплачивают за различные виды службы и всё такое. Имеют право на предоставление жилья вне очереди, в 6-ти месячный срок с момента назначения на должность. Имеют право на дополнительную жилую площадь в размере 20-ти кв.метров или в виде отдельной комнаты.

Имеют льготы 50% на коммунальные услуги. Имеют право на бесплатный проезд, кроме такси.

На 30-ть календарных дней отпуск, без учёта времени на дорогу. 10 лет + 5 дней, 15 лет + 10 дней, 20 лет + 15 дней.

Прокуроры и следователи имеют право на бесплатное медицинское обслуживание за счёт федерального бюджета.

Требуется особый порядок привлечения к уголовной и административной ответственности. Иммунитет выражается в том, что любая проверка о факте правонарушения совершённая прокурором или следователем, осуществляется только органами прокуратуры. Не допускается задержание, привод, личный досмотр прокуроров и следователей, досмотр их вещёй и транспорта. На период расследования они отстраняются от должности, но за ними сохраняется денежной содержание.

Существует исчерпывающий перечень основании, по котором прокуроры и следователи могут быть уволены:

  1. По достижении предельного возраста 60 лет.

  2. При утрате гражданства.

  3. При несоблюдении ограничений, связанных со службой.

  4. По собственному желанию.

  5. По состоянию здоровья.

  6. По результатам аттестации.

При совершении поступка, порочащего честь и достоинство (какое???) прокурорского работника.

Судейский корпус и статус судей

  1. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи.

  2. Наделение судей полномочиями.

  3. Приостановление полномочий судьи.

  4. Прекращение полномочий судьи.

  5. Квалификационные коллегии судей.

Вопрос 1.

Требования к кандидатам на должность судьи:

  1. Гражданство РФ.

  2. Достижение 25-го возраста.

  3. Наличие высшего юридического образования.

  4. Стаж работы не менее 5-ти лет.

ФЗ могут быть установлены и дополнительные требования, “О статусе суде”:

  1. Лицо не должно совершать порочащих его поступков.

  2. Кандидат должен сдать квалификационный экзамен.

  3. Получение рекомендации квалификационной коллегии судей.

Каждый кандидат при наличии вышеуказанных качеств (5 штук) вправе ставить вопрос о сдаче квалификационного экзамена, его результаты действительны в течении 3-х лет. После успешной сдачи экзамена, кандидат обращается в квалификационную коллегию соответствующего суда с просьбой дать ему рекомендацию для занятия судейской должности.