Файл: otvety_na_voprosy_k_zachetu_mgyua_2010_icp_1_kurs_gvd.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2020

Просмотров: 659

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Судопроизводство - форма реализации судебной власти. Под судопроизводством понимают порядок рассмотрения дел судами. В соответствии со ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В случаях, предусмотренных федеральным законом, осуществляется с участием присяжных заседателей. Процессуальные правила судопроизводства определяются соответствующими процессуальными кодексами - ГПК РФ, УПК РФ, АПК РФ. Правила административного судопроизводства установлены соответствующими нормами КоАП РФ, конституционного - ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».


9. Понятие и система принципов правосудия.

Принципы правосудия – основополагающие и руководящие правовые положения, в своей совокупности объективно определяющие наиболее общую характеристику правосудия в государстве в данный исторический период, раскрывающие социальное назначение правосудия и показывающие уровень его демократичности.

Все принципы правосудия образуют целостную и взаимосвязанную систему.

Системный характер принципов правосудия позволяет сгруппировать их по источникам закрепления и по содержанию.

По источнику закрепления выделяют 3 группы принципов:

  1. закрепленные в актах международного права, являющиеся общепризнанными принципами и нормами;

  2. закрепленные в Конституции РФ;

  3. закрепленные в специальных законодательных актах о судоустройстве и судопроизводстве.

Такая систематизация принципов правосудия позволяет оценить степень преемственности правового регулирования на разных уровнях, показывает соответствие положений Конституции РФ общепризнанным принципам и нормам международного права и соответствие федеральных законов нормам Конституции РФ и международного права.

В зависимости от содержания принципов выделяют следующие основные группы:

  1. характеризующие судебную власть и осуществление правосудия:

  • положения, характеризующие организацию и осуществление судебной власти:, законность (ст.15), осуществление правосудия только судом (ч.1 ст.118), публичность, открытое разбирательство дел во всех судах (ч.1 ст.123) осуществление судопроизводства на основе равноправия и состязательности сторон (ч.3 ст.123), язык судопроизводства, гласность;

  • положения, характеризующие статус судей: независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и ФЗ (ч.1 ст.120), несменяемость судей (ч.1 ст.121), неприкосновенность судей (ч.1 ст.122), единоличное и коллегиальное рассмотрение дел в судах;

  1. характеризующие правовое положение личности при осуществлении правосудия: равенство всех перед законом и судом (ст.19); право на жизнь (ст.20); охрана государством достоинства личности (ч.1 ст.21); право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиту своей чести и доброго имени (ч.1 ст.23), право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных сообщений (ч.2 ст.23), неприкосновенность жилища (ст.25), право граждан участвовать в отправлении правосудия (ч.5 ст.32).


Применительно к принципам правосудия наиболее значимы такие международные акты, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвекция о защите прав человека и основных свобод.


10. Законность.

Законность – это общеправовой принцип, закрепленный в Конституции РФ, а также в многочисленных международных норм.актах.

Из принципа законности вытекает, что в случае выявления противоречия между ФЗ и норм.актом меньшей юр.силы приоритет имеет норма ФЗ. В отношении ФЗ как актов одинаковой юр.силы применяется правило «последующий закон отменяет предыдущие».

Принцип законности обеспечивает прямое действие Конституции РФ при осуществлении правосудия.

Принцип законности предполагает соблюдение судами и иными правоохранительными органами не только норм процессуального, но и материального права.

Принцип законности диктует определенные требования к содержанию законов, которыми руководствуются правоохранительные органы. Из принципов правового государства, равенства и справедливости (ст.1, 18 и 19) вытекает обращенное к законодателю требование определенности, явности, недвусмысленности правовых норм и их согласованности в системе правового регулирования.

Значение принципа законности состоит в том, что он гарантирует соблюдение прав и свобод граждан, вовлеченных в сферу правоохранительной деятельности, обеспечивает назначение правоохранительной деятельности и служит условием реализации всех других принципов правосудия.


11. Охрана прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия.

Принцип охраны прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия основан на положениях ст. 2 Конституции РФ, согласно которой «человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

В Конституции было установлено, что государством охраняется достоинство личности. Ничто не может быть основанием для его умаления (ст.21). Это конституционное положение проявляется и конкретизируется во многих нормах отраслевого законодательство, регулирующих производство по гражданским и уголовным делам.

Нарушение правил, требующих уважения чести и достоинства личности, создает основание для обжалования действий и решений должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство (ст.123 УПК РФ), а также предъявления гражданского иска о защите чести и достоинства, компенсации морального вреда.

Неприкосновенность личности (ст.22). Важнейшая гарантия неприкосновенности личности в уголовном судопроизводстве заключается в предоставлении права ограничения свободы гражданина только суду. Кроме того, лица, задержанные по подозрению в совершении преступления, а также заключенные под стражу должны содержаться в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью, иное противоречит международным нормам.


Неприкосновенности жилища (ст.25) обеспечивает право неприкосновенности частной жизни, уважение личной и семейной тайны, а также чести и достоинства личности в уголовном судопроизводстве. Ограничение неприкосновенности жилища допускается только при наличии тому оснований и в порядке, строго предусмотренном законом. Так, в соответствии с ч.1 ст.12 УПК РФ осмотр жилища допускается как с согласия проживающих в нем лиц, так и на основании судебного решения.

Конституция РФ устанавливает, что каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения (ч.2 ст.23). Информация, полученная кем-либо с нарушением тайны корреспонденции, признается недопустимым доказательством и не может использоваться в судопроизводстве.

Рассматриваемый принцип очерчивает пределы допустимых ограничений прав граждан в судопроизводстве и гарантирует их соблюдение государством в лице его правоохранительных органов.


12. Осуществление правосудия только судом.

Этот принцип закреплен в ч.1 ст.118 Конституции РФ и конкретизирован в ст.4 ФКЗ «О судебной системе РФ»: правосудие в РФ осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ». Эти суды осуществляют судебную власть посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных ФКЗ, не допускается.

Принцип осуществления правосудия только судом следует рассматривать в нескольких аспектах.

  1. Особую деятельность, именуемую «правосудием», может осуществлять только суд. Это означает что на какой-либо другой гос.орган не может быть возложена обязанность по осуществлению правосудия.

  2. Судом, имеющим полномочия по осуществлению правосудия, может быть признан только тот орган, который создан исключительно на основании Конституции РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ». В связи с этим судебная система России определена исчерпывающим перечнем судов. Учреждение иных судов возможно только путем внесения изменений и дополнений в указанные норм.акты.

  3. Правосудие может осуществляться только тем судом, который отвечает требованиям законности, компетентности и беспристрастности. Указанное положение прямо в законе не закреплено, но вывод о его существовании вытекает из анализа Конституции РФ (ст.18, 45,47, 119, 121, 123) и международно-правовых актов, а также судоустройственных и процессуальных законов РФ.

  4. Только суд может отменять или изменять акты правосудия. Это означает, что при осуществлении правосудия правом отмены или изменения судебных актов могут быть наделены исключительно суды, а не какие-либо иные гос.органы и должностные лица. Причем отменять или изменять судебные акты могут только вышестоящие суды.



13. Независимость судей и их подчинение только Конституции РФ и ФЗ.

Принцип независимости судей – важная гарантия самостоятельности судебной власти. Согласно ст.120 Конституции РФ судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и ФЗ.

Основные гарантии независимости судей установил Закон о статусе судей. Согласно ст9 этого Закона независимость судей обеспечивается:

  • наличием предусмотренной законом особой процедуры осуществления правосудия;

  • установлением под угрозой ответственности запрета на вмешательство кого бы то ни было в деятельность по осуществлению правосудия;

  • установлением порядка приостановления и прекращения полномочий;

  • правом судей на отставку;

  • неприкосновенностью судей;

  • системой органов судейского сообщества;

  • предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу;

  • наличием особой защиты государством не только судьи, но и членов его семьи и их имущества.

К числу дополнительных гарантий независимости судей относиться также: особая процедура назначения судей на должность, неограниченный срок их полномочий, несменяемость судей, особый порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности.

Независимость судей обеспечивается также правилами об отводе судей от участия в рассмотрении дела, предусмотренными в процессуальном законе, когда объективность и беспристрастность судьи по тем или иным причинам вызывает сомнения. Нарушение этого правила влечет признание приговора суда или иного судебного решения незаконным и их обязательную отмену.

Гарантией независимости судей служит строгое соблюдение процедуры осуществления ими правосудия. Рассмотрение и разрешение судами уголовных и гражданских дел происходит в предусмотренной законом процессуальной форме при обязательном проведении судебного заседания, причем соблюдение его распорядка распространяется на все участвующие в деле гос.органы и на всех лиц. Разбирательство дел во всех судах происходит гласно. Такое положение призвано оградить судей от незаконного вмешательства в отправлении ими правосудия.

Независимость судей гарантируется неприкосновенностью судьи. Он не может быть привлечен к административной и уголовной ответственности без соблюдения специальных процедур. Принцип независимости судей и подчинения их только Конституции РФ и ФЗ призван реально служить обеспечению законности, а также объективности при выполнении судами задач правосудия, прежде всего по защите прав и законных интересов граждан. Все права и интересы граждан могут быть обеспечены только действительно независимым судом.


14. Участие граждан в отправлении правосудия.

Конституция РФ закрепляет право граждан участвовать в отправлении правосудия (ч. 5, ст. 32). Это право является реализацией положения о непосредственном осуществлении народом своей власти (ч. 1, ст. 32 Конституции РФ). Такое участие чаще всего выражается в привлечении представителей народа к разбирательству гражданских и уголовных дел, принятию решений по ним, а иногда к выполнению иных функций (например, обвинения и защиты по уголовным делам).


В соответствии со ст. 8 Закона о судебной системе участие граждан в разбирательстве судебных дел и в принятии необходимых решений может проявиться в выполнении обязанностей народного заседателя, присяжного заседателя либо арбитражного заседателя. Избрание народных заседателей для судов общей юрисдикции основного звена должно происходить на собраниях коллективов по месту жительства или работы, в воинских частях и учреждениях. Срок полномочий — до пяти лет.

При разбирательстве судебных дел и принятии по ним решений народные заседатели пользуются практически равными правами с судьями-профессионалами. С участием народных заседателей рассматривается значительная часть судебных дел.

Присяжные заседатели привлекаются к разбирательству только уголовных дел.

Присяжные заседатели не должны, подобно народным заседате­лям, избираться населением или сослуживцами. Их положено отби­рать из числа граждан Российской Федерации, достигших 25-летнего возраста и отвечающих ряду других требований, установленных в ст. 80 Закона о судоустройстве (например, отсутствие судимости, дефектов здоровья, которые не дают возможности выполнять функции присяжного). На начальных этапах отбор производится путем случайной выборки из списков избирателей районов (городов) созда­ваемыми местной администрацией комиссиями. На последующих этапах, когда появляется необходимость подобрать присяжных для разбирательства конкретного уголовного дела, отбор осуществляется аппаратом суда и судьями с участием сторон. И на этом этапе отбо­ра присяжных пользуются методом случайной выборки или жере­бьевкой.

От народных заседателей присяжные отличаются также и пре­доставленными им по закону правами. Основное отличие — они впра­ве принимать решение (вердикт) лишь по так называемым вопросам факта (к примеру, о виновности или невиновности подсудимого, о наличии или отсутствии обстоятельств, смягчающих или отягчаю­щих его ответственность, и т.д.), а также и том, заслуживает или не заслуживает он снисхождения. В определении меры наказания осуж­денному и решении ряда других важных (преимущественно юридических) вопросов, которые могут возникнуть по конкретному уголов­ному делу, присяжные не участвуют.

В арбитражных судах доступ граждан к отправлению правосудия осуществляется посредством института арбитражных заседателей, который существует в арбитражных судах субъектов РФ. Права арбитражных заседателей в целом аналогичны правам народных заседателей, правда, доля дел в арбитражных судах, которые должны рассматриваться с участием арбитражных заседателей, значительно меньше доли дел в судах общей юрисдикции, которые должны рассматриваться с участием народных заседателей.

Среди иных форм привлечения представителей народа к участию в отправлении правосудия можно отметить институты общественного обвинения и общественной защиты.