Файл: otvety_na_voprosy_k_zachetu_mgyua_2010_icp_1_kurs_gvd.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2020
Просмотров: 655
Скачиваний: 1
75. Система и структура органов прокуратуры (основные положения).
Конституция РФ определяет, что прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», детализируя это положение, определяет прокуратуру как единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением действующих на ее территории законов, а также иные функции, установленные федеральными законами.
Важным проявлением качества прокуратуры РФ как единой федеральной централизованной системы является требование Закона о том, что образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ. Прокуроры субъектов Федерации и приравненные к ним прокуроры вносят соответствующие предложения Генеральному прокурору РФ, которые учитываются при принятии решений по организационным вопросам.
76. Система и задачи органов военной прокуратуры.
Военная прокуратура в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» есть составная неотъемлемая часть единой федеральной централизованной системы прокуратуры РФ. Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора РФ — Главный военный прокурор, который руководит деятельностью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию военных прокуроров и следователей, издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами.
Главный военный прокурор и подчиненные ему прокуроры обладают в пределах своей компетенции полномочиями, определенными Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», и осуществляют их независимо от командования и органов военного управления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
77. Генеральная прокуратура РФ. Состав и структура.
Состав. Генеральную прокуратуру Российской Федерации возглавляет Генеральный прокурор Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется коллегия в составе Генерального прокурора Российской Федерации (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором Российской Федерации.
Структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений - помощниками Генерального прокурора Российской Федерации.
В главных управлениях, управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров.
Генеральный прокурор Российской Федерации имеет советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. Первый заместитель и заместители Генерального прокурора Российской Федерации имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора Российской Федерации - Главным военным прокурором.
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации действует научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры.
78. Прокуратура субъекта РФ и приравненные к ней прокуратуры. Их состав.
Органы прокуратуры организуются в соответствии с административно-территориальным устройством РФ. Во всех субъектах Федерации действуют прокуратуры. Прокуроры субъектов Федерации назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов Федерации, определенными их конституциями (уставами).
Важное системное качество прокуратуры состоит в том, что прокуроры субъектов Федерации подчинены и подотчетны Генеральному прокурору РФ и освобождаются им от занимаемой должности. Они имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ.
Прокуроры субъектов Федерации руководят деятельностью прокуратур городов (районов), входящих в состав соответствующего субъекта Федерации.
В прокуратурах субъектов Федерации образуются управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). В этих прокуратурах устанавливаются должности: старших помощников и помощников прокурора, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров управлений и отделов.
В прокуратурах субъектов Федерации образуются коллегии в составе прокурора субъекта Федерации (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта Федерации. Коллегии представляют собой совещательный орган. Решения коллегий обязательны для исполнения нижестоящими прокурорами.
79. Прокуратура района и приравненные к ней прокуратуры. Их состав.
В системе прокуратуры РФ особое место занимают прокуратуры городского и районного звена. Это самое многочисленное звено прокурорской системы. Их цели, задачи, принципы организации и деятельности, функции и полномочия определены в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации».
Все территориальные прокуроры различных уровней осуществляют свои полномочия в соответствии с их компетенцией, установленной Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», а также нормами уголовно-процессуального, арбитражного, уголовно-исполнительного, административного и иного федерального законодательства.
Прокуроры городов и районов назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. Они подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ. Заместитель прокурора города (района), помощник прокурора города (района) назначаются на должность прокурором субъекта Федерации. Отбор кандидатов на эти должности и представление их в вышестоящую прокуратуру на утверждение есть непосредственная обязанность прокурора города (района). Кроме того, в компетенцию прокурора города (района) входит назначение на должность и освобождение от нее работников, не занимающих должности прокуроров и следователей.
Штатная численность прокуратур городов (районов) устанавливается Генеральным прокурором РФ.
80. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей.
Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей изложены в ст.40, 48 Закона о прокуратуре.
Общие требования:
-
гражданство РФ и отсутствие другого гражданства;
-
высшее юридическое образование, полученное в вузе, имеющем гос.аккредитацию;
-
обладание необходимыми профессиональными и моральными качествами;
-
годность по состоянию здоровья;
-
дееспособность;
-
отсутствие судимости, в том числе снятой и погашенной;
-
не быть лишенным по решению суда права занимать гос.должность гос.службы.
Дополнительные требования:
-
пройти процедуру оформления допуска к сведениям гос.тайны, если исполнение обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений;
-
прокурорские работники не должны быть подчинены или подконтрольны непосредственно близкому родственнику или свояку;
-
не должность прокурора города, района и приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, со стажем работы прокурором или следователем не менее 3 лет;
-
на должность прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, со стажем работы не менее 5 лет (Генеральный прокурор РФ вправе в исключительных случаях назначать на должность названных прокуроров лиц с опытом работы по юр.специальности на руководящих должностях в органах гос.власти);
-
на должность помощника прокурора и следователя в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся по юр.специальности в вузе, имеющем аккредитацию, и окончившие 3 курс;
-
на должность военных прокуроров и следователей назначаются лица годные по состоянию здоровья к военной службе, поступившие на военную службу, имеющие офицерское звание (в исключительных случаях на указанные должности могут назначаться гражданские лица).
81. Назначение прокуроров на должность, их подотчетность. Основания освобождения прокуроров от должности.
Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определяемыми субъектами Российской Федерации.
Прокуроры субъектов Российской Федерации подчинены и подотчетны Генеральному прокурору Российской Федерации и освобождаются им от занимаемой должности.
Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору Российской Федерации.
Сообщения о назначении прокуроров на должность и об освобождении их от должности публикуются в печати.
Законом установлен ряд требований к лицам, назначаемым на должности прокуроров. Основное – гражданство РФ. В случае, если кандидат отвечает всем требованиям, с ним при назначении на должность заключается трудовой договор.
Лица, замещающие должности прокуроров ежегодно представляют сведения о себе и членах своих семей, сведения о полученных ими доходах и принадлежащем на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения.
Прекращение службы в прокуратуре возможно как по собственному желанию, так и по инициативе руководителя органа или учреждения прокуратуры.
82. Генеральный прокурор РФ, порядок его назначения, полномочия.
Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.
Если предложенная Президентом РФ кандидатура на должность Генерального прокурора РФ не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент РФ в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру.
Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора РФ.
В отсутствие Генерального прокурора РФ или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель, а в случае отсутствия Генерального прокурора РФ и его первого заместителя или невозможности исполнения ими своих обязанностей — один из заместителей Генерального прокурора РФ в соответствии с установленным распределением обязанностей между заместителями.
Срок полномочий Генерального прокурора РФ пять лет.
Сообщение о назначении Генерального прокурора РФ на должность и об освобождении его от должности публикуется в печати.
Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению.
Совету Федерации Федерального Собрания РФ указанный доклад Генеральный прокурор РФ представляет лично на заседании палаты.
83. Понятие и задачи адвокатуры и адвокатской деятельности.
Адвокатская деятельность – это квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, в порядке, установленном Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», доверителям (физическим и юридическим лицам) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию (п. 1 ст. 1 ФЗ № 63-ФЗ).
Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов (объединением лиц, занимающихся адвокатской деятельностью) (п. 1 ст. 3 ФЗ № 63-ФЗ).
Как институт гражданского общества адвокатура не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления; действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов. В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи (п. 1-3 ст. 3 ФЗ № 63-ФЗ).
Адвокаты оказывают доверителям самую разнообразную юридическую помощь:
-
дают консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;
-
составляют заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;
-
представляют интересы доверителей в конституционном судопроизводстве;
-
участвуют в качестве представителей доверителей в гражданском и административном судопроизводстве;
-
участвуют в качестве представителей или защитников доверителей в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;
-
представляют интересы доверителей в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;
-
выступают в качестве представителей доверителей в налоговых правоотношениях;
-
оказывают иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом.
84. Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре РФ.
Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции РФ и состоит из Федерального закона № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», других федеральных законов, принимаемых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также из принимаемых в пределах полномочий, установленных Федеральным законом № 63-ФЗ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ (п. 1 ст. 4 Федерального закона № 63-ФЗ).