ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2020
Просмотров: 389
Скачиваний: 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ О. Е. КУТАФИНА (МГЮА)»
Кафедра истории государства и права
РИМСКОЕ ПРАВО
Рабочая программа учебной дисциплины
Направление подготовки:
юриспруденция
Квалификация (степень) выпускника:
бакалавр
Формы обучения:
очная, очно-заочная, заочная
Москва
Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
2014
1
Программа одобрена на заседании кафедры
1 июля 2014 года, протокол № 11.
Авторы
:
Мележик И. Н. — доцент
Филиппова Т. П. — доцент
Чупова М. Д. — ст. преподаватель
Рецензенты
:
Дорошенко Е. Н. — к. ю. н. доцент
Алебастрова И. А. — к. ю. н. доцент
Римское
право : рабочая программа учебной дисциплины / И. Н. Мележик, Т. П.
Филиппова, М. Д. Чупова. — М. : Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина
(МГЮА), 2014. — __ с.
В программе учтены положения ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01
«
Юриспруденция» (уровень бакалавриата).
© Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2014
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Тематические планы
3.1.1. Тематический план для студентов очной формы обучения
3.1.2. Тематический план для студентов очно-заочной формы обучения Юридического
заочного института
3.1.3. Тематический план для студентов заочной формы обучения Юридического
заочного института
3.1.4
. Тематический план для студентов очно-заочной формы обучения по ускоренной
программе Юридического заочного института
3.1.5
. Тематический план для студентов заочной формы обучения по ускоренной
программе Юридического заочного института
3.1.6. Тематический план для студентов заочной формы обучения по ускоренной
программе (группа выходного дня) Юридического заочного института
3.2. Содержание дисциплины (программа курса)
3.3. Лекции
3.3.1. Лекции для студентов очной формы обучения
3.3.2. Лекции для студентов очно-заочной формы обучения
3.3.3. Лекции для студентов заочной формы обучения
3.4. Практические занятия
3.4.1. Практические занятия для студентов очной формы обучения Института права
(все профили)
3.4.2. Практические занятия для студентов очно-заочной формы обучения
Юридического заочного института
3.4.3. Практические занятия для студентов заочной формы обучения Юридического
заочного института
3.4.4. Практические занятия для студентов очно-заочной формы обучения по
сокращенной программе Юридического заочного института
3.4.5. Практические занятия для студентов заочной формы обучения по сокращенной
программе Юридического заочного института
3.5. Самостоятельная работа студентов
4.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ,
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И
КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
1.
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения учебной дисциплины «Римское право»:
—
ознакомление бакалавров с системой и содержанием институтов римского
частного права классического периода (I –III в. н.э);
—
формирование у бакалавров понятийного аппарата, необходимого при изучении
таких дисциплин как гражданское право, гражданско-процессуальное право,
международное частное право, право Европейского союза и других дисциплин;
—
приобретение навыков анализы нормативных актов, решения конкретных
правовых ситуаций, консультирования граждан.
Изучение дисциплины «Римское право» в совокупности с другими учебными
дисциплинами обеспечивает подготовку бакалавров к следующим видам профессиональной
деятельности:
•
Правотворческая
•
Правоприменительная
•
Экспертно-консультационная
•
Научно-исследовательская
•
Педагогическая
В рамках учебной дисциплины осуществляется подготовка бакалавров к решению
следующих профессиональных задач:
а) правотворческая деятельность — подготовка нормативных правовых актов
б) правоприменительная деятельность — обоснование и принятие в пределах
должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с
реализацией правовых норм
в) экспертно-консультационная деятельность — оказание юридической помощи,
консультирование по вопросам права
г) научно-исследовательская деятельность — участие в проведении научных
исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности
д) педагогическая деятельность — преподавание юридических дисциплин;
осуществление правового воспитания
В результате освоения учебной дисциплины у бакалавров формируются следующие
общекультурные компетенции, необходимые при осуществлении профессиональной
деятельности:
—
осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладает
достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
—
обладать культурой мышления и способностью к обобщению, анализу, восприятию
информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
—
обладать способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную
и письменную речь (ОК-4);
—
стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7).
В результате освоения учебной дисциплины бакалавр должен обладать следующими
профессиональными компетенциями:
—
в правотворческой деятельности: способностью разрабатывать нормативные
правовые акты (ПК-1);
—
в правоприменительной деятельности: способностью квалифицированно
применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности,
4
реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной
деятельности (ПК-2);
—
в экспертно-консультационной деятельности: способностью квалифицированно
толковать нормативные правовые акты (ПК-7);
—
в научно-исследовательской деятельности: способностью квалифицированно
проводить научные исследования в области права (ПК-11);
—
в педагогической деятельности : способностью преподавать юридические
дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12); способностью
эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15)
В результате освоения учебной дисциплины бакалавр должен обладать следующими
дополнительными профессиональными компетенциями:
—
в правотворческой деятельности: способностью разрабатывать нормативные
правовые акты в области частного права, отражая настоящую волю и цели законодателя
(ratio legis), приближая действующее законодательство к подлинному ratio scripta (писаному
разуму) (ДПК-1);
—
в правоприменительной деятельности: способностью квалифицированно
применять нормативные правовые акты в материальном и процессуальном частном праве,
реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной
деятельности, основываясь на выработанных римской юриспруденцией принципах bona
fides
(доброй совести) и aequitas (справедливости) (ДПК-2);
—
в экспертно-консультационной деятельности: способностью квалифицированно и
логически толковать источники римского права и частные акты, основываясь в спорных
случаях на выявлении целей, которые ставили договаривающиеся стороны (lex contractus)
(
ДПК-3);
—
в научно-исследовательской деятельности: способностью квалифицированно
проводить научные исследования в области римского права, опираясь на новейшие
достижения отечественной и мировой романистики (ДПК-4);
—
в педагогической деятельности: способностью преподавать юридические
дисциплины, основываясь на знаменитых приемах instituere (разъяснение теоретических
вопросов) и instruere (присутствие учеников на консультациях, даваемые учителями;
выработка навыков, необходимых для самостоятельной практической деятельности,
способности исследовать и собирать доказательства) (ДПК-5); способностью эффективно
осуществлять правовое воспитание, вдохновляясь принципами (bona fides (доброй совести)
и aequitas (справедливости) (ДПК-6).
2.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Римское право относится к Б3.В.3 циклу ООП.
Изучение учебной дисциплины «Римское право» предполагает наличие у бакалавра
базовых познаний в области теории государства и права, истории государства и права
зарубежных стран. Знание латыни помогает уяснить сущность терминов,
сформировавшихся в римском праве и вошедших в язык современной юриспруденции.
Римское право представляет собой теоретическое основание и формулирует
значительную часть понятийного аппарата для таких дисциплин, как гражданское право,
гражданский процесс, международное частное право, право Европейского союза.
5