Файл: РПД Римское право(2).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2020

Просмотров: 383

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

Модель (особенности) самостоятельной работы студентов 

заочной формы обучения 

 

Максимальное использование методической литературы, разработанной кафедрой; 

 

Посещение консультаций преподавателей; 

 

Использование дистанционных технологий, с помощью которых осуществляется: 

a)

 

Консультирование обучаемых преподавателем, 

b)

 

Опросы студентов, 

c)

 

Свободное общение обучаемых, 

d)

 

Проведение тематических дискуссий. 

 
 
4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 

 

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация 

компетентностного  подхода  предусматривает  использование  различных  интерактивных 
методов проведения занятий (не менее 20 процентов аудиторных занятий), среди которых: 

 

Метод работы в малых группах; 

 

Метод  групповых  дискуссий,  с  помощью  которого  приобретаются  навыки 

коллективного взаимодействия; 

 

Метод  конкретных  ситуаций,  позволяющий  выработать  умение  и  навыки 

индивидуального или группового решения поставленных задач; 

 

Использование дистанционных форм подготовки для ознакомления с необходимым 

материалом  через  восприятие  текстового  и  схематического  индивидуального 
практикования, что способствует процессу интеллектуального развития. 

Внутри дистанционного курса можно выделить следующие формы работы: 
а)

 

самостоятельная работа студентов по освоению нового для себя, 

б)

 

организованная  коммуникация  между  участниками  курса  по  разным  схемам: 

студент-студент, студент-преподаватель. 

 
 

5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ 

ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И 

КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 

 
Контроль за самостоятельной работой студентов и оценка ее результатов может быть 

осуществлена  различными  методами.  Среди  них  первое  место  принадлежит  экспертному 
методу с его классическим подходом, который осуществляется: 

 

в устном опросе преподавателем студентов в ходе практического занятия; 

 

проверке предложенных студентам контрольных работ; 

 

оценке докладов, сообщений, с которыми студенты выступают на практических 

занятиях. 

Активно применяется тестирование, вопросы разработаны по всем учебным модуля 

 

Контрольные вопросы по курсу 

 

 

21 


background image

1.

 

Предмет и значение курса. Классификация римского права. 

2.

 

Периодизация истории римского права. Источники римского права. 

3.

 

Свод законов Юстиниана. 

4.

 

Иски. Понятие и виды. 

5.

 

Организация судебного процесса. Юрисдикция, подсудность. 

6.

 

Виды судебного процесса 

7.

 

Значение формулы в формулярном процессе. Составные элементы формулы. 

8.

 

Преторские формы защиты. 

9.

 

Лица в римском праве. Общее понятие право— и дееспособности. 

10.

 

Правовое положение римских граждан. Либертины. 

11.

 

Правовое положение латинов, перегринов. 

12.

 

Правовое положение рабов. 

13.

 

Колонат. 

14.

 

Юридические лица в римском праве. 

15.

 

Римская фамилия. Агнаты и когнаты. 

16.

 

Понятие и виды брака. Личные и имущественные отношения супругов. Конкубинат. 

17.

 

Порядок заключения и прекращения брака. 

18.

 

Правовые отношения родителей и детей. 

19.

 

Опека и попечительство. 

20.

 

Вещи. Понятие и виды. 

21.

 

Понятие права собственности. Особенности квиритского права собственности. 

22.

 

Установление и прекращение права собственности 

23.

 

Защита квиритской собственности. 

24.

 

Бонитарное обладание Отличительные признаки. Защита. 

25.

 

Понятие владения. Порядок установления и прекращения. Виды владения. 

26.

 

Защита владения. Интердиктное производство. 

27.

 

Сервитуты. Понятие, порядок установления, защита. 

28.

 

Виды сервитутов. Узуфрукт. 

29.

 

Суперфиций.  Понятие,  порядок  установления  и  прекращения,  права  и  обязанности 

суперфициария. 

30.

 

Эмфитевзис.  Понятие,  порядок  установления  и  прекращения,  права  и  обязанности 

эмфитевты. 

31.

 

Залоговое право. Понятие и формы залога. 

32.

 

Понятие  наследования:  универсальное  и  сингулярное  преемство.  Порядок 

наследования. 

33.

 

Наследование по закону. 

34.

 

Наследование по завещанию. 

35.

 

Завещательные отказы. 

36.

 

Обязательственное право. Понятие и виды обязательств. 

37.

 

Основания и прекращения обязательств. 

38.

 

Способы обеспечения обязательств. 

39.

 

Цессия в римском праве. 

40.

 

Понятие контракта (договора) в римском праве. Виды договоров. 

41.

 

Условия действительности договора. Пороки согласия. 

42.

 

Порядок исполнения договоров. Просрочка в исполнении. 

43.

 

Вербальные контракты. Стипуляция. 

 

22 


background image

44.

 

Литеральные контракты. Синграфы и хирографы. 

45.

 

Договор займа. 

46.

 

Договор ссуды. 

47.

 

Договор хранения. 

48.

 

Договор купли-продажи. 

49.

 

Договоры найма. 

50.

 

Договор товарищества. 

51.

 

Договор поручения. 

52.

 

Квази— контракты. Понятие и виды. 

53.

 

Безымянные контракты. Понятие и виды. 

54.

 

Пакты. Понятие и виды. 

55.

 

Деликты. Понятие и виды. 

56.

 

Квази-деликты. 

 
 

6. 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

 

Наименование 

раздела (темы) 

учебной дисциплины 

и коды 

формируемых 

компетенций 

Планируемый результат обучения 

(знания, умения, владение компетенциями) 

Понятие римского 

права, 

периодизация, 

классификация и 

источники. Римский 

судебный процесс. 

Лица. Брак и семья  
 
 
ОК-1 — ОК-9, ОК-12; 

ОК — 13 

ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-

8, ПК-9, ПК-12, ПК-15 

ПК-17-ПК-19. 

В результате изучения Римского права обучающийся должен 

Знать

:  

— 

особенности становления и развития римского права, суть 

рецепции римского права; 
— 

понятие права и дееспособности физических лиц, а также 

причины появления нового субъекта права — юридического 

лица; особенности римского брака и семьи. 

Уметь

— 

определить место предмета в системе юридических 

дисциплин; 
— 

применять нормы римского права при разрешении казусов, 

логично и грамотно излагать юридическую позицию по 

конкретному казусу. 

Владеть

— 

юридической терминологией, навыками работы с 

правовыми актами, навыками: анализа различных правовых 

явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых 

отношений, являющихся объектами профессиональной 

деятельности 

Вещное и 

наследственное 

право 
 
 
ОК-1, ОК-2, ОК-3, 

ОК-4, ОК-5, ОК-6, 

Знать

— 

понятие и классификацию вещей; 

— 

суть вещного права и его виды; 

— 

особенности различных вещных прав; 

— 

понятие универсального и сингулярного преемства при 

наследовании. 

Уметь

 

23 


background image

ОК-7, ОК-8, ОК-9, 

ОК-12, ОК-13, ПК-2 

ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-

9, ПК-12, ПК-15, ПК-

17, ПК-18, ПК-19 

— 

показать практическое значение классификации вещей, 

— 

разграничить различные виды вещных прав, 

— 

раскрыть характер отношений собственности; 

— 

раскрыть формирование необходимого наследования. 

Владеть

:  

— 

навыками сравнительного анализа различных вещных 

прав; 
— 

способностью выделить непреходящие черты вещных прав 

Обязательственное 

право 
 
 
ОК-1 — ОК-9, ОК-12, 

ОК-13, 

ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-

8, ПК-9, ПК-12, ПК-

15, ПК-17, ПК-18, ПК-
19 

Знать

— 

сущность и виды обязательств, их содержание, основание 

возникновения и прекращения обязательств; 
— 

понятие и виды контрактов (договоров), условия их 

действительности; 
— 

понятие и виды деликтов, а также иные основания 

обстоятельств. 

Уметь

— 

классифицировать контракты в зависимости от момента 

возникновения обязательства,  
— 

правильно определять предмет контракта, 

ответственность сторон. 

Владеть

— 

способностью определить конкретный договор или деликт; 

— 

навыками выделения особенностей каждого договора 

 
 

7

. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 

 

Источники 
 

1.

 

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / под ред. К.И. 

Батыра и Е.В. Поликарповой. — М.: Проспект, любой год издания. Т. 1. 

 

Основная литература 

 

1.

 

 

Римское частное право: учебник / под ред. И.Б. Новицкого, И.С. Перетерского. — 

М.: Юристъ, 2013. 

2.

 

Франчози, Дж. Институционный курс римского права. — М.: Статут, 2004. — 

428 

с. 

3.

 

Покровский И.А. История римского права. — М.: Статут, 2004.— 540 с. 

4.

 

Боголепов Н.П. Учебник истории римского права. — М.: Зерцало, 2004. — 568 с. — 

(Русское юридическое наследие). 

 

Дополнительная литература 

 
1.

 

 

Савельев  В.А.  Римское  частное  право  (Проблемы  истории  и  теории).  —  М.: 

Юристъ, 1995. — 175 с. 

 

24 


background image

2.

 

Санфилиппо  Чезаре.  Курс  римского  частого  права:  учебник  /  под  общ.  ред.  Д.В. 

Дождева; пер. с ит. И.И. Маханькова; Ин-т гос-ва и права Рос. акад. наук. — М.: БЕК, 2002. 
— 

400 с. 

3.

 

Соколовский  П.Е.  Договор  товарищества  по  римскому  гражданскому  праву.  — 

Киев: Тип. Имп. ун-та св. Владимира, 1893. — 304 с. 

4.

 

Дождев  Д.В.  Римское  частное  право:  учебник  /  ред.  В.С.  Нерсесянц.  —  2-е  изд., 

изм. и доп. — М.: Норма — Инфра-М, 2006.  

5.

 

Муромцев  С.А.  Гражданское  право  Древнего  Рима  :  монография.  —  М.:  Статут, 

2003.— 

685 с. — (Классика российской цивилистики). 

6.

 

Гарридо Мануэль Хесус Гарсиа. Римское частное право: казусы, иски, институты: 

пер. с исп. / отв. ред. Л.Л. Кофанов. — М. : Статут, 2005. — 812 с. 

7.

 

Суд и судьи в избранных фрагментах из Дигест Юстиниана = Indicivm et Ivdices. 

Fragmentis  ex  Digestis  Ivstiniani  Excerptis 

/ МГУ имени М.В. Ломоносова, Рос. акад. наук, 

Ин-т всеобщ. Истории, Центр изучения рим. права; предисл. Л.Л. Кофанова. — М.: Статут, 
2006. — 

734 с. 

8.

 

Барон  Юлиус.  Система  римского  гражданского  права:  в  6  кн.  —  СПб.:  Изд. 

Р. Асланова «Юрид. центр Пресс», 2005. — 1102 с. — (Антология юридической науки). 

9.

 

Кудинов  О.А.  Римское  право:  практикум.—  5-е  изд.,  стереотип.  —  М.:  Экзамен, 

2008. — 

287 с. 

10.

 

 

Ширвиндт А.М. Значение фикции в римском праве. — М.: Статут, 2013. — 255 с. 

 
 

8

. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ 

ДИСЦИПЛИНЫ 

 

 

Аудиторный фонд МГЮА; 

 

библиотека МГЮА; 

 

оборудование  для  дистанционного  проектирования  в  лекционных  залах  учебного 

материала; 

 

компьютерное  оборудование  и  программное  обеспечение,  включая  доступ  в 

Интернет. 

 

25