ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2020
Просмотров: 1573
Скачиваний: 7
Кафедра адвокатуры и нотариата
РИТОРИКА
Рабочая программа
Направление подготовки:
судебная экспертиза
Квалификация (степень) выпускника:
специалист
Форма обучения:
очная
Москва
Издательский центр Университета
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
2013
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени О.Е. КУТАФИНА (МГЮА)»
Автор:
Абрамова Н. А.
— кандидат педагогических наук, доцент
© Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2013
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом ре-
комендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 031003.65 «Судеб-
ная экспертиза».
Рецензент:
Петрова Т. В.
— кандидат юридических наук, доцент
Абрамова, Н. А.
Риторика : рабочая программа / Н. А. Абрамова. — М. : Издатель-
ский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2013. — 64 с.
Программа одобрена на заседании кафедры
12 декабря 2012 года, протокол № 18.
3
Оглавление
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ .................................... 4
2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ....................... 8
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ................... 9
3.1. Тематический план .................................................................... 9
3.2. Содержание дисциплины (программа курса) .......................... 10
3.3.
Лекции
.................................................................................... 14
3.4. Практические занятия ............................................................. 18
3.5. Самостоятельная работа студентов ........................................ 53
4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ............................................... 54
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ .................................. 55
6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
.............................................................. 60
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
..................................... 62
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
.............................................................. 63
4
1.
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
В рамках учебной дисциплины «Риторика» осуществляется подго-
товка к профессиональной деятельности судебных экспертов по оказа-
нию всем заинтересованным лицам различных видов квалифицированной
юридической помощи.
С учетом данных положений специалист должен решать следующие
профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной
деятельности.
Правоприменительная деятельность:
понимание задач профессионального общения, т.е. особенностей
профессиональной коммуникации;
умение выражать свою точку зрения;
составление юридических документов.
Правоохранительная деятельность:
обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности,
общества и государства;
защита частной, государственной, муниципальной и иных форм
собственности.
Экспертно-консультационная деятельность:
консультирование по вопросам права;
осуществление правовой экспертизы документов.
Педагогическая деятельность:
осуществление правового воспитания.
Целями
освоения учебной дисциплины « Риторика» являются:
1) овладение риторическими знаниями о сути, правилах и нормах
общения судебного эксперта, о требованиях к речевому поведению в раз-
личных коммуникативно-речевых ситуациях;
2) формирование коммуникативной компетентности судебного экс-
перта;
3) овладение нормами и правилами речевого поведения судебного
эксперта;
4) овладение умениями решать коммуникативные и речевые задачи
в конкретной ситуации общения;
5) формирование у студентов представлений о значении языка как
инструмента организации профессиональной деятельности;
6) формирование чувства языковой компетентности, уверенности в
индивидуальном речевыражении;
7) овладение опытом анализа и создания профессионально-значи-
мых типов высказываний;
5
8) овладение навыками производить риторический анализ текста
звучащей деловой речи;
9) понимание стиля и нормы профессионального поведения судеб-
ного эксперта;
10) формирование знаний о практической роли языка в создании
оптимальных форм профессиональных взаимодействий судебного экс-
перта;
11) овладение основными профессиональными жанрами, связан-
ными с юридической деятельностью;
12) овладение культурой мышления, позволяющей воспринимать,
обобщать, анализировать фактическую и правовую информацию;
13) выработка умения логически верно, аргументированно и ясно
строить устную и письменную речь;
14) привитие навыков выступления перед аудиторией, в том числе
судебной, с использованием необходимых и уместных риторических и
психологических приёмов;
15) закрепление этических основ отношений с доверителями,
судами и правоохранительными органами, другими участниками судопро-
изводства, коллегами по профессии;
16) воспитание психологической устойчивости в стрессовых ситуа-
циях и умения быстро и правильно находить в них решения возникающих
правовых вопросов;
17) выработка привычки к постоянному повышению своей квалифи-
кации;
18) воспитание умения критически оценивать свои речевые возмож-
ности, делать соответствующие выводы из допущенных ошибок, находить
эффективные пути и средства их устранения;
19) осознание публичного характера профессии судебного эксперта
и значения оказания квалифицированной юридической помощи в совре-
менном обществе.
В результате освоения дисциплины студент должен:
1. Знать:
категориальный аппарат риторики как науки; законы общей
риторики; суть, правила и нормы общения; требования к речевому пове-
дению юриста в различных коммуникативных ситуациях; специфику юри-
дического общения, особенности коммуникативно-речевых ситуаций,
характерных для профессионального общения; приемы анализа речевого
поведения.
2. Уметь:
формулировать и представлять позицию доверителя; ори-
ентироваться в ситуации профессионального общения; анализировать
и оценивать характер общения и созданные в процессе общения тексты;
формулировать и реализовывать коммуникативное намерение (цель