Файл: pravo_intellektualnoy_sobstvennosti_seminar_1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2020

Просмотров: 728

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что выбор формы авторского вознаграждения зависит от нескольких факторов, в том числе и от степени доверия участников соглашения друг к другу. При этом необходимо учитывать, что какого-то идеального способа определения авторского вознаграждения нет. Экономическая ситуация в стране, когда невозможно достоверно спрогнозировать развитие событий, многократно увеличивает риск ошибки. Решение проблемы посредством увязки с более твердой валютой либо с МРОТ несколько сглаживает положение, но и это не гарантирует в полной мере интересы обеих сторон договора. В таких сложных условиях можно посоветовать сторонам зафиксировать в авторском договоре специальные положения, касающиеся корректировки вознаграждения при наступлении определенных событий. Практически важным является вопрос о том, входит ли цена авторского договора в число его существенных условий. Если да, то несогласование сторонами данного условия приведет к признанию договора незаключенным. Обратимся к абз. 1 п. 1 ст. 31 Закона «Об авторском праве и смежных правах», из которого следует, что авторский договор должен включать в себя «размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, а также порядок и сроки его выплаты». Но в отличие от некоторых условий, которые также названы законом «существенными», к примеру условий о сроке и территории передачи авторского права, цена авторского договора устанавливается только соглашением сторон. В данном случае, на наш взгляд, нельзя применять ст. 424 ГК РФ, предусматривающую, что не определенная возмездным договором цена может быть установлена через цену, которая при сравнительных обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы, услуги. Произведение, являющееся результатом творческой деятельности и благом нематериальным, нельзя приравнять к материальным вещам и оценить по средним ставкам. В связи с этим цена авторского договора должна рассматриваться как существенное условие, т.е. оно подлежит обязательному определению сторонами под угрозой признания договора незаключенным. Цена авторского договора согласовывается сторонами по собственному усмотрению. Исключений из этого правила нет, не влияют на него даже нормативно установленные минимальные ставки авторского вознаграждения. Такие ставки вводятся Правительством РФ во исполнение абз. 2 п. 3 ст. 31 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах». Например, постановлением Правительства РФ "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства" от 21 марта 1994 г. установлены минимальные ставки авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений, их звукозапись, сдачу экземпляров звукозаписей и аудиовизуальных произведений в прокат, воспроизведение произведений изобразительного искусства и тиражирование в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства. Данные ставки авторского вознаграждения подлежат применению, если иное не предусмотрено авторским договором. Вышеизложенное следует понимать так, что по согласованию сторон авторское вознаграждение может быть установлено и в любом ином размере, в том числе и меньшем, чем предусмотрено постановлением. Другими словами, установленные постановлением минимальные ставки в отношении отдельных авторских договоров играют роль ориентира, призванного помочь сторонам определиться в вопросе о размере авторского вознаграждения. Основным же назначением данных ставок является их применение в лицензионных договорах, которые заключаются между пользователями произведений и организациями, управляющими имущественными правами авторов на коллективной основе. В этой же области применяется постановление Правительства РФ от 29 мая 1998 г. № 524 «О минимальных ставках авторского вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г.»


 

Виды авторских договоров.

Авторский договор имеет несколько видов. Проанализируем каждый из них в отдельности.

Авторский договор о передаче исключительных прав. Закон «Об авторском праве и смежных правах» (ст. 30) разрешает использование произведения в пределах, установленных авторским договором о передаче исключительных прав на произведение, только лицу, которому эти права передаются, и дает ему право запрещать подобное использование другим лицам. Это же право имеет и сам автор произведения, но только в том случае, если лицо, которому переданы исключительные права, не осуществляет его защиту. Однако нужно сказать, что пользователь заинтересован в заключении именно этого договора, поскольку он становится фактическим владельцем творческого произведения, что дает дополнительную возможность извлекать максимальную выгоду, продавая неисключительные права на данное произведение другим лицам.

Следует отметить и другое: если автор произведения расстался со своими исключительными правами вследствие заключения договора о передаче исключительных прав на произведение, он все равно сохраняет личные неимущественные права, а также право наблюдать за использованием пользователем прав на произведение и предпринимать некоторые действия в отношении третьего лица, если им нарушены права пользователя. Другими словами, автор может вмешиваться в отношения между пользователем и третьим лицом. В этом заключается отличие данного договора от общих норм гражданского законодательства.

Следующим видом авторского договора является авторский договор о передаче неисключительных прав. В п. 3 ст. 30 Закона «Об авторском праве и смежных правах» сказано, что пользователь, имеющий неисключительные права по авторскому договору, может использовать произведение наравне с лицом, обладающим исключительными правами. Там же в п. 4 права называются неисключительными, если в договоре прямо не установлено обратное. Для самого автора предпочтительнее форма договора, при которой он оставляет за собой исключительные права на использование произведения, т.е. авторский договор о передаче неисключительных прав.

Существует также авторский договор на использование произведений, заключаемый в форме лицензионного соглашения. Он используется в случае публичного исполнения, воспроизведения звукозаписи и при других видах использования произведений, имущественными правами в отношении которых управляет РАО или иная подобная организация. В этом соглашении четко определяются разрешенные пользователю способы использования произведений; размер вознаграждения за использование, обычно устанавливаемый на уровне минимальных ставок; порядок и периодичность представления отчетности об использовании произведений; условия досрочного прекращения действия соглашения; ответственность за нарушение его условий и др. Лицензия выдается, как правило, на один год с возможностью автоматического продления ее действия на новый срок. При этом организация, управляющая имущественными правами авторов на коллективной основе, не может отказать пользователю в выдаче лицензии без достаточных оснований, а сами условия лицензий должны быть одинаковыми для пользователей одной категории. Если пользователь хочет получить лицензию на воспроизведение фонограммы, ему надо оформить специальную заявку на каждый альбом с указанием тиража, срока воспроизведения, вида материального носителя, репертуара и других реквизитов. Игнорирование данного требования рассматривается в судебной практике как бездоговорное использование произведения.


Авторский договор заказа также является одним из видов авторского договора. Он отличается от авторского договора купли-продажи тем, что автор обязуется создать произведение в соответствующие сроки и передать его заказчику. В свою очередь заказчик обязан в счет установленного договором вознаграждения выплатить автору аванс. Размер, сроки и порядок выплаты аванса определяются в договоре по соглашению сторон. Подобный договор заказа будущему автору произведения выгодно заключить с заинтересованной стороной в случае наличия идеи о создании творческого произведения, но при отсутствии средств на это. При заключении авторского договора заказа на еще не созданное произведение заказчику рекомендуется предусмотреть как можно более длительный срок действия договора и как можно меньше оснований о его расторжении по инициативе автора, иначе при определенном стечении обстоятельств могут возникнуть осложнения. Например, может получиться так, что автор намеренно не будет выполнять свои обязательства по созданию произведения или же будет скрывать уже созданное произведение от заказчика. Возможна и следующая ситуация: по истечении срока действия авторского договора заказа автор выплачивает заказчику убытки и упущенную выгоду, которая, конечно, будет максимально занижена, затем создает произведение и становится обладателем исключительных прав на него. Такой же неблагоприятный исход ожидает заказчика в случае, если автор предусмотрел в договоре возможность для себя его "безболезненного" расторжения в одностороннем порядке, а заказчик легкомысленно согласился с этим условием.

Следует добавить, что нельзя получить авторские права на идею или еще не созданное произведение. В заключение можно отметить, что авторский договор заказа выгоден прежде всего заказчику, особенно если идея создания произведения принадлежит ему.

Еще одним видом авторского договора является авторский договор на готовое произведение. Фактически данный договор представляет собой договор купли-продажи имущественных прав. В соответствии с п. 3 ст. 454 ГК РФ к указанным отношениям применяются общие положения о купле-продаже, при условии, что из содержания или характера предаваемых прав не вытекает иное. Исходя из данной статьи, можно сделать вывод, что к авторскому договору на готовое произведение применяются общие нормы гражданского права об обязательствах и договорах, а также общие положения о купле-продаже.

Таким образом, как явствует из сказанного, по авторскому договору на готовое произведение автор обязуется продать, а пользователь купить определенные права на использование творческого произведения и заплатить за них определенную цену.

Издательский договор является одним из самых распространенных видов авторского договора. Данным договором регулируются вопросы, связанные с изданием и переизданием произведений, которые могут быть представлены на бумажном носителе. К таковым относятся произведения литературы (научные, художественные и др.), музыкальные произведения, произведения изобразительного искусства и т.п. В силу указанных причин издательский договор наиболее подробно регламентируется законодательством, нередко он служит темой для специальных научных работ. Часто случается так, что выводы, первоначально сделанные на базе применения норм об издательском договоре и сложившейся практики разрешения споров, позднее применяются и к иным авторским договорам.


В последнее время стал очень часто возникать вопрос: утрачивает ли автор право на обнародование произведения в случае передачи имущественных прав по издательскому договору на данное произведение? На сегодняшний день практика исходит из того, что данное право автор утрачивает. Например, некоторые издательства включают в авторский договор пункт, который запрещает автору самостоятельно обнародовать свое произведение. Хотя если обратиться к ст. 15 Закона «Об авторском праве и смежных правах», то можно увидеть следующее: к числу личных неимущественных прав, помимо прочих, относится право автора обнародовать или разрешать обнародование произведения в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв. При этом в данной статье особо подчеркивается, что личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения. Таков закон, и никакой пункт авторского договора не в состоянии его пересмотреть, поскольку в соответствии с п. 7 ст. 31 указанного выше закона условия авторского договора, противоречащие его положениям, являются недействительными. Несмотря на такую недвусмысленную позицию законодателя, существует множество издателей, которые навязывают авторам обязательство об отказе от личных неимущественных прав. Тем самым нарушается закон. Такая ситуация во многом обусловлена правовой неосведомленностью авторов, которой умело пользуются при заключении договора их контрагенты.




  1. Сроки действия авторских прав

Согласно Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах" авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти.

При этом право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.

Автор вправе в том же порядке, в каком назначается исполнитель завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану права авторства, права на имя и права на защиту своей репутации после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.

При отсутствии таких указаний охрана права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора после его смерти осуществляется его наследниками или специально уполномоченным органом Российской Федерации, который осуществляет такую охрану, если наследников нет или их авторское право прекратилось.

Авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует в течение 50 лет после даты его правомерного обнародования.

Если в течение указанного срока автор произведения, выпущенного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то применяется положение абзаца первого пункта 1 настоящей статьи.


Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов.

Авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 50 лет после его выпуска.

В случае, если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок охраны прав, предусмотренныйнастоящей статьей, начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации.

В случае, если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав, предусмотренный настоящей статьей, увеличивается на 4 года.

Исчисление сроков, предусмотренных настоящей статьей, начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.

Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в общественное достояние.

Произведения, которым на территории Российской Федерации никогда не предоставлялась охрана, также считаются перешедшими в общественное достояние.

Свободное использование произведений


Случаи свободного использования произведений науки, литературы и искусства относятся к ограничениям авторского права и являются специальными изъятиями из общего режима действия исключительного права, устанавливаемыми законом в общественных интересах. Как правило, свободное использование осуществляется без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения (за исключением случая, предусмотренного ст. 26 Закона об авторском праве).

Свободное использование ограничено определенными пределами, установленными законом. Во-первых, оно возможно только в отношении правомерно обнародованных (или опубликованных) произведений. Исключение составляют только случаи публичного исполнения музыкальных произведений во время официальных или религиозных церемоний и воспроизведения произведений для судебных целей (ст. 22 и 23 Закона об авторском праве). Во-вторых, оно не ограничивает личные неимущественные права автора, так как практически во всех случаях свободного использования закон требует указывать имя автора и источник заимствования. В-третьих, свободное использование допустимо только при условии, если оно: а) не наносит неоправданного ущерба нормальному использованию произведения; б) не ущемляет необоснованным образом законные интересы автора (п. 5 ст. 16 Закона об авторском праве). Круг случаев свободного использования произведений не подлежит расширительному толкованию.
Свободное использование в личных целях. Без согласия автора и  без выплаты вознаграждения можно воспроизводить правомерно обнародованное произведение исключительно в личных целях (ст. 18 Закона об авторском праве). Это правило не распространяется на воспроизведение: 1) аудиовизуальных произведений или звукозаписей произведений исключительно в личных целях в соответствии со ст. 26 Закона об авторском праве (осуществляется без согласия автора, но с выплатой вознаграждения); 2) баз данных или существенных частей из них, а также программ для ЭВМ (с согласия автора и с выплатой вознаграждения, кроме случаев, предусмотренных ст. 25 Закона об авторском праве); 3) произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений, а также репродуцирования книг (полностью) и нотных текстов (только с согласия автора и за вознаграждение).