ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2020

Просмотров: 651

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Субъектами договора франчайзинга могут быть только коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, что отличает договор франчайзинга от иных договоров в сфере использования результатов интеллектуальной деятельности. Однако следует иметь ввиду, что право на фирменное наименование может принадлежать только юридическому лицу – коммерческой организации, а не физическому лицу – индивидуальному предпринимателю. При этом обязанности правообладателя и пользователя могут быть подразделены на две группы:

? обязанности по отношению друг к другу;

? обязанности по отношению к потребителям товаров (работ, услуг).

Прекращение договора коммерческой концессии возможно как по истечении срока, указанного в договоре, так и досрочно. Одностороннее расторжение договора возможно в случае существенного нарушения одной из сторон условий договора.

Договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКТР)

1. Данная группа договоров относится к классу договоров на выполнение работ.

2. Эти договоры относятся к договорам по оказанию услуг.

3. Это договоры о передаче ноу-хау, предметом которого могут быть как охраноспособные, так и неохраняемые объекты.

На основе изложенных позиций и анализа норм, регулирующих данный вид договора, можно выделить следующие характерные признаки данных договоров, отличающих их от подрядных и иных договоров.

1. Предметом договора являются не работы, а результаты творческой работы, что позволяет включить эти договоры в класс договоров об использовании прав на объекты интеллектуальной собственности (договоров заказа). Окончательный результат не может быть четко определен в договоре, указываются лишь предполагаемые параметры либо заданная тема.

2. Важным моментом в договоре является не только определение конечного результата и хода выполнения работ, но и условия дальнейшего использования созданных результатов. В договоре должна быть указана возможность либо запрет исполнителю передавать другим лицам объекты, полученные при выполнении работ.

3. Предмет договора включает в себя не только определенный результат интеллектуальной деятельности, но и порядок его достижения.

4. Риск недостижения соответствующего результата несет заказчик.

5. По договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязан научные исследования лично. Он вправе привлекать к исполнению договора на выполнение научно-исследовательских работ третьих лиц только с согласия заказчика.

6. Особым условием данных договоров является условие о конфиденциальности.

Договор о передаче ноу-хау

Другим юридическим способом передачи и приобретения возможности использовать результаты интеллектуальной деятельности является передача ноу-хау. По данному договору пользователю передается незапатентованная информация ноу-хау на условиях, определяемых соглашением. Как правило, данный договор является возмездным.


Договор о передаче ноу-хау не регламентирован российским законодательством, однако в соответствии с принципом свободы договора, предусмотренном ст. 421 Гражданского кодекса, ограничений для его заключения нет. Однако можно выделить целый ряд особенностей.



1. Предметом договора о передаче ноу-хау выступает фактическая информация, а не исключительные права на охраняемый объект.

2. Срок действия лицензионного договора ограничен сроком действия патента или свидетельства. Срок действия договора о передаче ноу-хау не имеет существенного значения и зависит главным образом от того, как долго существует фактическая монополия на информацию.

3. В договоре о передаче ноу-хау в отличии от лицензионных договоров необходимо особо оговорить условие о соблюдении конфиденциальности, т.к. невыполнение данного условия ведет к прекращению самой возможности существования договора. В лицензионном договоре права передаются на объект, информация о котором официальна опубликована, в связи с чем нет необходимости соблюдать ее конфиденциальность.

4. В договоре о передаче ноу-хау целесообразно предусмотреть выплату единовременной суммы, а не периодических платежей в зависимости от получения прибыли /роялти/, поскольку разработчики ноу-хау независимо от своей вины могут потерять «монополию».

5. Особый порядок прекращения договора. Среди оснований прекращения договора о передаче ноу-хау - утрата секретности информации, ее «обнародование», что не имеет никакого значения для лицензионного договора.





Лекция 8. Международно-правовая охрана объектов

интеллектуальной собственности



1. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС)

Особое место в числе многосторонних международных договоров, охватывающих сферу интеллектуальной собственности – Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), которое представляет собой универсальный договор, охватывающий все аспекты интеллектуальной собственности.

Предметом этого соглашения являются: авторские права и смежные права, товарные знаки, указания мест происхождения товаров, промышленные образцы и модели, изобретения, топологии интегральных микросхем и защита производственных секретов.

Впервые в многосторонней международной практике в соглашении содержатся обязательства государств-участников в отношении соблюдения международных стандартов охраны прав интеллектуальной собственности от всякого рода нарушений, а также правила по разрешению споров. Основной целью ТРИПС является не столько регулирование международных правоотношений в сфере интеллектуальной собственности, сколько обеспечение их реализации.

ТРИПС вступил в силу с 1 января 1995 г., и с этого момента государство, желающее вступить в ВТО, обязано применять все его положения. В настоящее время членами ВТО является более 140 государств, в том числе и бывшие республики СССР: Грузия, Киргизия, Латвия, Эстония.


Поскольку Российская Федерация также стремиться стать участником ВТО, то знание и исполнение положений названного соглашения весьма необходимо.

2. Международная охрана авторских прав

В соответствии с ЗоАП авторское право распространяется:

1) на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, независимо от гражданства авторов и их правопреемников;

2) на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, и признается за авторами - гражданами Российской Федерации и их правопреемниками;

3) на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) - гражданами других государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Необходимость принятия таких международных договоров возникла уже в 19 веке. Одним из первых международных договоров в сфере интеллектуальной собственности стала конвенция по защите авторских прав 1886 г. - Бернская конвенция по охране литературной и художественной собственности. С 1886 г. конвенция неоднократно пересматривалась и дополнялась. Российская Федерация присоединилась к этой конвенции в 1994 г. постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 г.. № 1224 «О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 г., Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 г. и дополнительным Протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 г. об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм».

Основными принципами конвенции являются:

1) принцип национального режима охраны авторских прав на литературные и художественные произведения, в соответствии с которым любому произведению, созданному в одной из стран-участниц Конвенции, в любой другой стране-участнице предоставляется такая же охрана, как и созданным в ней произведениям;

2) принцип возникновения авторских прав независимо от выполнения каких-либо формальностей: регистрации, депонирования и т.п.;

3) принцип предоставления охраны во всех странах-участницах Конвенции независимо от наличия охраны или срока ее действия в стране происхождения произведения.

Конвенция не содержит исчерпывающего перечня охраняемых произведений. Каждая из стран самостоятельно решает вопрос о правовой охране официальных текстов, нормативных, административных, судебных документов, произведений народного творчества.

Бернская конвенция предоставляет правовую охрану не только авторам, но и его правопреемникам в течение 50 лет после смерти автора. Для кинематографических произведений этот срок составляет 50 лет после первой публичной демонстрации фильма, а для фотографий и произведений прикладного искусства – 25 лет после создания произведения.


Конвенция предусматривает исключительное право автора на перевод, на воспроизведение в любой форме или любым способом, право на публичное исполнение, трансляцию произведения и др. Кроме имущественных прав за автором признаются личные (моральные) права, а именно право требовать признания авторства, право на неприкосновенность произведения.

Бернская конвенция действует с обратной силой и распространяет свое действие на те произведения, 50-летний срок охраны на которые не истек. Российская Федерация, присоединяясь к Бернской конвенции, сделала оговорку о том, что «действие Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений не распространяется на произведения, которые на дату вступления этой Конвенции в силу для Российской Федерации уже являются на ее территории общественным достоянием».

В Конвенции предусмотрены пределы осуществления исключительных прав, в частности, в интересах обучения, информационных и других целях. В этих случаях произведения может использоваться без согласия правообладателя.

Другим важнейшим многосторонним международным договором является Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 г. Основным принципом этой конвенции является принцип национального режима. Всемирная конвенция содержит ограниченный перечень материально-правовых норм и специально регулирует лишь право на перевод.

Всемирная конвенция действует без обратной силы. Срок охраны авторских прав 25 лет после смерти автора. Всемирная конвенция не предусматривает, что для возникновения авторских прав не требуется выполнения каких-либо формальностей. Любое Договаривающееся Государство, которое в соответствии со своим внутренним законодательством требует в качестве условия охраны авторского права соблюдение таких формальностей, как депонирование экземпляров, регистрация, оговорка об оставлении за собой прав, нотариальные удостоверения, уплата сборов, производство или выпуск в свет на территории данного государства, будет считать эти условия выполненными, если, начиная с первого выпуска этого произведения, все его экземпляры, будут иметь знак с именем лица, обладающего авторским правом, и с указанием года его первого выпуска. Знак, имя и год выпуска должны быть указаны таким способом и на таком месте, чтобы было ясно видно, что права автора охраняются.

На уровне стран СНГ в 1993 г. заключено Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав.

Российской Федерацией заключены двусторонние договоры в сфере авторского права с рядом стран, в частности, с Австрией, Чехословакией, Арменией, Польшей, Швецией и другими странами.

3. Международная охрана смежных прав

Права исполнителя признаются за ним в соответствии с внутренним законодательством РФ в случаях, если:


1) исполнитель является гражданином Российской Федерации;

2) исполнение, постановка впервые имели место на территории Российской Федерации;

3) исполнение, постановка записаны на охраняемую фонограмму;

4) исполнение, постановка, не записанные на фонограмму, включены в охраняемую передачу в эфир или по кабелю.

Права производителя фонограммы признаются за ним, если:

1) производитель фонограммы является гражданином Российской Федерации или юридическим лицом, имеющим официальное местонахождение на территории Российской Федерации;

2) фонограмма впервые опубликована на территории Российской Федерации.

Права организации эфирного или кабельного вещания признаются за ней в соответствии в случае, если организация имеет официальное местонахождение на территории Российской Федерации и осуществляет передачи с помощью передатчиков, расположенных на территории Российской Федерации.

Во всех остальных случаях смежные права иностранных физических и юридических лиц признаются на территории Российской

Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации. В числе наиболее важных многосторонних договоров в сфере смежных прав следует отметить Международную конвенцию об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций, принятую в Риме в 1961 году (Римская конвенция).

Основной принцип данной Конвенции – принцип национального режима, в соответствии с которым в любой стране, которая ратифицировала Римскую конвенцию граждане других стран- членов Конвенции получают такую же защиту, как и собственные граждане этой страны, то есть иностранные правообладатели подпадают под действие национального режима. Национальный режим предоставляется:

- артистам-исполнителям, являющимся гражданами государства, в отношении осуществляемых на его территории исполнений, их передачи в эфир либо первой записи;

- производителям фонограмм, которые являются гражданами государства, в отношении фонограмм, которые впервые были записаны или впервые опубликованы на его территории;

- вещательным организациям, штаб-квартиры которых расположены на территории государства, в отношении передач в эфир, осуществляемых с помощью передатчиков, расположенных на его территории.

Римская конвенция не имеет обратной силы.

Российская Федерация присоединилась к данной Конвенции в 2002 году в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 декабря 2002 г. N 908 "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций". Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм была принята в Женеве в 1971 г. Необходимость ее принятия была вызвана прежде всего слабой эффективностью Римской конвенции и массовым распространением контрафактных экземпляров фонограмм. Женевская конвенция обязывает участвующие в ней государства принять адекватные меры, обеспечивающие охрану прав производителей фонограмм от производства копий фонограмм без их согласия, от ввоза таких копий из-за границы и от их распространения среди публики. Российская Федерация присоединилась к этой Конвенции в 1994 г.