ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2020

Просмотров: 670

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Право на средства индивидуализации является составной частью права промышленной собственности по смыслу Парижской конвенции об охране промышленной собственности 1883 г.

Как институт ПИС право на средства индивидуализации слагается из относительно обособленных групп правовых норм (субинститутов), что соответствует структуре главы 76 ГК РФ:

- субинститут правовой охраны фирменных наименований;

- субинститут правовой охраны коммерческих обозначений;

- субинститут правовой охраны товарных знаков и знаков обслуживания;

- субинститут правовой охраны наименований мест происхождения товаров.

В отличие от результатов интеллектуальной деятельности, входящих в раздел промышленной собственности – технических, художественно-конструкторских и биологических решений, средства индивидуализации представляют собой не решения как таковые, а искусственные символы. Однако правом охраняются они не как простые слова или изображения, а как адресные символы, способные обозначить и выделить из общей массы (индивидуализировать) отдельных предпринимателей, их предприятия, и производимые ими товары или оказываемые услуги. Средства индивидуализации позволяют привлечь внимание потребителей к предлагаемой предпринимателем продукции, являются инструментом конкурентной борьбы и формирования собственной деловой репутации.

О.А. Городов выделяет следующие специальные принципы, положенные в основу правовой охраны средств индивидуализации:

1) принципы охраны товарных знаков:

- правило о недопущении использования в качестве товарных знаков государственных гербов, официальных знаков и клейм контроля и эмблем межправительственных организаций;

- принцип охраны знаков «такими, какие они есть» (означает возможность международной регистрации товарных знаков, в результате которой товарный знак будет подлежать правовой охране в других странах – участниках Парижской конвенции);

- положение о признании правовой охраны коллективных знаков (знаков, зарегистрированных за коллективом, которым могут пользоваться все лица, входящие в такой коллектив);

- правило о предоставлении правовой охраны общеизвестных знаков;

2) принципы охраны фирменных наименований, указаний происхождения и наименований мест происхождения товаров:

- принцип охраны фирменных наименований без обязательной подачи заявки о регистрации;

- правило, налагающее запрет на применение ложных указаний о происхождении товаров или личности производителя;

3) специфические принципы правовой охраны средств индивидуализации:

- облигаторный принцип предоставления правовой охраны средствам индивидуализации;

- предоставление правовой охраны средству индивидуализации на основании его государственной регистрации.

Право на топологии интегральных микросхем (ТИМС) – система правовых норм, регулирующих отношения, связанные с установлением, осуществлением и защитой интеллектуальных прав на ТИМС. Первый закон об охране полупроводниковой интегральной микросхемы был принят в США в 1984 г. Данный закон предполагал специальную (sui generis) правовую охрану данных объектов, отличающуюся как от патентной, так и от авторско - правовой охраны целым рядом особенностей. В 1986 г. странами - членами ЕЭС была принята Директива Совета о правовой охране топологий (topographies) полупроводниковых изделий. Первый в истории России правовой акт, посвященный правовой охране ТИМС, был принятии в 1992 г. (Закон РФ "О правовой охране топологий интегральных микросхем" от 23.09.1992) и вцелом отвечал требованиям Директивы Совета ЕЭС.


Принципы правовой охраны ТИМС в литературе обычно не выделяют, однако можно утверждать, что правовое регулирование в указанной области основывается на следующих положениях:

- предоставление правовой охраны ТИМС не зависимо от официальной регистрации;

- предоставление правовой охраны только оригинальным ТИМС (созданных творческим трудом автора);

- закрепление исключительных прав на одну и ту же ТИМС за всеми лицами, создавшими ее независимо друг от друга;

- правило о том, что юридически значимыми действиями с ТИМС является только ее использование в коммерческих целях.

Право на селекционные достижения – система правовых норм, регулирующих отношения, связанные с установлением, осуществлением и защитой интеллектуальных прав на биологические решения (сорта растений и породы животных).

В силу определенной специфики селекционных достижений, их правовая охрана имеет отличия от классической патентно-правовой охраны, что выражается в особенностях регистрации селекционных достижений (биологическое решение невозможно описать формулой) и некоторыми особенностями правового режима их использования.

Право на секрет производства – система правовых норм, регулирующих отношения, связанные с установлением относительно информации режима коммерческой тайны, ее использованием, распоряжением исключительным правом на такую информацию и его защитой.

Секреты производства охраняются только при условии их конфиденциальности (сохранении в тайне), а исключительное право на ноу-хау обеспечивает его обладателю возможность контролировать доступ к охраняемой информации.

3. Система источников права интеллектуальной собственности.

Источники правового регулирования (источники права) – это исходящие от государства или признаваемые им официально документальные способы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения.

Система источников ПИС имеет два уровня:

- уровень международно-правового регулирования;

- уровень национального правового регулирования;

Международные договоры и соглашения

Исторически сложилось так, что права интеллектуальной собственности имеют строго территориальное действие и охрану, т.е. действуют в пределах территории государства, в котором они возникли или признаны. Поэтому в ПИС значительная роль отводится международно-правовому регулированию.

Основные положения ПИС России нашли закрепление в следующих главнейших многосторонних международных соглашениях:

в области права интеллектуальной собственности в целом:

- Конвенция, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, заключенная в Стокгольме 14 июля 1967 г.

в области авторского права и смежных прав:

- Всемирная Конвенция об авторском праве, заключена в г. Женеве 6 сентября 1952 г.;


- Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений, заключена в г. Берне 9 сентября 1886 г.;

- Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства этих фонограмм 1971 г.;

- Международная конвенция прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г.;

- Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторских прав и смежных прав, заключено в г. Москве 24 сентября 1993 г. в области промышленной собственности:

- Парижская конвенция по охране промышленной собственности, заключенная в г. Париже 20 марта 1883 г.;

- Мадридское соглашение о международной регистрации знаков 1891г.;

- Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков 1989 г.

- Договор о законах по товарным знакам 1994 г. (TLT);

- Договор о патентной кооперации (РСТ) 1970 г.;

- Евразийская патентная конвенция 1994 г.;

- Локарнское соглашение об учреждении Международной классификации промышленных образцов 1968 г.;

- Гаагское соглашение о международном депонировании промышленных образцов 1925 г.;

- Будапештский договор о международном признании депонирования микроорганизмов для целей патентной процедуры 1977 г. в области охраны селекционных достижений:

- Соглашение о правовой охране сортов растений, заключенное в Москве в 2001 г.;

Россия имеет так же многочисленные двусторонние соглашения в области охраны интеллектуальной собственности, например:

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о взаимной охране авторских прав 1993 г.;

- Соглашение между СССР и Австрийской Республикой о взаимной охране авторских прав 1981 г.;

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности от 25 июня 1993 г.;

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности от 20 июля 1994 г.

Национальные источники ПИС

Правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности отнесено к исключительному ведению Российской Федерации (п. «о» ст. 71 Конституции РФ), поэтому все национальные источники ПИС – нормативные правовые акты – исходят от органов федеральной государственной власти.

Основу правового регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности составляют нормы Конституции РФ. Согласно ч. 1 ст. 44 Конституции РФ каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Важным конституционным положением является п. 2 ст. 44 Конституции РФ: «Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям». Данное положение нашло развитие в законодательстве об интеллектуальной собственности в виде нормативно установленной в пользу общественных интересов системы ограничений исключительных прав, т.н. случаев свободного использования объектов ИС без согласия правообладателей. Конституционной основой правовой охраны средств индивидуализации является положение, закрепленное в ч. 1 ст. 8 Конституции, согласно которому в России гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.


Важнейшим нормативно-правовым актом, содержащим нормы ПИС, является Гражданской кодекс РФ и в особенности его четвертая часть, принятая 18 декабря 2006 года и введенная в действие с 1 января 2008 г.

Из других Федеральных законов, содержащих нормы, регулирующие отношения, связанные с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, следует отметить:

- Федеральный закон от18 декабря 2006 № 231-ФЗ «О введение в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 26 июля 2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

- Федеральный закон от 29 июля 2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»;

- Федеральный закон от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе»;

- Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ;

- Федеральный закон «О геодезии и картографии» от 26 декабря 1995 г.;

- Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ;

- Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ.

Подзаконный уровень правового регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности составляют Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и ведомственные нормативные правовые акты.

Среди Указов президента РФ, содержащих нормы ПИС, можно выделить:

- Указ Президента РФ «О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения» от 5 декабря 1998 г. № 1471;

- Указ президента РФ «О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав» от 7 октября 1993 г. № 1607;

- Указ Президента РФ «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сферах науки и технологий» от 22 июля 1998 г. № 863;

- Указ Президента РФ « О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских, научно-исследовательских и технологических работ военного, специального и двойного назначения» от 14 мая 1998 г. № 556.

Важное значение в деле правового регулирования отношений, связанных с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации имеют акты Правительства РФ, прежде всего следующие:

- Постановление Правительства РФ от 02.12.2004 № 726 «О порядке распоряжения исключительным правом Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии»;

- Постановление Правительства РФ от 29.09.1998 № 1132 «О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения»;

- Постановление Правительства РФ от 16 июня 2004 г. № 229 «Об утверждении Положения о федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам»;


- Постановление Правительства РФ от 12 августа 1993 г. № 793 «Об утверждении Положения о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров и положения о регистрационных сборов за официальную регистрацию программ для электронных вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем»;

- Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1993 г. № 122 « Об утверждении Положения о патентных поверенных»;

- Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. «О мерах по реализации закона Российской Федерации «О селекционных достижениях»;

- Постановление Правительства РФ от 29 мая 1998 г. № 524 «О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г.»;

- Постановление Правительства РФ от 17 мая 1996 г. № 614 «О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)»;

- Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 года № 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства».

В систему источников ПИС входит достаточно большое число ведомственных актов, главным образом актов Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, бывшего Российского агентства по патентам и товарным знакам, а так же актов Государственного таможенного комитета, Министерства Финансов РФ, Минсельхозпродукции РФ. Вот основные из них:

- Приказ Роспатента от 25 февраля 2003 г. № 25 «О Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на официальную регистрацию программы для электронных вычислительных машин и заявки на официальную регистрацию базы данных.

- Приказ Роспатента от 6 июня 2003 г. № 82 «О Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на изобретение»;

- Приказ Роспатента от 6 июня 2003 г. № 83 «О Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на полезную модель»;

- Приказ Роспатента от 6 июня 2003 г. № 84 «О Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на промышленный образец»;

- Приказ Роспатента от 5 марта 2003 г. № 32 «О Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания»;

- Приказ Роспатента от 25.02.2003 № 24 «О Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара и заявки на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара»;

- Приказ Роспатента от 17.03.2000 № 38 «О Правилах признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации»;