ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.11.2020

Просмотров: 3009

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реально репрезентативная демократия обычно воплощается в парламентаризме системе правления, основанной на разделе­нии властей и верховенстве власти парламента, делегированной ему народом на выборах. При этом парламентарии рассматрива­ются не как представители отдельных избирательных округов, а как выразители интересов в первую очередь всего народа, ответ­ственные в своих решениях лишь перед собственной совестью.

Утверждаемый репрезентативной демократией принцип огра­ничения непосредственного участия масс в управлении получил специфическое обоснование и развитие в концепциях элитарной демократии. Как уже отмечалось, в этих теориях главным носите­лем демократических ценностей является не масса рядовых граж­дан, которая часто некомпетентна, неуравновешенна, поддается идеологическим влияниям и склонна к эгалитаризму, а элита, которая способна более эффективно управлять обществом и за­щищать ценности либеральной демократии. Масса же должна иметь право периодически контролировать элиту с помощью вы­боров, влиять на ее состав.

Демократия в этом случае правление элит, осуществляемое с согласия народа. Она сводится к способу образования власти, преимущество которого по сравнению с другими формами прав­ления состоит в обеспечении гласности и конкурентной сменяе­мости элит с помощью народного арбитража, осуществляемого на выборах. Развитие демократии связано не с расширением пря­мого участия масс в управлении, а с созданием эффективных механизмов рекрутирования результативной, эффективной эли­ты, подконтрольной народу.

Репрезентативные, в том числе элитарные, теории демокра­тии имеют как сильные, так и слабые стороны. В качестве глав­ных достоинств этой модели правления обычно отмечают ее спо­собность гарантировать свободный общественный строй и высо­кую эффективность в выполнении общественных задач. По мнению ее сторонников, репрезентативная демократия гарантирует порядок и политическую стабильность, оберегает общество от пре­ходящих массовых настроений и временных увлечений. Высокая эффективность представительной демократии объясняется раци­ональностью организации политической системы: четким разде­лением труда, более высокой по сравнению с прямой и плебис­цитарной демократиями компетентностью и ответственностью лиц, принимающих решения.

Если сторонники репрезентативной демократии всячески под­черкивают ее действительные, а порою и мнимые сильные сторо­ны, то противники акцентируют внимание на недостатках. К ним относят фактическое отстранение народа от власти в промежутке между выборами и тем самым отход от сути демократии как на­родовластия; неизбежную (вследствие сложной иерархической системы управления) бюрократизацию и олигархизацию власти, отрыв депутатов и чиновничества от простых граждан; приори­тетное влияние на политику наиболее сильных групп интересов и прежде всего капитала, сравнительно широкие возможности под­купа должностных лиц; нарастание в государстве авторитарных тенденций вследствие постепенного оттеснения законодателей исполнительной властью; слабую легитимацию власти вследствие почти полного отчуждения от нее граждан, их массовой полити­ческой апатии; ущемление политического равенства, возможнос­тей всех граждан участвовать в политическом процессе за счет чрезмерно больших полномочий представительных органов; ши­рокие возможности политического манипулирования, принятия неугодных большинству решений с помощью сложной многосту­пенчатой системы власти. Основные звенья механизма репрезен­тативной демократии (избиратель парламент правительство премьер-министр или президент бюрократия), принимая решения по своему усмотрению, в состоянии до неузнаваемости исказить волю избирателей.



П

Партиципаторная демократия


од влиянием усилившейся критики репрезентативной демократии, ее дей­ствительной удаленности от идеала народовластия как свободно­го и равного активного участия граждан в политике в
60—70-х гг. XX в. получили широкое распространение и реальное влияние на устройство институтов управления теории партиципаторной де­мократии. Они претендуют на максимальное соответствие нор­мативному идеалу демократии как народовластия и его приспо­собление к современному государственному и общественному устройству.

Эти теории исходят из трактовки демократии как универсаль­ного принципа организации всех областей общественной жизни, обеспечивающего уважение достоинства личности. Демократия должна быть везде в семье, школе, университетах, на произ­водстве, в партиях, государстве и т.д. В принципе в обществе не существует каких-либо областей, находящихся вне политики и не допускающих демократического участия. Граждане должны ак­тивно участвовать не только в выборе своих представителей, и даже не только в принятии решений на референдумах, собраниях и т.п., но и непосредственно в политическом процессе в под­готовке, принятии и осуществлении решений, а также в контро­ле за их реализацией.

Главными целями партиципации являются всесторонняя демо­кратизация общества, социальная эмансипация и общественная самореализация личности. Этим обеспечивается максимальный учет в политике интересов народа, прочная легитимация власти, преодоление политического отчуждения граждан. Участие мно­гих людей в управлении расширяет интеллектуальный потенциал для принятия решений, увеличивает вероятность их оптимиза­ции, а следовательно, повышается стабильность политической системы и эффективность управления. Кроме того, широкое учас­тие граждан в политическом процессе обеспечивает эффектив­ный контроль за должностными лицами, предотвращает злоупот­ребления властью, отрыв депутатов от народа, бюрократизацию чиновничества.

К радикальным вариантам теории партиципаторной демокра­тии примыкают политические концепции новых социальных дви­жений, например экологистов. Все эти теории объединены идея­ми децентрализации управления, прямого участия в нем широ­ких народных масс, развития самоуправления.

У партиципаторной демократии имеются не только сторон­ники, но и оппоненты. Ее критики утверждают, что демократия не может быть формой жизни, универсальным принципом ее ор­ганизации, поскольку лежащие в основе демократии идеи свободы и равенства с момента ее происхождения относятся лишь к взаи­моотношениям между гражданами и государством и противоречат естественному неравенству и принуждению, присущим некото­рым областям жизнедеятельности, например взаимоотношениям учителей и учеников, руководителей и подчиненных и т.д.


Предполагаемая партиципаторной демократией широкая политизация общества ведет к тоталитаризму или популистскому авторитаризму. Она ограничивает индивидуальную свободу, созда­ет угрозу частной собственности и предпринимательству, поскольку подчиняет личность решениям большинства, обычно склон­ного к уравнительности и идеологическим влияниям.

Кроме того, недостатками этой демократии являются низкая эффективность принимаемых решений вследствие недостаточной компетентности и эмоциональной неуравновешенности масс; снижение институциональной ответственности должностных лиц, поскольку важнейшие решения принимаются широким кругом никем не контролируемых и ни за что не отвечающих непрофес­сионалов; сложность и высокая стоимость практического осущест­вления; невозможность без принуждения привлечь к системати­ческому участию в управлении большинство граждан, важней­шие жизненные интересы которых обычно связаны с профес­сией, рабочим местом, доходами, семьей, досугом и т.д.

Как видно из приведенного выше анализа демократических теорий и форм, каждая из них имеет как достоинства, так и недо­статки. Реально существующая демократия в индустриально раз­витых странах мира стремится совмещать идеи самоуправления и партиципации (главным образом на местном уровне, а частично и на производстве) с представительством в масштабах всего госу­дарства. В целом же это преимущественно репрезентативная плю­ралистическая демократия, базирующаяся на либеральных ценнос­тях и учитывающая в большей или меньшей степени некоторые христианские и социалистические коллективистские идеи. Являет­ся ли она лучшей из существующих в современном мире форм правления, образцом политического устройства для всех народов и прежде всего России?


Глава 13

ПЕРЕХОД К ДЕМОКРАТИИ


§ 1. Нужна ли обществу демократия?

Распространение демократии в мире сложный и противо­речивый процесс. С момента возникновения Афинской респуб­лики демократические государства всегда оставались в меньшин­стве. В истории человечества после редких «приливов» демокра­тии, расширения числа демократических государств обычно сле­довали ее затяжные «отливы» сокращение численности тако­вых или вообще исчезновение на многие века. Любая ли страна готова к демократии и что она способна дать обществу и отдель­ным людям разрушение государственности, хаос и анархию или свободу, порядок и процветание? Ответы на эти вопросы осо­бенно актуальны для России и ряда других постсоциалистических государств, вступивших на путь демократизации общества.


Н

Ценностные обоснования демократии


а протяжении многих десятилетий либеральная демократия была одним их главных символов Запада в его борьбе с коммунистической идеологией и странами командного социализма. Это наложило свой отпечаток не только на обыден­ные, но и на научные представления о демократии, способство­вало массовому распространению идеализированных, явно завы­шенных оценок ее возможностей, проявившихся в попытках обо­снования демократии как универсальной и наилучшей формы политического устройства для всех стран и народов.


В

Демократия и свобода. Свобода как ценность


мировой политической мысли существуют
ценностные и ра­ционально-утилитарные обоснования демократии. Первые из них рассматривают демократию как самоценность (независимо от ее экономического и социального влияния), как реальное воплоще­ние в государственном устройстве важнейших общечеловеческих ценностей: свободы, равенства, социальной справедливости и т.п. Так ли это на самом деле? Насколько современная модель демо­кратии воплощает в себе эти ценности или способствует их реа­лизации и являются ли сами эти ценности общечеловеческими, т.е. признаваемыми и желаемыми всеми людьми или хотя бы их подавляющим большинством?


Одной из наиболее почитаемых демо­кратических ценностей является сво­бода. На протяжении тысячелетий многие из проявлений свободы не считались благом. Даже вели­чайший ум античности Аристотель считал предоставление людям возможности жить так, как это им заблагорассудится, признаком неправильных, плохих форм правления.

Некоторые цивилизации вообще не знали понятия свободы в его либеральном толковании, т.е. как независимости от государст­ва и общества. Так, в Китай либеральное понимание свободы при­несли европейские христианские миссионеры лишь в XIX в. Это общество исходило из естественности общественной и политичес­кой иерархии, построения государственного правления на основе таких принципов, как человечность, забота старших о младших и послушание последних, благовоспитанность, стыд и наказание.

Наиболее далеко в отрицании свободы, трактовке ее как анти­ценности зашла тоталитарная мысль. Глубоко раскрывая логику этого мышления, один из героев знаменитого романа Е. И. Замя­тина «Мы» отождествляет свободу с неорганизованным, диким состоянием человечества, оборотной стороной которого являют­ся преступления и несчастье105.

И хотя в современном мире тяга к свободе значительно уси­лилась, очень многие люди, если не подавляющее большинство, не раздумывая поменяют свободу, особенно политическую, на материальное благополучие, безопасность и порядок. Массовость такого отношения к свободе ставит под сомнение ценностное обоснование демократии как реального воплощения свободы в государственном устройстве.

Очевидно, что если сама свобода не считается многими наи­главнейшей общечеловеческой ценностью, то еще меньше на это может претендовать демократия, предполагающая осуществление лишь очень узкого аспекта свободы свободы политической. Как уже отмечалось, демократия вполне совместима с отсутстви­ем у индивида личной свободы и других прав, с тиранией боль­шинства. Да и применительно к политической свободе сам прин­цип демократии обычно не запрещает ее ограничение с помо­щью экономических, социальных, информационных и некото­рых других ресурсов, которые в рыночном обществе распределе­ны достаточно неравномерно.


Неотъемлемым для демократии является, таким образом, лишь один, формально-политический аспект свободы, предполагающий равное право граждан на участие в формировании органов влас­ти. Является ли это право ценностью для современных граждан?


Н

Ценность политической свободы


а протяжении тысячелетий вполне естественным и справедливым счита­лось правление монархов и аристокра­тии, исключающее всякую политическую свободу. С развитием ин­дивидуалистического мировоззрения и самосознания личности уси­лилась тяга людей к участию в делах государства, политическая свобода превратилась в одну из общественных ценностей. И все же несмотря на то, что политика оказывает достаточно большое влия­ние на жизнь современного человека, возможность свободного учас­тия в ее формировании, равноправного влияния на власть не счи­тается большинством граждан важнейшей ценностью.

Это объясняется прежде всего тем, что непосредственные жиз­ненно важные интересы граждан обычно лежат во внеполитических сферах и их реализация непосредственно не связана с демо­кратией. Политическая свобода может даже препятствовать их осуществлению. В таких случаях граждане, как правило, предпо­читают ограничивать свою свободу ради других жизненно важ­ных целей, например экономической эффективности, укрепле­ния безопасности и порядка и т.д. При этом демократия, реше­ния большинства вполне могут выступать инструментом ограни­чения индивидуальной, а иногда и всякой свободы, как это было, например, в случае демократической передачи верховной власти в Веймарской республике Гитлеру.

Относительно невысокий ценностный статус политической свободы в массовом сознании объясняется также неблагоприят­ным соотношением ее непосредственных «плюсов» и «минусов», личностных выгод и затрат. Прямая личная польза от активной реализации политических прав обычно невелика и часто вообще кажется сомнительной из-за малой вероятности способности от­дельного человека повлиять на принятие политических решений. Затраты же времени, энергии, а иногда и материальных средств, необходимые для эффективной политической деятельности, очень значительны. Поэтому с точки зрения текущих, узкоэгоистических интересов индивиду вообще невыгодно использовать поли­тическую свободу, участвовать в решении государственных и об­щественных вопросов. Хотя общественная деятельность способ­ствует самореализации человека, большинство людей все же пред­почитают политике другие сферы самоутверждения.

Относительно невысокая значимость для большинства лю­дей политической свободы и весьма слабая связь демократии и свободы ставят под сомнение ценностные обоснования де­мократии.


Н

Демократия, равенство,

социальная справедливость


е отличаются убедительностью и другие широко распространенные ценностные обоснования демократии, например ее отождествление с равенством и социальной спра­ведливостью. Сами эти понятия достаточно неоднозначно трак­туются различными людьми, в том числе и учеными.