ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.11.2020

Просмотров: 125

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ШАРЛЬ-ЛУИ МОНТЕСКЬЕ

(1689—1755)

1. Монтескье — один из зачинателей просветительского движения, автор многочисленных работ по самым различным вопросам науки. Большой вклад Монтескье внес в развитие права, истории, философии. Как художник сло­ва, Монтескье прославился романом «Персидские письма», оказавшим большое влияние на философские повести Вольтера.

2. Ш.-Л. Монтескье родился на юго-западе Франции в замке Бред вблизи Бордо в аристократической семье де Секонда. Свою фамилию Монтескье и титул барона он унаследовал от своего дяди, который также завещал ему свою пожизненную должность одного из президентов бордосского парламента (суда). Монтескье рано начал себя готовить к судейским обязанностям. После окончания духовного училища он начинает штудировать правоведение и приобретает в этой области весьма большие познания. В течение многих лет Монтескье занимался судейской деятельностью в своем родном городе, где завоевал большой авторитет и был избран членом местной академии.

В 1728 г. Монтескье покидает государственную службу, его все больше начинает интересовать искусство, его теория и история. В целях знакомства с выдающимися культурными памятниками старины он много разъезжает по Франции, а затем отправляется за границу. Пребывание в Англии, Италии, Германии, Нидерландах и в других странах значительно обогатило его знания, позволило накопить ценный материал для теоретических обобщений.

3. Наиболее значительными вехами в творческой биографии Монтескье были «Персидские письма» (1721), историко-философский трактат «Размышления о причинах величия и падения римлян» (1734) и капитальное исследование, настоящая энциклопедия по всем видам права «О духе законов» (1748), над которым он работал свыше двадцати лет.

4. Монтескье во многих сферах науки был ученым-новатором. Его новаторство заключалось прежде всего в стремлении искать истоки возникновения и исчезновения тех или иных общественных явлений в самой жизни. Эта мысль проходит красной нитью в его сочинении «Размышления о причинах величия и падения римлян».

5. В сочинении «О духе законов» Монтескье предпри­нимает попытку объяснить, в силу каких объективных причин возни­кают те или иные формы государственного правления или законы. Любое государство, по мысли Монтескье, — результат естественных условий, а не свободной воли людей. Поэтому он делает вывод о за­конности любой власти. Задача исследователя, как полагает Монтескье, заключается не в критике государственных институтов, а в раскрытии закономерностей, обусловивших их возникновение («Мой ум не имеет от природы склон­ности к порицанию. Я пишу не с целью порицать установления какой бы то ни было страны. Каждый народ найдет в моей книге объяснение существующих у него порядков... Если бы я мог сделать так, чтобы люди получили новые основания полюбить свои обязанности, своего государя, свое отечество и свои законы, чтобы они почувствовали себя более счастливыми во всякой стране, при всяком правительстве и на всяком занимаемом ими посту — я счел бы себя счастливейшим из смертных»).


6. Как художник Монтескье наиболее ярко проявил себя в «Персид­ских письмах». Это был первый образец во французской литературе философского романа в эпистолярной форме. В нем нет развернутой интриги, нет характеров, изменяющихся под воздействием обстоя­тельств. Главным «героем» здесь выступают мысли, знания об общест­ве, детально охарактеризованном с просветительских позиций. Ориги­нален был самый замысел — показать современную действительность через восприятие людей, не знакомых с европейской цивилизацией. Тем самым резче подчеркивались пороки феодального строя, те его стороны, которые казались нормальными для человека придворно-аристократической среды. Своеобразная форма критики французской общественной жизни, удачно найденная Монтескье, получила в дальнейшем блестя­щее развитие в философских повестях Вольтера.

7. В «Персидских письмах» налицо лишь элементы традиционного романа воспитания. Главный интерес их покоится на всякого рода рассуждениях, которые в общем потоке повествования занимают наи­более важное место. Действующие лица свободно, без определенного плана обмениваются мнениями по широкому кругу вопросов. Предме­том их обсуждения являются проблемы политические, религиозные, эстетические, моральные. Переписка в принципе могла бы длиться бес­конечно, если бы Узбек и его спутники не вынуждены были возвратить­ся на родину в связи с начавшимися беспорядками в серале. В этом смысле «романное начало» в «Персидских письмах» несет композицион­ную нагрузку, оно ограничивает философскую часть определенными рамками. Взаимоотношения Узбека с женами выполняют функцию обрамления. Философские идеи в собрании писем прослаиваются религиозными, смешиваются с моральными, эстетическими, затем снова появляются размышления на общественно-политические темы и т. д. Монтескье, видимо, стремился избежать упрека в рационалистичности, в заданности «Персидских писем». Ему хотелось создать впечатление достоверности изображаемого. И действи­тельно, Монтескье удалось кое-кого ввести в заблуждение.

8. Протагонист автора, перс Узбек - лицо, разумеется, ра­ционалистически заданное. Это тип просвещенного вельможи, осмелив­шегося говорить правду о положении при дворе шаха. Не достигнув поставленной цели, Узбек «решил удалиться из отечества», чтобы «по­знакомиться с западными науками». И вот Узбек и его друг Рика в Париже — центре европейской цивилизации. Поначалу они обсуждают внешние стороны парижского быта: архитектуру зданий, наряды жен­щин, ритм жизни, но постепенно в сфере их внимания оказыва­ются серьезные политические проблемы.

9. Узбек и Рика подвергают рез­кой критике французский абсолютизм, в частности деспотизм Людо­вика XIV. Они осуждают расточительность французского короля, его безмерное тщеславие, разорительные войны, предпринимаемые лишь для поддержания собственного престижа и т. д. Персы подчеркивают, что основой государственной политики должно быть человеколюбие, забота о подданных, а не стремление к показному величию. «Я был вчера во дворце инвалидов, — пишет Рика. — Будь я государем, мне было бы приятнее основать такое учреждение, чем выиграть целых три сражения. Там везде чувствуется рука великого монарха. Мне ка­жется, что это самое почетное место на земле». Письмо заканчивается замечательными словами, как нельзя лучше оттеняющими гуманизм Монтескье: «Мне хотелось, чтобы имена людей, павших за Родину, сохранялись в храмах и вносились в особые списки, которые были бы источником славы и благородства».


10. Просветительство Монтескье ярко проявляется в разоблачении колониальной политики европейских государств, приведшей к истреб­лению целых племен: «Испанцы, не надеясь удержать побежденные народы в повиновении, решили истребить их и послать на их место из Испании верных людей. Ужасный план был выполнен с необыкновенной точностью».

11. Особое значении в контексте собрания писем приобретает рассказ о троглодитах, изложенный Узбеком. История этого племени весьма поучительна. Думается, что в определенной степени в заключительных эпизодах выражен общественный идеал Монтескье.

12. Монтескье в «Персидских письмах» много внимания уделяет проблемам религии церкви. В своих религиоз­ных воззрениях он склонялся к деизму.

13. Во многом «Персидские письма» имеют нравоописательный характер. Монтескье выводит целую галерею социальных ти­пов, характерных для современного ему общества.

14. Особую линию «Персидских писем» представляют взаимоотноше­ния Узбека с сералем. Здесь гуманизм Монтескье преломляется особы­ми своими гранями. Писатель протестует против подавления естествен­ных чувств человека, против лишения его права свободы выбора в вопросах любви. Запертые в четырех стенах, превращенные в безгласных рабынь, в конце концов взбунтовались жены Узбека. Возмутилась их постоянно унижаемая человеческая гордость. Сетуют на свою судьбу ев­нухи, лишенные радостей жизни. Монтескье в равной мере претит как распущенность дворянства, так и тиранические порядки, принятые в гаремах.

В отношении к сералю Узбек ведет себя как тиран. Он совершенно не считается с интересами своих жен, с их желаниями. Они для него «недостойное отребье человеческой природы, подлые рабы». Отсюда его свирепые приказы об усмирении недовольных с помощью кровавых мер. Во всем этом виден вельможа, привыкший считаться только со своими настроениями и прихотями. Выступая критиком неразумных форм евро­пейской жизни, Узбек ведет себя как деспот в своих «владениях». В этом противоречивость его натуры. Грозное и справедливое обвинение бросает Узбеку Роксана, все существо которой возмущается против своего уни­зительного положения: «Как мог ты считать меня настолько легковер­ной, чтобы думать, что единственное мое назначение в мире — прекло­няться пред твоими прихотями, будто ты имеешь право подавлять все мои желания, в то время, как ты все себе позволяешь? Нет! Я жила в неволе, но всегда была свободна: я заменила твои законы законами природы, и ум мой был всегда независим».

15. Большое место в «Персидских письмах» занимают суждения эсте­тического плана. Монтескье живо интересовался вопросами эстетики. Ему принадлежит большое исследование «Опыт о вкусе в произведе­ниях природы и искусства», предположительно написанное в 50-е годы. Интересные высказывания эстетического характера содержатся в «Духе законов».


Как истинный просветитель Монтескье прежде всего высоко ставит общественное назначение искусств, к которым он относит не только собственно художественное творчество в различных его видах, но и ремесла.

16. На страницах «Персидских писем» представлена интересная переписка Реди с Узбеком по вопросу о том, благотворно или нет ска­залось развитие цивилизации на судьбах человечества. Реди придерживается негативной точки зрения: «Я слышал, что уже одно только изобретение бомб отняло свободу у всех народов Европы. Я содрогаюсь при мысли, что в конце концов откроют секрет, при помощи которого станет еще легче уничтожать людей».

Мнение Реди оспаривает Узбек, выражающий взгляды самого Монтескье. Он во многом согласен с Реди, но в то же время питает безграничную веру в разум людей. Узбек не разделяет опасений Реди и в том, что искусство ведет к изнеженности общества и способствует его гибели.

Писатель говорит о благотворном воздействии передового художественного творчества на общественные нравы, на сознание людей. В «Духе законов» он, в частности, много внимания уделяет сатире, отмечая ее благотворную роль в борьбе с общественными пороками.

Монтескье-эстетик подчеркивает субъективность человеческих представлений. Он неоднократно развивает мысль об относительности прекрасного и безобразного. Каждый народ, по его мнению, имеет свои эстетические вкусы и идеалы. По своему образу и подобию он создает себе богов, точно так же у него свои взгляды на красоту, целиком определяемые характером его жизни. «Мне кажется, — пишет Рика Узбеку, — что мы всегда судим о вещах не иначе, как в тайне применяя их к самим себе. Я не удивлюсь, если негры изобразят черта ослепительно белым, а своих богов черными, как уголь... Кто-то удачно сказал, что если бы треугольники создали себе бога, то они придали бы ему три стороны».

Монтескье убежден, что предметы и явления объективного мира эстетически нейтральны. Они получают ту или иную эстетическую оценку только благодаря взаимодействию с человеком. В «Персидских письмах» содержится интересная полемика по этому вопросу Узбека с муллой Мегеметом-Али. Мулла защищает церковную точку зрения, ссылается на Алкоран, где отдельные предметы строго разграничены в морально-эстетическом плане. Церковь не признает относительности эстетического суждения. «Мне кажется, — возражает Узбек мулле, — что сами по себе вещи ни чисты, ни нечисты: я не могу различить ни одного качества, присущего им от природы, которое делало бы их такими. Грязь кажется нам грязной только потому, что оскорбляет наше зрение или какое-нибудь иное из наших чувств, но сама по себе она не грязнее ни золота, ни алмаза». «Но, святой мулла, ведь такими соображениями опровергаются различия, установленные нашим божественным пророком, и основные положения закона, начертанные руками ангелов».


17. Монтескье был поборником искусства оригинального, свободного от подражательства: «Из всех писателей я боль­ше всего презираю компиляторов, которые набирают, где только могут, обрывки чужих произведений и вкрапливают их в свои, как цветочные клумбы в однообразный газон... Хотелось бы, чтобы люди уважали са­мобытные сочинения...» Собственное творчество Монтескье было глубо­ко оригинальным, основанным на учете морально-эстетических потреб­ностей времени.

5