ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.11.2020
Просмотров: 125
Скачиваний: 1
ШАРЛЬ-ЛУИ МОНТЕСКЬЕ
(1689—1755)
1. Монтескье — один из зачинателей просветительского движения, автор многочисленных работ по самым различным вопросам науки. Большой вклад Монтескье внес в развитие права, истории, философии. Как художник слова, Монтескье прославился романом «Персидские письма», оказавшим большое влияние на философские повести Вольтера.
2. Ш.-Л. Монтескье родился на юго-западе Франции в замке Бред вблизи Бордо в аристократической семье де Секонда. Свою фамилию Монтескье и титул барона он унаследовал от своего дяди, который также завещал ему свою пожизненную должность одного из президентов бордосского парламента (суда). Монтескье рано начал себя готовить к судейским обязанностям. После окончания духовного училища он начинает штудировать правоведение и приобретает в этой области весьма большие познания. В течение многих лет Монтескье занимался судейской деятельностью в своем родном городе, где завоевал большой авторитет и был избран членом местной академии.
В 1728 г. Монтескье покидает государственную службу, его все больше начинает интересовать искусство, его теория и история. В целях знакомства с выдающимися культурными памятниками старины он много разъезжает по Франции, а затем отправляется за границу. Пребывание в Англии, Италии, Германии, Нидерландах и в других странах значительно обогатило его знания, позволило накопить ценный материал для теоретических обобщений.
3. Наиболее значительными вехами в творческой биографии Монтескье были «Персидские письма» (1721), историко-философский трактат «Размышления о причинах величия и падения римлян» (1734) и капитальное исследование, настоящая энциклопедия по всем видам права «О духе законов» (1748), над которым он работал свыше двадцати лет.
4. Монтескье во многих сферах науки был ученым-новатором. Его новаторство заключалось прежде всего в стремлении искать истоки возникновения и исчезновения тех или иных общественных явлений в самой жизни. Эта мысль проходит красной нитью в его сочинении «Размышления о причинах величия и падения римлян».
5. В сочинении «О духе законов» Монтескье предпринимает попытку объяснить, в силу каких объективных причин возникают те или иные формы государственного правления или законы. Любое государство, по мысли Монтескье, — результат естественных условий, а не свободной воли людей. Поэтому он делает вывод о законности любой власти. Задача исследователя, как полагает Монтескье, заключается не в критике государственных институтов, а в раскрытии закономерностей, обусловивших их возникновение («Мой ум не имеет от природы склонности к порицанию. Я пишу не с целью порицать установления какой бы то ни было страны. Каждый народ найдет в моей книге объяснение существующих у него порядков... Если бы я мог сделать так, чтобы люди получили новые основания полюбить свои обязанности, своего государя, свое отечество и свои законы, чтобы они почувствовали себя более счастливыми во всякой стране, при всяком правительстве и на всяком занимаемом ими посту — я счел бы себя счастливейшим из смертных»).
6. Как художник Монтескье наиболее ярко проявил себя в «Персидских письмах». Это был первый образец во французской литературе философского романа в эпистолярной форме. В нем нет развернутой интриги, нет характеров, изменяющихся под воздействием обстоятельств. Главным «героем» здесь выступают мысли, знания об обществе, детально охарактеризованном с просветительских позиций. Оригинален был самый замысел — показать современную действительность через восприятие людей, не знакомых с европейской цивилизацией. Тем самым резче подчеркивались пороки феодального строя, те его стороны, которые казались нормальными для человека придворно-аристократической среды. Своеобразная форма критики французской общественной жизни, удачно найденная Монтескье, получила в дальнейшем блестящее развитие в философских повестях Вольтера.
7. В «Персидских письмах» налицо лишь элементы традиционного романа воспитания. Главный интерес их покоится на всякого рода рассуждениях, которые в общем потоке повествования занимают наиболее важное место. Действующие лица свободно, без определенного плана обмениваются мнениями по широкому кругу вопросов. Предметом их обсуждения являются проблемы политические, религиозные, эстетические, моральные. Переписка в принципе могла бы длиться бесконечно, если бы Узбек и его спутники не вынуждены были возвратиться на родину в связи с начавшимися беспорядками в серале. В этом смысле «романное начало» в «Персидских письмах» несет композиционную нагрузку, оно ограничивает философскую часть определенными рамками. Взаимоотношения Узбека с женами выполняют функцию обрамления. Философские идеи в собрании писем прослаиваются религиозными, смешиваются с моральными, эстетическими, затем снова появляются размышления на общественно-политические темы и т. д. Монтескье, видимо, стремился избежать упрека в рационалистичности, в заданности «Персидских писем». Ему хотелось создать впечатление достоверности изображаемого. И действительно, Монтескье удалось кое-кого ввести в заблуждение.
8. Протагонист автора, перс Узбек - лицо, разумеется, рационалистически заданное. Это тип просвещенного вельможи, осмелившегося говорить правду о положении при дворе шаха. Не достигнув поставленной цели, Узбек «решил удалиться из отечества», чтобы «познакомиться с западными науками». И вот Узбек и его друг Рика в Париже — центре европейской цивилизации. Поначалу они обсуждают внешние стороны парижского быта: архитектуру зданий, наряды женщин, ритм жизни, но постепенно в сфере их внимания оказываются серьезные политические проблемы.
9. Узбек и Рика подвергают резкой критике французский абсолютизм, в частности деспотизм Людовика XIV. Они осуждают расточительность французского короля, его безмерное тщеславие, разорительные войны, предпринимаемые лишь для поддержания собственного престижа и т. д. Персы подчеркивают, что основой государственной политики должно быть человеколюбие, забота о подданных, а не стремление к показному величию. «Я был вчера во дворце инвалидов, — пишет Рика. — Будь я государем, мне было бы приятнее основать такое учреждение, чем выиграть целых три сражения. Там везде чувствуется рука великого монарха. Мне кажется, что это самое почетное место на земле». Письмо заканчивается замечательными словами, как нельзя лучше оттеняющими гуманизм Монтескье: «Мне хотелось, чтобы имена людей, павших за Родину, сохранялись в храмах и вносились в особые списки, которые были бы источником славы и благородства».
10. Просветительство Монтескье ярко проявляется в разоблачении колониальной политики европейских государств, приведшей к истреблению целых племен: «Испанцы, не надеясь удержать побежденные народы в повиновении, решили истребить их и послать на их место из Испании верных людей. Ужасный план был выполнен с необыкновенной точностью».
11. Особое значении в контексте собрания писем приобретает рассказ о троглодитах, изложенный Узбеком. История этого племени весьма поучительна. Думается, что в определенной степени в заключительных эпизодах выражен общественный идеал Монтескье.
12. Монтескье в «Персидских письмах» много внимания уделяет проблемам религии церкви. В своих религиозных воззрениях он склонялся к деизму.
13. Во многом «Персидские письма» имеют нравоописательный характер. Монтескье выводит целую галерею социальных типов, характерных для современного ему общества.
14. Особую линию «Персидских писем» представляют взаимоотношения Узбека с сералем. Здесь гуманизм Монтескье преломляется особыми своими гранями. Писатель протестует против подавления естественных чувств человека, против лишения его права свободы выбора в вопросах любви. Запертые в четырех стенах, превращенные в безгласных рабынь, в конце концов взбунтовались жены Узбека. Возмутилась их постоянно унижаемая человеческая гордость. Сетуют на свою судьбу евнухи, лишенные радостей жизни. Монтескье в равной мере претит как распущенность дворянства, так и тиранические порядки, принятые в гаремах.
В отношении к сералю Узбек ведет себя как тиран. Он совершенно не считается с интересами своих жен, с их желаниями. Они для него «недостойное отребье человеческой природы, подлые рабы». Отсюда его свирепые приказы об усмирении недовольных с помощью кровавых мер. Во всем этом виден вельможа, привыкший считаться только со своими настроениями и прихотями. Выступая критиком неразумных форм европейской жизни, Узбек ведет себя как деспот в своих «владениях». В этом противоречивость его натуры. Грозное и справедливое обвинение бросает Узбеку Роксана, все существо которой возмущается против своего унизительного положения: «Как мог ты считать меня настолько легковерной, чтобы думать, что единственное мое назначение в мире — преклоняться пред твоими прихотями, будто ты имеешь право подавлять все мои желания, в то время, как ты все себе позволяешь? Нет! Я жила в неволе, но всегда была свободна: я заменила твои законы законами природы, и ум мой был всегда независим».
15. Большое место в «Персидских письмах» занимают суждения эстетического плана. Монтескье живо интересовался вопросами эстетики. Ему принадлежит большое исследование «Опыт о вкусе в произведениях природы и искусства», предположительно написанное в 50-е годы. Интересные высказывания эстетического характера содержатся в «Духе законов».
Как истинный просветитель Монтескье прежде всего высоко ставит общественное назначение искусств, к которым он относит не только собственно художественное творчество в различных его видах, но и ремесла.
16. На страницах «Персидских писем» представлена интересная переписка Реди с Узбеком по вопросу о том, благотворно или нет сказалось развитие цивилизации на судьбах человечества. Реди придерживается негативной точки зрения: «Я слышал, что уже одно только изобретение бомб отняло свободу у всех народов Европы. Я содрогаюсь при мысли, что в конце концов откроют секрет, при помощи которого станет еще легче уничтожать людей».
Мнение Реди оспаривает Узбек, выражающий взгляды самого Монтескье. Он во многом согласен с Реди, но в то же время питает безграничную веру в разум людей. Узбек не разделяет опасений Реди и в том, что искусство ведет к изнеженности общества и способствует его гибели.
Писатель говорит о благотворном воздействии передового художественного творчества на общественные нравы, на сознание людей. В «Духе законов» он, в частности, много внимания уделяет сатире, отмечая ее благотворную роль в борьбе с общественными пороками.
Монтескье-эстетик подчеркивает субъективность человеческих представлений. Он неоднократно развивает мысль об относительности прекрасного и безобразного. Каждый народ, по его мнению, имеет свои эстетические вкусы и идеалы. По своему образу и подобию он создает себе богов, точно так же у него свои взгляды на красоту, целиком определяемые характером его жизни. «Мне кажется, — пишет Рика Узбеку, — что мы всегда судим о вещах не иначе, как в тайне применяя их к самим себе. Я не удивлюсь, если негры изобразят черта ослепительно белым, а своих богов черными, как уголь... Кто-то удачно сказал, что если бы треугольники создали себе бога, то они придали бы ему три стороны».
Монтескье убежден, что предметы и явления объективного мира эстетически нейтральны. Они получают ту или иную эстетическую оценку только благодаря взаимодействию с человеком. В «Персидских письмах» содержится интересная полемика по этому вопросу Узбека с муллой Мегеметом-Али. Мулла защищает церковную точку зрения, ссылается на Алкоран, где отдельные предметы строго разграничены в морально-эстетическом плане. Церковь не признает относительности эстетического суждения. «Мне кажется, — возражает Узбек мулле, — что сами по себе вещи ни чисты, ни нечисты: я не могу различить ни одного качества, присущего им от природы, которое делало бы их такими. Грязь кажется нам грязной только потому, что оскорбляет наше зрение или какое-нибудь иное из наших чувств, но сама по себе она не грязнее ни золота, ни алмаза». «Но, святой мулла, ведь такими соображениями опровергаются различия, установленные нашим божественным пророком, и основные положения закона, начертанные руками ангелов».
17. Монтескье был поборником искусства оригинального, свободного от подражательства: «Из всех писателей я больше всего презираю компиляторов, которые набирают, где только могут, обрывки чужих произведений и вкрапливают их в свои, как цветочные клумбы в однообразный газон... Хотелось бы, чтобы люди уважали самобытные сочинения...» Собственное творчество Монтескье было глубоко оригинальным, основанным на учете морально-эстетических потребностей времени.