ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.11.2020
Просмотров: 1424
Скачиваний: 1
Писанецкая Юлия,
РГГУ
Л .И. ПЕТРАЖИЦКИЙ О ПРАВЕ И НРАВСТВЕННОСТИ
В «ТЕОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА В СВЯЗИ
С ТЕОРИЕЙ НРАВСТВЕННОСТИ»
Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931) - основатель психологической школы права, крупный российский социолог и теоретик права, известен прежде всего как автор одной из самых популярных психологических теорий права, согласно которой право есть особая разновидность психических переживаний.
Опубликование в начале прошлого века «Теории права и государства в связи с теорией нравственности» Л.И. Петражицкого стало крупным научным событием не только в русской, но и европейской литературе.
В своей работе ученый большое внимание уделяет вопросам права и нравственности, а также их «сущности».
Взаимодействие норм права и нравственности
Слово "право" употребляется народом широко, но смысл этого употребления совсем иной, чем в сфере юридической практики. Так, правила игры в карты, право на почетное место за столом в гостях и т.п., с точки зрения юристов, не есть право. «Так называемые правила вежливости, обращения в обществе, этикета (savoir vivre) тоже в значительной степени имеют в своей основе обязательно-притязательные, императивно-атрибутивные переживания и представляют с точки зрения установленного
понятия права не что иное, как правовые нормы». (1;88) Для построения научной теории, устанавливающей понятие права, необходимо два условия. Во-первых, знание о том, что есть теория причинного действия права, его мотивационное и педагогическое действия.
По мнению Льва Петражицкого, право, как нравственность, эстетика и другие социальные регуляторы, влияет на развитие человеческой психики, изменяет человеческий характер, приспосабливая его к социальной жизни.
Л. Петражицкий в своем труде исследует нравственные и правовые переживания. Он считает, что этические переживания, содержащие в себе нормоустановленные, нормативные факторы, и соответственные обязанности и нормы, необходимо называть «гетерономными, или позитивными, остальные автономными, или индуктивными» (1;41).
Элементы психики
В начале своего труда «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» Л.И. Петражицкий обращается к исследованию элементов психики и предлагает положить в основу психологии и других наук, касающихся психических явлений (наук о праве, о государстве, о нравственности и т. д.) вместо тройственного деления элементов «психической жизни: на 1) познание (ощущения и представления); 2) чувства (наслаждения и страдания); 3) волю (стремления, активные переживания)» (1;10) деление на:
1) двусторонние, пассивно-активные переживания – эмоции (или, как он их еще называет, импульсии);
2)«односторонние переживания, распадающиеся в свою очередь на
а) односторонне-пассивные: познавательные и чувственные переживания, и б) односторонне-активные, волевые» (1;22).
Источником права, по убеждению теоретика, выступают эмоции человека: «мы под правом в смысле особого класса реальных феноменов будем разуметь те этические переживания, эмоции которых имеют аттрибутивный характер» (1;85). Свою концепцию Л.И. Петражицкий называет «эмоциональной теорией» и противопоставляет ее иным психологическим трактовкам права, исходившим из таких понятий, как воля или коллективные переживания в сознании индивидов. Эмоции служат главным побудительным элементом психики. Как отмечает правовед, именно эмоции побуждают человека к совершению внешних телодвижений и иным действиям (напр., к умственной работе и иным т. н. внутренним действиям), заставляют людей совершать поступки. При этом Л.И. Петражицкий отводит эмоциям (импульсиям, как он их называет) в жизни животных и человека роль «главных и руководящих психических факторов приспособления к условиям жизни; прочие односторонние элементы психической жизни играют при этом вспомогательную, подчиненную и служебную роль». Односторонние же элементы психической жизни (познание, чувство, воля) играют лишь вспомогательную, подчиненную и служебную роль. Петражицкий пишет: «Мы переживаем ежедневно многие тысячи эмоций управляющих нашим телом и нашей психикой, вызывающих те телодвижения, которые мы совершаем, те мысли и волевые решения, которые появляются в нашем сознании, и разные другие физические и психические процессы» (1;23). Одни эмоции он называет жизнеобеспечивающими эмоциями (жажда, голод, сон и др.), другие - этическими эмоциями.
В целях установления научной теории поведения людей и животных Л.И. Петражицкий предлагает различать два класса эмоций:
1) Специальные эмоции (специальные импульсии), «которые имеют тенденцию превращать организм (индивидуальный психофизический аппарат, вообще годный для производства многих и весьма различных действий) на время в аппарат, специально приноровленный к исполнению определенной биологической функции и действующий в этом направлении, т. е. вызывать соответственные движения (сокращения мускулов) и бесчисленные вспомогательные физиологические и психические (интеллектуальные, волевые и чувственные) процессы» (1;27). "Понятие и знание специальных эмоций и их акций должно, между прочим, повести к разрешению издавна интересующей ученых и мыслителей, но до сих пор не решенной, проблемы о природе т. н. «инстинктов» и поведения животных вообще. В разных областях животной жизни действуют системы специальных эмоций и их акций, целесообразно приспособленных к условиям жизни, в том числе заметных и для поверхностного наблюдателя элементов этих акций - телодвижений» (1;28).
В качестве примера действия таких эмоций автор приводит следующий: так, голод-аппетит приводит к появлению представлений и мыслей, касающихся пищи и еды, чем сильнее голод, доходящих до бреда и галлюцинаций; вытеснению прочих интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов и т.д.
2) Абстрактные или бланкетные эмоции имеются на ряду со специальными эмоциями в нашей психике и играют весьма важную роль в жизни. Такие эмоции могут служить побуждением к любому поведению, а именно, они побуждают к тем действиям, представления о которых переживаются в связи с ними. Л.И. Петражицкий относит к таким эмоциям эмоции, возбуждаемые обращенными к нам велениями и запретами. Так, резкие приказы и запреты, высказанные строго-внушительным тоном, действуют как электрический ток и приводят к выполнению содержания повелений. «Путем надлежащих опытов и самонаблюдений можно убедиться, что приказы и запреты, особенно если они внезапны, кратки и резки, напр., «молчать!», «назад!», «не «сметь трогать!», и высказываются надлежащим строго-внушительным тоном и с надлежащею повелительною мимикою, действуют, так сказать, как электрические токи, моментально вызывая в нашей психике своеобразные моторные раздражения, действующие в пользу того поведения, которое соответствует содержанию веления или запрещения» (1;29).
Этические и эстетические эмоции
Сообщенные выше общие психологические положения дают Л.И. Петражицкому возможность решить проблемы, связанные с природой нравственности и права. Для этого правовед выделяет два класса нормативных переживаний: эстетические эмоции и этические эмоции.
1) Эстетические эмоции переживаются часто не только по адресу разных человеческих поступков, но и по адресу разных иных явлений и предметов, называемых в таких случаях красивыми, прекрасными (при наличности притягательной эстетической эмоции) или некрасивыми, безобразными, гадкими (при наличности отталкивающей эстетической эмоции). Как отмечает Л.И. Петражицкий, именно на сочетаниях разных представлений с этими эмоциями покоятся так называемые правила приличия, правила доброго тона, обращения в обществе, элегантности. Эстетические эмоции восстают против грамматических, стилистических погрешностей в речи. «Так, эмоциональный элемент некоторых нормативных переживаний состоит в таких специфических притягательных или отталкивающих импульсиях, - мы назовем их эстетическими импульсиями и репульсиями, - которые переживаются нами часто не только по адресу разных человеческих поступков, но и по адресу разных иных явлений и предметов, называемых в таких случаях красивыми, прекрасными (при наличности притягательной эстетической эмоции) или некрасивыми, безобразными, гадкими (при наличности отталкивающей эстетической эмоции). Именно на сочетаниях разных акционных представлений с этими эмоциями покоятся так называемые правила приличия (regulae decori), правила savoir vivre, доброго тона, обращения в обществе, элегантности» (1;39).
Описав эмоции как таковые, Л.И. Петражицкий приступает к определению эмоции этической. Для выявление такой эмоции вводиться сведущие понятия:
репульсивная эмоция - отталкивающая
аппульсивная - привлекательная эмоция.
Основное переживание - само представление субъектом тех или иных поступков, которое по отношению к нему непосредственно обладает отталкивающей или привлекающей силой. Основной характер этических эмоций имеет историческое происхождение. Вместе с тем этические эмоции предстают в виде внутреннего императива, который противоречит эгоизму субъекта. В этом случае, по мнению ученого, индивид поступает по совести. При этом совесть результат длительного воспитания. Именно благодаря этическим эмоциям человек и проявляет себя как социальное существо. Этическая эмоция - это внутреннее повеление индивида, которое всегда направлено на других людей.
2) Этические эмоции (эмоции долга, обязанности) представляют для исследования природы нравственности и права гораздо больший интерес. Этические эмоции переживаются человеком и управляют его поведением весьма часто. Но, как и многие другие эмоции, они обыкновенно для субъекта незаметны, не поддаются различению и наблюдению, во всяком случае ясному и отчетливому познанию.
Л.И. Петражицкий отмечает, что этическим эмоциям присущи следующие свойства:
1. Этические эмоции отличаются своеобразным мистическо- авторитетным характером, т.е. противостоят эмоциональным склонностям человека, его влечениям, аппетитам и т. п., как «импульсы с высшим ореолом и авторитетом, исходящие как бы из неведомого, отличного от нашего обыденного и, таинственного источника» (1;45).
Этот характер этических эмоций, отражается, по справедливому замечанию Л.И. Петражицкого, «в поэзии, мифологии, религии и т. п. в форме представлений о том, что на ряду с нашим я, имеется налицо еще какое то другое существо, противостоящее нашему я и понукающее его к известному поведению, какой-то таинственный голос обращается к нам, говорит нам» (1;45). К такому голосу можно отнести «совесть».
2. Этические эмоции «переживаются как внутренняя помеха свободе, как своеобразное препятствие для свободного выбора и следования нашим склонностям, влечениям, целям и как твердое и неуклонное давление в сторону того поведения, с представлением о котором сочетаются соответствующие эмоции» (1;46).
Таких представлений существует несколько категорий:
1. Представления обстоятельств, условий, от наличности коих зависит обязательность известного поведения, напр., «если кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую»; «в день священной субботы ты должен...» - представления этических условий или этически релевантных фактов.» (1;55).
2. «Представления тех индивидов или классов людей (напр., родителей, детей и т. п.) или других существ (напр., государств, городов и т. п.), от которых требуется известное поведение — субъектные представления, представления субъектов долга, обязанности» (1;55).
3. «Представления нормоустановительных, нормативных фактов, напр., «мы обязаны поступать так то, потому что так написано в Евангелии, в Талмуде, Коране, в Своде законов...»;«... потому что так поступали отцы и деды наши» (1;55). Этические переживания, содержащие в себе представления нормативных фактов, и соответственные обязанности и нормы Л. И. Петражицкий называет гетерономными, или позитивными, а остальные - автономными или интуитивными. Таким образом, «если кто себе приписывает обязанность помогать нуждающимся, аккуратно платить рабочим условленную плату независимо от каких-либо посторонних авторитетов, то соответственные суждения, убеждения, обязанности, нормы суть автономные, интуитивные этические суждения и т.д. Если же он считает долгом помогать нуждающимся, «потому что так учил Спаситель», или аккуратно платить рабочим, потому что так сказано в законах», то соответственные этические переживания и их проекции: обязанности и нормы позитивны, гетерономны» (1;56).
Л. И. Петражицкий выделяет два вида этических эмоций: обязанность и норма, которые в свою очередь бывают:
1) нравственные обязанности; 2) правовые или юридические обязанности.
Нравственными обязанностями автор называет «такие обязанности, которые считаются свободными по отношению к другим, по которым другим ничего не принадлежит, не причитается со стороны обязанных» (1;58)
Правовыми или юридическими обязанностями считаются такие обязанности, «которые сознаются несвободными по отношению к другим, закрепленными за другими, по которым то, к чему обязана одна сторона, причитается другой стороне, как нечто ей должное» (1;58).
Охарактеризованным выше двум видам обязанностей соответствуют, по Петражицкому, две разновидности этических норм (императивов).
Нравственными нормами являются односторонне-обязательные, беспритязательные, чисто императивные нормы, которые устанавливают свободные по отношению к другим обязанности, авторитетно предписывают нам известное поведение, но не дают другим никакого притязания на исполнение, никаких прав. Таковы, например, нормы христианской этики, согласно которой люди обязаны по отношению к ближним к весьма многому и даже трудно исполнимому, но притязаний на исполнение этого со стороны ближних нет и не должно быть. «А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою, и взять y тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» и т. д.
К правовым или юридическим нормам правовед относит обязательно-притязательные, императивно - атрибутивные нормы, которые, устанавливая обязанности для одних, закрепляют эти обязанности за другими, дают им права, притязания, так что по этим нормам то, к чему обязаны одни, причитается, следует другим, как нечто им должное, авторитетно им предоставленное, за ними закрепленное.