ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.11.2020

Просмотров: 3135

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особенно губительные последствия принятие либеральной мо­дели демократизации и реформирования имело для СССР. Со­ветское общество глубоко отличалось не только от западных де­мократий, но и от стран Восточной Европы отсутствием всяких элементов рынка (кроме «черного», криминального рынка) и граж­данского общества; почти тотальной милитаризацией, суперцент­рализацией и сверхмонополизацией экономики, ее неприспособ­ленностью к какой-либо конкуренции; преобладанием в народ­ном сознании коллективистских ценностей и слабостью либераль­ной, индивидуалистической культуры; полиэтническим составом населения и многочисленными потенциальными конфликтами; отсутствием массовых демократических движений типа Народ­ного фронта или польской «Солидарности», способных сформи­ровать альтернативную номенклатуре политическую элиту, идеологическим и нравственным разложением и вестернизацией вер­хушки правящей элиты и т.д.

Эти и многие другие особенности СССР обусловили неэф­фективность либеральной модели демократизации и реформиро­вания. Ликвидация важнейшего института фактической полити­ческой власти коммунистической партии и устранение госу­дарства от интеграционных и организационно-контрольных функ­ций привели к распаду государственности, тотальной монополи­зации и криминализации экономики, подрыву мотивации произ­водительного труда, резкому росту цен и падению уровня жизни населения. Неудачи реформирования сильно скомпрометирова­ли демократию и либеральные ценности в массовом сознании.


С

Китайская модель реформирования


оветским опытом «демократизации» стали пугать граждан в странах, со­хранивших официальную привержен­ность коммунистической идеологии. В некоторых из них, прежде всего в Китае, была выработана собственная модель модерниза­ции и реформирования тоталитарных политических структур, по­лучившая название политики
«нового авторитаризма». Суть этой модели состоит в сохранении сильной власти центра и ее актив­ном использовании для поддержания политической стабильнос­ти и проведения радикальных экономических реформ, предус­матривающих развитие рыночной экономики, открытой для внеш­него мира.

Китайская модель уже показала свою экономическую и соци­альную эффективность, обеспечив этой стране в среднем самые высокие в мире с 1979 г. темпы экономического роста и непре­рывное повышение благосостояния населения при сохранении общественного порядка и личной безопасности граждан. Хотя она непосредственно не вводит политические институты западного образца, но фактически создает многие предпосылки демокра­тии, а также расширяет личные права граждан, освобождает их от тоталитарного контроля.

Явные социально-экономические преимущества политики «но­вого авторитаризма» связаны с использованием административ­ной системы, имеющей как слабые, так и сильные стороны. Ее главные слабости состоят в ограничении экономической и иной свободы и инициативы, в низкой восприимчивости к инноваци­ям, расточительных методах хозяйствования. В то же время эта система благодаря сравнительно ограниченной целевой направ­ленности и жесткой дисциплине является наиболее эффективной в экстремальных ситуациях, например в периоды войн, тяжелых кризисов и т.п., поскольку позволяет быстро мобилизовать боль­шие человеческие и материальные ресурсы на достижение опре­деленных целей, сконцентрировать огромные усилия на клю­чевых направлениях (хотя и за счет ослабления других секто­ров). Как показывает опыт Китая, Вьетнама и некоторых дру­гих стран, мощь государства с помощью административной сис­темы может с успехом использоваться для рыночного реформи­рования общества.


Очевидно, что России, как и другим постсоциалистическим странам, не следует как слепо следовать неадекватным ее услови­ям западным либеральным моделям, так и копировать опыт авто­ритарной модернизации. Оптимальная модель политического и хозяйственного реформирования может быть найдена лишь на пути тщательного учета собственной специфики и мирового опыта, проведения активной и реалистической государственной политики в целях формирования более динамичного и гуманного общества.

В отличие от стран, переходивших к рынку и демократии в прошлые эпохи, постсоциалистическое общество не может ре­формироваться стихийно, «снизу». Главным инструментом соци­альных преобразований в нем являются государство, а также дру­гие политические институты: партии, общественные движения и ассоциации.

Раздел V

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ

Глава 14

ГОСУДАРСТВО


§ 1. Сущность государства

Ц

Широкое и узкое значение термина «государства»


ентральным институтом политической системы является государство. В
его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуе­мая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организо­ванному народу. В этом значении говорят, например, о россий­ском, американском, немецком государстве, имея в виду все пред­ставляемое им общество.

Примерно до XVII в. государство обычно трактовалось широ­ко и не отделялось от общества. Для обозначения государства использовались многие конкретные термины: «полития», «кня­жество», «королевство», «империя», «республика», «деспотия», «правление» и др. Одним из первых от традиции широкого зна­чения государства отошел Макиавелли. Он ввел для обозначения любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный термин «stati» и занялся исследовани­ем реальной организации государства.

Четкое разграничение государства и общества было обосно­вано в контрактных (договорных) теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями либерализма. В них эти понятия разделяются не только содержательно, но и истори­чески, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в ре­зультате хозяйственного и иного взаимодействия вначале образо­вали общество, а затем для защиты своей безопасности и естест­венных прав договорным путем создали специальный органгосударство. В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существу­ет наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.п.



Г

Общие признаки государства


осударства разных исторических эпох и народов мало схожи между собой. И все же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей степени присущи каждому из них, хотя у современ­ных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою достаточно размыты. Общими для государства являются следующие признаки:

1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессиона­лов-управленцев. Этот признак отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.

2. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, прожива­ющих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.

3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной терри­тории. В любом современном обществе имеется множество влас­тей: семейная, производственная, партийная и т.д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, орга­низаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принад­лежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.

4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения прости­рается от ограничения свободы до физического уничтожения че­ловека. Возможность лишить граждан высших ценностей, како­выми являются жизнь и свобода, определяет особую действен­ность государственной власти. Для выполнения функций при­нуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы армия, полиция, службы безо­пасности, суд, прокуратура.

5. Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборон­ной, экономической, социальной и т.д.

6. Обязательность членства в государстве. В отличие, напри­мер, от такой политической организации, как партия, пребыва­ние в которой добровольно и не обязательно для населения, го­сударственное гражданство человек получает с момента рожде­ния.

7. Претензия на представительство общества как целого и за­щиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организа­ция, кроме разве что тоталитарных партий-государств, не пре­тендует на представительство и защиту всех граждан и не облада­ет для этого необходимыми средствами.

Определение общих признаков государства имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для международного права. Государство субъект международ­ных отношений. Лишь на основе обладания качествами государ­ства те или иные организации признаются субъектами междуна­родного права и наделяются соответствующими правами и обя­занностями. В современном международном праве выделяются три минимальных признака государства: территория, народ, объ­единенный правовым союзом граждан (гражданством), и суве­ренная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и населения.


Отмеченные выше признаки отличают государство от других организаций и объединений, однако еще не раскрывают его связь с обществом, факторы, лежащие в основе его возникновения и эволюции.


Г

Причины возникновения государства


осударство появляется в результате разложения родо-плёменного строя, постепенного обособления от обще­ства вождей и их приближенных и сосредоточения у них управ­ленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий под воздействием ряда факторов, важнейшие из которых:

развитие общественного разделения труда, выделение уп­равленческого труда в целях повышения его эффективности в специальную отрасль и образование для этого специального ор­гана государства;

возникновение в ходе развития производства частной собст­венности, классов и эксплуатации (марксизм). Не отрицая влия­ние этих факторов, большинство современных ученых все же не связывают существование государства непосредственно с возникновением частной собственности и классов. В некоторых стра­нах его образование исторически предшествовало и способство­вало классовому расслоению общества. В ходе исторического раз­вития по мере стирания классовых противоположностей и демо­кратизации общества государство все более становится надклас­совой, общенациональной организацией;

завоевание одних народов другими (Ф. Оппенгеймер, Л. Гумплович и др.). Влияние завоеваний на образование и развитие государства несомненно. Однако его не следует абсолютизиро­вать, упуская из виду другие, часто более важные факторы;

демографические факторы, изменения в воспроизводстве самого человеческого рода. Имеется в виду прежде всего рост численности и плотности населения, переход народов от кочево­го к оседлому образу жизни, а также запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений между родами. Все это повы­шало потребность общностей в регулировании взаимосвязей эт­нически близких людей;

психологические (рациональные и эмоциональные) факто­ры. Одни авторы (Гоббс) сильнейшим мотивом, побуждающим человека к созданию государства, считают страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь и имущество. Дру­гие же (Локк) ставят на первый план разум людей, приведший их к соглашению о создании специального органа государства, способного лучше обеспечить права людей, чем традиционные формы общежития.

Контрактные теории государства подтверждаются некоторы­ми реальными фактами. Так, например, договорная система кня­жения существовала в Древнем Новгороде, где с приглашаемым на определенный срок князем заключался договор, невыполне­ние которого могло повлечь за собой его изгнание. Под прямым влиянием теории «общественного договора» создавалось амери­канское государство США. И все же, несмотря на эти и неко­торые другие исторические факты, реальное государство возник­ло не в результате добровольной передачи индивидам части сво­их прав специально созданному для защиты граждан и общества органу, а в ходе длительного естественноисторического развития общества;


антропологические факторы. Они означают, что государст­венная форма организации коренится в самой общественной природе человека, ее развитии. Еще Аристотель утверждал, что человек как существо в высшей степени коллективное может су­ществовать только в рамках определенных форм общежития. Го­сударство, подобно семье и селению, «есть естественная форма общежития»110. Оно возникает в результате развития человеческой природы и с помощью права вносит в жизнь людей справедли­вые, нравственные начала. Идеи Аристотеля используют совре­менные естественноисторические концепции государства, кото­рые рассматривают его как органически присущую человечеству на определенной стадии развития форму общежития, без кото­рой общество обречено на деградацию и распад. Некоторые сто­ронники антропологического объяснения сущности государства утверждают, что в его основе лежит не только социальная приро­да человека, но и его прирожденное несовершенство, проявляю­щееся в невозможности индивидуального существования, а так­же в агрессивности и конфликтности.

В научной литературе отмечаются и некоторые другие факто­ры, влияющие на образование государств и их особенности: гео­графическое положение, наличие или отсутствие естественных границ, климатические условия, плодородные земли и т.д. Много­численные исследования показали, что государство возникает и развивается под воздействием целого ряда факторов, среди кото­рых едва ли можно выделить какой-нибудь один в качестве опре­деляющего.


С

Исторические рубежи в развитии государства


уществуя на протяжении многих тысячелетий, государство изменяет­ся вместе с развитием всего общест­ва, частью которого оно является. С точки зрения особенностей взаимоотношений государства и личности, воплощения в госу­дарственном устройстве рациональности, принципов свободы и прав человека, в развитии государства можно выделить два гло­бальных этапа:
традиционный и конституционный, а также про­межуточные стадии, причудливо сочетающие черты традицион­ных и конституционных государств, например тоталитарная го­сударственность.

Традиционные государства возникли и существовали преиму­щественно стихийно, на основе обычаев и норм, уходящих кор­нями в глубокую древность. Они имели институционально не ограниченную власть над подданными, отрицали равноправие всех людей, не признавали личность как источник государственной власти. Типичным воплощением такого государства являлись монархии. Некоторые авторы, принимая во внимание глубокие отличия конституционных и неконституционных государств, предлагают в соответствии с античной традицией, различающей государство и деспотию, называть государством лишь «организацию публич­ной власти, производную от гражданского общества и так или иначе ему подконтрольную»111. Хотя такая трактовка не учитывает разные типы государств и не разделяется большинством ученых, она обоснованно указывает на принципиальную границу, отде­ляющую современные конституционные государства от государств, по типу своего устройства и функционирования связанных с про­шлым.