ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.11.2020

Просмотров: 3098

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

И все же наиболее распространенной формой осуществления гносеологической функции является дополнение чувственными сведениями той информации, которая формируется рациональ­но-логическим способом. При этом психология чаще всего идет «в ногу со временем», повторяя изгибы ситуации и как бы чувст­венно оформляя соответствующую эволюцию политических по­зиций человека. Например, в годы перестройки немало людей в полном соответствии с ходом реформ и их социальными послед­ствиями последовательно эволюционировало от приверженности коммунистическим идеям к ценностям либеральной демократии, а впоследствии к оппозиционным воззрениям по отношению к правящему режиму.

Однако чувственные стереотипы могут оказывать и упорное сопротивление динамике человеческих воззрений, отвергая ра­циональные формы отражения действительности. В таком случае политические чувства способны провоцировать догматичность мышления, приверженность человека раз и навсегда усвоенным шаблонам и стандартам.

Функция адаптации предполагает обеспечение политичес­кой психологией приспособления человека к окружающей об­становке. Причем психология осуществляет эту цель как при его пассивном приспособлении к среде, так и при их актив­ном взаимопреобразовании, когда активно видоизменяются свойства и человека, осваивающего, к примеру, новые поли­тические роли, и самих внешних условий под ролевым воз­действием.

Для того чтобы заставить человека адаптироваться к окружаю­щей действительности, политическая психология должна пода­вить воздействие т.н. стрессоров, т.е. тех социальных и полити­ческих факторов (например, безработицы, активности оппозиции, бытовых неурядиц и проч.), которые вызывают негативные политические реакции человека. В связи с этим политическая психология должна действовать в двух направлениях: стимулиро­вать его позитивные поведенческие реакции, т.е. вести дело к формированию у него позитивных стереотипов и привычек реа­гирования на подобные раздражители (что часто бывает затруд­нительно, ибо требует от человека существенного пересмотра своих изначальных позиций), либо формировать нейтрально-конфор­мистское отношение, т.е. привычку спокойно и относительно беспристрастно реагировать на подобные факторы.

Психология способна обеспечить три типа приспособления человека к среде: конформность (означающую приятие сложив­шегося порядка вещей), инновационность (предполагающую со­хранение активности и самостоятельности позиции человека по отношению к окружающей среде) и ритуализм (выражающий сим­волическую и некритическую позицию человека по отношению к среде) (Р. Мертон). Понятно, что первый и третий типы адаптированности, означающие, по сути, сформировавшуюся привычку и стабильно прогнозируемое поведение человека, наиболее при­влекательны для властей. Наиболее часто встречающаяся кон­формная адаптированность лишает человека каких-либо острых ответных реакций на политическую обстановку, отчасти ритуализируя его связи с государством, но во всяком случае придавая им искомую властями стабильность. Конформистски адаптиро­ванная личность часто не замечает промахи властей и нередко прощает ей даже преступления (особенно в тех случаях, когда они непосредственно не затрагивают ее интересов).



К

Мотивационная функция


ак уже говорилось, политическая психология организует и интегриру­ет субъективные свойства человека. Тем самым она служит глав­ным механизмом перенесения его политических целей и намере­ний из сферы сознания в сферу бытия. То есть она не только обеспечивает постоянный контакт сознания и практики, но и вы­ступает достаточно автономным фактором мотивации человечес­ких действий.

При этом политические чувства и эмоции действуют двояким образом. Первым способом осуществления политической психо­логией ее мотивационной функции является самостоятельное определение действий групповых и индивидуальных субъектов. При таком варианте удельный вес эмоциональных установок бу­дет доминировать над всеми иными соображениями. В целом преобладание эмоционально-чувственных мотивов проявляется прежде всего при реализации людьми их политических ролей и функций. Американский ученый Р. Мертон подчеркивал, что это может выражаться в следующем:

в стремлении человека придавать функционально безлич­ным политическим связям сугубо персональный характер (напри­мер, когда он пытается наделить глубоко личностным смыслом свои отношения с государством или драматизировать акт голосования, относясь к нему, как к решающему в своей жизни делу, и т.д.);

в отождествлении человеческой личности с партией или профессией (когда, например, партийные цели начинают доми­нировать над главными жизненными ценностями человека);

в проявлении чрезмерной солидарности с политическими ассоциациями;

в повышенном эмоциональном отношении к авторитету лидера, а также в ряде других случаев.

Особенно ярко такая мотивационная способность политичес­кой психологии раскрывается в переломные для общества перио­ды жизни. Например, в условиях революционных изменений на политической арене появляется множество людей с повышен­ным эмоционально-чувственным фоном, а то и просто неурав­новешенных и даже психически больных. Как писал С. Сигеле, «... число сумасшедших всегда велико во время революций или возмущений не только потому, что сумасшедшие принимают в ней участие, но и потому, что общество делает сумасшедшими тех, кто только был предрасположен к сумасшествию»128.

История дала немало убедительных примеров и того, как пси­хически эволюционировали многие лидеры-революционеры. На­пример, Робеспьер и ряд других известных его соратников по мере развития революционных процессов превращались из ра­достных, многоречивых романтиков в подозрительных, непри­язненно относящихся к несогласным с ними людям, а затем и вовсе эволюцонировали в личностей, не терпящих возраже­ний, замыкающихся в себе, мнящих повсюду заговоры и пре­дательства.

Вторым способом осуществления политической психологией своей мотивационной функции является преломление и допол­нение ею действия различных рассудочных и рациональных на­мерений человека. В этом отношении политические чувства и эмоции играют уже не ведущую, а подчиненную, вторичную роль. Механизм подобного рода мотивации хорошо виден на примере ее взаимоотношения с идеологией. Последняя рационализирует политическую психологию. Однако степень претворения в жизнь идеологических требований зависит от эмоциональной чувстви­тельности человека к ее элементам идеалам, принципам и нор­мам. Поэтому в конкретных случаях в мотивации людей могут доминировать либо общие идеологические ценности, либо кон­кретные нормы и требования к поведению отдельных субъектов, сформулированные теми или иными институтами власти.





Э

Основные типы политического поведения


моционально-чувственное прелом­ление идеалов и нормативных требо­ваний политической идеологии пред­определяет соответствующие формы целенаправленного полити­ческого поведения граждан. Идейно сориентированные поступ­ки последних, как правило, относятся к
автономному типу по­литического поведения, отображающему относительно свободный выбор людьми политических целей и средств их достижения. Этот тип поведения противостоит мобилизованным формам активности, характеризующим вынужденность совершаемых человеком поступ­ков под давлением внешних обстоятельств. (Причем, в тотали­тарных режимах источником такого прессинга на сознание лич­ности чаще всего выступают постулаты официальной моноидео­логии, подчиняющей себе все институты власти.)

В зависимости от типа мотивации можно выделить открытые формы поведения граждан (носящие характер прямого полити­ческого действия, например участие в выборах, демонстрациях, пикетах и т.п.) и закрытые (характеризующие уклонение людей от выполнения своих гражданских и политических обязанностей, например абсентеизм). С точки зрения соответствия направлен­ности гражданских поступков общепринятым в политической системе ценностям и нормам «политической игры» говорят о нор­мативных формах политического поведения (ориентирующихся на господствующие принципы) и девиантных (отклоняющихся от них). Там, где воздействие идеологии стимулирует рутинные, по­стоянно повторяющиеся мотивы и действия граждан, принято выделять традиционные формы политического поведения и про­тивостоящие им инновационные способы практического дости­жения политических целей (в которых преобладают творческие формы политической активности).

Идеологии, воплощенные в разнообразных типах политичес­кого поведения, эффективно влияют на содержание властных процессов и характер функционирования управленческих инсти­тутов. Они составляют ядро политической культуры.


Глава 19

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ


§ 1. Понятие и функции СМИ


Н

Роль коммуникаций в политике


еотъемлемой составной частью по­литики являются массовые коммуни­кации. Политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информацион­ного обмена, в установлении и поддержании постоянных связей между ее субъектами. Если, например, экономика вполне может функционировать на основе рыночного саморегулирования при ограниченных, преимущественно непосредственных формах вза­имодействия людей, то политика невозможна без опосредован­ных форм общения и специальных средств связи между различ­ными носителями власти, а также между государством и гражда­нами.

Это обусловлено самой природой политики как коллектив­ной, сложно организованной целенаправленной деятельности, специализированной формы общения людей для реализации груп­повых целей и интересов, затрагивающих все общество. Коллек­тивный характер реализуемых в политике целей предполагает их обязательное осознание разделенными в пространстве членами коллектива (государства, нации, группы, партии и т.п.) и коорди­нацию деятельности людей и организаций. Все это обычно невоз­можно при непосредственном, контактном взаимодействии граж­дан и требует использования специальных средств передачи ин­формации, обеспечивающих единство воли, целостность и еди­ную направленность действий множества людей. Эти средства называют СМИ, СМК или масс-медиа.



С

Что такое СМИ!


МИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам.
Их отличительные чертыпубличность, т.е. неограниченный и надперсональный круг по­требителей; наличие специальных, технических приборов, аппа­ратуры; непрямое, разделенное в пространстве и во времени вза­имодействие коммуникационных партнеров; однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей; непостоянный, дисперсивный характер их аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче или статье129.

К СМИ относятся пресса, массовые справочники, радио, те­левидение, кино- и звукозапись, видеозапись. В последние деся­тилетия средства коммуникации претерпевают существенные из­менения вследствие распространения спутниковой связи, кабель­ного радио и телевидения, электронных текстовых коммуника­ционных систем (видео-, экранных и кабельных текстов), а так­же индивидуальных средств накопления и печатания информа­ции (кассет, дискет, дисков, принтеров).

СМИ обладают различными возможностями и силой воздейст­вия, которые зависят прежде всего от способа их восприятия ре­ципиентами. Наиболее массовое и сильное политическое влия­ние оказывают аудиовизуальные СМИ и прежде всего радио и телевидение.




П

Развитие средств политических коммуникаций


отребности политической системы в средствах коммуникации прямо за­висят от ее функций в обществе, чис­ленности агентов политики, способов принятия политических ре­шений, размеров государства и некоторых других факторов. В традиционных государствах прошлого потребности в средствах коммуникации были ограничены. Роль таких средств выполняли главным образом гонцы, курьеры и посланники, передававшие в устной или письменной форме политическую информацию
королевские указы и распоряжения, письма наместников и т.п.

Многие небольшие по территории государства и города в ка­честве своего рода закодированного СМИ использовали колокола, оповещавшие граждан города и окрестностей об опасности, сборе народного собрания или других важнейших политических и рели­гиозных событиях. Политические и гражданские потребности в коммуникации обслуживала почтовая связь, использовавшая для передачи информации лошадей, а затем и другой транспорт.

Изобретение и распространение в XIX—XX вв. телеграфной и телефонной связи, радио и телевидения не только удовлетворило обострившиеся коммуникационные потребности государств, но и произвело настоящую революцию в политике. СМИ сделали практически возможным осуществление многих демократических и тоталитарных идей, казавшихся ранее утопичными, значитель­но изменили способы легитимации и осуществления власти, структуру ее ресурсов. Как отмечает О. Тоффлер, высшее качество и наибольшую эффективность современной власти придают зна­ния, позволяющие «достичь искомых целей, минимально расхо­дуя ресурсы власти; убедить людей в их личной заинтересован­ности в этих целях; превратить противников в союзников»130.


В постиндустриальном обществе власть знаний и информа­ции становится решающей в управлении обществом, оттесняя на второй план влияние денег и государственного принуждения. Непосредственными носителями и, особенно, распространите­лями знаний и другой политически важной информации являют­ся СМИ. Какие же политические задачи они решают в современ­ном обществе?


Ф

Функции СМИ.

Информирование граждан


ункции СМИ разнообразны. В лю­бом современном обществе они в той или иной форме выполняют ряд об­щих политических функций. Пожалуй, важнейшей из них является информационная функция. Она состоит в получении и распростра­нении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Добываемая и передаваемая масс-медиа информация включает не только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку.

Конечно, далеко не все распространяемые СМИ сведения (на­пример прогнозы погоды, развлекательные, спортивные и другие подобные сообщения) носят политический характер. К полити­ческой информации относятся те сведения, которые имеют об­щественную значимость и требуют внимания со стороны госу­дарственных органов или оказывают на них воздействие. На ос­нове получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других поли­тических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества. Особенно велика роль СМИ в формировании мнения людей по вопросам, не находящим непосредственного отраже­ния в их повседневном опыте, например о других странах, о по­литических лидерах и т.п.


И

Образование и социализация


нформационная деятельность СМИ позволяет людям адекватно судить о
политических событиях и процессах лишь в том случае, если она выполняет и образовательную функцию. Эта функция проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих адекватно оце­нивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников, правильно ориентироваться в сложном и противо­речивом потоке информации.

Конечно, СМИ не могут обеспечить систематическое и глу­бокое усвоение политических знаний. Это задача специальных образовательных учреждений школ, университетов и т.п. И все же масс-медиа, сопровождая человека в течение всей его жизни, в том числе и после завершения учебы, в значительной мере вли­яют на восприятие им политической и социальной информации. При этом под видом политического образования у людей могут формироваться и псевдорациональные структуры сознания, ис­кажающие реальность при ее восприятии.

Образовательная роль СМИ тесно связана с их функцией со­циализации и по существу перерастает в нее. Однако, если поли­тическое образование предполагает систематическое приобрете­ние знаний и расширяет познавательные и оценочные возмож­ности личности, то политическая социализация означает интер-нализацию, усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов поведения. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности.