ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.11.2020

Просмотров: 3568

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

рое самостоятельно либо по просьбе векселедателя выкупило протестованный│

вексель. │

Пролонгация - продление срока платежа по векселю. Пролонгация может│

быть нескольких видов: прямая пролонгация - написание в векселе новой да-│

ты платежа взамен прежней; косвенная - выставление нового векселя с более│

поздним сроком платежа; простая - устное соглашение сторон об измене-│

нии срока платежа без каких-либо изменений в векселе. │

Протестант (рекверент) - лицо, по требованию которого совершается│

протест векселя. │

Протестат - лицо, действия которого удостоверяются протестом. │

Протест векселя - действия уполномоченного органа, официально подт-│

верждающие факты, с которыми вексельное законодательство связывает нас-│

тупление определенных правовых последствий (отказ в платеже, акцепте, не-│

датировании визы и т.д.). │

Процентная оговорка - условие о начислении процентов на вексельную│

сумму; применяется к векселям сроком "по предъявлении" и "во столько-то│

времени от предъявления". │

Проценты вексельные - сумма процентов, взыскиваемая в качестве закон-│

ной неустойки за просрочку уплаты по векселю, исчисляемая по ставке 6│

процентов годовых. │

Регресс - обратное требование о возмещении уплаченной суммы. Индос-│

сант, оплативший опротестованный вексель, имеет право регресса к предыду-│

щим индоссантам и векселедателю, которые несут по векселю солидарную от-│

ветственность. │

Ремиссия - отказ от осуществления права требования по векселю. │

Ремитент - лицо, в пользу которого выписан переводный вексель (первый│

векселедержатель). │

Ретратта - обратный вексель; переводный вексель, выставляемый лицом,│

заявившим регрессное требование к одному из обязанных по векселю лиц. │

Срок платежа - один из вексельных реквизитов. Вексель может быть выдан│

сроком: "по предъявлении"; "во столько-то времени от предъявления"; "во│

столько-то времени от составления"; "на определенный день". │

Если в векселе не указан срок платежа, то такой вексель рассматривает-│

ся как вексель со сроком платежа "по предъявлении". │

Сумма вексельная - один из реквизитов векселя. Может быть обозначена│

как цифрами, так и прописью. │

Сускриптер - векселедатель по простому векселю. │

"Считать за аваль" - формулировка, с употреблением которой выполняется│

аваль. │

Трассант - векселедатель переводного векселя (тратты). Отвечает за ак-│


цепт и платеж по векселю. Подпись трассанта является обязательным рекви-│

зитом переводного векселя. │

Трассат - плательщик по переводному векселю. Указание о том, кто яв-│

ляется трассатом, - обязательный реквизит переводного векселя. Трассат│

становится ответственным лицом только после акцепта векселя, в силу кото-│

рого он принимает на себя обязательства оплатить его в установленный│

срок. │

Тратта - переводный вексель. │

Цедент - первоначальный кредитор по обязательству, уступающий принад-│

лежащее ему право (требование) другому лицу (цессионарию) в порядке│

цессии. │

Цессионар - должник по уступаемому праву (требованию). │

Цессионарий - новый кредитор, который принимает уступаемое ему цеден-│

том право (требование). │

Цессия - уступка требования в обязательстве другому лицу, передача│

прав. │

Эмиссия - 1) выпуск векселей в обращение; │

2) выдача векселя с вручением его первому приобретателю. │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘


Глава 30. СОВЕРШЕНИЕ МОРСКИХ ПРОТЕСТОВ


§ 1. Цель совершения морского протеста


Порядок составления нотариусами актов о морских протестах регулируется главным образом Кодексом торгового мореплавания РФ N 81-ФЗ, принятым 30 апреля 1999 г., и Основами законодательства РФ о нотариате. При выполнении данного нотариального действия нотариусы должны также руководствоваться правилами, изданными на основании международных договоров и соглашений, в которых участвует Российская Федерация.

В соответствии со ст. 394 КТМ в случае, если во время плавания или стоянки судна имело место происшествие, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований, капитан судна в целях обеспечения доказательств должен сделать заявление о морском протесте.

Морской протест имеет целью обеспечить, насколько это возможно, полную информацию относительно обстоятельств происшествия и причин, вызвавших его, в том числе информацию об ущербе и о принятых по предотвращению или уменьшению ущерба мерах. Как правило, морские протесты совершаются в целях подтверждения событий, имевших место при гибели судна, столкновении и навале судов, сжатии судна льдами, посадке на мель, запрещении отхода и задержании судов, повреждении портовых сооружений, оказании помощи и спасании на море, урагане, шторме, перепаде температур и т.п.


§ 2. Порядок передачи заявления о совершении

морского протеста


Заявление о морском протесте делается:


- в порту Российской Федерации - нотариусу;

- в иностранном порту - должностному лицу консульского учреждения РФ или компетентному лицу иностранного государства в порядке, установленном законодательством соответствующего государства.

Согласно ст. 99 Основ законодательства РФ о нотариате в интересах защиты прав и законных интересов судовладельца нотариусы принимают заявление капитана судна о имевшем место происшествии.

Заявление о морском протесте принимаются:

- от капитанов морских судов во время их плавания как морскими путями, так и по рекам, озерам, водохранилищам и другими водными путями;

- от капитанов судов внутреннего плавания во время их следования по морским путям, а также по рекам, озерам, водохранилищам и другим водным путям при осуществлении перевозок с заходом в морские порты или в тех случаях, когда имевшее место происшествие затрагивает иностранные интересы;

- от капитанов судов внутреннего плавания также в случаях столкновения в морских или других водах с морским судами, а также в случаях спасания судов внутреннего плавания морскими судами;

- от командиров (капитанов) военных кораблей и военных вспомогательных судов при спасании находящихся в опасности судов, а также в других случаях, при которых возникают ситуации, дающие основания для предъявления претензий или для защиты своих интересов;

- от капитанов несамоходных речных судов, если во время их следования по морским путям имеет место происшествие, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований.

Сроки для заявления о морском протесте предусмотрены ст. 396 КТМ. Заявление о морском протесте делается, если происшествие произошло:

- в порту - в течение 24 часов с момента происшествия;

- во время плавания судна - в течение 24 часов с момента прибытия судна или капитана судна в первый порт после происшествия.

В определенных законом ситуациях заявление о морском протесте может быть сделано с задержкой. В случае если происшествие произошло во время плавания, заявление о морском протесте может быть сделано в момент прибытия судна или капитана в порт, не являющийся первым портом после происшествия, с тем чтобы избежать значительных потерь времени и расходов, связанных с заходом в первый порт после происшествия. При этом в заявлении о морском протесте должны быть указаны основания невозможности заявить морской протест в установленные сроки. Время прибытия судна в порт устанавливается нотариусом по записям в судовом журнале либо по справке капитана порта, время происшествия - по записям в журнале.

При наличии оснований предполагать, что в результате происшествия причинен ущерб находящемуся на дне судна грузу, заявление о морском протесте должно быть сделано до открытия люков. Выгрузка находящегося на судне груза до заявления морского протеста может быть начата только в случае крайней необходимости. Запрещение открывать люки до подачи морского протеста установлено с целью обеспечения объективности изложения фактов в заявлении капитана, еще не ознакомившегося с состоянием груза и степенью его повреждения. Факт подачи морского протеста до открытия люков должен найти отражение в заявлении капитана, а затем при оформлении акта о морском протесте должен быть проверен по показаниям свидетелей, записям в судовом журнале и указан в акте о морском протесте. Личной проверки нотариусом сохранности пломб на грузовых люках не требуется.


Заявление о морском протесте должно содержать описание обстоятельств происшествия и мер, принятых капитаном для обеспечения сохранности вверенного ему имущества. Обстоятельства происшествия должны быть описаны кратко и точно. Описание принятых мер должно по существу представлять собой сведения о добросовестном выполнении капитаном и экипажем судна своих обязанностей. В зависимости от характера происшествия экипаж во главе с капитаном может принимать самые разнообразные меры, направленные на предотвращение или уменьшение убытков, в зависимости от особенностей рейса, судна, вида груза или обстоятельств происшествия. В заявлении о морском протесте, составляемом в связи с совершившейся или предполагаемой утратой, порчей, повреждением груза, указывается событие, которое повлекло или могло повлечь утрату, порчу или повреждение груза (шторм, перепады температуры и т.п.), а также меры, принятые капитаном и командой судна к сохранности груза при подготовке судна к плаванию, при погрузке, во время плавания и т.д.

В подтверждение обстоятельств, изложенных в заявлении о морском протесте, капитан судна одновременно с заявлением либо в срок не более семи дней с момента своего прибытия, или прибытия судна в порт, или происшествия, если оно имело место в порту, обязан представить нотариусу или должностному лицу консульского учреждения РФ либо компетентному должностному лицу иностранного государства для ознакомления судовой журнал и заверенную капитаном судна выписку из судового журнала. В случае гибели судового журнала в заявлении о морском протесте должны быть изложены обстоятельства и причины гибели судового журнала.


§ 3. Составление акта о морском протесте нотариусом


Для составления акта о морском протесте нотариус должен ознакомиться с судовым журналом, который является основным официальным документом, где объективно и с достаточной подробностью отражаются непрерывная деятельность судна, различные обстоятельства и события, сопровождающие эту деятельность.

Выписка из судового журнала, заверенная капитаном, должна содержать факты, изложенные в заявлении о морском протесте, в частности время прибытия судна в порт, и в необходимых случаях о том, что люки не были вскрыты до подачи заявления о морском протесте или что в связи с крайней необходимостью выгрузка груза была начата до заявления о морском протесте, а также обстоятельства происшествия, послужившие причиной для заявления морского протеста, и принятые в связи с этим капитаном судна и экипажем меры и т.п.

В случае гибели судового журнала акт о морском протесте составляется нотариусом на основании других данных - подробного заявления капитана об обстоятельствах происшествия, обстоятельствах утраты судового журнала и показаний свидетелей.


Согласно ст. 400 КТМ нотариус или должностное лицо консульского учреждения РФ на основании заявления капитана судна, данных судового журнала, опроса капитана судна и в случае необходимости других членов экипажа судна составляет акт о морском протесте и заверяет его своей подписью и гербовой печатью.

Содержание показаний других, помимо капитана, членов экипажа судна может иметь существенное значение, поскольку эти лица в процессе исполнения своих обязанностей на судне могли быть очевидцами таких деталей и обстоятельств происшествия, которые не были известны капитану. При определенных обстоятельствах отсутствие показаний членов экипажа судна в акте о морском протесте может привести к утрате им доказательственной силы. В качестве других членов экипажа могут быть опрошены как должностные лица из числа командного состава, так и любые лица из судовой команды. Капитаны и члены экипажа других судов не могут опрашиваться о происшествии, имевшем место на судне, в состав экипажа которого они не входят. Если эти лица были очевидцами происшествия, то они могут засвидетельствовать у нотариуса подлинность своих подписей на заявлении. Указанные заявления не вносятся в текст акта о морском протесте, но как свидетельства незаинтересованных лиц в необходимых случаях могут иметь доказательственное значение.

Акт о морском протесте должен содержать по возможности дословные показания капитана и других опрошенных членов экипажа судна. Эти показания излагаются каждое в отдельности и подписываются в присутствии нотариуса. Показания членов экипажа сверяются нотариусом с представленным ему судовым журналом. В случае расхождения показаний с записями в судовом журнале нотариус должен предложить членам экипажа указать причины этих расхождений. Все остальные документы и показания (акты расследования аварий, акт о несчастном случае, рекламационные акты, записи в машинном журнале, показания пассажиров и т.п.) в акт о морском протесте не включаются и могут быть представлены в качестве самостоятельных доказательств при рассмотрении спора в суде.

При приеме заявления капитана, его опросе и опросе членов экипажа судна в обязанности нотариуса входит лишь проверка сообщенных ему сведений на основании судового журнала. Оценку представленных документов нотариус не производит.

Акт о морском протесте должен содержать:

- дату составления акта, фамилию и инициалы нотариуса, совершающего акт протеста, наименование нотариального округа;

- фамилию, имя, отчество, гражданство и место жительства капитана, сделавшего заявление о морском протесте, название и флаг судна, его принадлежность, приписку, регистрационный номер;

- время прибытия судна в порт;

- время поступления от капитана заявления;

- дату, когда капитан представил нотариусу для обозрения судовой журнал;