ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.11.2020

Просмотров: 3557

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

<*> Приводится по: Code civil. 100-e edition. Dalloz. 2001. P. 764 - 765.


Однако напечатанный документ не может рассматриваться как действительное олографическое завещание, даже несмотря на рукописную отметку завещателя на каждой странице завещания (подпись и дата, нумерация от руки). Было признано также недопустимым завещание, написанное от руки, но через копирку.

Как свидетельствует Л.П. Ануфриева, в Бельгии при толковании ст. 970 ГК иная судебная практика: ошибка в датировании олографического завещания не будет признана влияющей на его юридическую силу <*>. Поэтому соответствующим образом должна определяться действительность завещания при его предъявлении в другом государстве.

--------------------------------

<*> См.: Ануфриева Л.П. Международное частное право. В 3 т. Т. 3. М., 2001. С. 405.


В ряде стран наследственное право весьма различно, но, поскольку в предмет данной работы входят преимущественно вопросы процессуально-процедурного права, отметим, например, что наследование недвижимости происходит по месту ее нахождения. Поэтому компетентным является нотариус места нахождения недвижимости. Такой порядок установлен ст. 1224 ГК России. Также согласно ст. 3 ГК Франции наследование недвижимости осуществляется согласно закону, действующему в месте нахождения недвижимости <*>. Отсюда могут возникать сложные коллизионные вопросы. Например, в Казахстане иностранные граждане не могут приобрести в частную собственность участки земли, предназначенные для ведения подсобного хозяйства, садоводства и личного строительства. Соответственно возникает вопрос о наследовании земельных участков после смерти граждан Казахстана наследниками, которые являются иностранцами <**>.

--------------------------------

<*> См.: Приобретение недвижимости во Франции иностранными гражданами или нерезидентами и передача имущества по наследству // Нотариус. 2001. N 3. С. 59.

<**> См.: Мансурова Р. Указ. соч. С. 35.


Не во всех странах системы гражданского права решение вопросов наследования отнесено к компетенции нотариуса. Так, интересные полномочия могут осуществлять нотариусы в Австрии, выступая уполномоченными судов. Своеобразие наследственного процесса в Австрии заключается в том, что подтверждает наследственные права не нотариус, а суд, однако и в этом случае значительна роль нотариуса. В соответствии с Федеральным законом Австрии от 11 ноября 1970 г. "О деятельности нотариусов в качестве уполномоченных суда (судебных комиссаров) по бесспорным делам" <*> (редакция 1997 г.) по поручению суда нотариусы должны осуществлять по бесспорным делам следующие служебные действия:

--------------------------------

<*> Перевод Закона с немецкого языка осуществлен магистром права (LLM), аспирантом кафедры гражданского процесса УрГЮА Трушниковым С.С.


1) по делам наследства: удостоверение факта смерти и взаимосвязанные с этим неотложные меры, другие действия, требуемые в ходе исполнения завещания;


2) кроме исполнения завещаний: оценку и распродажу недвижимых вещей; оценку и распродажу движимых вещей, производство описи и проверку счетов либо отчетных ведомостей, включая документы о разделе имущества.

При осуществлении порученных ему служебных действий нотариус выступает в качестве судебного комиссара.

При назначении судебных комиссаров нотариусы должны привлекаться по определенному порядку распределения дел. Порядок распределения должен осуществляться на следующих принципах. Если в округе участкового суда место своей службы имеет лишь один нотариус, то в качестве судебного комиссара должен быть привлечен данный нотариус, но если в округе участкового суда место своей службы имеет несколько нотариусов, то они должны привлекаться как можно более соразмерно. В том случае, если в округе участкового суда никто из нотариусов не имеет места своей службы, то должны привлекаться нотариусы из соседнего округа и т.д.

Порядок распределения полномочий между нотариусами на деятельность в качестве судебных комиссаров должен составляться президентом соответствующей судебной палаты первой инстанции для нижестоящего участкового суда в конце каждого календарного года на следующий календарный год. Если в течение календарного года изменились условия, на которых основывался порядок распределения, то незамедлительно на остаток календарного года должен составляться новый порядок. Перед изданием каждого порядка распределения должно быть заслушано мнение нотариальной палаты. Порядок распределения публикуется объявлением на судебной доске судебной палаты первой инстанции и соответственно участкового суда и сообщается нотариальной палате.


3. Международные конвенции

по вопросам наследственных отношений


По вопросам наследственных отношений имеется несколько универсальных международных конвенций, в частности, Конвенция о коллизии законов, касающихся формы завещательных распоряжений (Гаага, 5 октября 1961 г.), Конвенция о праве, подлежащем применению к наследованию недвижимости (Гаага, 1 августа 1989 г.), Конвенция о праве, применимом к имуществу, распоряжение которым осуществляется на началах доверительной собственности, и о его признании (Гаага, 1 июля 1985 г.), Конвенция относительно международного управления имуществом умерших лиц (Гаага, 2 октября 1973 г.), Конвенция о Единообразном законе о форме международного завещания (Вашингтон, 26 октября 1973 г.) <*>. Однако часть из этих конвенций не вступила в силу, а в других наша страна не участвует.

--------------------------------

<*> См.: Международное частное право / Под ред. Г.К. Дмитриевой. М., 2000. С. 500 - 504; Международное частное право / Под ред. Н.И. Марышевой. М., 2000. С. 415. Единообразный закон о форме международного завещания опубликован: Журнал международного частного права. 1997. N 1. С. 107 - 115.



4. Вопросы наследования в Минской конвенции


Более глубоко и содержательно вопрос о правилах наследования решен в ряде региональных конвенций с участием Российской Федерации и договорах о правовой помощи, в частности в Минской конвенции.

В ст. 44 отражен принцип равенства, согласно которому граждане каждой из стран - участниц Минской конвенции могут наследовать на территориях других стран имущество или права по закону или по завещанию на равных условиях и в том же объеме, что и граждане данной страны. В ст. 45 Минской конвенции определена территориальная компетенция нотариусов или других лиц, уполномоченных на совершение данного вида юридических действий, в отношении прав наследования. Право наследования имущества, кроме недвижимости, определяется по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой наследователь имел последнее постоянное место жительства. Право наследования недвижимого имущества определяется по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой находится это имущество. Поэтому в случае смерти в России гражданина Украины, имевшего движимое и недвижимое имущество на территории обеих стран, при удостоверении наследственных прав на недвижимое имущество на Украине компетентным является нотариус Украины по месту его нахождения, а в отношении остального имущества - нотариус России по последнему месту жительства наследодателя.

Данное правило четко закреплено в ст. 48 Минской конвенции. Производство по делам о наследовании движимого имущества компетентны вести учреждения Договаривающейся Стороны, на территории которой имел место жительства наследодатель в момент своей смерти, а производство по делам о наследовании недвижимого имущества компетентны вести учреждения Договаривающейся Стороны, на территории которой находится имущество.

В ст. 46 Минской конвенции определен порядок наследования и государством. Если по законодательству Договаривающейся Стороны, подлежащему применению при наследовании, наследником является государство, то движимое наследственное имущество переходит Договаривающейся Стороне, гражданином которой является наследодатель в момент смерти, а недвижимое наследственное имущество переходит Договаривающейся Стороне, на территории которой оно находится.

Двусторонние договоры РФ о правовой помощи устанавливают примерно такой же порядок разрешения наследственных вопросов.

Как уже отмечалось, процедура оформления наследственных прав в отношении иностранного лица аналогична такой же процедуре в отношении российских лиц. При этом надо исходить из принципа активности нотариуса, отражающего его публично-правовой статус, согласно которому нотариус должен принять меры к розыску наследников. В частности, в ст. 61 Основ законодательства РФ о нотариате установлено, что нотариус, получивший сообщение об открывшемся наследстве, обязан известить об этом тех наследников, место жительства или работы которых ему известно. Нотариус может также произвести вызов наследников путем помещения публичного извещения или сообщения об этом в средствах массовой информации. Поэтому в случае наличия информации о том, что все или часть наследников проживают за рубежом, нотариус должен принять меры к их извещению.


В частности, согласно п. 1 ст. 16 Минской конвенции Договаривающиеся Стороны по просьбе оказывают друг другу в соответствии со своим законодательством помощь при установлении адресов лиц, проживающих на их территориях, если это требуется для осуществления прав их граждан. При этом запрашивающая Договаривающаяся Сторона сообщает имеющиеся у нее данные для определения адреса лица, указанного в просьбе.

Порядок взаимоотношения нотариуса с органами юстиции других государств определяется законодательством РФ и международными договорами РФ. В этом плане следует отметить Гаагскую конвенцию 1965 г., гл. 2 которой посвящена вручения внесудебных документов, который практически аналогичен порядку вручению судебных документов - через центральные органы, очевидно, через Министерство юстиции РФ вместо ранее используемого дипломатического порядка. Нотариус должен подготовить и отправить запрос о вручении за границей несудебного документа, в данном случае извещения об открытии наследства, и возможности подачи заявления о принятии наследства в течение шести месяцев со дня его открытия. Кроме того, такой порядок сообщения нотариуса с зарубежными органами юстиции установлен Минской конвенцией.

Согласно ст. 49 Минской конвенции по делам о наследовании, в том числе по наследственным спорам, дипломатические представительства или консульские учреждения каждой из Договаривающихся Сторон компетентны представлять (за исключением права на отказ от наследства) без специальной доверенности в учреждениях других Договаривающихся Сторон граждан своего государства, если они отсутствуют или не назначили представителя.

Установлены специальные формы удостоверительных надписей для выдачи свидетельств о праве на наследство по закону и по завещанию для действия за границей (формы N 13 и 14).


5. Проверка юридической силы завещания


Как уже отмечалось, согласно ст. 1224 ГК право, по которому решается вопрос о завещательной дееспособности и о форме завещания <*>, определяется последним местом жительства в момент составления завещания. Практически для оценки юридической силы завещания, поступившего из-за рубежа, необходима его легализация, проставление апостиля, иные юридические процедуры (подробнее об этом см. § 6). Кроме того, необходима информация о том, что завещание не отменено и не изменено.

--------------------------------

<*> Подробнее об этом см.: Комментарий к части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. А.Л. Маковского и Е.А. Суханова. М., 2002. С. 484 - 497 (автор комментария - А.Л. Маковский).


При наследовании по завещанию в отношении недвижимого имущества, находящегося на территории нескольких государств, возникает практический вопрос о том, где должен находиться основной экземпляр завещания, ведь наследственные дела одновременно должны заводиться в нескольких государствах. Очевидно, что завещание должно находиться в наследственном деле в том государстве, в котором наследодатель имел последнее место жительства до своей смерти. В других государствах в наследственные дела могут быть направлены копии завещания, прошедшие процедуру подтверждения их юридической силы (легализация или другие формы), с информацией о возбуждении наследственного производства в данном государстве с указанием круга лиц, которые признаны наследниками по завещанию.



§ 4. Обеспечение доказательств нотариусом в отношениях

с участием иностранных лиц


В случае необходимости для ведения дел в юрисдикционных органах других государств нотариус обеспечивает доказательства. Речь идет о тех ситуациях, когда соответствующее доказательство необходимо для совершения того либо иного юридического действия за рубежом, в частности, для ведения дела в суде, в административных органах, для представления иностранному нотариусу. Так, в том случае, когда суд не оказывает содействия в истребовании доказательств, стороны сами должны их собрать, в том числе и за рубежом, например получить свидетельские показания от лица, проживающего в Российской Федерации, до возбуждения дела в иностранном суде. Поскольку в Основах законодательства РФ о нотариате не конкретизирован порядок обеспечения доказательств, то следует использовать положения ст. ст. 102 и 103 Основ законодательства РФ о нотариате и по аналогии - правила процессуального законодательства об обеспечении доказательств.


1. Ходатайство


Заинтересованное в обеспечении доказательств лицо - российское или иностранное - должно подать в нотариальную контору, в районе деятельности которой должны быть совершены процессуальные действия по обеспечению доказательств, заявление. В качестве заинтересованных лиц могут выступать будущие стороны судебного процесса, для защиты прав и интересов которых необходимо получение соответствующих доказательств, прежде всего истец и ответчик.


2. Основания для обеспечения доказательств


Основания для обеспечения доказательств могут быть самыми различными. Например, возможность исчезновения доказательства в связи с тяжелой болезнью свидетеля. Главной целью обеспечения доказательств является предполагаемая возможность их утраты для представления в будущий или имеющий место за рубежом судебный процесс. В этом состоит основное отличие обеспечения доказательств для российских судов (только до возбуждения дела в суде) и иностранных судов, где такое правило не оговорено. Основы законодательства РФ о нотариате не дают ответа на вопрос, можно ли обеспечивать доказательства для последующего их представления в международные коммерческие арбитражи. Указанные органы уполномочены на разрешение споров по договору сторон дела и не относятся к числу органов судебной власти, осуществляющих правосудие. Вместе с тем ст. 102 Основ законодательства РФ о нотариате допускает обеспечение доказательств для последующего разбирательства в административных органах, например налоговых органах. Полагаем, что в случаях, указанных в положениях и регламентах международных коммерческих арбитражей, нотариусы также вправе заниматься обеспечением доказательств с целью последующего их представления в арбитраж.