Файл: MChP_i_notarialnaya_deyatelnost.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.11.2020

Просмотров: 585

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Цветом выделен текст обязательный для прочтения и заучивания определений и категорий.

Глава Международное частное право и нотариальная деятельность

Законодательство по теме

1. Основные этапы нотариального производства по делам с иностранным элементом

Квалификация правовой ситуации с иностранным элементом

Выбор применимого права

Применение материальных норм компетентного правопорядка

А. Установление содержания иностранного закона

Б. Препятствия для применения иностранного права

2. Правовое положение иностранных граждан и организаций в нотариальном производстве

Компетенция нотариуса по делам с участием иностранных лиц

Установление личности и дееспособности иностранного гражданина

А. Квалификация лица как иностранного гражданина и установление его личности

Б. Установление дееспособности иностранного гражданина

2. Установление тождества иностранной организации, проверка ее правоспособности и полномочий представителя

А. Квалификация организаций как иностранной и установление ее тождества

Б. Проверка правоспособности иностранной организации и полномочий ее представителя

3. Международная действительность юридических документов в нотариальном производстве

Легализация

А. Российские документы, представляемые за границей

Б. Иностранные документы, представляемые в России

Экзекватура

§ 2. Некоторые категории дел с внешним элементом в нотариальной практике

1. Международное наследование

Квалификация наследства как имеющего международный характер и определение компетенции нотариуса

А. Квалификация

Б. Определение компетенции

Определение применимого права и сферы его действия

А. Определение применимого права

Б. Сфера действия применимого права

Урегулирование международного наследства

А. Принятие и отказ от наследства

Б. Передача активов наследства и управление наследством

В. Регулирование пассива наследства

Г. Прекращение режима имущественных отношений супругов и наследование

2. Имущественные отношения супругов в международном частном праве

1. Законный режим имущества супругов

А. Определение применимого права

Б. Сфера действия применимого права

2. Договорной режим имущества супругов

А. Возможность заключения брачного договора

Б. Определение применимого права

В. Сфера действия применимого права

└──────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┘

┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

Установление личности иностранного гражданина │

└──────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┘

┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

Проверка дееспособности иностранного гражданина │

└────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘


А. Квалификация лица как иностранного гражданина и установление его личности


Квалификация нотариусом физического лица, участвующего в нотариальном производстве в качестве стороны или иного заинтересованного лица, как иностранного гражданина должна осуществляться в соответствии с российским законом. Согласно ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ, иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Аналогичное определение содержится также в ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве в Российской Федерации"*(112). Таким образом, для достоверного вывода о наличии у физического лица качества иностранного гражданина нотариус должен убедиться в двух обстоятельствах:

во-первых, в отсутствии у него российского гражданства и,

во-вторых, в наличии гражданства иностранного государства.

Как следует из текста закона, обязанность доказать факт наличия иностранного гражданства возлагается на само заинтересованное лицо. Роль нотариуса заключается в оценке представленных материалов и проверке содержащихся в них сведений в случае появления сомнений в их достоверности.

Необходимо учитывать, что подтверждение достоверными доказательствами иностранного гражданства (подданства) физического лица еще не исключает возможность того, что оно обладает одновременно российским гражданством (ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ). Лица с двойным гражданством, одно из которых - российское, рассматриваются на территории нашего государства исключительно как граждане России и, следовательно, их личным законом будут материальные нормы российского законодательства (п. 2 ст. 1195 ГК РФ).

В подтверждение иностранного гражданства (подданства) могут быть представлены официальные документы, выданные компетентными органами иностранного государства, из которых прямо следует гражданство лица. Как правило, таким документом является паспорт иностранного гражданина, включая дипломатический паспорт и паспорт моряка (удостоверение личности моряка) (ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ). В случае невозможности представления паспорта иностранного гражданина по объективным причинам (несовершеннолетние дети, утрата, нахождение на оформлении в иных органах и т.д.) для подтверждения иностранного гражданства могут быть также использованы иные документы, в частности:


1) свидетельство о гражданстве (certificat de nationalitй, certificate of nationality), выдаваемое консульствами соответствующих иностранных государств на территории Российской Федерации;

2) справки и свидетельства иных органов иностранного государства, ведающих вопросами гражданства (полиция, министерство иностранных дел);

3) свидетельства о рождении с отметкой о гражданстве и др.

Не являются документами, подтверждающими иностранное гражданство, разрешение на временное проживание и вид на жительство, выдаваемые территориальными органами внутренних дел иностранным гражданам, временно или постоянно проживающим в Российской Федерации. Хотя данные документы содержат указание на иностранное гражданство правообладателя (п. 7 ст. 6, п. 4 ст. 8 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ), тем не менее они не могут быть положены в основание вывода об иностранном гражданстве лица, так как являются производными и выдаются органами государственной власти РФ, которые некомпетентны решать вопросы гражданства в соответствующем иностранном государстве. В то же время данные акты могут использоваться нотариусом дополнительно к основным документам, удостоверяющим иностранное гражданство лица. Не имеют никакого значения для целей подтверждения иностранного гражданства в нотариальном производстве такие документы, как миграционная карта иностранного гражданина, дипломатические, служебные или консульские карты.

Одновременно с проверкой сведений об иностранном гражданстве нотариус должен, по общему правилу, установить личность обратившегося к нему гражданина (ст. 42 Основ законодательства РФ о нотариате). Установление личности иностранного гражданина означает установление факта его личного обращения к нотариусу за совершением нотариального действия под собственным именем. Личность иностранного гражданина устанавливается на основании документов, предусмотренных Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан" и исключающих любые сомнения относительно его личности. Основным документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина на территории России, является его паспорт (ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ). Личность иностранного гражданина может быть также установлена на основании иного документа, установленного федеральным законом или признаваемым международным договором Российской Федерации в таком качестве. Ни при каких обстоятельствах личность иностранного гражданина в нотариальном производстве не может подтверждаться только на основании административных документов, опосредующих законность его пребывания на территории Российской Федерации (виза, разрешение на временное проживание, вид на жительство, миграционная карта, дипломатическая, консульская или служебная карта).


Если содержащиеся в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, сведения вызывают у нотариуса сомнения, рекомендуется совершение нотариального действия отложить, предложив заинтересованному лицу представить дополнительные документы, устраняющие возникшие сомнения. Источником дополнительных сведений чаще всего являются документы, полученные от консульских и (или) дипломатических представительств иностранного государства. Вполне приемлемым документом, устраняющим возможные сомнения в личности иностранного гражданина, является удостоверение компетентного должностного лица консульства, в котором он либо свидетельствует достоверность сведений первоначального документа, либо восполняет его. Возможна также ситуация, когда выдается новый документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина (временный паспорт). В любом случае нотариусу рекомендуется лично связаться с консульством для установления компетентного должностного лица и подтверждения факта обращения к нему иностранного гражданина - участника нотариального производства.

Нотариусам рекомендуется оставлять в своих делах копии всех документов, представленных заинтересованными лицами для подтверждения их иностранного гражданства и личности, внося реквизиты наиболее важных из них (паспорт, свидетельство о гражданстве, свидетельство о рождении) в Реестр нотариальных действий.


Б. Установление дееспособности иностранного гражданина


Согласно п. 1 ст. 1197 ГК РФ дееспособность физического лица определяется его личным законом, т.е. правом страны, гражданство которой это лицо имеет или в которой имеет обычное место жительства. Обычно применимым для определения дееспособности иностранного гражданина будет иностранное право. Российское материальное право будет применимым при определении дееспособности иностранных граждан, постоянно проживающих на российской территории, лиц с двойным гражданством, одно из которых российское (п. 2, 3 ст. 1195 ГК РФ). Личным законом лиц без гражданства является право страны, в которой это лицо имеет место жительства, а личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище (п. 5, 6 ст. 1195 ГК РФ).

В основных правовых системах мира наличие гражданской дееспособности связывается:

1) с достижением определенного возраста;

2) с возможной эмансипацией;

3) с отсутствием ограничений дееспособности.

1. Возраст достижения совершеннолетия варьируется в разных странах между 18 и 21 годами. Возраст иностранного гражданина может быть установлен на основании документов, удостоверяющих его личность. В случае появления сомнений относительно его реального возраста, а также расхождений между различными документами, предпочтение должно отдаваться актам гражданского состояния, выданным компетентными органами иностранного государства и отвечающим условиям их действительности на территории Российской Федерации (легализация, апостиль). Это может быть свидетельство о рождении (certificat de naissance; certificate of the birth) или так называемая семейная книга (carnet de famille; carnet of the family), а также выписки из них. Наконец, в исключительных случаях нотариус при согласии заинтересованного лица нести необходимые расходы вправе назначить медицинскую экспертизу для установления действительного возраста иностранного гражданина.


2. Эмансипация представляет собой дополнительный путь прекращения несовершеннолетия и наделения физического лица определенной дееспособностью. Внутреннее законодательство различных государств мира расходится при определении существенных условий эмансипации (возраст, орган, компетенция по вопросам эмансипации) и необходимых процедурных формальностей при ее осуществлении. Еще более значимые расхождения касаются правовых последствий эмансипации: в некоторых правовых системах эмансипированный ребенок наделяется полной дееспособностью, тогда как в других он получает лишь ограниченную дееспособность. Кроме того, в ряде государств эмансипация необратима, в других же - наоборот. Эмансипация возможна, как правило, в силу вступления в брак несовершеннолетнего лица или наделения его полной дееспособностью с согласия родителей. В подтверждение факта эмансипации иностранного гражданина нотариусу могут быть представлены самые различные документы: судебные решения, свидетельства и выписки органов регистрации актов гражданского состояния и т.д.

3. Установить отсутствие ограничений дееспособности у иностранного гражданина, обратившегося к нотариусу, довольно проблематично в силу сложности доступа к источникам такой информации. Естественно, что в очевидных случаях, когда в отношении лица имеются достоверные сведения о признании его недееспособным или ограниченно дееспособным, нотариус не вправе совершать нотариальное действие. Такие сведения могут содержаться в решении иностранного суда или выданных на его основе документах (о назначении опекуна, о помещении на лечение и т.д.), отметках в документах, удостоверяющих личность, свидетельстве о рождении, выписках из публичных реестров (актов гражданского состояния, регистрации прав на недвижимое имущество и др.)


2. Установление тождества иностранной организации, проверка ее правоспособности и полномочий представителя


Участие иностранных организаций в нотариальном производстве предполагает определенную систематизацию деятельности нотариуса в целях учета специфики правового положения таких субъектов. Таким образом, в случае с иностранными организациями деятельность нотариуса включает ряд последовательных этапов:


┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

Квалификация организации как иностранной │

└────────────────────────────────────┬──────────────────────────────────┘

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

Установление тождества иностранной организации │

└────────────────────────────────────┬──────────────────────────────────┘


┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

Проверка правоспособности иностранной организации и полномочий ее │

представителя │

└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘


А. Квалификация организаций как иностранной и установление ее тождества


Согласно российскому законодательству (п. 2 ст. 11 НК РФ; ст. 2 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ), иностранные организации - это юридические лица, компании и другие корпоративные образования, в том числе не являющиеся юридическими лицами, обладающие гражданской правоспособностью и созданные в соответствии с законодательством иностранных государств. В качестве иностранных на территории России рассматриваются также международные организации, их филиалы и представительства.

Таким образом, любая организация, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства должна рассматриваться в Российской Федерации как иностранная*(113). В этом смысле не являются иностранными филиалы и представительства иностранной организации (за исключением международных организаций), создаваемые на российской территории в соответствии с российским законодательством*(114).

Проверка тождества иностранной организации означает установление идентичности между лицом, обратившимся к нотариусу за совершением нотариального действия, и лицом, приобретающим в его результате субъективные права и обязанности. Технически это означает установление соответствия наименования, организационно-правовой формы, учредителей, органов иностранной организации сведениям, содержащимся в соответствующих реестрах по месту учреждения такой организации.

Основным документом, который используется для квалификации организации в качестве иностранной и установления ее тождества, является выписка из торгового реестра (extrait du registre de commerce) страны ее учреждения. На основании данного акта компетентного органа иностранного государства нотариус проверяет прежде всего факт регистрации организации в иностранном государстве под определенным наименованием в соответствии с ее законодательством. Дополнительно для данных целей могут использоваться также учредительные документы организации, такие как устав и (или) учредительный договор, а также выписки из них. Анализируя данные документы, нотариусу следует обращать внимание на различные регистрационные отметки и их совпадение с данными иностранного реестра организаций. При расхождениях между данными, полученными из публичных реестров и учредительными документами, предпочтение должно отдаваться первым.


Б. Проверка правоспособности иностранной организации и полномочий ее представителя