ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.11.2020
Просмотров: 125
Скачиваний: 2
ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО НОТАРИАТА
Родина нотариата (публичных писцов) – древний Рим, откуда он перенесен во Францию, Германию, Австрию и другие европейские государства и, наконец, в XVI столетии в Россию.
Развитие нотариата в России можно условно разделить на несколько периодов, первый из которых начинается в XVI веке и заканчивается Соборным уложением 1649 года. Этот период характеризуется тем, что формирование нотариальных органов и порядок совершения нотариальных действий определялись отдельными царскими указами.
В XVI веке роль нотариуса в России была возложена на особых вольных писцов – площадных подьячих, которые занимались составлением различных актов: купчих, меновых, челобитных и прочих. Местом совершения этих актов была площадь. В Московском Кремле на Ивановской площади была главная контора подьячих, где они в особых палатках совершали письменные акты и таким образом «кормились пером». Точная дата появления сословия площадных подьячих до нас не дошла, однако, в судебнике Ивана IV (1550 год) деятельность подьячих упоминаются как сложившийся институт свидетельствования сделок. В состав подьячих поступали люди разных классов, даже тяглых, при этом подьячие из тяглых освобождались от налогообложения. Подьячие не считались «служилыми людьми». Они составляли что-то вроде артели с круговой порукой, число их было сначала 12, а затем постепенно достигло 24 человек. Подьячие с Ивановой площади Московского Кремля всецело находились в зависимости от Оружейной палаты. В других городах подьячие точно также работали на площадях в палатках и зависели от местного дворянства. Преимущественно они занимались составлением поземельных служилых актов.
За подьячими наблюдали особые старосты, чтобы подьячие «всякие крепости и посторонние письма писали с их ведома и работных людей поличали имена, и вершали на площади, и пометкам без записи задаточных денег торговые люди не давали, давали бы в то время, когда записи совершены и поданы будут в приказной палате – съезжей избе». Старосты обязаны были также следить: «чтобы кто воровски не писал никаких подставных, заочных крепостей, чтобы в том пошлина не пропадала».
Форма всех актов была крайне примитивна. Акт обыкновенно начинался словами: «Се азъ такой-то»; в конце акта требовалось указание его составителя: «писал грамоту такой-то писец» и необходимо было присутствие свидетелей: «а на то послухи такие-то». До XVI столетия акты в большинстве случаев совсем не подписывались ни участвующими сторонами, ни свидетелями, а по обыкновению ставились кресты, поскольку народ был «зело» неграмотен, а иногда совершающий акт обмакивал руку в чернила и прикладывал ее к акту, отсюда выражение «рукоприкладство, рукоприкладчик».
Лишь с XVI столетия акты стали подписываться сторонами и свидетелями.
По Указу царя Федора Иоанновича всякие крепости, как то: на «холопов», о продаже и закладе вотчин, справлялись (совершались) в особом присутственном месте – в «Холопьем приказе», а в последствии в «Земском приказе». Справка представляла собой свидетельский допрос с целью установления подлинности и добровольности заключения сделки, проверки принадлежности имущества продавцу и наличия обременений и запрещений на его отчуждение. Только после записи акта в книгу приказа и приложения печати имущество считалось отчужденным и право собственности возникало у приобретателя. По сути речь шла о государственном контроле за деятельностью подьячих и своеобразной государственной регистрации сделок с их участием.
Второй период истории нотариата в России (1649–1866 годы). Соборное уложение 1649 года царя Алексея Михайловича систематизировало действовавшие до того времени указы, обязав стороны совершать сделки только через площадных подьячих с составлением справки и последующей записью в поместном приказе (первоначально – «Печатном приказе»), таким образом окончательно разграничив функции органа, совершающего сделку, и органа, регистрирующего ее. По Уложению на дому позволялось совершать лишь только некоторые акты: о займе денег, хлеба, сговорные свадебные записи и духовные завещания, все же остальные крепости составлялись подьячими, записывались ими в книги приказа и взыскивалась пошлина, а затем крепость обязательно представлялась в приказ для приложения государственной печати. Крепости и акты в отличие от домашних имели силу бесспорных и кто «учнетъ ту крепость на суде лживить», тот подвергался «нещадному» битью кнутом «при многих людяхъ у приказа».
Попытки реформирования нотариата Петром Великим начались с введения в 1699 году гербовой бумаги, значительно увеличившей актовую пошлину и доход казны. С 1700 года крепостными актами стала ведать Московская Ратуша, позже Большая Таможня, куда присылались раз в два месяца все крепостные акты, совершенные в других городах России. Такая централизация нотариального дела оказалась совершенно негодной, ибо чрезвычайно задерживала совершение и запись крепостей и тем создавала волокиту и убытки. В 1701 году повелено было совершать крепостные акты по-прежнему «крепостным писцам», заменившим собой площадных подьячих в палатках Ивановой площади. Утвержден приказ «Крепостных дел». В 1706 году крепостными делами опять ведают ратуши, а с 1708 года, по утверждении губерний, крепостные дела переходят к губернаторам. При создании «Юстиц-коллегии» были образованы особые крепостные конторы при «Надворных судах» под наблюдением особых секретарей.
В XVIII веке нотариальные дела неоднократно передавались различным учреждениям, гражданским, уездным судам, крепостным отделениям, экспедициям гражданских судов.
В 1778 году Екатерина II закрыла юстиц-коллегию и совершение крепостных актов было передано палатам гражданских судов в губернских городах, что было не удобно. Екатериной II было установлено совершение актов явочным порядком, т.е. домашний акт заявлялся в известном присутственном месте для записи его в книгу, чтобы придать акту известную достоверность и поставить его под контроль правительства. Нужно заметить, что крепостной порядок применялся только для актов на отчуждение недвижимости и крепостных людей, а все остальные акты лишь заявлялись в присутственном месте, например, запродажная запись, духовное завещание, заемное письмо, арендный договор, доверенность. Таковые по предъявлении проверялись в своей подлинности и законности, записывались в книгу, выдавались сторонам и акт после этого получал силу и значение крепостного.
Реформы 1781-1831 годов.
В 1781 году были учреждены публичные нотариусы и маклеры для совершения торговых сделок, некоторых актов, засвидетельствований и разного рода посредничества, они носили название частных маклеров, маклеров услуг и рабочих, маклеров ремесленных управ, маклеров судоходных расправ и прочее.
А в 1831 году были учреждены особые биржевые нотариусы и маклеры. Нотариусы и маклеры избирались городским и торговым сословием из «невинно упадших купцов» и требовалось, чтобы они были «люди добрые и опытные и во всех торгах и вексельных переводах искусные и не должны быть безграмотны».
Третий период истории нотариата в России ознаменовался утверждением Александром II в 1866 году Положения о нотариальной части в развитие судебной реформы 1864 года. По этому Положению заведование нотариальной частью возлагалось на состоящего при окружном суде старшего нотариуса и других нотариусов, назначаемых старшим председателем судебной палаты. Кроме того, имелись биржевые нотариусы, избираемые биржевым купечеством из биржевых маклеров. На старшем нотариусе лежало утверждение крепостных актов, т.е. купчих и всякого рода договоров о переходе собственности по недвижимым имуществам, и заведование нотариальным архивом при окружном суде для хранений купчих, запретительных и разрешительных книг.
Существовало специальное расписание, где определялось число необходимых нотариусов. Самое большое количество нотариусов находилось в Москве, Санкт-Петербурге – по 25; затем шли Тула, Харьков и Воронеж – губернские города с числом нотариусов, не превышающим 6 человек; во всех остальных губерниях количество нотариусов составляло по 4 человека. В уездных, «заштатных» городах разрешалось иметь по 2 места нотариуса в каждом.
Таким образом, первоначальное количество нотариусов по реформе 1866 года составляло чуть более ста человек.
К нотариусам предъявлялись определенные значительные требования. Нотариусами могли быть только русские подданные, совершеннолетние, неопороченные судом или общественным приговором. Для занятия должности нотариуса претендент должен был пройти испытания, назначаемые ему председателем окружного суда, старшим нотариусом и прокурором в умении правильно излагать акты и в знании форм нотариального делопроизводства, а также необходимых законов. Естественно, предполагалось, что такими знаниями может обладать человек, имеющий соответствующее образование, но прямо не указывалось на необходимость иметь таковое. Желающий поступить в нотариусы обязан был представить в окружной суд особый денежный залог, что делалось для обеспечения взыскания в случае неправильных должностных действий нотариуса. Размеры залога были значительны: в столицах – 10.000 рублей серебром, в губернских городах – 6.000 рублей, в уездных городах, где находились окружные суда – 4.000 рублей, в остальных городах и уездах – 2.000 рублей. В случае, если залог частично или полностью тратился на покрытие взыскания, то действие полномочий нотариуса приостанавливалось до внесения им суммы для пополнения залога. А если нотариус не делал этого в течение 6-ти месяцев, то он увольнялся с должности нотариуса. Кроме того, залог подлежал пополнению из средств, получаемых нотариусами по таксе за совершаемые нотариальные действия, пока размер залога не достигал установленной величины – в столицах 25.000 рублей. После смерти нотариуса или по оставлении им должности весь предоставленный и дополненный залог выдавался ему или его наследникам. Помимо таксы, устанавливаемой по соглашению с клиентом, нотариусы взыскивали в казну гербовые (государственные) пошлины и сборы, размер которых устанавливался законодательно.
Круг действий нотариусов был довольно широк. По российскому законодательству акты, совершаемые и свидетельствуемые нотариусами, были трех видов: крепостные, нотариальные и явочные.
Крепостные акты совершались нотариусами в отношении недвижимости и утверждались судебной властью.
Нотариальные акты совершались нотариусами и не требовали утверждения судами.
Явочные совершались на дому и представлялись нотариусу лишь для засвидетельствования подписи, однако, надпись должна была быть сделана в присутствии нотариуса или признана при нем подписавшимся лицом.
Значение нотариусов было очень велико. После совершения надписи нотариуса «городской судья и земский начальник, не вызывая сторон и не производя допроса, заочно пишут свои резолюции на самих актах и обязательствах о приведении таковых в исполнение принудительным порядком». В этих случаях закон признавал, что состязательный процесс уже производился у нотариуса в силу ст. 89 Положения о нотариальной части. В конторе нотариуса заканчивался самый сложный процесс, а роль суда затем сводилась лишь к «зачислению дела решенным».
Таков был российский дореволюционный нотариат, вобравший в себя передовые на тот момент времени идеи латинского («свободного») нотариата, самофинансируемого и подконтрольного государству.
Четвертый период – история советского нотариата (1917–1993 годы). Декретом «О суде» от 24 ноября 1917 года дореволюционные нотариальные органы были упразднены, функции нотариата переданы нотариальным отделам местных Советов. Декретом ВЦИК от 27 апреля 1918 года отменено наследование. В годы Гражданской войны произошли следующие изменения. В 1919 году вместо нотариальных отделов местных Советов были организованы нотариальные столы при губернских отделах юстиции. В период политики «военного коммунизма» ввиду отсутствия частного имущественного оборота нотариальные столы были упразднены. Циркуляром НКЮ РСФСР от 02 февраля 1920 года ряд нотариальных действий был отнесен к компетенции народного суда (свидетельствование копий, подлинности подписей и пр.). С началом НЭПа советской власти потребовался советский нотариат. 22 мая 1922 года был принят закон «Об основных частных имущественных правах», который признавал наследование по закону и по завещанию. 04 октября 1922 года Совнарком РСФСР принял Положение о государственном нотариате. Это положение заложило основы советского нотариата. 31 декабря 1947 года нотариальные органы были переданы в ведение судов в связи утверждением новой редакции Положения о государственном нотариате. 30 сентября 1965 года было принято новое положение о государственном нотариате. В 1973 году был принят закон о государственном нотариате СССР, а в 1974 – о государственном нотариате РСФСР.
Пятый период истории российского нотариата начался с принятия 11 февраля 1993 года Основ законодательства РФ о нотариате, возродивших латинский («свободный») нотариат в России.