ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.11.2020

Просмотров: 193

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проблема состава налогового законодательства относится к разряду принципов налогообложения. Вопрос о включении норм о налогообложении в неналоговые законы (как правило, речь идет о льготах) важен в отношении не только доходов бюджета, но и равенства обязанностей граждан. С позиции ст. 57 Конституции РФ вряд ли можно найти удовлетворительное объяснение, почему, например, граждане, занимающие должности судей, налоговых полицейских, таможенников, обладали привилегией не платить подоходный налог, как это было предусмотрено рядом неналоговых законов.

В п. 1 ст. 1 части первой НК РФ определено, что законодательство РФ о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. А п. 5 ст. З части первой НК РФ закрепляет, что федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются настоящим Кодексом. Эта же идея выражена в п. 2 ст. 12 части первой НК РФ, согласно которой федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые настоящим Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

В качестве гарантии выполнения данного правила НК РФ устанавливает, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом (п. 5 ст. 3).

Однако проблема до конца все-таки не решена. Налоговый кодекс РФ — федеральный закон, а не федеральный конституционный закон. Поэтому, в принципе, не исключена ситуация принятия неналоговых законов, содержащих налоговые нормы. Противоречия этих законов и НК РФ должны разрешаться в соответствии с общими правилами устранения правовых коллизий.

Принятые НК РФ правила об ограничении форм налогового законотворчества нельзя рассматривать только как моральное обязательство, законодателя, от которого он вправе отказаться в любой момент. В противном случае закон теряет свою ценность как обязательный для выполнения акт, вводится двойной стандарт: нормы закона обязательны для одних лиц и не обязательны для других.

Поэтому подобные нормы необходимо рассматривать как самообязывающие. Они обязательны для законодателя и подлежат правовой защите. Эта защита основана на конституционно-правовом режиме стабильных условий хозяйствования. Он предполагает, что предпринимателям заранее известно, как и в каких формах устанавливаются условия хозяйствования, в том числе условия налогообложения.

Правовая защита должна состоять в признании не соответствующей Конституции РФ нормы, содержащейся в неналоговом законе. Несоответствие состоит в нарушении ст. 8 и 34 Конституции РФ, гарантирующих право на свободную предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность. Свобода предпринимательства невозможна без свободы выбора, который зависит от уверенности относительно источников, устанавливающих права и обязанности.


Но, с другой стороны, если принят неналоговый закон, содержащий норму о налоге, тот же принцип свободы экономической деятельности может послужить основанием для того, чтобы планировать деятельность на основе этой нормы. Предприниматель не должен сам «ревизовать» законодателя и определять, что какую-то норму закона он обязан или не вправе выполнять.

Приятным удивлением предпринимателя, узнавшего, что он пользовался льготой неправомерно, поскольку закон незаконен, вряд ли можно оправдать необходимость соблюдения конституционно-правового режима стабильных условий хозяйствования.

Выход видится только в том, что норма о налогах, содержащаяся в неналоговом законе, не может не применяться автоматически. Такая норма должна быть обжалована в КС РФ, который может признать ее несоответствующей Конституции РФ и объявить недействительной с момента опубликования постановления КС РФ или с определенного момента после опубликования в будущем.



1.6 Проблемы налогового законодательства

По экспертным оценкам, имеют самостоятельные источники дохода и являются потенциальными плательщиками подоходного налога около 6 млн. человек. Таким образом, вне контроля находится значительная часть граждан. В основном это так называемые “челноки” - как российские, так и иностранные граждане. Совершенно не урегулирован на законодательном уровне вопрос о порядке осуществления налогового контроля. Нет никаких указаний о периодичности и продолжительности налоговых проверок, о формах и процедурах участия налогоплательщиков в рассмотрении актов проверок, о порядке и сроках принятия решений и т. д. Конечно это лишь небольшой круг проблем, касающихся правовой базы налогообложения в России, будоражащих нашу налоговую систему. Подчеркнем, что пока не будет выработано авторитетной целостной концепции реформирования налогообложения и его правовой формы, результаты любых изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и специалистов.


Заключение


Источник права - форма выражения правовых норм, имеющая общеобязательный характер. Установление или признание государством того или иного источника (формы) права имеет важное юридическое, в том числе правоприменительное, значение. Только выраженные в таком источнике нормы права могут применяться для регулирования соответствующих отношений. Формально не признанный источник права, как и содержащиеся в нем правила поведения, не имеет юридического (общеобязательного) значения. В современных правовых системах господствующими источниками права являются нормативные акты, среди которых приоритетное место занимают законы как акты высшей юридической силы. В налоговой сфере они традиционно охватываются понятием налогового законодательства.


В мире принято выделять две основные модели юридической регламентации налоговых отношений:

- англо-саксонская;

- романо-Германская.

К источникам права, в том числе и налогового, принято относить различные нормативные правовые акты, содержащие соответствующие нормы права. Нормативно-правовой акт принимается уполномоченным субъектом права (государственным органом, местным самоуправлением, институтами прямой демократии), имеет официальный характер и обязательную силу, выражает властные веления и направлен на регулирование общественных отношений.

Источниками налогового права в Российской Федерации являются:

1. Налоговый кодекс РФ;

2. Федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с Налоговым кодексом РФ;

3. Законы о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ;

4. Нормативные правовые акты органов муниципальных образований о местных налогах и сборах, принятые представительными органами муниципальных образований о местных налогах и сборах в соответствии с Налоговым кодексом РФ;

5. Подзаконные акты органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах;

6. Международные договоры по вопросам налогообложения;

7. Постановления высших судебных органов РФ по вопросам судебной практики, Конституционного Суда РФ.

Специфическим источником налогового права являются решения Конституционного суда РФ. Хотя, Конституционный суд фактически относится к судебной ветви власти, а не к законодательной, и за ним не закреплена функция принятия законов. Всё это вызывает полемику в научных кругах России.

Тем не менее, Конституционный суд имеет полномочия отменять действие нормативно-правовых норм, которые противоречат Конституции РФ и иным законам. Таким образом, он как бы корректирует действующее налоговое законодательство, отменяя одни нормы, тем самым создавая почву для принятия новых норм права, более приемлемых с точки зрения Конституции. В этом и заключает проявление решений Конституционного суда, как источников норм налогового права. Но фактически решения Конституционного суда не являются источниками налогового права в том понимании, в котором являются другие источники. Эти решения не устанавливают новые правоотношения, а всего лишь направляют законодательную власть по правильному, конституционному пути. Как видится, отнесение решений Конституционного суда к источникам налогового права спорно и противоречит принципу разделения властей в РФ. Очевидно, что такое понимание вопроса вызвано в неточности терминологии. Решения Конституционного суда это скорее всего не источники налогового права, а его конституционная основа.

Что касается норм международного права, то в российском налоговом законодательстве юридически закрепляется принцип приоритета международного договора над нормами национального законодательства. Одним из наиболее распространенных договорных инструментов в сфере налоговых правоотношений являются двусторонние и многосторонние соглашения об избежании двойного налогообложения при наличии источников доходов в разных странах.



Список используемых источников и литературы


  1. Конституция РФ.

  2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.98 N 146-ФЗ//СЗ РФ, 1998, N31, ст.3824.

  3. Апель А.А. Основы налогового права. – СПб.: Питер, 2004.

  4. Барулин С.В. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики // Финансы. 1996г. №1

  5. Булатова А.С. Экономика. Учебник. М.: Бек., 1995.

  6. Налоги: Учебное пособие / Под ред. Д.Г. Черника - 4-е изд., - М: «Финансы и статистика», 1998.

  7. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение Учебник. М.: ИНФРА , 1999.

  8. Бабкин А.И. Налоги. Библиотека Высшего Арбитражного Суда. – М.: Деловой экспресс, 2002.

  9. Бартошек М. Римское право. Понятие, термины, определения. – М., 1989.

  10. Бондарь Е.О., Малахова Н.В., Тихомирова Ю.С., Шурухнова Д.Н. Налоговое право. Учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2004.

  11. Витрянский В.В., Герасименко С.А. Налоговые органы, налогоплательщик и гражданский кодекс. - М., 1995.

  12. Ласточкина С.Г., Хохлова Н.Н. Сборник постановлений Конституционного Суда РФ. – М.: Проспект, 2000.

  13. Налоги и налоговое право/Под редакцией Брызгалина А.В. – М.: Аналитика-Пресс, 1997.

  14. Налоговое право. Учебник/Под редакцией Пепеляева С.Г. – М.: Юристъ, 2004.

  15. Парыгина В.А. Тедеев А.А. Налоговое право Российской Федерации. – М., 2002.