ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.11.2020
Просмотров: 681
Скачиваний: 1
ЗАТО признаются административно-территориальными единицами. Это положение плохо согласуется с законодательством субъектов Федерации об административно-территориальном устройстве. Например, в Законе Свердловской области от 20 мая 1997 г. «Об административно-территориальном устройстве Свердловской области» статус административно-территориальной единицы получают районы, внутригородские районы либо сельсоветы. ЗАТО, напротив, являются населенными пунктами (городами, поселками). Кроме того, административные единицы создаются для осуществления функций государственного управления, в то время как ЗАТО — муниципальные образования, имеющие органы местного самоуправления.
Своеобразие ЗАТО в том, что они по ряду вопросов находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Это установление административной подчиненности, границ ЗАТО и земель, отводимых предприятиям и (или) объектам; определение полномочий органов государственной власти субъектов Федерации в отношении ЗАТО; обеспечение режима безопасного функционирования предприятий (объектов), включающего специальные условия проживания граждан. Решения по данным вопросам принимаются Правительством РФ.
В ведении федеральных органов власти находится также определение порядка создания, упразднения ЗАТО. Предложение об этом исходит от Правительства РФ, окончательное решение принимается Президентом РФ.
Особый режим безопасного функционирование предприятий (объектов) в ЗАТО включает: определение контролируемых (запретных) зон по границе и пределах ЗАТО; ограничения на въезд и проживание граждан на его территории; ограничения на полеты летательных аппаратов над его территорией; ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и! распоряжения землей, природными ресурсами, недвижимым имуществом.
Таким образом, параметры правового статус ЗАТО определяются федеральными органами государственной власти. Роль региональных органов ограничивается в основном согласованием каких-либо сторон жизнедеятельности территориальных образований закрытого типа. Например, при решении вопроса об определении границ ЗАТО, об отнесении земель на территории такого образования к землям федеральной собственности, об участии физических и юридических лиц (проживающих и расположенных за пределами ЗАТО) в совершении гражданско-правовых сделок (п. 1 ст. 2, п. 2 ст. 6, п. 2 ст. 8 Закона «О закрытом административно-территориальном образовании»).
Полномочия по управлению ЗАТО принадлежав органам местного самоуправления. В первую очередь, это полномочия, присущие им в силу законодательства о местном самоуправлении. Эта группа полномочий направлена на решение вопросов местного значения. Являющиеся муниципальными образованиями со статусом городских округов закрытые административно-территориальные образования могут наделяться отдельными государственными полномочиями.
Специфика ЗАТО влечет наделение органов местного самоуправления особой группой полномочий по: координации деятельности предприятий (объектов), подразделений охраны, милиции, гражданской обороны при угрозе чрезвычайных ситуаций; разработке схем оповещения и эвакуации населения в случаях аварий либо при их угрозе; участию в определении пропускного режима (совместно с руководством предприятий (объектов); осуществлению контроля за санитарным, экологическим и другим состоянием территории; разрешению на въезд и выезд из ЗАТО. Законодательное закрепление этих полномочий за муниципальными органами продиктовано соображениями обеспечения особого режима безопасного функционирования ЗАТО.
Города-наукограды. — недавно возникшая категория муниципальных образований. При том она остается еще и довольно малочисленной1.
Статус наукоградов регулирует Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации». Согласно названному Закону наукоград — муниципальное образование, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом. Законом 2003 г. наукограды отнесены к городским округам.
Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Правительством РФ с установленном срока этого статуса. Территория, претендующая на звание наукограда, должна отвечать нескольким критериям. Во-первых, градообразующий комплекс должен быть расположен в границах одного муниципального образования. Во-вторых, основные фонды комплекса должны составлять не менее 50% общего объема основных фондов всех хозяйствующих субъектов, расположенных в данном муниципальном образовании. Возможен иной вариант. Градообразущий комплекс должен выпускать научно-технискую продукцию в стоимостном выражении не менее 50% общего объема продукции.
Решение о наделении муниципального образования статусом наукограда принимается в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2004 г. № 681 «Об утверждении Порядка рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации и прекращении такого статуса».
29. Собрание граждан и Конференция граждан (собрание делегатов)
1. Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан.
2. Собрание граждан проводится по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.
Собрание граждан, проводимое по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования, назначается соответственно представительным органом муниципального образования или главой муниципального образования.
Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается представительным органом муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования.
Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом территориального общественного самоуправления.
3. Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.
Собрание граждан, проводимое по вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом территориального общественного самоуправления.
4. Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.
5. Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются настоящим Федеральным законом, уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.
6. Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Конференция граждан (собрание делегатов)
1. В случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов).
2. Порядок назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания делегатов определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.
3. Итоги конференции граждан (собрания делегатов) подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
22.Установление и изменение границ муниципального образования
Границы муниципальных образований
1. Границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями:
1) территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями. Территории с низкой плотностью сельского населения, за исключением территорий, указанных в пункте 3 настоящей части, могут не включаться в состав территорий поселений;
2) территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения и (или) на территориях упраздняемых поселений межселенные территории входят в состав муниципальных районов;
6) в состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения - более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения - менее 3000 человек каждый); и др.
6.1) законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие и изменяющие границы поселений, должны содержать перечень населенных пунктов, входящих в состав территорий этих поселений;
7) сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения;
8) в соответствии с законами субъекта Российской Федерации статусом сельского поселения с учетом плотности населения субъекта Российской Федерации и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек;
9) утратил силу;
10) административным центром муниципального района может считаться город (поселок), имеющий статус городского округа и расположенный в границах муниципального района;
11) границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муниципального района - с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях;
12) территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения;
13) территория поселения не может входить в состав территории другого поселения;
16) территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района. и др.
1.1. Разделение населенных пунктов, влекущее несоответствие границ и (или) статуса муниципальных образований, существующих на день такого разделения, положениям настоящей статьи, должно осуществляться одновременно с изменением границ и (или) преобразованием таких муниципальных образований в соответствии с положениями пункта 5 части 1 настоящей статьи.
2. Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского
При наделении городского поселения статусом городского округа учитываются перспективы развития городского поселения, подтвержденные генеральным планом данного городского поселения.
3. К территориям с низкой плотностью сельского населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в Российской Федерации. Перечень субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, территории которых относятся к территориям с низкой плотностью сельского населения, утверждается Правительством Российской Федерации, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.
1. Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной. Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта Российской Федерации об изменении границ муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.
2. Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов.
2.1. Изменение границ муниципальных районов и входящих в их состав поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в состав указанных поселений поселков и сельских населенных пунктов к территориям городских округов, осуществляется с согласия населения поселений и городских округов, выраженного представительными органами соответствующих поселений и городских округов, а также с учетом мнения населения муниципальных районов, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов.