ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2020
Просмотров: 2847
Скачиваний: 8
96
139.
Геноцид и преступления против человечности.
140.
Преступления международного характера: понятие, виды, международно-
правовые основы сотрудничества государств.
141.
Конвенционное и институциональное сотрудничество государств в
борьбе с международным терроризмом.
142.
Интерпол: правовой статус, основные направления деятельности.
143.
Экстрадиция как один из старейших институтов международного
уголовного права. Условия выдачи. Основания для отказа в выдаче.
144.
Какие известны принципы международного экологического права?
145.
Являются ли объектом международно-правовой охраны трансграничные
водотоки?
146.
Какие международные конвенции регулируют обращение с опасными
отходами с целью защиты окружающей среды?
147.
Какие принимаются меры по охране живых ресурсов Мирового океана?
148.
Какие известны основные направления сотрудничества Российской
Федерации по охране окружающей среды?
149.
В чем заключается различие между jus in bello и jus ad bellum?
150.
Какое место международное гуманитарное право занимает в системе
современного международного права?
151.
Как развивалось договорное международное гуманитарное право (1864-
2010 гг.)?
152.
Какие категории лиц являются комбатантами? Какие лица не имеют
право на статус комбатанта?
153.
Каково значение гуманитарных эмблем: красного креста, красного
полумесяца, красного кристалла?
154.
В чем заключается суть принципа различия между гражданскими и
военными объектами? Могут ли гражданские объекты использоваться в
военных целях?
5.3.
Задания для самостоятельной работы (примеры индивидуальных
письменных домашних заданий, модельных заданий, ситуаций и казусов
для разбора на семинарах, фабул и заданий деловых игр)
Тема 1. Понятие, предмет, система, источники международного права
Ситуация для разбора на занятии (подготовиться письменно):
Начиная с 1933 года, когда были установлены дипломатические
отношения между США и CCCР, резиденцией американских послов в Москве
является особняк Спасо-Хаус. Он расположен в одной миле к западу от Кремля
по адресу: Спасопесковская площадь, 10. Это недалеко от Садового кольца и
Арбата, одного из старинных районов Москвы. 1 июля 1985 г. с посольством
США был заключен договор на аренду особняка, арендная ставка была
определена тогда в размере 25 рублей (42 доллара по курсу 1985 года) за 1
квадратный метр в год. За особняк с обширным земельным участком,
97
расположенный в центре Москвы, американская сторона должна была
ежегодно платить России 72 тысячи 500 рублей в год. После падения курса
рубля в начале 90-х годов, такая арендная плата была просто смешной.
Вопрос:
каким правом должны быть урегулированы отношения по
поводу аренды указанного особняка? Аргументируйте свою точку зрения.
Тема 2. Взаимодействие международного и внутригосударственного
права
Разбор судебного решения.
Ознакомьтесь с решением Арбитражного
суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09 февраля 2015 г. по
делу № А56-48129/2014 -
http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/c3b94d7e-3fa7-44a8-a6df-
dba0e15b0c79/A56-48129-2014_20150209_Reshenie.pdf
Постарайтесь вычленить и выписать последовательность аргументов,
которые привел суд для обоснования своего вывода о возможности
рассмотрения данного дела в национальном суде Российской Федерации.
Оцените аргументы суда с точки зрения соотношения национального и
международного права.
Тема 3. История международного права
По вопросу о моменте зарождения международного права весьма
распространенной является точка зрения, что международное право возникает
тогда, когда появляются первые государства, неизбежно вступающее в
отношения с друг с другом, которые, соответственно, требуют нормативного
урегулирования. Перефразируя известное ленинское выражение, Д.Б.Левин
писал в 1962 г.: «Международное право возникает там и тогда, где и когда
возникает классовое общество и государство». О.И.Тиунов считает, что
«международное право стало складываться и развиваться вместе с
возникновением государств и зарождением системы отношений между ними» .
По мнению Г.С.Стародубцева, международное право «зародилось во время
распада родоплеменных отношений и становления первых государств. (…) С
образованием государств возникают и отношения между ними. Появляется
потребность урегулирования межгосударственных отношений. Здесь и
рождаются первые нормы международного права, в основе которого лежат уже
существовавшие межплеменные правила» . И далее: «Родиной международного
права явился Ближний Восток, долины рек Тигра, Ефрата, Нила. Именно там в
4 тысячелетии до н. э. образовались древнейшие государства» .
Однако есть и несогласные с этой точкой зрения. По мнению
И.И.Лукашука, в античности «договоры представляли собой личные
обязательства фараонов, императоров и др. Подтверждением тому могут
служить договоры о династических браках, имевших важное политическое
значение. Договоры скреплялись религиозными клятвами, а их обязательная
сила опиралась на религиозную мораль. Известно, что для создания норм
международного права необходимо, во-первых, согласие субъектов
98
относительно содержания нормы и, во-вторых, согласие придать ей
юридическую силу. Вот этот второй элемент и отсутствовал» . Согласно этой
точке зрения, международное право возникает лишь тогда, когда в
межгосударственных отношениях возникают соответствующие условия:
«Необходимо, чтобы международные отношения достигли весьма высокого
уровня развития, при котором суверенные государства осознали необходимость
во имя своих национальных и интернациональных интересов подчиниться
нормам, обладающим юридической силой. (…) История свидетельствует о том,
что международное право как юридическое средство регулирования
межгосударственных отношений находит признание в практике государств
лишь в конце средних веков» . Эти взгляды разделяет В.Л.Толстых:
«Обязательной предпосылкой возникновения международного права является
наличие в рамках одного географического региона нескольких независимых, но
объединенных общей культурой государств. В связи с этим возникновение
международного права в Западной Европе было вызвано ослаблением
центральной императорской и папской власти и, соответственно, образованием
сообщества неподчиненных друг другу государств. Эти процессы происходили
на закате Средневековья и окончательно были оформлены к середине XVII
века. Знаковым событием, повлиявшим на установление принципа суверенного
равенства в отношениях между европейскими державами, часто признается
Вестфальский мир 1948 г.» . Л.Оппенгейм считал, что международное право
«является продуктом современной христианской цивилизации и существует
около четырехсот лет» . По мнению А.Фердросса, международное право
возникло в результате децентрализации Священной римской империи
германской нации , то есть примерно в это же время. Л.Камаровский писал в
1895 году: «Для существования международного права необходимы некоторые
предварительные условия, как свидетельствует об этом история: во-первых,
наличность многих государств; во-вторых, государств, друг от друга
независимых, но в-третьих, более или менее связанных между собой
общностью культуры» . По его мнению, международное право возникает в
период укрепления абсолютизма в Европе, то есть в XVI-XVII веках.
Когда, на Ваш взгляд, возникло международное право? Какая точка
зрения Вам кажется более убедительной и почему?
Тема 4. Субъекты международного права
Ситуация для разбора на занятии (подготовиться письменно):
2 сентября 1967 года отставной майор британской армии Пэдди Рой Бейтс
объявил о создании суверенного государства – Княжества Силэнд (The
Principality of Sealand) и провозгласил себя князем Роем I. «Территорией» этого
«государства» стала заброшенная морская платформа, использовавшаяся
англичанами во время Второй мировой войны для размещения гарнизона и
зенитных орудий и расположенная на подступах к побережью Великобритании,
но за пределами ее территориального моря (то есть, за пределами юрисдикции).
99
На Силэнде имеется конституция, флаг, герб, чеканится монета. Ни одно из
государств мира не признает «государство» Силэнд и не имеет с ним
официальных отношений.
Как можно охарактеризовать описанную ситуацию с точки зрения
конститутивной и декларативной теорий признания? Какие имеются аргументы
в пользу признания международной правосубъектности Силэнда? Какие
против?
Тема 5. Основные принципы международного права
Ситуация для разбора на занятии (подготовиться письменно): 17 февраля
2008 г. временные институты самоуправления Косово в одностороннем порядке
провозгласили независимость Косово. Часть государств общим числом более
70 (например, США, Великобритания) сделали заявление о признании Косово
как независимого государства. Другая часть государств (например, Россия,
Китай, Испания) заявили о том, что признание независимости Косово
представляет собой нарушение международного права.
29 мая 1992 года власти Южной Осетии провозгласили независимость
этой части Грузии. Аналогичное заявление сделала Абхазия после войны с
Грузией 1992-93 гг. 26 августа 2008 года, после вооруженного конфликта в
Южной Осетии, Россия двумя указами Президента признала независимость
Абхазии и Южной Осетии. Позднее это сделали еще Никарагуа, Венесуэла и
Науру.
На основе изучения материалов основной, дополнительной и справочной
литературы, информационных ресурсов (п. 7.3. программы), средств массовой
информации, а также с учетом резолюции Совета Безопасности ООН
1244(1999) и Консультативного заключения Международного суда ООН от
22.07.2010 г. (см. п. 7.2.2.) подготовьте ответы на следующие вопросы:
Как можно охарактеризовать описанные ситуации с позиций принципа
территориальной целостности государств и принципа равноправия и
самоопределения народов и наций? Какие аргументы приводят страны,
признающие независимость Косово? В чем заключается позиция Российской
Федерации по косовскому вопросу? В чем заключаются отличия фактических
ситуаций, предшествующих признанию, в Косово, а также в Абхазии и Южной
Осетии? Какие аргументы приводятся в обоснование правомерности признания
Абхазии и Южной Осетии? Какие против?
Тема 6. Право международных договоров
1.
Ситуация для разбора:
1 июля 2002г. вступил в силу Статут
Международного уголовного суда. Его подписали около 150 государств, а
ратифицировали – более 60 государств. Россия и США подписали Статут, но
пока его не ратифицировали.
Однако 6 мая 2002г. заместитель Госсекретаря США Дж.Болтон
проинформировал Генерального секретаря ООН Кофи Аннана о том, что США
100
не желают стать участником Статута Суда. В этой связи США не имеют
правовых обязательств, вытекающих из подписанного документа Суда. В тот
же день другой заместитель Госсекретаря США М.Гроссман изложил 4
причины, по которым США отказываются участвовать в работе Суда, а именно:
а) создание и функционирование Суда принижает роль Совета Безопасности в
деле поддержания мира и безопасности; б) Суд создал систему наказаний,
которая не будет контролироваться государствами; в) юрисдикция Суда
распространяется на граждан государств, которые до сих пор не
ратифицировали Статут Суда; г) помимо прочего, учреждение Суда
основывается на «шатком основании» (flawed forindation). Далее М.Гроссман
подчеркнул, что США уважают волеизъявление тех государств, которые
ратифицировали Статут Суда. Однако они, в свою очередь, должны уважать
решение США не ратифицировать Статут, и чтобы юрисдикция Суда не
распространялась на американских граждан.
Следует отметить, что такую позицию официального Вашингтона не
разделяет ряд общественных организаций США. Например, в совместном
докладе Комитета юристов по ядерной политике и Института исследования
проблем энергетики и окружающей среды обстоятельно перечисляются
многочисленные договоры, которые США вообще отказались подписывать или
открыто нарушают: тут и запрет на ядерные испытания, и нераспространение
оружия массового поражения, и запрет на инженерные мины, и соглашения об
изменении климата на планете и др. Вывод: «На протяжении последнего
десятилетия Вашингтон упрямо отказывается от договоров, которые стали бы
обязующими для Соединённых Штатов Америки, несмотря на то, что
американский народ в массе своей восторженно относится к идее главенства
закона в мировых делах и пытается в масштабах своего общества подражать
ей».
1.
Какая оценка может быть дана приведённой позиции Госдепартамента
США с точки зрения применимых положений Венской конвенции о праве
международных договоров 1969г.?
2.
Как соотносится критика вышеупоминаемыми американскими
общественными организациями позиции официального Вашингтона по
отношению к ратификации Статута Международного уголовного Суда с точки
зрения принципа суверенитета государств?
3. Какие обязательства лежат на государстве, которое подписало, но пока
не ратифицировало международный договор?
2.
Задача.
По договору 1 декабря 1964г. между ФРГ и Нидерландами и по
договору от 9 июня 1965г. между ФРГ и Данией стороны определили границы
континентального шельфа только вблизи побережья. Ввиду того, что
относительно разграничения остальной части шельфа к единому мнению
прийти не удалось, стороны договорились передать данный спор в
Международный Суд ООН. Правительства Дании и Нидерландов заняли
следующую позицию: в данном деле необходимо использовать метод равного