Файл: РП Международное право для бакалавриата.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2020

Просмотров: 2712

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

101 

 

отстояния,  поскольку  он  стал  обычной  нормой  международного  права, 

получившей  закрепление  в  п.2  ст.6  Конвенции  1958г.  о  континентальном 

шельфе  и  в  законодательной  практике  государств;  хотя  ФРГ  и  не 

ратифицировала данную Конвенцию, она всё же связана её положениями ввиду 

официального  заявления  германского  правительства  о  согласии  с  нею  без 

каких-либо оговорок в отношении ст.6. Позиция правительства ФРГ сводилась 

к  тому,  что  упомянутое  положение  о  континентальном  шельфе  не  может 

применяться  к  ФРГ,  так  как  она  не  ратифицировала  эту  конвенцию,  а  метод 

разграничения  континентального  шельфа  на  основе  принципа  равного 

отстояния при отсутствии соглашения между заинтересованными странами не 

может рассматриваться как сформировавшаяся обычная норма международного 

права. 

Вопросы:

 

Могут  ли  положения  многостороннего  договора  быть 

применимыми в отношении государства, которое его не ратифицировало?

 

2. 

При  каких  условиях  обязательны  для  государств,  не  принимающих 

участия  в  том  или  ином  договоре,  положения  такого  договора,  содержащие 

обязательства, и положения, содержащие определённые права? 

3. 

Чья позиция в приведённой ситуации является обоснованной? 

 

Тема 7. Право международных организаций 

Задание для самостоятельной письменной работы:

 

14 мая 1993 года на 

основании  резолюции  WHA  46.40  Всемирная  организация  здравоохранения 

обратилась  в  Международный  суд  ООН  с  просьбой  дать  консультативное 

заключение по вопросу о том, будет ли с точки зрения влияния на здоровье и 

окружающую  среду  применение  государством  ядерного  оружия  в  войне  или 

другом  вооруженном  конфликте  представлять  собой  нарушение  обязательств 

государства  по  международному  праву,  включая  Конституцию  ВОЗ.  8  июля 

1996  года  Международный  суд  признал,  что  не  обладает  юрисдикцией  для 

ответа  на  этот  вопрос  Всемирной  организации  здравоохранения  (

http://www.icj-

cij.org/docket/files/93/7407.pdf

).  15  декабря  1994  года  Генеральная  Ассамблея, 

приняв  резолюцию  49/47  К,  обратилась  к  Международному  суду  с  просьбой 

дать заключение по вопросу: «Допускает ли международное право при каких-

либо  обстоятельствах  угрозу  ядерным  оружием или  его  применение».  8  июля 

1996  года  Международный  суд  ООН  вынес  консультативное  заключение  по 

данному  вопросу  (англ.  - 

http://www.icj-cij.org/docket/files/95/7495.pdf

,  рус.  - 

http://www.icj-

cij.org/homepage/ru/advisory/advisory_1996-07-08.pdf

)

Используя  систему  официальной 

документации  ООН  и  сайт  Международного  суда,  ознакомившись  с 

указанными  актами  Международного  суда,  сформулируйте  причины,  по 

которым Международный суд оставил без рассмотрения запрос ВОЗ и в то же 

время дал консультативное заключение по запросу ГА ООН. Какие выводы в 

свете  указанных  документов  можно  сделать  из  теоретических  положений  о 

специальной правосубъектности международных организаций? 

 


background image

102 

 

Тема 8. Мирное разрешения международных споров 

Задача.

 

01  марта  2014  года  открытом  море  по  подозрению  в  перевозке 

наркотиков  военный  корабль  государства 

А

 

захватил  торговое  судно  под 

флагом  государства 

Б

 

без  предварительного  разрешения  последнего  с  30 

членами  экипажа,  являющимися  гражданами  государства 

В

.  Члены  экипажа 

были  лишены  свободы,  в  течение  2-х  недель  содержались  под  арестом  на 

военном корабле государства 

А

, все это время они подвергались жестокому и 

бесчеловечному  обращению.  Все  три  государства  являются  членами  ООН  (с 

1945 г.), участниками Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (с 1997 г.), 

Конвенции  о  защите  прав  и  основных  свобод  1950  г.  (с  1999  г.)  При 

ратификации Конвенции по морскому праву 1982 г. в соответствии с ее статьей 

287  государство 

А

 

выбрало  в  качестве  средства  разрешения  споров 

Международный трибунал по морскому праву, учрежденный в соответствии с 

Приложением  VI  к  указанной  Конвенции,  государство 

Б

  – 

Международный 

Суд  ООН,  государство 

В

  – 

арбитраж,  образованный  в  соответствии  с 

Приложением  VII  к  Конвенции  1982  г.  Государство 

А

 

в  2006  г.  сделало 

заявление  в соответствии  с п. 2  ст.  36 Статута  Международного  Суда  ООН о 

признании обязательной юрисдикции Международного Суда ООН. 

Вопросы: 

1)  В  какие  международные  судебные  органы  и  по  какому  поводу 

возможно обращение? 

2) Какой субъект может обратиться? 

3)  При  соблюдении  каких  условий  возможно  обращение  субъекта 

(субъектов) в данный международный судебный орган? 

 

Тема 8. Ответственность в международном праве 
1. 

Ситуация для разбора на семинаре (подготовиться письменно): 

12 

августа  2008  года  Грузия  обратилась  в  Международный  суд  ООН  с  иском,  в 

котором  утверждает,  что  Российская  Федерация,  действуя  через  свои  органы, 

своих должностных лиц, других лиц и организации, осуществляющие элементы 

государственной  власти,  а  также  через  юго-осетинские  и  абхазские 

сепаратистские  силы,  находящиеся  под  ее  управлением  и  контролем, 

осуществляла,  поощряла  и  поддерживала  расовую  дискриминацию  путем 

нападений  на  грузин,  а  также  другие  этнические  группы,  и  их  массового 

изгнания  в  Югоосетинском  и  Абхазском  регионах  Республики  Грузия»

13

.  В 

исковом  заявлении  выделяется  три  «фазы  интервенции».  В  первой  «фазе 

интервенции»,  которая,  по  утверждению  грузинской  стороны,  имела  место  в 

                                           

13

  Application  Instituting  Proceedings. 12.08.2008.  P.  1.  International  Court  of  Justice  - 

http://www.icj-

cij.org/docket/files/140/14657.pdf

Изложение  мотивировки  грузинской  стороны  содержится  также  в 

Определении Международного суда ООН от 15.10.2008 г. по делу, касающегося применения Международной 

конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Грузия против Российской Федерации), заявление 

о  временных  мерах.  Перевод  на  русский  язык:  Российский  ежегодник  международного  права.  2008.  С.-Пб, 

2009.  С.  340-387.  Кратко  на  русс.  - 

http://legal.un.org/ICJsummaries/documents/russian/171_r.pdf

,  См.  также 

решение Суда от 1 апреля 2011 г. - 

http://legal.un.org/ICJsummaries/documents/russian/184_r.pdf

  


background image

103 

 

Южной  Осетии  с  1990  по  1992  годы,  а  в  Абхазии  –  с  1991  по  1994  годы, 

«Российская Федерация оказывала существенную поддержку югоосетинским и 

абхазским  сепаратистам  в  осуществлении нападений на  грузинское население 

Южной  Осетии  и  Абхазии  и  его  практически  полном  изгнании»,  указанная 

поддержка включала «поставки оружия и продовольствия, вербовку наемников 

для  поддержки  сил  сепаратистов  в  обоих  регионах».  Во  время  второй, 

относительно мирной, «фазы интервенции» поддержка Россией юго-осетинских 

и абхазских формирований выражалась, по утверждению грузинской стороны, 

в том, что Российская Федерация «предоставила свое гражданство почти всем 

жителям  Южной  Осетии  и  Абхазии,  которые  не являются  грузинами»,  в  том, 

что  руководство  силовых  структур  Южной  Осетии  сформировано  из  бывших 

сотрудников российских силовых ведомств, а также в том, что Россия в течение 

2008  года  вышла  из  режима  коллективных  санкций  в  отношении  Абхазии, 

введенных  в  1996  году  решением  Совета  глав  государств  СНГ,  приняла 

решение «установить официальные отношения» с Абхазией и Южной Осетией, 

а  затем  и  признала  их  независимость.  Третья  «фаза  интервенции»  началась  в 

августе  2008  года  после  ввода  на  территорию  Южной  Осетии  подразделений 

российских  вооруженных  сил,  в  результате  чего  Российская  Федерация,  по 

утверждению Грузии, установила свой контроль над территориями Абхазии и 

Южной Осетии. 

1. 

Дать  оценку  указанным  претензиям  с  точки  зрения  доктрины 

«эффективного  контроля»,  сложившейся  в  практике  Международного  суда 

ООН (Решение 1986 г. по делу Никарагуа против США, решение 2005 года по 

делу Демократическая Республика Конго против Уганды, решение 2007 года по 

делу Босния и Герцеговина против Сербии и Черногории). 

2. 

Указать  на  иные  стандарты  присвоения  государству  поведения  лиц, 

фактически действующих под его руководством и контролем, встречающиеся в 

практике 

иных 

международных 

судебных 

учреждений 

(решение 

апелляционной камеры Международного трибунала по бывшей Югославии по 

делу Тадича 1999 г., постановление Европейского Суда по правам человека от 

08.07.2004 г. по делу Илашку и другие против Молдовы и России). 

2.  Задача. 

Компания,  зарегистрированная  в  США,  полностью 

принадлежащая 

двум 

французским 

гражданам, 

владела 

газораспределительными  сетями  в  Чили.  В  2008  году  в  условиях  аномальных 

холодов  на  юге  страны  и  чрезвычайно  серьезного  экономического  кризиса, 

следствием которого стал резкий рост цен и высочайшая инфляция, с целью не 

допустить  лишения  подавляющего  большинства  населения  средств  к 

существованию,  а  также  с  целью  обеспечения  работы  государственных 

органов,  образовательных  учреждений,  учреждений  здравоохранения, 

спасательных,  неотложных  и  иных  социальных  служб,  правительство  Чили 

приняло решение о введении государственного регулирования (замораживания) 

цен  на  газ  для  населения  и  социальных  служб.  Данное  решение, 

противоречащее  двусторонним  соглашениям  о  защите  инвестиций, 


background image

104 

 

заключенным Чили с более чем 30 странами, в том числе с США и с Францией, 

повлекло многомиллионные убытки газовой компании и ее акционеров. 

Вопросы:

 

1) Какое государство вправе осуществлять дипломатическую 

защиту?  2) Какие  действия  можно  предпринять  в  порядке  дипломатической 

защиты?  3) Имеются  ли  основания,  исключающие  противоправность 

действий Чили, и если да, то какие? 

Вопросы для подготовки к решению задачи: 

Дипломатическая  защита  как  особый  порядок  имплементации 

международной 

ответственности. 

Обстоятельства, 

исключающие 

противоправность.  Статьи  КМП  об  ответственности  государств  за 

международно-противоправные  деяния  2001  г.  Статьи  КМП  ООН  о 

дипломатической защите 2006 г. Решение Международного Суда ООН по делу 

компании «Барселона Трекшн» 1970 г. 

 

Тема 10. Международное право прав человека 
I

.  На  основе  фактов  и  мотивировки  рассмотренного  дела  (можно 

творчески  их  переработать)  постараться  составить  проект  жалобы  в  ЕСПЧ, 

используя  для  этого  правило  47  Регламента  Суда,  формуляр  жалобы, 

инструкцию  по  его  заполнению  и  другие  вспомогательные  документы, 

размещенные 

на 

сайте 

ЕСПЧ 

(есть 

на 

русс. 

яз.) 

http://www.echr.coe.int/Pages/home.aspx?p=applicants/rus&c=

  

II

.  Задачи  (кейсы  для  подготовки  –  Aslakhanova,  Janowiec,  von 

Hannover

№2, Al-Skeini, Finogenov – см. п. 7.2.2.) 

1.

 

В  крупной  общественно-политической  газете  была  опубликована 

статья,  посвященная  тяжелой финансово-экономической  ситуации  в  стране. В 

статье  анализировались  ухудшающиеся  макро-экономические  показатели, 

уровень  инфляции,  падение  реальных  доходов  населения,  угрожающий 

дефицит бюджета и другие негативные для экономики факторы. В статье также 

сообщалось, что в это самое время министр финансов проводит свой отпуск на 

заграничном  курорте,  катаясь  на  яхте  в  компании двух  неизвестных  молодых 

девушек, и приводилась соответствующая фотография, сделанная фотографом-

папарацци.  После  публикации  министр  обратился  в  суд  с  иском  к  издателю 

газеты,  утверждая,  что  приведенная  в  газете  информация  и  фотография 

нарушают его право на частную жизнь, изображение и персональные данные, 

предусмотренные,  в  том  числе,  ст.  8  Конвенции  о  защите  прав  и  основных 

свобод человека 1950 г. Ответчик иск не признал и ссылался, среди прочего, на 

свободу выражения мнений, гарантированную ст. 10 этой же Конвенции. 

Вопрос:

 

оцените позиции сторон с учетом прецедентной практики ЕСПЧ. 

Каким, на Ваш взгляд, должно быть решение суда? 

Темы  для  подготовки  к  решению  задачи:

 

критерии  баланса  между 

правом на уважение частной жизни и свободой выражения мнений в практике 

ЕСПЧ. 


background image

105 

 

2.

 

Ночью  в  дом  заявительницы,  расположенный  в  зоне  проведения 

контртеррористической операции, ворвались неизвестные вооруженные люди в 

камуфляжной форме, вывели на улицу и избили сына заявительницы, усадили 

его  в  автомобиль  без  номерных  знаков  и  увезли  в  неизвестном  направлении. 

После многочисленных заявлений и обращений в правоохранительные органы 

уголовное  дело  было  возбуждено  спустя  пять  месяцев  после  похищения. 

Следователь  допросил  заявительницу  и  соседей,  после  чего  приостановил 

производство  по  делу  в  связи  с  неустановлением  лица,  подлежащего 

привлечению к уголовной ответственности. В течение трех последующих лет, 

несмотря  на  непрекращающиеся  попытки  заявительницы  выяснить  судьбу 

сына, никакой новой информации получено не было. Многочисленные жалобы, 

обращения  и  заявления  заявительницы  правоохранительные  органы  либо 

оставляли  без  ответа,  либо  ссылались  на  постановление  о  приостановлении 

уголовного дела. 

Вопрос:

 

существуют ли основания для обращения в Европейский Суд по 

правам человека? Какие права, на Ваш взгляд, были нарушены?. В отношении 

кого? В каком аспекте? 

Темы  для  подготовки  к  решению  задачи:

 

право  на  жизнь, 

насильственные  исчезновения  в  практике  ЕСПЧ;  процедурный  аспект 

позитивных  обязательств  государства  по  защите  права  на  жизнь;  запрет 

бесчеловечного  или  унижающего  достоинство  обращения  в  отношении 

родственников жертв нарушений. 

3.

 

5  мая  2010  года  в  открытом  море  в  350  милях  от  ближайшего 

побережья  сомалийскими  пиратами  был  захвачен  нефтеналивной  танкер 

«Московский  университет»,  плавающий  под  флагом  Либерии.  Команда  во 

главе  с  капитаном  (российские  граждане)  укрылась  и  забаррикадировалась  с 

специальном  укрепленном  помещении,  подав  сигнал  “SOS”.  На  следующий 

день  танкер  был  освобожден  спецназом  с  российского  большого 

противолодочного корабля «Маршал Шапошников». Один пират в ходе штурма 

был убит, остальные захвачены. Оставшиеся в живых пираты были посажены в 

их же лодку, с которой были предварительно сняты средства связи и навигации, 

и отпущены. Больше о судьбе этих лиц ничего неизвестно. 

Вопросы:  Обладает  ли  ЕСПЧ  юрисдикцией  в  отношении  указанных 

событий?  Если  да,  имеется  ли  нарушение  каких-либо  прав,  предусмотренных 

Конвенцией  о  защите  прав  человека  и  основных  свобод?  Кто  может  быть 

заявителем? 

Темы  для  подготовки  к  решению  задачи:

 

юрисдикция 

ratione  loci

 

ЕСПЧ;  международно-правовая  борьба  с  пиратством;  право  на  жизнь  в 

практике  ЕСПЧ:  применение  смертоносной  силы,  негативные  и  позитивные 

обязательства; понятие жертвы в практике ЕСПЧ. 

4.

 

10  мая  2012  г.  гражданин  Литвы  обратился  в  правоохранительные 

органы своей страны с заявлением о проведении расследования смерти трех его 

родственников,  убитых,  как  он  утверждает,  в  марте  1943  года  во  время