ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2020
Просмотров: 631
Скачиваний: 1
Принцип уважения государственного суверенитета
___________________________________
независ гос-ва при осущ-и его внутр фун-и. Возник-е принципа м б соотнес с принц равноправия. Устав ООН сформулир в писан ф-ме только часть этого принципа (ст. 2), касс-ся невмешат-ва международ орг-и в дела, «по сущ-ву входящ во внутр компетенц гос-ва», оставив взаимоотнош между самими гос-ми — в ф-ме обычая. Т.о., в полн формулиров принцип сущ-т в обычно-правов ф-ме. Гос-ва им право самостоят, без вмеш извне и какого-либо давл-я устанавл свою политич, экономич системы, распоряж естеств-ми рес-ми, разрабат их самостоят или концессионно, вводить налоги и иные сборы, устанавл тамож правила, режим пребыв-я иностранц на своей территор. Обяз гос-ва - 1.невмешат во внутр дела др гос-ва (установл-е ф-мы правл-я, провед-е референдумов и плебисцитов, принятие законов, расход-е займов и др.) 2. воздерж от дей-й, котор м рассматр-ся как неправомер давл-е с целью получ особых прав и преимущ (финанс давл-е, обещание дать привилегии при усл-и предостав-я кредитов, кредитов-е, но под услов-м покупки продукции гос-ва-кредитора, уступки территории и др. Также вещание на территор гос-ва без его соглас. Любое действие, предпринят с целью неправомер давл-я на гос-во, дает последнему или сообщ-ву право на ответ невооруж меры (репрессалии, контрмеры). Гос-во само определ пределы своей компетенц и само может пойти на ее огранич в интерес международ сотруд-ва — для защиты окруж среды, общей безоп-ти, реш-я др глобальн проблем.
Принцип уважения прав человека и основных свобод
___________________________________
Впервые принцип в универс-й форме был закреп в Уставе ООН 1945г., но треб-сь его конкретиз-я: лишь спустя 30 лет «Пакт о гражд, полит»и «экономич, соц и культур. правах» :первый - для принятия гос-ми на себя неотъемлем-х прав и свобод принадлеж чел от рожд-я; второй – возмож-ть гос-ву осущ-ть реализ-ю прав и своб чел соотв-но своим возмож-м, котор контролир-сь Генер Ассамбл ООН, Экономич и Соц советом ООН, Комиссией по правам человека и др. Sты в этом принципе: гос-ва и межгос международ орг-и –на них обяз-ва по обеспеч и защите прав чел в соотв со стандартами, создан документами – источниками этого принципа. Перечень прав чел постоян увелич = >повыш общий ур-нь стандарта и его защиты (появилось право чел на жизнь в ненасильств мире, в безъядер, в экологич чистом мире.) В стадии станов-я -право чел и сообщ-ва гос-в на транспарентность (прозрачность) экономики гос-ва, право на чистую питьевую воду, право на свободу от голода и др права, имеющ существен знач для сохран человеч-ва. Защита этих прав осущ гос-ми, котор несут отв-ть перед сообщ-м в лице представляющ его организ-й и их орг-в — Генер Ассамбл, Совета Безоп и Международ суда ООН, регион-х полит орг-й(Орг по безоп и сотруд-ву в Европе (ОБСЕ), Совет Европы и др. Обратиться с треб о защите наруш прав чел в указан органы м. любое гос-во, т.к. это наруш-е основного принципа МП. Наиб груб и систематич наруш прав чел- геноцид, апартеид, рас дискримин-я, пытки и др, счит-ся международ преступ, влекущ как отв-ть гос-ва, так и персонифицир-х его физ лиц — глав гос-в, правит-в - для чего созд международ судеб органы — трибуналы, постоян международ суды.
Рамочная конвенция ООН об изменении климата
___________________________________
Россия участв. Изм климата-изм-ние, кот прямо/косвенно обусловлено деят-ю чел-ка, вызыв изм-я в составе глобальной атмосферы. Цель конв-стабилизация концентрации парник газов в атмосфере на таком уровне, кот не допускал бы опасного воздействия на климат сис-му. Пр-пы: 1) общ, но дифференц отв-ть за изм климата2) учет конкрет потребностей и особых обст-в развивающихся стран 3) принятие предупред мер в целях прогноз-ия, предотвращ/сведения к минимуму причин изм-ия климата и смягчение его отриц послед 4) право на устойчивое развитие.Обяз-ва гос-в: представление национ кадастров антропогенных выбросов; разработка и утверждение программ, содерж послед-ия изм-ия климата. Гос-ва-уч-ки созыв конферен сторон, кот проводит обзор обяз-в сторон, облегчает обмен информ о принимаемых мерах по реагированию на изм климата и его послед-ях. Данная конв явл рамоч док-ом, включ лишь необязыв рекоменд для промышленно разв стран, бол-во стран не реализовали данную рекоменд.=>подписан 1997 Киотский протокол, кот предусм обяз-ва по сниж эмиссии парник газов, устан пр-п квотирования выбросов для каждой из стран-уч-ц при строго определ совокуп объеме (пр-п колпака). Для получ права на увелич объема выбросов, страна должна купить часть квот недоиспольз-шей свою долю страны конв. По данному протоколу от промышленно развитых стран треб снизить эмиссию до уровны, кот был бы на 5 % ниже уровня выбросов 90-хг.г.Для развивающихся стран новых обяз-в не вводятся.
Римский статут Международного уголовного суда от 17 марта 1998 г
___________________________________
Вступил в силу 1.07.02 (на всякий случай). Россия подписала Римский Статут 13 сентября 2000 года, но до не ратифицировала его. Юрисдикция- статут предусм уголо отв-ть за прест геноцида, прест-я п/в человечности, военные прест-ия, прест-ия агрессии. Геноцид – действия, направл на уничтожение какой-л расовой, нац, этнич или религ группы путем уб-ва, прич телес поврежденийЮ применения мер, направл на прекращ деторождения, мер по передаче детей из одной группы в др. Прест-ия п/в человеч-ти: истребление, порабощение, заключ в тюрьму или применение др жестоких методов лиш св-ды, изнасил-ия, обращв рабство, пытки, преслед по религ, культ, этнич мотивам др. Военные прест-ия- наруш законов и обычаев ведения войны. Ст 8 уст юрисдикцию суда над обшир перечнем военных прест-ий: нарушения Женевских конвенций от 12 августа 1949 года (умышл уб-во, пытки, бесчеловеч обращ и др.), умышл нападение на гражлд население, гражд объекты, применение яда или отравленного оружия и др. Для прил к отв-ти за военные прест достаточно единич случая. Суд осущ юрисдикцию в отн прест агрессии, как только на конф по обзору будет принято приемлемое положение, не ранее чем через 7 лет после вступления в силу статута. Суд обладает юрисдикцией только в отн прест, соверш после вступ в силу Статута. М/н уг суд действует только в случае, если гос-во, на территории кот совер прест или гражд кот явл преступник, не желает или фактически не может осущ расслед и выдвинуть обвинение. Однако, если следств и прокур деят-ть, предпринятая гос-ом, не соответ м/н процесс стандартам или имеет целью защиту связ с прест лица от юрис МУС, то МУС имеет право осущ правосуд по данному случаю. Суд не может автоматически осущ правосудие по любому предполагаемому преступлению. Для этого нужен один из следующих механизмов, которые задействуют это право:прокурор государства-участника передаёт Суду некоторую ситуацию; Совет Безопасности ООН передаёт Суду некоторую ситуацию; прокурор МУС начинает расследование в отношении некоторого государства-участника по своей инициативе (proprio motu).В посл случае действия прокурора должны быть подтверждены палатой, состоящей из трёх независимых и беспристрастных судей. МУС состоит из 18 судей, избираемых на 9 лет ассамблеей государств участников суда, причём каждая из вышеперечисленных групп должна быть представлена по крайней мере 2 судьями. Примеры: 27.06. 2011 МУС выдал ордеры на арест ливийского лидера Муаммара Каддафи, его сына и главы ливийской разведки, обвинив их в преступлениях п/в человечности.
РФ и основные принципы международного права. Характеристика законодательства, в котором закреплены эти принципы.
___________________________________
РФ и основные принципы международного права. Характеристика законодательства, в котором закреплены эти принципы.
. Конст РФ -- большой шаг вперёд в деле признания МП не только в регулир отнош между суб-тами МП, но и в регулир правовых отнош внутр страны. Пронизана ссылками на МП. Ст 17: пр и своб чел и гр призн-ся и гарантир в РФ согл общепризн п-пам и нормам МП.Ст 46: право гр-н РФ обр в междунар органы для защ их пр и своб в соотв с междун догов РФ. Ст 63: предост полит убежища в РФ иностр и апатридам в соотв с общепр нормами МП. Выдача обвин-х в соверш преступ / передача осужд для отбытия наказ в других гос-вах на осн междун дог.+ в гл 2: полож, отраж нормы междун догов по правам чел, реш по котор можно принимать лишь на осн / с учетом МП (ст 56 о чрезв полож и огранич в связи с этим пр и своб чел).Ст 67: РФ облад сувер правами и осущ юрисд на конт шельфе и в искл экон зоне в порядке, опред фз и нормами МП. Ст 69: гарантия прав коренн малочисл народов в соотв с общепр п-пами и нормами МП и межд дог РФ. Ст 79: Право РФ участв в межгос объед-ях и передав им часть своих полномо в соотв с межд дог (с некотор огран).Ст 86. Презид осущ руков внеш политикой, ведет перег и подпис межд дог РФ…приним верительн и отзывн грамоты иностр послов.Ст 87. В случ агрессии / непоср угрозы агрессии Презид вводит на террит РФ / в отд ее местн военн полож (вопр агрессии, право на самооб, режим военн полож реглам МП).Ст 88. В случ введ През-том чрезвыч полож на террит РФ / в отд ее местн необх соблюд опред правила, установл МП.Ст 89. При реш вопр гражд-ва необх учитыв нормы МП. Гл 5 Фед Собр РФ:излаг вопр, реш по котор можно приним лишь с учетом / на осн МП.(ст 102: к веден Совета Ф-ции отн реш вопр о возм использ Воор Сил РФ за ее пределами; ст 106 - переч законов, котор подлежат обяз рассм в Совете Фед (после прин их Г Думой): это – ратиф-я и денонс межд дог, статус и защита гос границы, вопр войны и мира).Гл 6. Пр-во РФ: излаг вопр, реш по котор можно прин лишь с учетом / на осн МП. (ст 114 - провед Пр-вом един политики в обл экологии (реглам нормами МП), осущ мер по обесп обороны, гос безоп, реализации внеш политики, обесп пр и своб гр-н, борьбы с прест (сотр-во между гос-ми в этой обл реглам междун дог.Гл 7(Суд вл):излаг вопр, реш по кот можно приним лишь с учетом / на осн МП.(ст 125:Конст суд разреш дела о соотв Конст не вступ в силу межд догов, о проверке жалоб на наруш конст пр и своб гр-н). Но центр явл норма о соотн МП и внутригос права, закреп-я в ч 4 ст 15 Конст:«общепризн п-пы и нормы МП и межд дог РФ явл составн частью её прав сист. Если межд дог устан иные правила, чем предусм зак, то примен правила межд дог». Эта норма воспроизв в ФЗ «О межд дог РФ» 1995 г. п 1 ст 15 :Конст имеет высшую юр силу, прямое действ и примен на всей террит РФ. ППВС «О некот вопр примен К-ции при осущ правос»1995 г. - толков того, как след понимать данн норму(суд должен руков нормами межд дог, реш о согласии на обязат-ть которого для РФ было выраж в форме фз, то е имеются в виду в основн ратифицир МД).
Статьи об ответственности государств за международно-противоправные деяния от 12 декабря 2001 г.
___________________________________
Приняты комиссией межд права ООН.межд-право обязат-во-деяние гос-ва не соотв тому, что требует от него данное обязат-во,независимо от его происхожд или хар-ра.наруш мб длящ хар-ра и не длящ хар-ра,может сост из составного деяния-тогдаисключ противоправности: считается наруш,если в совокупн деяния достаточны для признания их таковыми.Обст-ва, исключ противоправность:согласие гос-ва на соверш в отнош него определ действий;если это деяние-мера самообороны;явл контрмерой против действий дртгос-ва;деяние обусловлено форс-мажором4деяние обусловл состоянием бедствия;необходимости
Структура международного права
___________________________________
Инст - группа пр норм, кот рег однород м/н отн, тесно св между собой общ объ {отв за прест},
Отр – группа норм и инстов, рег опр обл общ отн, обл кач своеобр {право м/н дог; м/н орг}
Давно: морск, дипломатич; недавн: косм, атомн, возд; труд, эко, террор, Э.
Отр: прав пол субъ, взаимоотн по вопр нас, взаимоотн по пов гос терр и пр-в под сув-том, возд…, орг, ответств, безоп, вооб конфл.
Кто-то отожд с внутригос.
МП состоит из отраслей.Отрасль-совокупн-ть юр норм и институтов, которыми регулир-ся опред обл-ть обществ отнош.Выдел-ся основные отрасли МП:1)субъекты;2)принципы МП;3)право междунар договоров;4)право междунар организ;5)право ООН;6)право СНГ;7)междунар труд право;8)междунар-правовые средства разреш споров;9)отв-ть;10)право внешних сношений;11)право междунар безоп-ти;12)междунар право человека;13)угол право;14)экономич право;15)территория в междунар праве;16)морское право;17)воздушное право;18)космич право;19)экологич право;20)гуманитарное право;21)междунар сотруднич-во в научно-технич обл;22)антитеррористич право;23)междунар процессуальное право. Некот отрасли права нах-ся на этапе становления:междунар аграрное,энергетич,транспортн,интеллектуальное,атомное,информац-е,сельскохоз,рыболовное,водное и др
Субъекты международного права
___________________________________
S мп-это участ мп, кот могут выступ в кач носит прав и обяз. (S-гос-ва, межд организ, нации борющ за незав, гос.подоб образов и физ лица).Гос-во-страна со всеми признаками суверен гос-ва (постоянное насел,террит,правит-во,сопосбн-ть вступать в отнош с др гос-ми).S явл-ся только те нации,кот борются за свое национ освобожд и создание независ гос-ва.Государств-подобные орг облад-т суверенит,гражданством,правит-вом. Ими явл-ся вольные города,Ватикан. Люб S облад право-ю деесп делик-ю Принципы: суверенного равен гос-в; сотруднич гос-в; непримен силы или угроз; мир-го разреш межд споров; уваж прав чел и основ свобод; добросов вып межд обяз-в. Институты S: межд правопреем гос-в(переход прав и обяз); межд правов признание(это акт гос-в в кот. говорит о возникнов нового S, с кот оно будет иметь дипломат отнош
Территориальное море
___________________________________
полоса морского пространства опред ширины, примык к берегу или начин у границы внутр морск вод, на кот распростр суверенитет прибреж гос-ва. Тер море - часть гос тер, его тер воды. Конв 1982 устан пред ширину тер моря в 12 морск миль. Больш гос-тв приняло макс ширину (Перу, Конго, Сомали – 200 миль). З о Гос гран РФ 1993 - 12. Если расст м/ берегами противолежащих гос-тв < 24 морс миль, то тер море разграничивается равноотстоящей линией. Через тер море разрешен мирн проход иностр судов. Мирн проход означ возм-сть: 1) пересечь тер море, не заходя во внутр воды; 2) пройти во внутр воды; 3) выйти из внутр вод. Усл мирн прох: 1) он д б быстрым и непрер; 2) подвод трансп средства д следовать в надводном сост. Запрещ: 1) люб маневры или учения с оружием люб вида; 2) сбор инф или пропаганда в ущ обороны и безоп прибреж гос-ва; 3) подъем в воздух, посадка или прин на борт люб летательного аппарата или воен устройства; 4) погрузка или выгрузка товара или валюты, посадка или высадка люб лица вопреки правилам прибреж гос-ва 5) рыболовная, исслед, географ и ин деят, не им прям отнош к мирн проходу; 6) созд помех системам связи. Уг юрисдикция гос-ва распростр на иностр судно, прох через его тер море, т в том случ, если прест затраг интер этого гос-ва, его граждан. Прав режим тер моря России опред ФЗ «О внутр морских водах, тер море и прилеж зоне РФ» 1998: иностр гражд и лица без гражд, иностр юр лица, а также не им статуса юр лица объединения юр лиц иностр гос-тв и м/н организ м пров исслед, разведку и разработку водн биоресурсов тер моря в пор, предусм зак-ом ПФ и м/н дог РФ, подлеж ратификации.
Территория в международном праве
___________________________________
Террит-я гос-ва- часть земного шара,нах-ся под суверенитетом опр.гос-ва. Ее состав:1.суша-вся сухопутная террит,включая недра.2.водная террит- внутр(континентальные) и террит.воды шириной до 12 миль.3. воздушное простр-во- тропосфера, стратосфера,вышележащее простр-во на высоте до 110-120 км. Гос-во обладает суверенитетом на своей террит. Террит с межд режимом нах-ся за пределами гос.границ: открытое море, морское дно за пределами континет.шельфов,космос,Луна,Антарктика. Все эти террит открыты для исп-я любым гос-вом при соблюд норм и принципов общего и спец.х-ра. Террит со смешанным режимом- такие террит, на кот имеют права как гос-ва,осущ юрисдикцию в отнош таких террит, так и др.гос-ва. Напр,архипелаг Шпицберген(суверенитет Норвегии,но гр-не др.гос-в имеют свободный доступ к водам и портам). Гос.граница- линия и проходящая по ней поверхность,опред пределы террит гос-ва на суше, водах, в недрах и воздуш.простр-ве. Гос.граница опр-ся путем делимитации(ее опред-е),а потом демаркации(разметка по земле). Способы приобрет-я террит. 1.Исторический титул:фактор приобретения/освоения террит в прошлом,давность владение,молчаливое признание. 2.Оккупация террит: в прошлом являлась распр способом приобрет-я ничейной террит. 3. Лиш-е гос-ва террит/ее части: явл формой отв-ти гос-ва за агрессивную войну или за др.тягчайшее прест-е против человеч-ти. 4. Аренда террит: м.б предоставлена под строит-во военной базы. 5. Уступка террит- передача террит др.гос-ву (цессия); как правило без согласия жителей передаваемой террит,но м.б сделаны оговорки о правах населения. 6. Продажа террит. 7. Обмен террит: явл крайне редкой формой; оба гос-ва теряют контроль над устпленной террит. 8. Подмандатные и подопечные террит. Подмандатная террит- террит, внешние сношения кот временно осущ-ся к.-л. суверенным гос-вом от им.межд.сообщества на основании соглаш-я об опеке. Несамоуправл.террит: организ,кот принимают на себя и несут отв-ть за управл-е террит, народы кот не достигли еще полного самоуправл-я, признают, что интересы населения этих террит явл первостепенными и принимают обяз-во макс.способствовать их благополучию (колонии). Напр,Мальдивы,Бермуды.