ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2020
Просмотров: 634
Скачиваний: 1
Право международной безопасности
___________________________________
ПМБ-отрасль МП, представл собой сист принц и норм, регулир военно-полит отношгос в целяхобеспеч мира и междунар безопсн.МБ-миропоряд, в кот созд благоприятн условия д/свободного развит гос и иных S МП.Источники:межд дог,межд обычай, обязат реш межд организ, прежде всего Совета Безопасн ООН.Основа-общепризн принц и нормы МП,нго есть и отраслев принц:1.принц неделим МБ-мир неделим.Гос тесно взаимосвяз.Любой кризис в любой части Земного шара негативно сказыв в в др частх.2.Принц нанесения ущерба безопасн др гос-проведение такой внешн полит гос, кот в мах степени учит безопасн не только своего гос,но и всего мира.3. принц равной и одинак безопасн-ненанесение ущерба безопасн др гос.Гос долж обеспеч свою безопасн, соизмер ее с возможн обеспеч безопас др гос.Виды МБ: универсаль(в целом на планете З) и региональн (безопасн в отд регион)Во 2ой пол 20вв сложилась сист коллективн безопасн в Европе(КЕБ), кот основана на функционир ОБСЕ(организ по безопасн и сотруднич) И НАТО(организ североатлантич дог). КЕБв рамках ОБСЕ начала форми в 1975г, когда 33 европ гос + США и Канда подпис Заключит акт Совещания по безопасн и сотруднич в Европе.В наст t члены ОБСЕ 55 гос, кот приняли ряд док-ов, в том числе в сфере кол безопасн( Хартия европейск безопас 1999г).КЕБ в рамках НАТО имеет преимущ-располаг мощными вооруж силами , кот мб применены в случае угрозы безопасн гос-чл НАТО.В 2002г соглаш м/ РФ и НАТО , после чего в Риме прошло первое заседание нового органа взаимодейств и сотруднич Россия –НАТО.Существ значение имеет дог об огранич вооруж сил в Европе(ДОВСЕ) 1990г, Соглаш об адаптации ДОВСЕ 1999г. Документ о мерах укрепления доверия и безопасн на Черном море 2005г(участн РФ)-формирует целостный механизм военно-морск взаимодейств в регионе.Национ интер РФ в межд сфере связ с обеспеч суверенитета, развитии равноправн и взаимовыг отнош со всеми странами и тд.Интересы РФ и др гос в обл противодейств распростр оруж массового уничтож,борьба с междунар терроризм, решение экологич пробл и тд. В военной сфере:защита независ, суверенит,гос и территор целостн, предотвращ военной агрессии протии РФ и ее союзников. Создание соответств условий д/охраны го границ РФ.
Право международных договоров
___________________________________
Право межд дог-отралсь МП,представляющ совокупн межд-правов норм, регулир отнош гос-в и др суб МП по поводу закл, действия и прекращ межд дог.Межд дог-межд соглаш, заключенное суб Мп в письм форме и регулируемое МП независимо от того,содержится ли такое соглаш в 1 док-те или неск, и независимо от его конкрет наименов.источники:Венск конв о праве межд дог 1969,Венск конв о правопреемстве гос-в в отнош дог 1978,Венск конв ООН о праве дог между гос-вами и межд орг-циями или межд орг-циями 1986.Принципы:«договоры должны соблюдаться»-каждый действующ дог обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться. п.4ст.15КонстРФ:общепризн приницпы и нормы МП и межд дог явл составн частью правов системы РФ,если межд дог установл иное, то примен правила межд дог.
Принц: своб дог, своб форм, обязат дог.
Совок пр норм, рег пор закл, исп и прекр МД.
Только гос-ва, письм форм, нет обр силы
Проц:
1Переговоры,
2Согласование текста,
3Парафирование текста,
4Принятие на м/н (дипломатической) конференции,
5Подписание,
6Ратификация (присоединение),
7Вступление в силу, регистрация в Секретариате ООН,
8Опубликование в книге “Treaty Series”.
Право международных организаций
___________________________________
Право международных организаций
отрасль МП,приницпы и нормы котор регламентируют порядок и деят межд орг-ций,их взаимоотнош с др суб права.Межд орг-ция-объедин гос-в,создан в соотв с МП и на основе межд дог, для осущ сотрудничества в полит, эк, культурн, научно-технич,правов и иных област,имеющее необход для этого систему органов,права и обязанности, производны от прав и обязанностей гос-в, и автономн волю, объем котор определ волей гос-в-членов.признаки межд орг-ции:создана в соотв с МП,учреждена на основе межд дог,осущ сотрудничества в конктре областях деят,наличие соотв организац структуры,наличие прав и обязанностей орг-3ции,обладание автоном волей.Институты:правосубъектн межд орг-ций,членство в межд орг-ции. Источники: Венск конв о праве дог между гос-вами и межд орг-циями или между межд орг-циями 1986.РФ явл членом Совета Европы(учр в 1949), Орг-ции по безоп и сотрудн в европе(ОБСЕ,функционир с 1995),межд банка реконструк и развит (МБРР,учр в 1944),межд валют фонд (МВФ,учр в 1944),межд морск орш-ция (ИМО),МАК( межд авиац комитет штаб-квартира в Москве), ВОЗ (всемир орг-ция здравоохр).РФ ведет подгот раб по вступл в ВТО(Всемир торг орг-ция)
Право международных организаций - отрасль современного международного права, нормы которой определяют статус международных организаций, регулируют вопросы их создания и деятельности. С момента возникновения первых международных организаций стали возникать нормы, которые регулируют их деятельность, как с государствами, так и между собой. В итоге был накоплен значительный нормативный материал, который и послужил толчком для появлении такой отрасли международного права как право международных организаций. В этой отрасли выделяют две группы международных норм, которые образуют:
«внутреннее право» организации — нормы, регулирующие структуру организации, компетенцию ее органов и порядок работы, статус персонала и другое;
«внешнее право» организации — нормы договоров организации с государствами и другими международными организациями.
Нормы права международных организаций — преимущественно договорные нормы. В большинстве своем источниками этой отрасли являются учредительные документы международных организаций, а также Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г., Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. соглашения о привилегиях и иммунитетах международных организаций и др.
Право Организации Объединенных Наций
___________________________________
ООН – самая представительная (193 гос-ва) и универсальная межправительственная орг-ция. Устав ООН 26.06.1945. Ген Ассамб (ГА) – самый представит орган (все члены ООН). ГА-высший орган. ГА собир на очеред ежегод сессии и на специал, к-рые могут потребовать обст-ва. ГА может учреждать комитеты. ГА на сессиях принимает постановления, решения, рекомендации. Постан – акты, принимаемые ГА по рекомендации СБ. Акты приема или искл гос-в-членов также оформляются в виде постановления. Рекоменд приним в случаях, предусмотренных в уставе ООН (например, ГА организ исследования и делает рекомендации в целях: содействия междунар сотр-ву в полит, экономич, социал, обл-тях и т.д.). Решения ГА по важным вопросам (в Уставе указано; 2/3 голосов) – это рекомендации, иные – постановления. Резолюции ГА не носят обязательного хар-ра, лишь рекоменд.. СБ (15 членов, 5 постоянных – РФ, Китай, Франц, Великобрит, США; ГА избир 10 др членов на 2 года) проводит заседания практически ежедневно. Каждый член-1 голос. Для решения вопроса по сущ-ву треб бол-во в 9 голосов, но кол-во должно вкл голоса всех пяти постоян членов. Члены ООН возлагают на СБ главн ответ. за поддержание междунар мира и безопасн. (иные: участвует в назанач Ген сека, приеме новых членов и т.д.), что сводится к осущест 4 мероприятий: превентивная дипломатия (предупреждение возник споров), миротворчество (склонение вражду сторон к соглашению), поддержание мира (присут ООН в конкрет районе, развертывание военн или полиц персонала ООН), миростроительство в постконфликтый период (предотвращ вспышки насилия между стр-нами после ликвид конфликта). Эконом и социал совет ООН координирует эконом и гуманитар деят ООН, основ направ: повыш уровня жизни, занят населел, разреш проблем эконом, социалобл и здравоохран. Совет по опеке ООН-орган, к-рый был создан для наблюд за управл подопечными террит, подпадающими под систему междунаропеки. Глав суд орган-Международ суд. Стороны-только государства и только участники Статута суда. Не рассматр споры между ф и ю лицами и междунарорганиз. Решения обяз лишь для участвующ в деле сторон и лишь по данному делу. Может давать консультативные заключ по люб юр вопросу по запросу (кто может в Уставе ООН). Секретариат обслуж главные и все др органы ООН, занимает решением вопросов, связ с повседневдеят ООН. Состоит из генсека и сотрудников. Ген сек назнач ГА по рекомен СБ на 5 срок, может быть назанчен вновь. Сейчас Пан Ги Мун (республика Корея).
Право СНГ
___________________________________
Право СНГ: понятие, принципы, основные источники и институты. РФ и СНГ.
37 Устав СНГ способ укреп на тер бывшего СССР зоны стаб и актив сотр-ва в полит, эконом, гуманит и иных обл. Принципы: 1) верх-ва МП в междгос-в. отнош; 2) учет интересов друг друга и СНГ в целом, оказание на основе взаимного соглас помощи во всех обл-тях их взаимоотнош; 3) объединение усилий и оказании поддержки друг другу в целях создания мирных условий жизни народов гос-в-членов СНГ, обесп-нии их полит, эконом и соц прогресса; 4) духовное единение народов стран СНГ, к-рое основывается на уважении их самобытности, тесном сот-ве в сохранении кул-ных ценностей и кул-ного обмена. СНГ-регион междунорг-ция. Устав разделил гос-ва на 3 категории: 1) гос-ва-учредители; 2) гос-ва-члены; 3) гос-ва-ассоциированные члены. Органы СНГ: 1)Совет глав гос-в т(обсуждает и решает важнейшие стратег вопросы деят-ти гос-в-членов в сфере общих интересов) и Совет глав прав-в (координирсотр-во органов испол власти в эконом, соц и иных сфера общих интересов; 2) межпарлам ассамблея СНГ(осущ координацию межпарламентсотр-ва); 3) совет мин-овиностр дел (осущ коорд внешнеполит деятельности гос-в-членов); 4) исполнит комитет. РФ и СНГ: СМИ отмечают, что политику РФ в отношении гос-в СНГ стала «формировать» рос газовая монополия, цены на постав-емый газ преврат в действ инструмент поощрения и наказания гос-в СНГ; ВВ Путин выразил мнение, что реальными интеграц инструментами сейчас явл ЕврАзЭС и создаваемое Единое экономическое пространство, а не СНГ.
Высшим органом СНГ в военно-полит сфере явл совет глав гос-в. Конкретные вопросы в-п сотр-ва гос-в-членов регул спец соглашениями. На про-веснг создана разветвлорг-ционная структура военного сот-ва. Она вкл такие раб органы, как Совет министров обороны (организационный стержень многостороннего военного сотр-ва на пространстве СНГ), Секретариат, Комитет начальников штабов вооружен сил гос-в-участников СНГ, координац комитет по вопросам ПВО, Военно-тех комитет и т.д. Важзнач имеют совмест усилия по сближ н-п базы в обл военного строи-ва и обеспечсоц защиты военнослуж и т.д. Обеспеч безопасности воздуш прост-ва СНГ (соглашение о создании объедин си-мы противовоздуш обороны СНГ (ПВО)) Создана международ регионал Организац Договор о коллектив безопас-ти (ОДКБ). Гос-ва-участники СНГ уделяют постоян внимание предотвращ и урегулиров имеющихся на простр-ве СНГ конфликтов, нередко перерастающ в вооружен столкновения. Важ роль в этом деле играет Концепция предотвращ и урегулирован конфликтов на территор гос-в-участников СНГ 1996. Она представляет собой сов-ность взглядов гос-в СНГ на пути устранения наиболее острых трений между ними, к-рые могу перейти к вооруж столкновениям. Усилия гос-в СНГ д б напрвлены на предотвращ и урегулиров подобных конфликтов, а также постконфликт построение мира. Наиболее предпочт путем разреш споров и предотвращ конфликтов явлиспольз-иепревентив полит и дипломат усилий. Проблемы: грузино-осетинские отнош, грузино-абхазская, Нагорного Карабаха; зашел в тупик процесс урегулиров приднестровского конфликта; внутритаджикский конфликт). С 1996 году начал действовать форум на высш уровне-«кавказская четверка» (Азербайджан, Армения, Грузия, Россия).
Правовая помощь по уголовным и гражданским делам. Основания и порядок выдачи преступников. Примеры.
___________________________________
Норматив реглам: спец 2-сторон согл о выдач преступ-ков; 2-сторон дог-ры о прав помощи; локал конв-ции о передач осужден и тд. Сущ дог-ры о прав помощ по гражд, сем и уголов делам, кот-ые охват широк круг ситуац: гос-во оказ друг другу прав помощ путем выполн поруч о произ-ве отдел проц действ (сост и пересыл док-тов; провед обыск, изъят, пересылк и передач вещ доков; допросы и тд. Кишиневская конвенция о прав помощ и прав отнош по гражд, сем и угол делам 2002г. Она содерж полож, в соотв с кот-ым гос-ва участ взяли на себя обяз-ва по поруч др гос-ва в соотв со своим нац закон-вом осущ угол преслед своих гр-ан, подозр в соверш прест на терр др страны. Участ – страны СНГ. 7 ноября 1996г. РФ подпис 2 евр конв-ции: Конв о выдаче 1957г и Конв о взаим прав помощ по уг делам 1959г. Ратиф 2000г. В соотв с конв 1957: гос-ва-участ обяз выдав друг другу всех лиц, в отнош кот-ых компе торг гос-во-участ ведут уг преслед в связи с каким-л прест или кот-ые разсык указ орг для привед в исп приговор или постан о задерж. Услов – если прест наказ тюрем закл срок > 1 год. В соотв с конв-циями прав пом оказ по вопросам уг преслед за прест, наказ за кот-ые на момент просьб о помощ подпад под юрисд суд орг запраш стор. К вопрос оказ прав помощ относ: исп суд поруч, касающ угол дел, в цел получ свидет показ или передач вещ доков, матер и док-тов; вруч суд повест и постан о явке в суд запраш гос-ва. Согл о прав пом регул экстрадицию (экст). Экст – передач лица гос-вом, на терр кот-ого такое лицо наход другому гос-ву для привлеч его к угол ответст или для привед приговор в исп. В дог-рах, предусм экст, перечисл случаи, в кот-ых выдача не осущ: если лицо, выдача кот-ого треб, яв-ся гражд того гос-ва, к кот-ому обращ треб; прест соверш на терр гос-ва, к кот-ому обращ треб; если уже вынес пригов по этому делу или имеет постан о прекр дела и тд. Конв о передач лиц, осужд к лиш своб для отбыв наказ в гос-ве, гр-нами кот-го яв-ся 1978г. Согл это конв гр-не кажд из гос-в-участ, осужд к лишен своб в др гос-ве, будут по взаим согл этих гос-в передав на отбыв наказ в то гос-во, гр-нами кот-го они яв-ся. Передач возмож толь после вступ пригов в силу. Передач не произв: осужд уже понес наказ; не достиг соглаш об усл перед в соотв с Конв. дело прекр; лицо освобожд компет орг; истек сроки давн или ин основ, предусм зак-вом страны. Передач осущ по предл гос-ва, судом кот-го вынес приговор с согл гос-ва, граж-ном кот-го он яв-ся. Место, вр и поряд опред пут договор между гос-вами.
Правовой режим Арктики
___________________________________
северная полярная обл земного шара,ограничиваемая с юга Северным полярным кругом. Входят материковые части Европы,Азии,Америки,Сев.Ледовитый океан с остовными образ-ми,включ.большую часть Гренландии. Пр.полож-е этих простр-в,их прир.ресурсов и режим их исп-я регулир-ся принципами и нормами МП и нац.зак-вом приарктических гос-в(РФ, Норверия,Дания,Канада,США). Сейчас все сухопутн.террит Арктики под суверенитетом к.-л.приарктич.гос-ва. Теория секторов: властные полномоч этих гос-в распр на всю S прилежащих к их побережью арктических секторов. Этот подход не закреплен ни в нац.НПА,ни в межд.дог. Юр.статус морских простр-в Арктики: нормы и принципы МП о Мировом океане (Женевские конвенц по морск.праву,Конвенц ООН по морск.праву). -Суверенитет этих гос-в распр не на всю аквторию секторов Арктики, а лишь на часть вод Сев.Ледовит.океана/его подводных простр-в,кот омывают/примыкают к сухопут.террит этих стран-внутр.морск.воды,террит.море,прилежащ и исключит.экономич.зоны,континент.шельф,ряд проливов. Для внутр.морских вод приполярных стран х-но уст-е статуса историч.вод. У этих гос-в особые права по управл-ю различ.видами морепольз-я в исключит.экономич.зоне-ресурсная и судоходная деят-ть(право принимать меры по обеспеч-ю вып-я зак о загрязнении морск.среды с судов).Пр.режим проливов Сев.Ледовит.Океана: режим внутр.морских вод,суверенитет распр. Северный морской путь(СМП)- росс.нац.транспорт. коммуникация, кот проложена/освоена/оборудована исключит.силами РФ. Особ-ть СМП: сохраняя общую направл-тьпо долготе этот путь год от года/в теч-е 1 навигации, перемещается на значит.расстояния в широтном направлении. Регулир-е польз-я трассами СМП обоснованно сост прерогативу РФ. Исп-е СМП исключит.росс.судами никогда не вызывало отрицат.реакции др.гос-в-молчаливое согласие. Реш-е конкр.вопр,связ с СМП-Администрация СМП(АСМП). Общее условие возм-ти доступа на СМП: соотв-е судна ряду спец.эксплуатац.-технич.требов,наличие у капитана опыта управл-я судном во льдах. Необх.ограждать биоресурсы Арктики от нерац.эксплуатации: Соглаш-е м/у правительствами РФ и Канады о сотруд-ве в Арктике и на Севере, Деклар об окр.среде и развитии в Арктике,Деклар об учрежд Артич.совета.
Правотворчество в международном праве
___________________________________
Стадии- 1) согласов воль S мп относительно правил повед; 2) согласов воль S по поводу придания данным правил повед выс юр силы; 3) дача соглас S на юр обязат-ть правила повед. Виды: по хар содерж: нормы-принц(основы правопоряд) нормы-определения(содер различ понятий) нормы-правомоч(субъе-ые права) нормы-обязан-ти (меры долж повед) нормы-запреты.По роли в механизме МП регул: регулятивые(право на соверш различ действий) охранительные(защита мп-го порядка). По содерж правил повед: матер нормы(права и обяз S) процес нормы(порядок реализ мат норм). По сфере дейст: универсал(больш гос мира-устав ООН); регионал(в предел стран одного рег-право ЕС); локальн(рег взаимот нескол S мп). Обычаи-те правила и порядки,кот устанавл-ся в междунар отнош на осонов постоянного и единообразн их применения. Межун правов обыч мб унив, отрасл, локальн. Обеприз мп обыч – запреты агрессии, рабств и тд. Обыч нормы мп формир постепенно, она возник в резул повтор дейст всех S мп. Эти нормы очень важны в управл меж сотруднич. Междунар суд ООН разреш многие дела на именно их основе