ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2020

Просмотров: 669

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Международно-правовая ответственность

___________________________________

Международно-правовая ответственность: понятие; признаки; ответственность государств и международных организаций; виды и формы.


предусм применение к субъектам, совершившим правонаруш, предусмотрен нормами межд права, меры принужд в у становл процессуал порядке.последствия-ограниче имущ/неимущ харак-ра.Субъекты МПП, кроме индивидов,несут межд ответств,если причинен ущерб явл результатом несанкц действий их офиц органов/должн лиц,если эти действия противор межд-правов обязат-вам этого суб.Гос-ва также несут ответств, если оказ помощь др гос-ву для межд-противопр деяний,то же самое в случае гос-ва и межд орг-ция.межд орг-ция несет ответств в зависим от объема ее правосуб и природы орг-цииВиды ответ-сти:политич(примен принудит мер в отнош гос-ва-правонаруш), ее формы:санкции-принудит меры, примен к гос-ву-нарушит примен только при соверш тяжкого межд преступл,реторсии-принудит действия одного гос-ва против др гос-ва,нарушившего интересы первого,явл ответом на недруж действия(отзыв посла),репрессалии-правомер принудит действ одного гос-ва против др гос-ва(разрыв дип связей),сатисфакция-предоставл гос-вом-нарушит удовлетвор пострадавш гос-ву за ущерб, причин его чести и достоинству(принесении извинений),ресторация-восстанов прежнего состояния материал объекта;материал ответств(связана с причин мат вреда):репарация-возмещ мат ущерба в ден выражении,товарами,услугами,реституция-восстановл положения,котор сущ до соверш противопр деяния,компенсация-примен если невозможно возместить реституцией.Обстоят-ва,исключ ответ-сть гос-в:1)в случае достиж гос-вами соглас относит противопр действий 2)действ гос-ва вызваны противоправн дейст др гос-ва в отнош первого 3)действ гос-в вызваны непреодолимой силой 4)суб в ситуации крайнего бедствия не имел иной возможн 5)при наличии крайней необходимости 6)гос-во действует в рамках самообороны 7)контрмера одного гос-ва на дейст другого.




Международно-правовая охрана животного и растительного мира

___________________________________

Охр жив мира: м/н дог по охр жив мира подразд на 2 гр 1) дог, кот охр флору и фауну в целом 2) дог, кот охр одну популяцию, вид, сем-во. I гр. Конв о сохр флоры и фауны в их природ сост 1933 (созд нац парков, заповедников, поощрение одомашнивания ликих жив, запрещ методы охоты с прим яда, сетей и т.д.) Конв об охр пр-ды и сохр жив мира в запал полушарии 1940 (охр коренной аме5р флоры и фауны от исчезн-ия); Конв об охр мигрирующих видов дик жив 1979 (защита жив-ых, мигрир ч/з нац границы или вне пределов этих границ); Конв о м/н торг видами дикой фауны и флоры, наход под угрозой исчезн-я от 3.03.79 (№ приложения, в 1 из кот – виды, наход под угр исчезн, торг кот может оказ неблагоприят влияние на их сущ-ие; 2 – виды, кот не наход под угрозой, но если не регул торговлю такими видами, могут оказ под угрозой; 3-виды, кот по определ гос-ва подлежат регул-ию); Европ конв о защите жив при м/н перевозке от 13.12.68 (до погрузки животных они осматриваются сотруд ветслужбы); IIгр Согл о сохр белых медведей 1973 запрещ их добычу, искл для науч целей, сохр-ия, охоты местным нас и использ-ем трад методов охоты; Межамер конв по охр исохр морских черепах 1.12.96 по охр диких птиц –М/н конв об охр птиц 1950 г. Охр раст мира: Конф ООН по окр среде и разв 92 одобрила Пр-пы для глобального консенсуса в отн рац использ-ия, сохр и освоения всех видов лесов(меры по защите лесов от вред возд загрязнения) Конв о созд Европ и средиземноморской орг-ции по защите раст 1951-55; М/н Конвпо защите раст 1951 уч-ки созд офиц орг-цию по охр растений.. Соглаш о сотруд-ве в применении карантина раст и их охр от вредителей и болезней 1959 г. М/н орг-ции: ООН имеет сис-му орг, кот заняты природоохр деят-ю.Это ЭКОСОС. При нем есть комитет по природ ресурсам. Также такого рода проблемами заним регион экон комиссии, специализ учр ООН (ВОЗ, Юнеско, МОТ, МАГАТЭ). В рамках Юнеско разраб конв об охр всемирн культ и природ наследия 1972,М/н орг гражд авиации регулярно одобряет нормы и правила охр окр среды от авиац шума. М/н морская орг-ция заним вопр охр морской среды, разраб конв.





Международно-правовое признание

___________________________________

Межд-прав призн (П) – одностор, добров акт гос-ва, которым констатир-ся возникн-е нового sub МП и с которым этот sub считает целесообр устано дипломатич и иные основ на МП отношения. П выраж в том, что гос-во (группа г-в) обращ к правит-ву возникшего гос-ва и заяв об объеме и характере своих отнош с вновь возникшим гос-вом (сопров выражением желания устано дипломатиче отнош и обменяться предст-вами). Телеграмма Председ Совета Министров СССР премьер-министру Кении 1963 г.: Советское правит-во «торжеств заяв о своем призн Кении как независ и сувер г-ва и выражает готовн устан с ней диплом отн и обмен диплом предст-вами на уровне посольств». Классич форма П – заявл об устан дипломатич отнош (даже если в заяв об их устан нет заяв об офиц признании). Виды:1) Фактическое (de facto) – когда у признающ гос-ва нет уверенности в прочности признав-го sub МП, + когда указанный sub счит себя временным образованием(реализуется путем участия в конференц, договорах, орг-циях; не влечет устан диплом отношений; м б взято обратно, если не будут реализ требуемые для П условия. ) Великобрит взяла обратно в 1938 г. признание Эфиопии в качестве независ гос-ва в связи с тем, что признала de jure аннексию этой страны Италией.2) Официальное (de jure) – полное и окончательное; обычно сопровожд заявлением об офиц П и установлении диплом отнош (выраж в офиц актах (резолюциях м/н организаций, итоговых докум конференций..). В ноте Великобрит 1924 г. отмечалось, что ее правит-во de jure признает правит-во СССР в пределах террит бывшей Росс империи, которая подчин его власти.).3) П ad hoc –"разовое", временное, для данного случая, данной цели. В 1849 г. США отказ призн независим Венгрии, после того как отправл ими агент донес, что Венгерское революц правительство в действительности нежизнеспособно. Теории П:1) Конститутивная (нет признания – нет sub МП; игнорир факт, что гос-во еще до П польз всеми правами и обяз, вытекающ из п-па суверенитета).2) Декларативная (П только констатирует возникн нового sub МП; предполаг внутр независимость вновь возникш гос-ва).Новое гос-во мож появ в результ(социальной револ; образов гос-ва в ходе нац-освободит борьбы; слияния / раздел гос-в).П нового гос-ва – свободный акт, которым гос-во констатир существов на опред территории человеч общества, организ-го в политич отнош, независимо от всякого другого существующего гос-ва, способного соблюд предпис МП и вследствие этого заявляют о своей воле рассм его как члена м/н сообщ.П не влияет на существове нового гос-ва (им. декларативн значение).Юрид последств П – признание юрид силы за законами и подзак актами признанн гос-ва.





Международно-правовой режим Антарктики

___________________________________

Правовое полож южн полярного региона базируется на установлениях Дога об А 1959, принят по рез Вашингтонской конференц, в кот уч Австрал, Аргент, Бельгия, Великобр, Нов Зел, Норвег, СССР, США, Южно-Африк Союз, Франц, Чили и Япон. Гл задача конференц - поиск компромиссного реш сложной проблемы опредя юр статуса А. Итог ст. IV Дог: уч-ки не признают суверенитета ни одного из гос в каком бы то ни было р-не А; не треб от люб из сторон отказа от ранее заявл ею тер претензий в А; ни одно из полож Дог не должно рассм как наносящее ущерб позиции люб из сторон в части признания или непризн уже заявл кем-либо из ее контрагентов прав или претензий на тер суверенитет в А. Гос-ва м осущ здесь как юрисдикцию над лицами (личная), так и юрисдикцию, связ с их тер притязаниями (тер-ая). Важн рез - закрепление в Дог осн прав принц деят-ти в А: 1)принц мирного использ А (запрет люб воен мероприятий) 2) принц свободы научн исслед и м/н сотруднич в этой обл; 3) принц обеспеч эколог безоп (запрет провед люб ядерных взрывов и удаление сюда радиоакт матер). Консультативные совещ сторон, созыв, помимо спец сессий, 1 раз в 2 г. В состав региона вход как сухопутные — материковые и островные, так и водн простр-ва А, огранич с сев географ параллелью, леж под 60° южн шир. Конв о сохр антарктических тюленей 1972; Рекоменд «Морские живые ресурсы А», Конв о сохр морских живых ресурсов А 1980 (учреждена Комис по сохран морск жив ресурсов А). В 1991 в Мадриде подпис Протокол по регулир освоения минер ресурсов А об охр ее окруж среды, явл доп к Дог об А. Согл-но Протоколу А никогда не дб объектом м/н конфликтов (запрет в отнош люб деят, связ с минер рес, за исключ науч-исслед). В 1991 в доп к Дог об А закл Протокол об охр окруж среды региона (возлож на уч ответст-ти за охр окру среды А). В соотв с Проток создан Комитет по охр окруж среды. Согласно Проток в случ возникн в регионе чрезв ситуаций его уч соглашаются предприн незамедл и эффективн ответные действия с учетом реком м/н организ.





Международно-правовой статус участников вооруженных конфликтов

___________________________________


В праве вооруж конфл воюющ силы делятся на сражающиеся (комбатанты) и не сражающ (некомбатанты).Комбатанты —лица, входящ в состав воор сил воюющ гос-ва, кот имеют право принимать участие в воен действ.Права:1)примен военное насилие;2) быть объектом применения военного насилия вплоть до физ уничтож;3)на обращение с ним как с военноплен при попадании в руки неприятеля. Воен насилие не примен к комбатанту в случ его ранения или попадания в плен. По Женев конвенц 1949 к комбатантам относ:личн состав воор сил стороны; личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих и не входящих в состав вооруженных сил; личный состав организов движений сопротив и партизанских формиров, если они имеют главного-ответственного, отличительный знак, открыто носят оружие, соблюдают зак и обыч войны, члены экипаж торг/гражд судов, если участв; нас незахвач терры, если беруться за оруж. Некомбата?нты— входящ в сост воор сил лица, ф-ции кот обслуживание и обеспечение боевой деят воор сил, могут носить оруж для самооб. (духов и мед персонал, воен корресп, юристы – к ним не относ правила о военноплен). + участники: воен разведчик, шпион, наемники. Военный шпион— лицо, тайно собир свед в р-не действ армии против с целью их передачи своей армии(не явл воееноплен) Воен разведчик – под именем и в форме своего государства собирает сведения – в случ если поймают – статус военноплен. Наемник — лицо, кот: 1)спец заверб на любой терре лицо с целью участ в воен действ для сверж правит или наруш территор целост. За вознагражд или мат выгоду. Не явл гражд или жит гос-в участ, не входит в личный сост воор сил. Явл преступ – уг ответ.




Международно-правовые средства разрешения международных споров

___________________________________

Межд-правов сред-ва разрешения межд споров тесно связаны с принципом мирного разрешения межд споров.Устав ООН делит споры на 2 кат:а)особо опасные, продолжение которых может угрожать поддержанию межд мира и безоп;б)любые другие споры.Споры рассматривает ГенАссамблея ООН,СовБез ООН.Перечень видов мир сред-в не явл исчерпывающим,действует принцип свобод выбора сред-в мир разреш споров. Межд переговоры-наиболее динамичн и эффективн сред-во разреш споров,мб двусторон и многостор;стадии:выступление гос-в с инициативой провед перегов,достижение соглаш о провед перегов (время,место),выработка процедуры ведения перегов,собственно перегов, принятие реш.Консультации:факультат(по взаимному согл сторон) и обязат(предусмотр в дог)Пример:Конв ООН по морск праву 1982,Дог по космосу 1967.Межд следствен комиссии-учрежд на основе соглаш между спорящ сторонами, задача-облегчить разреш спора посредством беспристраст и добросовест расследования, стороны могут и НЕ воспользов результатам комиссии.Примирит комиссии-предусм в межд дог,состав:3 члена(по 1 от стороны спора+председатель),не только устанавливают факты, но и выносят рекоменд в отл от следств комис пример:Венск конв 1975 о представительстве гос-в в из отнош с межд орг-циями универс харак-ра.Добр услуги и посредничество-вступление 3их гос-в в перегов между спорящ сторонами, котор помогают согласов притязания, носят хар-р совета, не обязат.Межд третейский суд–Постоянная палата третейского суда созд в 1899 действует в рамках Конв о мир разреш межд столкнов 1907.Межд судеб органы: Межд суд ООН функционир на основе статута межд суда;он рассматр споры и дает заключ по юр вопр,состав:15членов(на основе представительства главнейших форм цивилизации и осн правовых систем)






Международные неправительственные организации

___________________________________

МНПО (межд неправит организ) – это любая МО, не учрежден на основании межправите соглашения. МНПО содействуют разработке новых договорных норм. Прав статус МНПО определ внутренним правом того гос-в, по зак-ву к-рого создана и зарегистр орг-ция. МНПО играют активную роль во всех аспектах современных международных отношений. Примеры: Международный институт гуманитарного права (проводит большую работу по применению норм и принципов межд гуманит права); Ассоциация МП (координирует исследования по актуальным проблемам МПП и МЧП), Межд комитет красного креста – МККК (принципами деятельности данной организации яляются гуманность, беспристрастность, нейтральность, независимость, добровольность, единство и универсальность, внесла огромный вклад в разработку принципов и норм межд гуманитар права; явл нейтральным посредником в случае вооруж конфликтов или беспорядков, направляет свои усилия на обеспечение защиты жертв международных и гражданских войн. Многие МНПО активно сотрудничают с межправит организац. Основная форма сот-ва-консультативный статус. Каждая межправит организ имее свои правила предоставл консульт статуса МНПО. Согласно ст 71 устава ООН ЭКОСОС (эконом и соц совет) уполномачива-ся проводить надлеж мероприятия для консультации с МНПО. Основным принципом предоставл консульт статуса при ООН: консульт отношения устанавл в соответ с уставом ООН с целью достижения справедл, сбалансир и подлинного вовлечения неправит организ в ее работу. Специализированные учреждения ООН имеют свои правила предоставл консультатив статуса например, ЮНЕСКО).





Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г

___________________________________

Сост из преамб и > 50 стат. Закреп основ гражд и полит пр и св-ды. Опис механизм контр за соблюд пр и своб. Предусм созд Комит по гражд и полит пр чел-ка из 18 чл, избир в рамках Ген Ассамбл. Участв в Пакте (П) гос-ва обяз представ доклады о прин мерах по претв в жиз прав, призн в наст П и о прогр, достиг в использ этих пр: а) в теч 1 года после вступ; б) после этого случ по требу Комит. Докл направ Ген Секу ООН, кот-ый затем направ его в Комит для рассм. В докл указ фактор и затруднен, влияющ на провед в жиз П. Комит изуч доклады и посыл гос-вам-участ свои докл и замечан. Комит разреш вопрос, в случ сообщ 1-го гос-ва-участ о том, что др гос-во не выполн обяз-ва по наст Пакту. По итогам разреш: доклад с кратк излож ситуац; если страны полюбвн реш вопрос, то кратк излож дело и рез-т; если нет полюб реш, то заключ Комит о возмож полюбовн урегулир. Права индивида. Кажд им пр на своб мысл, совест и религ: свобод иметь или приним религ или убежд по своему (св) выбор и свобод исповед свою религ и убежд как единолич, так и сообщ с друг; выполн религ и ритуал обрядов и учен. Никто не д подверг принужд, умал его свобод иметь или приним религ или убежд по св выбор. Эти права подлеж огранич, уст З и необх для охран общ безпас, порядка, здор и морали, охр прав и своб др лиц. Свобод родит и закон опекунов обеспеч религ и нравств воспит детей в соотв с собств убежден. Кажд им пр беспрепят придерж св мнений. Свободно выраж св мнения: искать, получ и распр инфу и идеи, независ от гос границ, уст, пис или др способ. Огранич пр выраж св мнение: уваж прав и репутац др лиц; охр гос безопас, общ поряд, здоров или нравств насел. Кажд им пр на своб ассоц с друг, пр создав профсоюзы и вступ в их для защ св интерес. Это пр не подлеж огранич, кроме уст З и кот-ые необх для гос или общ безопас, общ порядка, охраны здоров и нравст насел и защ пр и своб др лиц. Запрет приним законод акты в ущерб гарант, предусм Конв МОТ в целях защ своб ассоц. Факульт протоколы: 1) 1966г – содерж обяз-во гос-в призн компетенц Ком-та по пр чел-ка, приним и рассм сообщ о подл юрисдикц гос-ва лиц, котые утвержд, что они яв-ся жертвами наруш дан гос-ва учатн каких-л прав, кот-ые излож в Пакте. РФ участв. 2) 1976 – обяз гос-во отмен у себя смерт казнь. РФ не участв.




Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г

___________________________________


Участв > 150 гос-в. РФ участв. Прав народ на самоопред. Все нар им прав на самоопр: свобод устанав свой полит статус и свобод обесп свое экон, соц и культ развит; своб распоряж своим естеств богат и ресурс без ущерба межд обязат; ни один народ не мб лишен принадл ему ср-ств сущ; все гос-ва д поощр осущ пр на самоопр и уваж это пр. Основ обяз-ти гос-в: гарантир, что права, указ в Пакте (П) будут осущ без дискрим; осущ помощ и сотруднич для обесп полн осущ прав, предусм П; обесп равн для муж и жен пр польз прав, указ в П; призн право на труд (пр зараб себе на жиз трудом и тд); призн пр кажд на справед и благопр усл труда (равн вознагржд за труд равн ценност; усл раб, отвеч треб безоп и гигиен; отдых; оплач отпуск и тд); призн право на образов (нач образ дб обяз и беспл; сред образ дб открыт и доступ; высш образ дб одинак доступ; развит школ всех ступен и тд); обесп прав на созд и участ в профсоюзах; приз прав гр-ан на забаст и тд. Гос-ва призн право кажд чел-ка на наивысш достиж уров физ и псих здоров. Для реализ эт права гос-ва д провод след мероприят: 1) обеспеч сокращ мертворожд и дет смертности и здоров развит ребен; 2) улучш всех аспект гигиены внеш среды и гигиены труда в промыш; 3) предупр и леч эпидем, проф и иных болезн и борьбы с ними; 4) созд услови, кот-ые обесп бы всем мед помощ и мед уход в случ болезни. Механ реализ П пропис не четко. Участв гос-ва обяз представ Ген Секу ООН докл о приним ими мерах и о прогресс на пути к достиж соблюд прав, призн в П. Ген Сек напр экземл докл в Эконом и Соц Совет ООН (ЭКОСОС) и специализ учрежд в соотв с их компет. В докл м указ факторы и затруд, влияющ на степ исп обяз-тей по П.




Мировой океан как объект международно-правовой охраны

___________________________________

О = ист-к питания насел.земного шара и сосредоточ. огром.богат. пол.ископ! Конв. ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 192) обяз. гос.защ. и сох. мор. среду. Гос. дол. прин.меры, необ. для обес.того, чтобы деят. под их юрисд. не причин. ущер. др. гос. и их мор. среде путем загряз.Это меры, направ. на уменьш. в макс. степ.:а) выб. токсич., вред. или ядов. вещ. из наход. на суше источ., из атмосф. или через нее, путем захорон.; б) загрязн.с судов в) загрязн. от устан. и устр., использ. при разведке и разраб. прир. ресур. мор. дна и его недр г) загр. от др. устан. и устр., эксплуатир. в мор. среде. Меж. конв. по предотв. загряз. с судов 1973 г. сод. техню-юр. нормы для предотвращю загрязн. моря не только нефтью, и вред.вещ., кот.перевоз.на судах или образ. в проц. их эксплуатации. Конв. запрещ. сброс в море всех видов пластмасс, вк.синтетич. тросы, рыболов. сети и пластм. мешки для мусора. Конв. по предотвращ.загряз. моря сброс. отходов и др.материалов 1972 г.К. запр.сброс в море отх. и др.матер. с судов, самолетов, платформ и иных конструкций, потопление этих матер. отдельно или вместе со сред-и их транс-ки. Дан переч. вещ., сброс кот.полн. запрещен. Это сырая и топливная нефть и ее смеси, радиоак. отходы с выс. уров.радиации, вещества, изгот. для вед. биол. и хим. войны. Сог. 1995 г. предусм. механизмы междун. сотруд. в интер. сохр. и управ. рыб.зап. как в зонах нац. юрисд., так и в районах откр. моря. Конв: о будущем многостор. сотруд. по рыбол. в сев.-запа. части Атлантич. океана 1978 г., об охр. мор. жив. рес. Антарк. 1980 г., об охр. лосося в сев. ч.Атлантич.океана 1982 г.