Файл: mezhdunarodnaya-pravovaya-otvetstvennost-chastnyh-voennyh-kompaniy-1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.11.2020
Просмотров: 171
Скачиваний: 1
223
Криминологические отрасли
Ю. С. Апухтин*
МЕжДУНАРОДНАЯ ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЧАСТНЫх ВОЕННЫх КОМПАНИЙ
Замещение функций государства организациями гражданского общества
(т. н. аутсорсинг) является одной из тенденций развития современного мира. На-
иболее заметна эта тенденция на примере США — за последние 5 лет расходы
правительства США на оплату услуг т. н. «четвёртой ветви власти» (т. е. частных
компаний)
385
возросли с 207 млрд. долларов США в 2000 году до 400 млрд. дол-
ларов США в 2006 году.
386
Не является исключением и сфера военных/около-
военных услуг, где на протяжении последних 10 лет активно действуют частные
военные компании, годовой оборот которых составляет около 100 млрд. долларов
США.
387
Частные военные компании (далее — ЧВК) представляют собой коммерчес-
кие организации, созданные для извлечения прибыли путём оказания на основе
договоров и в рамках действующего законодательства услуг военного и околово-
енного характера (в т.ч. обучение, экипировка персонала, сбор, обработка и анализ
разведывательных данных, участие в боевых действиях, охрана стратегических
объектов и др.), действующие преимущественно за пределами страны происхож-
дения, и сотрудники которых не являются государственными служащими. Основ-
ными странами, на территории которых зарегистрированы ЧВК, являются США
(более 20 ЧВК), Великобритания (более 14 ЧВК) и ЮАР (более 5 ЧВК).
388
В настоящее время деятельность ЧВК приобрела большой масштаб. По
мнению некоторых официальных лиц правительства США, взятые вместе
ЧВК представляют собой самую большую охранную организацию в мире.
389
Реалии сегодняшнего дня таковы, что, например, армия США настолько
зависит от ЧВК, что не может отказаться от услуг ЧВК, так как не сможет за-
менить их на ряде направлений деятельности военнослужащими.
390
* Юрий Станиславович Апухтин
— аспирант кафедры уголовного права РГПУ
им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия).
© Ю. С. Апухтин, 2008
385
Scott S., Ron N.
U.S. contractors becoming a fourth branch of government // International
Herald Tribune. — 2007. — February 4.
http://www.iht.com/articles/2007/02/04/america/web.0204contract.php.
386
Scott S., Ron N.
In Washington, Contractors Take on Biggest Role Ever // New York
Times. — 2007. — February 4. http://www.nytimes.com/2007/02/04/washington/04contract.
html?_r=2&oref=slogin.
387
Holmqvist C.
Private Security Companies. The Case for Regulation. SIPRI Policy Paper,
No. 9, January 2005. Army, Inc. // Washington Profile. — 2004. — 8 March. — № 1. — P. 43.
http://www.washprofile.org/ru/node/2009.
388
List
of Private Military Companies. International Consortium of Investigative Journalists.
http://www.publicintegrity.org/docs/bow/bow_companies.xls.
389
Dana P., Pat F. M..
Iraq: Security Firms Form World’s Largest Private ‘Army’
// Washington Post. — 2004. — 8 April.
390
Brian W..
Winning The War // Forbes. — 2007. — 2 February. http://www.forbes.com
/business/2007/02/07/contractors-iraq-pentagon-biz-wash-cx_bw_0208contractors.html.
Криминология: вчера, сегодня, завстра № 2 (15). 2008
224
Самым ярким подтверждением этому является деятельность ЧВК в Ираке.
Военная кампания «Иракская свобода» (март 2003 г. — фактически по настоящее
время) по вторжению войск США в Ирак была бы невозможна без участия ЧВК
— в общей сложности на территории Ирака одновременно действовало до 35 000
сотрудников более чем 60 ЧВК,
391
а по данным ООН — от 30 000 до 50 000 сотруд-
ников ЧВК.
392
Если во время операции «Буря в пустыне» (январь-апрель 1991 г.)
на каждые сто солдат регулярной армии США приходился всего один сотрудник
ЧВК, то в 2003 г. это соотношение составило 10 сотрудников ЧВК на сто солдат
регулярной армии. Общая сумма затрат на услуги со стороны ЧВК превысила
1 млрд. долларов США,
393
а из каждого доллара США, выделенного на восстанов-
ление Ирака, примерно 25 — 30 центов США приходится на услуги ЧВК.
394
Своей деятельностью в Ираке ЧВК оказывали содействие операционной
деятельности войск США, предоставляли услуги по защите должностных
лиц США и нового правительства Ирака, обеспечению безопасности зданий
и сооружений (как военного назначения, так и мирного), охране транспорт-
ных колонн и перемещаемых грузов. Так, например, ЧВК обеспечивали рабо-
тоспособность компьютерной системы Единого центра воздушных операций,
эксплуатацию беспилотных разведывательных аппаратов, системы контроля
и управления ракетными системами, систем связи, обучали полицию и армию
Ирака, собирали информацию разведывательного характера.
395
За время своего пребывания на территории Ирака ЧВК и их сотрудники
не раз попадали на первые полосы газет и новостные выпуски телеканалов. На-
иболее яркими примерами скандальной деятельности ЧВК в Ираке являются
многочисленные случаи стрельбы и убийства мирного населения,
396
нападение
на сотрудников ЧВК в г. Фаллудже
397
и скандал в тюрьме Абу-Грейб.
398
391
Isenberg D. A
Fistful of Contractors: The Case for a Pragmatic Assessment of Private
Military Companies in Iraq. BASIC Research Report 2004.4, September 2004. — P. 28 — 29.
392
Mercenaries
are second largest force in Iraq: UN official // AFP News brief. — 2007. —
February 3. http://news.yahoo.com/s/afp/20070203/wl_mideast_afp/peruiraqmilitary.
393
Borenstein S.
Insurance, security prove costly for contractors in Iraq // Knight-Ridder
/Tribune News Service. — 2004. — April 1.
394
Hearing
of the National Security, Emerging Threats and International Relations Subcommittee of the
House Government Reform Committee. Representative Christopher Shays, Chair. — June 13, 2006.
395
См., напр.:
Isenberg D.
A government in search of cover: PMCs in Iraq. British-American
Security Information Council. www.basicint.org/pubs/Papers/pmcs0603.pdf.
396
Jay P.
Blackwater admits shooting: Operative killed Iraqi worker // News & Observer. —
2007. — February 8. http://www.newsobserver.com/505/story/540721.html.
397
House
oversight and government reform committee hearing. Rep. Henry
A. Waxman holds a hearing on Iraq private contractor oversight. — 2007. — February 7.
http://oversight.house.gov/story.asp?ID=1163.
398
Eric F.
An Iraq Interrogator’s Nightmare // Washington Post. — 2007. — February 9. — P. A19.
http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2007/02/08/AR2007020801680.
html. Beaumont P. Abu Ghraib abuse firms are rewardedas prison ringleader awaits sentence,
defence contractors win multi-million Pentagon contracts // The Observer. — 2005. — January
16. http://observer.guardian.co.uk/international/story/0,6903,1391431,00.html.
225
Криминологические отрасли
Тем не менее, по заявлению командующего войсками в Ираке генерал-
лейтенанта Дэвида Х. Петреуса он видит постоянное место для тысяч сотруд-
ников ЧВК в условиях ограниченности военного контингента США в Ира-
ке.
399
Как показывает новейшая история, с использованием ЧВК нарушаются
права человека,
400
совершаются преступления против мира и безопасности че-
ловечества: наёмничество (Ангола, Хорватия), участие в агрессивной войне,
агрессии (Хорватия, Босния, Ирак), геноцид (Хорватия, Босния)
401
и военные
преступления как они определены в ст. 8 Римского Статута Международного
уголовного суда
402
(такие как умышленное убийство, умышленные нападения
на гражданское население как таковое или отдельных гражданских лиц, не
принимающих непосредственного участия в военных действиях, умышленные
нападения на гражданские объекты и другие).
При этом в большинстве известных нам случаев предполагаемого совер-
шения преступлений адекватного наказания за совершенные ЧВК преступ-
ления не последовало, так как, по нашему мнению, уголовное преследование
сотрудников ЧВК является в настоящее время исключением из общего прави-
ла, которое гласит — ЧВК могут действовать без оглядки на уголовный закон
и могут не бояться быть наказанными.
403
В крайнем случае, государство, на территории которого зарегистриро-
вана ЧВК, будет иметь интерес в расследовании противоправных деяний
исключительно в области экономической или фискальной деятельности
ЧВК (неуплата налогов, мошенничество с бюджетными средствами) и не
более того. При этом поступки ЧВК в других областях будут оставлены
без внимания. И действительно, на практике государства, на территории
которых зарегистрированы и/или по заказу которых действуют ЧВК, пре-
следуют ЧВК и их сотрудников исключительно за случаи мошенничества
с бюджетными средствами, которые были выделены ЧВК для осуществле-
ния деятельности по тому или иному контракту,
404
а также за случаи взя-
399
Pincus W.
Security Contracts to Continue in Iraq. New Top Commander Counts Hired
Guards Among His Assets // Washington Post. — 2007. — February 4. — P. A19.
400
Hastings M.
We must fight our instinctive distaste for mercenaries // Guardian. — 2006. —
2 August.
401
Шестаков Д.А.
Криминологический аспект деятельности частных военных компаний
// Криминология: вчера, сегодня, завтра. Труды Санкт-Петербургского криминологичес-
кого клуба. — 2006. — №1 (10). — С. 228—229.
402
Римский
Статут Международного уголовного суда от 17 июля 1998 года. A/CONF.
183/9. Russian.
403
См., напр.: Fidler S., Sevastopulo D. Civilian workers could face US courts martial
// Financial Times. — 2007. — January 10. — P. 6.
404
См., напр.: Robberson T.. DynCorp faulted for Iraq spending // The Dallas Morning
News. — 2007. — January 31. http://www.dallasnews.com/sharedcontent/dws/news/world/
stories/013107dnintdyncorp.1ce0a5f.html; Investigators find that millions of dollars wasted
in Iraq reconstruction aid // The Associated Press. — 2007. — January 31. http://www.iht.
com/articles/ap/2007/01/31/america/NA-GEN-US-Iraq-Reconstruction-Waste.php.
Криминология: вчера, сегодня, завстра № 2 (15). 2008
226
точничества.
405
И даже в этом случае суды зачастую предъявляют такие тре-
бования к доказательствам, подтверждающим мошенничество со стороны
ЧВК, которые делают практически невозможным привлечение ЧВК и их
сотрудников к ответственности.
406
Представляется, что необходимость четкой регламентации деятельности
ЧВК уже осознана как международным сообществом,
407
так и самими ЧВК,
крупнейшие из которых выступают за скорейшее создание нормативов пове-
дения ЧВК и даже создали собственный Кодекс поведения.
408
Инициативы ЧВК можно только приветствовать, однако, по нашему
мнению, не представляется возможным и допустимым предоставить воп-
рос регламентации деятельности ЧВК на исключительное усмотрение самих
ЧВК. Полагаем, что в целях противодействия преступности ЧВК необходима
разработка и внедрение системы регулирования деятельности ЧВК, которая
определяла бы правовой статус ЧВК, включала бы в себя установленные на
международном уровне минимальные стандарты деятельности ЧВК, в т. ч. ме-
ханизмы обеспечения подотчетности и подконтрольности деятельности ЧВК,
предусматривала определённую криминализацию деятельности ЧВК и введе-
ние комплексной международной правовой ответственности за деяния ЧВК.
Для того чтобы перейти к изложению наших предложений, необходимо
определиться с тем, какими международными документами может регулиро-
ваться ответственность ЧВК, каково текущее правовое положение ЧВК и чем
они являются в соответствии с действующим международным правом.
Основным документом, регулирующим ответственность наёмников и ЧВК
на международном уровне, была призвана стать международная Конвенция
ООН по борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучени-
ем наёмников (далее — Конвенция по борьбе с наёмничеством), которая была
принята 4 декабря 1989 года.
409
Однако она не вызвала особого интереса у ми-
рового сообщества и вступила в силу лишь 20 октября 2001 года. Большинство
государств не стало участниками Конвенции по борьбе с наёмничеством, в т. ч.
405
Tomasko C.
Army Official, Contractor Convicted of Bribery.
http://news.findlaw.com/andrews/bf/gov/20070108/20070108_harvery.html; Witte
Griff. U.S. Contractor Admits Bribery For Jobs in Iraq // Washington Post. — 2006. —
April 19. — P. D01.
http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2006/04/18/AR2006041801742.html;
Heilprin J. Army Probes War Contractor Fraud // The Guardian. — 2007. — January 28.
http://www.guardian.co.uk/uslatest/story/0,,-6376092,00.html.
406
Hedgpeth D.
Judge Clears Contractor of Fraud in Iraq // Washington Post. — 2007.
— February 9. — P. D1.
http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2007/02/08/AR2007020801871.html.
407
Commission
on Human Rights resolution 2005/2. 7 April 2005. E/2005/23 (Part I), chap.
II.A. http://ap.ohchr.org/documents/E/CHR/resolutions/E-CN_4-RES-2005-2.doc.
408
IPOA code of conduct. International Peace Operations Association. December 1, 2006.
http://ipoaonline.org/php/index.php?option=com_content&task=view&id=100&Itemid=108.
409
Действующее
международное право. Т. 2. — М., 1997. Конвенция вступила в силу
20 января 2001 г. Российская Федерация в настоящей Конвенции не участвует.
227
Криминологические отрасли
и практически все так называемые развитые государства, в которых зарегист-
рировано подавляющее большинство ЧВК.
Следует признать, что попытка ограничиться определением понятия
«наёмник» и приравнять ЧВК к наёмничеству оказалось неудачной — опреде-
ление понятия «наёмник» является фактически неприменимым на практике,
а уж ЧВК и их сотрудники тем более не подпадают под указанное определение,
а понятие «частная военная компания» или его аналог в Конвенции по борьбе
с наёмничеством отсутствует. Таким образом, такой важный международно-
правовой документ не отразил всей сути происходящих перемен, что и ста-
ло одной из причин отсутствия интереса со стороны большинства государств
в отношении Конвенции по борьбе с наёмничеством.
Принимая тот факт, что в настоящее время отсутствует международный
правовой акт, оперирующий понятием «частная военная компания» (или его
аналогом) и который прямо регулировал бы деятельность ЧВК, большинство
исследователей данной проблематики считают, что хотя ЧВК и являются не-
отъемлемой частью военных операций, но их правовой статус не определён
и не установлен из-за пробелов в действующем законодательстве.
410
По нашему мнению, с таким утверждением можно согласиться лишь час-
тично. Действительно, на настоящий момент не существует ни одного между-
народного правового акта, в котором содержалось бы понятие «частная воен-
ная компания». Однако это вовсе не означает, что ЧВК находятся в полном
правовом вакууме. Нам представляется, что в условиях участия ЧВК в меж-
дународных и немеждународных вооруженных конфликтах на действия ЧВК
и их сотрудников распространяются положения действующего международ-
ного гуманитарного права.
Безусловно, отсутствие в международном праве четкого и однозначного
описания ЧВК и границ дозволенного поведения ЧВК, а также отсутствие
специфических мер ответственности ЧВК за совершаемые деяния, равно как
и заинтересованность в использовании ЧВК со стороны мощных держав (на-
пример, США) для поддержания и защиты своих политических интересов,
приводит на практике к тому, что привлечение ЧВК и их сотрудников к ответ-
ственности становится затруднительным.
В связи с этим нами предлагается внедрение системы нормативного регу-
лирования деятельности ЧВК, которая призвана определить статус ЧВК, ми-
нимальные стандарты деятельности ЧВК, в т. ч. механизмы обеспечения про-
зрачности и подконтрольности деятельности ЧВК, а также предусматривает
определенную криминализацию деятельности ЧВК и введение комплексной
международной ответственности за деяния ЧВК.
Целью предлагаемых нами мер является, с одной стороны, обеспечение
устойчивой и прогнозируемой деятельности ЧВК, предупреждение и профи-
лактика преступности ЧВК, а с другой — недопущение выхода деятельности
ЧВК за установленные правом рамки.
410
Singer P.
Outsourcing War // Foreign Affairs. — 2005. — March 1.
http://www.brookings.edu/views/articles/fellows/singer20050301.htm.