Файл: mezhdunarodnaya-pravovaya-otvetstvennost-chastnyh-voennyh-kompaniy-1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.11.2020

Просмотров: 171

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

223

Криминологические отрасли

Ю. С. Апухтин*

МЕжДУНАРОДНАЯ ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 

ЧАСТНЫх ВОЕННЫх КОМПАНИЙ

Замещение  функций  государства  организациями  гражданского  общества 

(т. н. аутсорсинг) является одной из тенденций развития современного мира. На-
иболее заметна эта тенденция на примере США — за последние 5 лет расходы 
правительства США на оплату услуг т. н. «четвёртой ветви власти» (т. е. частных 
компаний)

385 

возросли с 207 млрд. долларов США в 2000 году до 400 млрд. дол-

ларов США в 2006 году.

386

 Не является исключением и сфера военных/около-

военных услуг, где на протяжении последних 10 лет активно действуют частные 
военные компании, годовой оборот которых составляет около 100 млрд. долларов 
США.

387

 

Частные военные компании (далее — ЧВК) представляют собой коммерчес-

кие организации, созданные для извлечения прибыли путём оказания на основе 
договоров и в рамках действующего законодательства услуг военного и околово-
енного характера (в т.ч. обучение, экипировка персонала, сбор, обработка и анализ 
разведывательных  данных,  участие  в  боевых  действиях,  охрана  стратегических 
объектов и др.), действующие преимущественно за пределами страны происхож-
дения, и сотрудники которых не являются государственными служащими. Основ-
ными странами, на территории которых зарегистрированы ЧВК, являются США 
(более 20 ЧВК), Великобритания (более 14 ЧВК) и ЮАР (более 5 ЧВК).

388

 

В  настоящее  время  деятельность  ЧВК  приобрела  большой  масштаб.  По 

мнению  некоторых  официальных  лиц  правительства  США,  взятые  вместе 
ЧВК представляют собой самую большую охранную организацию в мире.

389

 

Реалии сегодняшнего дня таковы, что, например, армия США настолько 

зависит от ЧВК, что не может отказаться от услуг ЧВК, так как не сможет за-
менить их на ряде направлений деятельности военнослужащими.

390

*  Юрий  Станиславович  Апухтин

  —  аспирант  кафедры  уголовного  права  РГПУ 

им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия).

© Ю. С. Апухтин, 2008

385

 

Scott S., Ron N. 

U.S. contractors becoming a fourth branch of government // International 

Herald Tribune. — 2007. — February 4. 
http://www.iht.com/articles/2007/02/04/america/web.0204contract.php.

386

 

Scott S., Ron N. 

In Washington, Contractors Take on Biggest Role Ever // New York 

Times. — 2007. — February 4. http://www.nytimes.com/2007/02/04/washington/04contract.
html?_r=2&oref=slogin.

387

 

Holmqvist C.

 Private Security Companies. The Case for Regulation. SIPRI Policy Paper, 

No. 9, January 2005. Army, Inc. // Washington Profile. — 2004. — 8 March. — № 1. — P. 43. 
http://www.washprofile.org/ru/node/2009.

388

 List

 of Private Military Companies. International Consortium of Investigative Journalists. 

http://www.publicintegrity.org/docs/bow/bow_companies.xls.

389

 

Dana  P.,  Pat  F.  M..

  Iraq:  Security  Firms  Form  World’s  Largest  Private  ‘Army’  

// Washington Post. — 2004. — 8 April. 

390

 

Brian W..

 Winning The War // Forbes. — 2007. — 2 February. http://www.forbes.com 

/business/2007/02/07/contractors-iraq-pentagon-biz-wash-cx_bw_0208contractors.html.


background image

Криминология: вчера, сегодня, завстра  № 2 (15). 2008

224

Самым ярким подтверждением этому является деятельность ЧВК в Ираке. 

Военная кампания «Иракская свобода» (март 2003 г. — фактически по настоящее 
время) по вторжению войск США в Ирак была бы невозможна без участия ЧВК 
— в общей сложности на территории Ирака одновременно действовало до 35 000 
сотрудников более чем 60 ЧВК,

391

 а по данным ООН — от 30 000 до 50 000 сотруд-

ников ЧВК.

392

  Если во время операции «Буря в пустыне» (январь-апрель 1991 г.) 

на каждые сто солдат регулярной армии США приходился всего один сотрудник 
ЧВК, то в 2003 г. это соотношение составило 10 сотрудников ЧВК на сто солдат 
регулярной  армии.  Общая  сумма  затрат  на  услуги  со  стороны  ЧВК  превысила 
1 млрд. долларов США,

393

  а из каждого доллара США, выделенного на восстанов-

ление Ирака, примерно 25 — 30 центов США приходится на услуги ЧВК.

394

 

Своей деятельностью в Ираке ЧВК оказывали содействие операционной 

деятельности  войск  США,  предоставляли  услуги  по  защите  должностных 
лиц США и нового правительства Ирака, обеспечению безопасности зданий 
и  сооружений  (как  военного  назначения,  так  и  мирного),  охране  транспорт-
ных колонн и перемещаемых грузов. Так, например, ЧВК обеспечивали рабо-
тоспособность компьютерной системы Единого центра воздушных операций, 
эксплуатацию беспилотных разведывательных аппаратов, системы контроля 
и управления ракетными системами, систем связи, обучали полицию и армию 
Ирака, собирали информацию разведывательного характера.

395

За время своего пребывания на территории Ирака ЧВК и их сотрудники 

не раз попадали на первые полосы газет и новостные выпуски телеканалов. На-
иболее яркими примерами скандальной деятельности ЧВК в Ираке являются 
многочисленные случаи стрельбы и убийства мирного населения,

396

  нападение 

на сотрудников ЧВК в г. Фаллудже

397

  и скандал в тюрьме Абу-Грейб.

398

 

391 

Isenberg  D.  A

 Fistful of Contractors: The Case for a Pragmatic Assessment of Private 

Military Companies in Iraq. BASIC Research Report 2004.4, September 2004. — P. 28 — 29.

392

 

Mercenaries

 are second largest force in Iraq: UN official // AFP News brief. — 2007. — 

February 3. http://news.yahoo.com/s/afp/20070203/wl_mideast_afp/peruiraqmilitary.

393

 

Borenstein S.

 Insurance, security prove costly for contractors in Iraq // Knight-Ridder 

/Tribune News Service. — 2004. — April 1. 

394

 

Hearing

 of the National Security, Emerging Threats and International Relations Subcommittee of the 

House Government Reform Committee. Representative Christopher Shays, Chair. — June 13, 2006.

395

 См., напр.: 

Isenberg D. 

A government in search of cover: PMCs in Iraq. British-American 

Security Information Council. www.basicint.org/pubs/Papers/pmcs0603.pdf.

396

 

Jay P.

 Blackwater admits shooting: Operative killed Iraqi worker // News & Observer. — 

2007. — February 8. http://www.newsobserver.com/505/story/540721.html.

397

 

House

  oversight  and  government  reform  committee  hearing.  Rep.  Henry 

A. Waxman  holds  a  hearing  on  Iraq  private  contractor  oversight.  —  2007.  —  February  7.  
http://oversight.house.gov/story.asp?ID=1163.

398

 

Eric F.

 An Iraq Interrogator’s Nightmare // Washington Post. — 2007. — February 9. — P. A19. 

http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2007/02/08/AR2007020801680.
html. Beaumont P. Abu Ghraib abuse firms are rewardedas prison ringleader awaits sentence, 
defence contractors win multi-million Pentagon contracts // The Observer. — 2005. — January 
16. http://observer.guardian.co.uk/international/story/0,6903,1391431,00.html.


background image

225

Криминологические отрасли

Тем не менее, по заявлению командующего войсками в Ираке генерал-

лейтенанта Дэвида Х. Петреуса он видит постоянное место для тысяч сотруд-
ников ЧВК в условиях ограниченности военного контингента США в Ира-
ке.

399

Как  показывает  новейшая  история,  с  использованием  ЧВК  нарушаются 

права человека,

400

 совершаются преступления против мира и безопасности че-

ловечества:  наёмничество  (Ангола,  Хорватия),  участие  в  агрессивной  войне, 
агрессии (Хорватия, Босния, Ирак), геноцид (Хорватия, Босния)

401

 и военные 

преступления как они определены в ст. 8 Римского Статута Международного 
уголовного суда

402

 (такие как умышленное убийство, умышленные нападения 

на  гражданское  население  как  таковое  или  отдельных  гражданских  лиц,  не 
принимающих непосредственного участия в военных действиях, умышленные 
нападения на гражданские объекты и другие).

При этом в большинстве известных нам случаев предполагаемого совер-

шения  преступлений  адекватного  наказания  за  совершенные  ЧВК  преступ-
ления не последовало, так как, по нашему мнению, уголовное преследование 
сотрудников ЧВК является в настоящее время исключением из общего прави-
ла, которое гласит — ЧВК могут действовать без оглядки на уголовный закон 
и могут не бояться быть наказанными.

403

 

В крайнем случае, государство, на территории которого зарегистриро-

вана  ЧВК,  будет  иметь  интерес  в  расследовании  противоправных  деяний 
исключительно  в  области  экономической  или  фискальной  деятельности 
ЧВК  (неуплата  налогов,  мошенничество  с  бюджетными  средствами)  и  не 
более  того.  При  этом  поступки  ЧВК  в  других  областях  будут  оставлены 
без  внимания.  И  действительно,  на  практике  государства,  на  территории 
которых зарегистрированы и/или по заказу которых действуют ЧВК, пре-
следуют  ЧВК  и  их  сотрудников  исключительно  за  случаи  мошенничества  
с бюджетными средствами, которые были выделены ЧВК для осуществле-
ния  деятельности  по  тому  или  иному  контракту,

404

  а  также  за  случаи  взя-

399

 

Pincus W. 

Security Contracts to Continue in Iraq. New Top Commander Counts Hired 

Guards Among His Assets // Washington Post. — 2007. — February 4. — P. A19.

400

Hastings M.

 We must fight our instinctive distaste for mercenaries // Guardian. — 2006. —  

2 August.

401

 Шестаков Д.А. 

Криминологический аспект деятельности частных военных компаний 

// Криминология: вчера, сегодня, завтра. Труды Санкт-Петербургского криминологичес-
кого клуба. — 2006. — №1 (10). — С. 228—229.

402

 

Римский

 Статут Международного уголовного суда от 17 июля 1998 года. A/CONF. 

183/9. Russian.

403

  См.,  напр.:  Fidler  S.,  Sevastopulo  D.  Civilian  workers  could  face  US  courts  martial  

// Financial Times. — 2007. — January 10. — P. 6.

404

 См., напр.: Robberson T.. DynCorp faulted for Iraq spending // The Dallas Morning 

News. — 2007. — January 31. http://www.dallasnews.com/sharedcontent/dws/news/world/
stories/013107dnintdyncorp.1ce0a5f.html; Investigators find that millions of dollars wasted 
in Iraq reconstruction aid // The Associated Press. — 2007. — January 31. http://www.iht.
com/articles/ap/2007/01/31/america/NA-GEN-US-Iraq-Reconstruction-Waste.php.


background image

Криминология: вчера, сегодня, завстра  № 2 (15). 2008

226

точничества.

405

 И даже в этом случае суды зачастую предъявляют такие тре-

бования  к  доказательствам,  подтверждающим  мошенничество  со  стороны 
ЧВК,  которые  делают  практически  невозможным  привлечение  ЧВК  и  их 
сотрудников к ответственности.

406 

Представляется, что необходимость четкой регламентации деятельности 

ЧВК  уже  осознана  как  международным  сообществом,

407

  так  и  самими  ЧВК, 

крупнейшие из которых выступают за скорейшее создание нормативов пове-
дения ЧВК и даже создали собственный Кодекс поведения.

408 

Инициативы  ЧВК  можно  только  приветствовать,  однако,  по  нашему 

мнению,  не  представляется  возможным  и  допустимым  предоставить  воп-
рос регламентации деятельности ЧВК на исключительное усмотрение самих 
ЧВК. Полагаем, что в целях противодействия преступности ЧВК необходима 
разработка и внедрение системы регулирования деятельности ЧВК, которая 
определяла бы правовой статус ЧВК, включала бы в себя установленные на 
международном уровне минимальные стандарты деятельности ЧВК, в т. ч. ме-
ханизмы обеспечения подотчетности и подконтрольности деятельности ЧВК, 
предусматривала определённую криминализацию деятельности ЧВК и введе-
ние комплексной международной правовой ответственности за деяния ЧВК.

Для  того  чтобы  перейти  к  изложению  наших  предложений,  необходимо 

определиться с тем, какими международными документами может регулиро-
ваться ответственность ЧВК, каково текущее правовое положение ЧВК и чем 
они являются в соответствии с действующим международным правом.

Основным документом, регулирующим ответственность наёмников и ЧВК 

на  международном  уровне,  была  призвана  стать  международная  Конвенция 
ООН по борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучени-
ем наёмников (далее — Конвенция по борьбе с наёмничеством), которая была 
принята 4 декабря 1989 года.

409 

Однако она не вызвала особого интереса у ми-

рового сообщества и вступила в силу лишь 20 октября 2001 года. Большинство 
государств не стало участниками Конвенции по борьбе с наёмничеством, в т. ч. 

405 

Tomasko C.

 Army Official, Contractor Convicted of Bribery. 

http://news.findlaw.com/andrews/bf/gov/20070108/20070108_harvery.html;  Witte 

Griff.  U.S.  Contractor  Admits  Bribery  For  Jobs  in  Iraq  //  Washington  Post.  —  2006.  —  
April 19. — P. D01.
http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2006/04/18/AR2006041801742.html; 
Heilprin J. Army Probes War Contractor Fraud // The Guardian. — 2007. — January 28. 
http://www.guardian.co.uk/uslatest/story/0,,-6376092,00.html.

 406 

Hedgpeth  D. 

Judge Clears Contractor of Fraud in Iraq // Washington Post. — 2007. 

— February 9. — P. D1.
http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2007/02/08/AR2007020801871.html.

 407 

Commission

 on Human Rights resolution 2005/2. 7 April 2005. E/2005/23 (Part I), chap. 

II.A. http://ap.ohchr.org/documents/E/CHR/resolutions/E-CN_4-RES-2005-2.doc.

408 

IPOA code of conduct. International Peace Operations Association. December 1, 2006. 

http://ipoaonline.org/php/index.php?option=com_content&task=view&id=100&Itemid=108.

 409 

Действующее

 международное право. Т. 2. — М., 1997. Конвенция вступила в силу 

20 января 2001 г. Российская Федерация в настоящей Конвенции не участвует.


background image

227

Криминологические отрасли

и практически все так называемые развитые государства, в которых зарегист-
рировано подавляющее большинство ЧВК.

Следует  признать,  что  попытка  ограничиться  определением  понятия 

«наёмник» и приравнять ЧВК к наёмничеству оказалось неудачной — опреде-
ление понятия «наёмник» является фактически неприменимым на практике, 
а уж ЧВК и их сотрудники тем более не подпадают под указанное определение, 
а понятие «частная военная компания» или его аналог в Конвенции по борьбе 
с наёмничеством отсутствует. Таким образом, такой важный международно-
правовой  документ  не  отразил  всей  сути  происходящих  перемен,  что  и  ста-
ло одной из причин отсутствия интереса со стороны большинства государств 
в отношении Конвенции по борьбе с наёмничеством.

Принимая тот факт, что в настоящее время отсутствует международный 

правовой акт, оперирующий понятием «частная военная компания» (или его 
аналогом) и который прямо регулировал бы деятельность ЧВК, большинство 
исследователей данной проблематики считают, что хотя ЧВК и являются не-
отъемлемой  частью  военных  операций,  но  их  правовой  статус  не  определён 
и не установлен из-за пробелов в действующем законодательстве.

410 

По нашему мнению, с таким утверждением можно согласиться лишь час-

тично. Действительно, на настоящий момент не существует ни одного между-
народного правового акта, в котором содержалось бы понятие «частная воен-
ная компания». Однако это вовсе не означает, что ЧВК находятся в полном 
правовом вакууме. Нам представляется, что в условиях участия ЧВК в меж-
дународных и немеждународных вооруженных конфликтах на действия ЧВК 
и их  сотрудников  распространяются  положения  действующего  международ-
ного гуманитарного права.

Безусловно,  отсутствие  в  международном  праве  четкого  и  однозначного 

описания  ЧВК  и  границ  дозволенного  поведения  ЧВК,  а  также  отсутствие 
специфических мер ответственности ЧВК за совершаемые деяния, равно как 
и заинтересованность в использовании ЧВК со стороны мощных держав (на-
пример,  США)  для  поддержания  и  защиты  своих  политических  интересов, 
приводит на практике к тому, что привлечение ЧВК и их сотрудников к ответ-
ственности становится затруднительным.

В связи с этим нами предлагается внедрение системы нормативного регу-

лирования деятельности ЧВК, которая призвана определить статус ЧВК, ми-
нимальные стандарты деятельности ЧВК, в т. ч. механизмы обеспечения про-
зрачности и подконтрольности деятельности ЧВК, а также предусматривает 
определенную криминализацию деятельности ЧВК и введение комплексной 
международной ответственности за деяния ЧВК.

Целью  предлагаемых  нами  мер  является,  с  одной  стороны,  обеспечение 

устойчивой и прогнозируемой деятельности ЧВК, предупреждение и профи-
лактика преступности ЧВК, а с другой — недопущение выхода деятельности 
ЧВК за установленные правом рамки.

410 

Singer P.

 Outsourcing War // Foreign Affairs. — 2005. — March 1. 

http://www.brookings.edu/views/articles/fellows/singer20050301.htm.