Файл: mezhdunarodnaya-pravovaya-otvetstvennost-chastnyh-voennyh-kompaniy-1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.11.2020

Просмотров: 173

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Криминология: вчера, сегодня, завстра  № 2 (15). 2008

228

1.  Необходимо  определение  и  закрепление  в  международном  праве  по-

нятия  «частная  военная  компания».  По  нашему  мнению,  ЧВК  представляет 
собой коммерческую организацию, созданную для извлечения прибыли путём 
оказания на основе договоров и в рамках действующего законодательства ус-
луг военного и околовоенного характера (в т.ч. обучение, экипировка персо-
нала,  сбор,  обработка  и  анализ  разведывательных  данных,  участие  в  боевых 
действиях, охрана стратегических объектов и др.), действующую преимущест-
венно за пределами страны происхождения, и сотрудники которой не являют-
ся государственными служащими.

Сотрудники ЧВК по общему правилу должны считаться комбатантами, за 

исключением случаев, когда их деятельность связана исключительно с вопро-
сами мирного характера (уборка территории воинской части, приготовление 
пищи  и  т.п.).  Указанное  разделение  в  полной  мере  соответствует  современ-
ной тенденции, когда военные в целях соблюдения принципов единоначалия 
и субординации предпринимают попытки подчинить действия ЧВК и их со-
трудников своей воле.

2. В дополнение к определению понятия «частная военная компания» не-

обходимо разработать и нормативно закрепить общие правила и ограничения 
деятельности ЧВК.

Представляется необходимым установить, что деятельность ЧВК должна 

быть обременена следующими ограничениями:

—  по  вопросам  сугубо  военных  услуг  (обслуживание  вооружения,  осу-

ществление разведывательной деятельности, воинское обучение и т.п.) ЧВК 
имеют право работать исключительно с государствами, в отношении которых 
не введены международно-правовые ограничения (например, санкции) в об-
ласти  военного  дела  и  безопасности,  а  также  с  международными  межправи-
тельственными организациями;

— при заключении договоров на оказание услуг ЧВК должны быть обяза-

ны в уведомительном порядке представлять договоры уполномоченному орга-
ну государственной власти страны происхождения ЧВК;

— в целях обеспечения подотчетности деятельности ЧВК заключение суб-

подрядных договоров должно быть максимально детализировано;

—  ЧВК  должны  быть  обязаны  в  безусловном  порядке  регулярно  предо-

ставлять информацию о своей деятельности правительству страны происхож-
дения;

— заказчик услуг ЧВК должен быть обязан осуществлять постоянный эф-

фективный контроль за деятельностью ЧВК в процессе выполнения условий 
договора с ЧВК;

— для сотрудников ЧВК должно предусмотреть обязательную проверку 

при приеме на работу и систематическую проверку во время работы в ЧВК 
в целях недопущения лиц, которые ранее привлекались к уголовной ответс-
твенности,  лиц,  в  отношении  которых  компетентными  органами  того  или 
иного  государства  или  международного  органа  выдвигались  уголовные  об-
винения,  а  также  лиц,  страдающих  различного  рода  психическими  патоло-
гиями.


background image

229

Криминологические отрасли

Указанные  правила  не  должны  трактоваться  как  ограничивающие  пра-

во государств на установление дополнительных режимов регулирования де-
ятельности частных военных компаний.

3. За несоблюдение любого из указанных ограничений деятельности част-

ных военных компаний предлагается установление уголовной ответственнос-
ти непосредственно частных военных компаний как юридических лиц.

Мы  разделяем  точку  зрения,  согласно  которой  установление  уголовной 

ответственности  юридических  лиц  в  международном  праве  принципиально 
возможно.  Косвенно  на  это  нам  указывает  как  само  развитие  соответствую-
щих отношений в виде лавинообразного повышения важности частных обра-
зований в международных отношениях (что уже само по себе не может игно-
рироваться международным правом), так и положения доктрин и документов 
международных органов.

411 

Несомненно, что в большинстве случаев вред, причиняемый деятельнос-

тью  юридического  лица,  значительно  превышает  вред,  который  может  быть 
нанесён физическим лицом.

412

 В случае с ЧВК это еще более очевидно — ведь 

нарушения международных правовых актов и совершение преступлений про-
тив мира и безопасности человечества, военных преступлений априори приво-
дит к наиболее негативным последствиям.

Таким образом, считаем целесообразным признание ЧВК как субъектами 

преступлений, так и субъектами ответственности за совершение преступлений 
по международному уголовному праву.

По нашему мнению, необходимо установление следующих видов наказа-

ний за совершение ЧВК преступлений:

— ликвидация (прекращение деятельности) ЧВК (устанавливается в ка-

честве основного вида наказания);

— штраф, т. е. осуществление денежных выплат в пользу потерпевших от 

преступной деятельности ЧВК, а также в пользу государства, на территории 
которого осуществлялась подобная деятельность (устанавливается в качестве 
основного или дополнительного вида наказания);

— обнародование информации, т. е. обязанность ЧВК разгласить опреде-

ленную информацию и доводить её до сведения всех заинтересованных лиц, 
в  том  числе  поступающих  на  работу  людей  и  контрагентов  ЧВК  (подлежит 
установлению в качестве дополнительного вида наказания).

Одной из специфичных особенностей деятельности ЧВК, которая может 

оказывать  влияние  на  ответственность  ЧВК,  является  их  высокая  мобиль-
ность, т. е. возможность перерегистрации юридического лица на других людей, 

411

 См., напр.: 

Панов В.П.

 Международное уголовное право. — М., 1997. — С. 32. Руко-

водящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия 
в  контексте  развития  и  нового  экономического  порядка.  Сборник  стандартов  и  норм 
ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия: Официальное 
издание. Нью-Йорк, 1992. С. 34.

  412

 

Волженкин  Б.В. 

Уголовная  ответственность  юридических  лиц.  —  СПб.,  1998. — 

С. 6—9.


background image

Криминология: вчера, сегодня, завстра  № 2 (15). 2008

230

в другой стране, ликвидации юридического лица и регистрация нового юри-
дического  лица  теми  же  лицами  для  осуществления  прежней  деятельности. 
Ярким  примером  этого  является  Тим  Спайсер,  который  сначала  возглавлял 
ЧВК «Сэндлайн» («Sandline»), а после того как к этой ЧВК возникли претен-
зии и вопросы со стороны ООН в связи с подозрением в нарушении режима 
эмбарго в Сьерра-Леоне он основал новую ЧВК — «Аегис» («Aegis»), которая 
продолжила оказание услуг государствам.

413

 

Учитывая это, мы предлагаем установить, что в случае нарушения ЧВК 

обременений,  установленных  международным  правом  (в  частности,  предло-
женными  нами  выше),  к  руководителям  и  иным  причастным  сотрудникам 
ЧВК  должно  применяться  в  качестве  основного  или  дополнительного  нака-
зания наказание в виде лишения права занимать руководящие и исполнитель-
ные должности в ЧВК и иных организациях, связанных с оказанием военных 
или  околовоенных  услуг,  а  также  занимать  должности  на  государственной 
службе и в органах местного самоуправления.

4.  Учитывая  неразрывную  связь  между  ЧВК  и  государствами,  неизбеж-

но встает вопрос о международной уголовно-правовой ответственности госу-
дарства за действия ЧВК.

Нам  представляется,  что  в  тех  случаях,  когда  ЧВК  действуют  строго 

в рамках своих прав и обязанностей, по соответствующим договорам с прави-
тельствами государств-заказчиков, то ответственность за действия ЧВК и их 
сотрудников несут не только сами ЧВК, но и государства, по заказу которых 
ЧВК осуществляют свою деятельность. Дополнительно следует отметить, что 
отношения,  складывающиеся  между  ЧВК  и  государством  при  заключении 
контракта, являются по своей природе гражданско-правовыми отношениями, 
для  которых  традиционно  важен  принцип  разумности  и  осмотрительности 
при выборе контрагента. В подобных случаях в соответствии со ст. 25 Римс-
кого Статута подлежит применению институт соучастия, который хорошо из-
вестен международному уголовному праву. При этом можно выделить такие 
виды соучастников, как руководитель, организатор, подстрекатель и пособник 
преступления.

414 

При  этом  статус  человека,  в  т.ч.  и  политический,  не  играет 

никакой роли и не влияет на наступление уголовной ответственности в силу 
применения положений ст. 27 Римского Статута.

Установление  комплекса  мер  по  регулированию  деятельности  ЧВК  до-

стигается как путем закрепления норм непосредственного действия в между-
народном праве, так и путем внесения соответствующих изменений в нацио-
нальное право конкретных государств.

Технически  высказанные  нами  предложения  могут  быть  осуществлены 

путем  внесения  соответствующих  дополнений  и  изменений  в  Конвенцию 
ООН по борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучени-

413

 

Spicer

 calls Sierra Leone affair ‘ethical’ // BBC News Online. — 1998. — November 5.

414

 

Устав

 международного военного трибунала для суда и наказания главных военных 

преступников европейских стран оси. Действующее международное право. Т. 3. — М., 1997. —  
С. 763–770.


background image

231

Криминологические отрасли

ем наёмников (в части определения статуса ЧВК, ограничений деятельности 
ЧВК и ответственности ЧВК), Римский Статут Международного уголовного 
суда и проект Кодекса преступлений портив мира и безопасности человечест-
ва (в части уголовной ответственности юридических лиц), а также разработки 
и  принятия  отдельного  международного  правового  акта,  регулирующего  де-
ятельность ЧВК.

Особенного внимания, на наш взгляд, заслуживает обсуждение и внесе-

ние изменений в проект Кодекса преступлений против мира и безопасности 
человечества,  а  также  обсуждение  затронутых  нами  вопросов  деятельности 
ЧВК в рамках ООН (в частности, на Конгрессе ООН по предупреждению пре-
ступлений и обращению с правонарушителями). Важно помнить, что Кодекс 
преступлений против мира и безопасности человечества является своеобраз-
ным модельным кодексом в данной области, а резолюции Конгресса ООН по 
предупреждению  преступлений  и  обращению  с  правонарушителями  факти-
чески  устанавливают  стандарты  поведения  в  той  или  иной  области  отноше-
ний. Таким образом, использование этих двух способов позволит оперативно 
выработать примерные правила поведения для всех государств в отношении 
ЧВК, а также поможет ввести уголовно-правовую ответственность ЧВК в на-
циональное законодательство стран.

Подводя итоги, мы считаем, что ЧВК, их сотрудники и государства-заказ-

чики  должны  быть  субъектами  уголовно-правовой  ответственности  по  меж-
дународному уголовному праву и нести соответствующую ответственность за 
свои деяния при соблюдении определённых международным правом условий. 
В  случае  совершения  преступления  сотрудником  ЧВК  уголовное  наказание 
может быть применено как к нему непосредственно, самой ЧВК (в виде штра-
фа или иного наказания), а также и к государству-заказчику ЧВК при соблю-
дении указанных нами выше условий.

И  если  уголовно-правовая  ответственность  государств-заказчиков  явля-

ется предметом для научных дискуссий и делом будущего, то уголовно-пра-
вовая ответственность самих ЧВК как юридических лиц и их сотрудников за 
совершение преступлений, как нам представляется, должна стать реальностью 
в ближайшее время.