Файл: mezhdunarodnaya-pravovaya-otvetstvennost-chastnyh-voennyh-kompaniy-1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.11.2020
Просмотров: 173
Скачиваний: 1
Криминология: вчера, сегодня, завстра № 2 (15). 2008
228
1. Необходимо определение и закрепление в международном праве по-
нятия «частная военная компания». По нашему мнению, ЧВК представляет
собой коммерческую организацию, созданную для извлечения прибыли путём
оказания на основе договоров и в рамках действующего законодательства ус-
луг военного и околовоенного характера (в т.ч. обучение, экипировка персо-
нала, сбор, обработка и анализ разведывательных данных, участие в боевых
действиях, охрана стратегических объектов и др.), действующую преимущест-
венно за пределами страны происхождения, и сотрудники которой не являют-
ся государственными служащими.
Сотрудники ЧВК по общему правилу должны считаться комбатантами, за
исключением случаев, когда их деятельность связана исключительно с вопро-
сами мирного характера (уборка территории воинской части, приготовление
пищи и т.п.). Указанное разделение в полной мере соответствует современ-
ной тенденции, когда военные в целях соблюдения принципов единоначалия
и субординации предпринимают попытки подчинить действия ЧВК и их со-
трудников своей воле.
2. В дополнение к определению понятия «частная военная компания» не-
обходимо разработать и нормативно закрепить общие правила и ограничения
деятельности ЧВК.
Представляется необходимым установить, что деятельность ЧВК должна
быть обременена следующими ограничениями:
— по вопросам сугубо военных услуг (обслуживание вооружения, осу-
ществление разведывательной деятельности, воинское обучение и т.п.) ЧВК
имеют право работать исключительно с государствами, в отношении которых
не введены международно-правовые ограничения (например, санкции) в об-
ласти военного дела и безопасности, а также с международными межправи-
тельственными организациями;
— при заключении договоров на оказание услуг ЧВК должны быть обяза-
ны в уведомительном порядке представлять договоры уполномоченному орга-
ну государственной власти страны происхождения ЧВК;
— в целях обеспечения подотчетности деятельности ЧВК заключение суб-
подрядных договоров должно быть максимально детализировано;
— ЧВК должны быть обязаны в безусловном порядке регулярно предо-
ставлять информацию о своей деятельности правительству страны происхож-
дения;
— заказчик услуг ЧВК должен быть обязан осуществлять постоянный эф-
фективный контроль за деятельностью ЧВК в процессе выполнения условий
договора с ЧВК;
— для сотрудников ЧВК должно предусмотреть обязательную проверку
при приеме на работу и систематическую проверку во время работы в ЧВК
в целях недопущения лиц, которые ранее привлекались к уголовной ответс-
твенности, лиц, в отношении которых компетентными органами того или
иного государства или международного органа выдвигались уголовные об-
винения, а также лиц, страдающих различного рода психическими патоло-
гиями.
229
Криминологические отрасли
Указанные правила не должны трактоваться как ограничивающие пра-
во государств на установление дополнительных режимов регулирования де-
ятельности частных военных компаний.
3. За несоблюдение любого из указанных ограничений деятельности част-
ных военных компаний предлагается установление уголовной ответственнос-
ти непосредственно частных военных компаний как юридических лиц.
Мы разделяем точку зрения, согласно которой установление уголовной
ответственности юридических лиц в международном праве принципиально
возможно. Косвенно на это нам указывает как само развитие соответствую-
щих отношений в виде лавинообразного повышения важности частных обра-
зований в международных отношениях (что уже само по себе не может игно-
рироваться международным правом), так и положения доктрин и документов
международных органов.
411
Несомненно, что в большинстве случаев вред, причиняемый деятельнос-
тью юридического лица, значительно превышает вред, который может быть
нанесён физическим лицом.
412
В случае с ЧВК это еще более очевидно — ведь
нарушения международных правовых актов и совершение преступлений про-
тив мира и безопасности человечества, военных преступлений априори приво-
дит к наиболее негативным последствиям.
Таким образом, считаем целесообразным признание ЧВК как субъектами
преступлений, так и субъектами ответственности за совершение преступлений
по международному уголовному праву.
По нашему мнению, необходимо установление следующих видов наказа-
ний за совершение ЧВК преступлений:
— ликвидация (прекращение деятельности) ЧВК (устанавливается в ка-
честве основного вида наказания);
— штраф, т. е. осуществление денежных выплат в пользу потерпевших от
преступной деятельности ЧВК, а также в пользу государства, на территории
которого осуществлялась подобная деятельность (устанавливается в качестве
основного или дополнительного вида наказания);
— обнародование информации, т. е. обязанность ЧВК разгласить опреде-
ленную информацию и доводить её до сведения всех заинтересованных лиц,
в том числе поступающих на работу людей и контрагентов ЧВК (подлежит
установлению в качестве дополнительного вида наказания).
Одной из специфичных особенностей деятельности ЧВК, которая может
оказывать влияние на ответственность ЧВК, является их высокая мобиль-
ность, т. е. возможность перерегистрации юридического лица на других людей,
411
См., напр.:
Панов В.П.
Международное уголовное право. — М., 1997. — С. 32. Руко-
водящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия
в контексте развития и нового экономического порядка. Сборник стандартов и норм
ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия: Официальное
издание. Нью-Йорк, 1992. С. 34.
412
Волженкин Б.В.
Уголовная ответственность юридических лиц. — СПб., 1998. —
С. 6—9.
Криминология: вчера, сегодня, завстра № 2 (15). 2008
230
в другой стране, ликвидации юридического лица и регистрация нового юри-
дического лица теми же лицами для осуществления прежней деятельности.
Ярким примером этого является Тим Спайсер, который сначала возглавлял
ЧВК «Сэндлайн» («Sandline»), а после того как к этой ЧВК возникли претен-
зии и вопросы со стороны ООН в связи с подозрением в нарушении режима
эмбарго в Сьерра-Леоне он основал новую ЧВК — «Аегис» («Aegis»), которая
продолжила оказание услуг государствам.
413
Учитывая это, мы предлагаем установить, что в случае нарушения ЧВК
обременений, установленных международным правом (в частности, предло-
женными нами выше), к руководителям и иным причастным сотрудникам
ЧВК должно применяться в качестве основного или дополнительного нака-
зания наказание в виде лишения права занимать руководящие и исполнитель-
ные должности в ЧВК и иных организациях, связанных с оказанием военных
или околовоенных услуг, а также занимать должности на государственной
службе и в органах местного самоуправления.
4. Учитывая неразрывную связь между ЧВК и государствами, неизбеж-
но встает вопрос о международной уголовно-правовой ответственности госу-
дарства за действия ЧВК.
Нам представляется, что в тех случаях, когда ЧВК действуют строго
в рамках своих прав и обязанностей, по соответствующим договорам с прави-
тельствами государств-заказчиков, то ответственность за действия ЧВК и их
сотрудников несут не только сами ЧВК, но и государства, по заказу которых
ЧВК осуществляют свою деятельность. Дополнительно следует отметить, что
отношения, складывающиеся между ЧВК и государством при заключении
контракта, являются по своей природе гражданско-правовыми отношениями,
для которых традиционно важен принцип разумности и осмотрительности
при выборе контрагента. В подобных случаях в соответствии со ст. 25 Римс-
кого Статута подлежит применению институт соучастия, который хорошо из-
вестен международному уголовному праву. При этом можно выделить такие
виды соучастников, как руководитель, организатор, подстрекатель и пособник
преступления.
414
При этом статус человека, в т.ч. и политический, не играет
никакой роли и не влияет на наступление уголовной ответственности в силу
применения положений ст. 27 Римского Статута.
Установление комплекса мер по регулированию деятельности ЧВК до-
стигается как путем закрепления норм непосредственного действия в между-
народном праве, так и путем внесения соответствующих изменений в нацио-
нальное право конкретных государств.
Технически высказанные нами предложения могут быть осуществлены
путем внесения соответствующих дополнений и изменений в Конвенцию
ООН по борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучени-
413
Spicer
calls Sierra Leone affair ‘ethical’ // BBC News Online. — 1998. — November 5.
414
Устав
международного военного трибунала для суда и наказания главных военных
преступников европейских стран оси. Действующее международное право. Т. 3. — М., 1997. —
С. 763–770.
231
Криминологические отрасли
ем наёмников (в части определения статуса ЧВК, ограничений деятельности
ЧВК и ответственности ЧВК), Римский Статут Международного уголовного
суда и проект Кодекса преступлений портив мира и безопасности человечест-
ва (в части уголовной ответственности юридических лиц), а также разработки
и принятия отдельного международного правового акта, регулирующего де-
ятельность ЧВК.
Особенного внимания, на наш взгляд, заслуживает обсуждение и внесе-
ние изменений в проект Кодекса преступлений против мира и безопасности
человечества, а также обсуждение затронутых нами вопросов деятельности
ЧВК в рамках ООН (в частности, на Конгрессе ООН по предупреждению пре-
ступлений и обращению с правонарушителями). Важно помнить, что Кодекс
преступлений против мира и безопасности человечества является своеобраз-
ным модельным кодексом в данной области, а резолюции Конгресса ООН по
предупреждению преступлений и обращению с правонарушителями факти-
чески устанавливают стандарты поведения в той или иной области отноше-
ний. Таким образом, использование этих двух способов позволит оперативно
выработать примерные правила поведения для всех государств в отношении
ЧВК, а также поможет ввести уголовно-правовую ответственность ЧВК в на-
циональное законодательство стран.
Подводя итоги, мы считаем, что ЧВК, их сотрудники и государства-заказ-
чики должны быть субъектами уголовно-правовой ответственности по меж-
дународному уголовному праву и нести соответствующую ответственность за
свои деяния при соблюдении определённых международным правом условий.
В случае совершения преступления сотрудником ЧВК уголовное наказание
может быть применено как к нему непосредственно, самой ЧВК (в виде штра-
фа или иного наказания), а также и к государству-заказчику ЧВК при соблю-
дении указанных нами выше условий.
И если уголовно-правовая ответственность государств-заказчиков явля-
ется предметом для научных дискуссий и делом будущего, то уголовно-пра-
вовая ответственность самих ЧВК как юридических лиц и их сотрудников за
совершение преступлений, как нам представляется, должна стать реальностью
в ближайшее время.