ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.11.2020
Просмотров: 1465
Скачиваний: 3
3 Конвенции 1982 г. правовому режиму международных проливов посвящена отдельная часть (III), что подчеркивает самостоятельность этого режима по отношению к режиму других морских пространств. Правовой режим международных проливов зависит от того, к какой части морского пространства они относятся и какие его части соединяют:
1. Проливы, соединяющие открытое море или ИЭЗ и территориальное море какого-либо государства (Мессинский, Тиранский). Право мирного прохода осуществляется по правилам мирного прохода через территориальное море, за исключением права временного приостановления прохода (при проходе через территориальные воды временное приостановление допускается).
2. Проливы,
соединяющие одну часть открытого моря
или ИЭЗ с другой
частью территориального моря или ИЭЗ
(Гибралтар, Малаккский,
Баб-эль-Мандепский, Па-де-Кале, Ла-Манш,
Сингапурский).
Эти
проливы представляют собой мировые
морские пути, открытые для
свободного и беспрепятственного
мореплавания и воздушной навигации
всех государств. Проход осуществляется
на основе принципа свободы
транзитного прохода — свобода судоходства
и полетов с целью
непрерывного и быстрого транзита через
пролив, для входа или
возвращения
из государств, граничащих с проливом.
Транзитному проходу не должны чиниться препятствия. Суда и летательные аппараты обязаны следовать через пролив или над ним без промедления; воздерживаться от любой угрозы силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности и независимости государств, граничащих с проливом; воздерживаться от любых противоречащих порядку или быстрому транзиту действий. Припро-1 явные государства могут устанавливать морские коридоры и схемы деления движения для обеспечения безопасности мореплавания.
3. Проливы, в срединной части которых имеется полоса открытого моря или ИЭЗ, удобная для судоходства (Тайванский, Мозамбикский, Корейский). Режим мореплавания в этих проливах основан на принципе свободы судоходства в открытом море.
4. Проливы, правовой режим которых определен не Конвенцией 1982 г., а специальными международными договорами (Балтийские, Магелланов, Черноморские).
Магелланов пролив соединяет Атлантический и Тихий океаны и прилегает к побережью Чили. В соответствии с Договором между Чили и Аргентиной 1941 г. суда всех государств пользуются свободным и беспрепятственным проходом через пролив. Режим Черноморских проливов (Босфор и Дарданеллы) установлен в Конвенции Монтрё 1936 г. Конвенция предусматривает различный режим прохода для торговых и военных кораблей. Режим проход зависит также от состояния мира или войны и отношения к войн Турции:
1. Торговые
суда всех государств пользуются свободой
прохода через
проливы в любое время суток, как в мирное
время, так и вовремя войны,
если Турция в ней не участвует. Если
Турция является воюю
щей
стороной, то свободой прохода в дневное
время пользуются суда тех
государств, которые не участвуют в войне
против Турции.
2. В
мирное время проход военных судов
нечерноморских государств
ограничен в зависимости от типа корабля,
его тоннажа, сроков пребывания в Черном
море. Черноморские проливы закрыты для
про
хода подводных лодок.
3. Черноморские державы имеют право проводить через проливы любые военные корабли и подводные лодки в надводном состоянии.
4. Во время войны, если Турция не является воюющей стороной, проливы закрыты для прохода военных кораблей воюющих государств.
5. Если Турция является воюющей стороной, то проход военных кораблей через проливы полностью зависит от ее усмотрения. Это положение имеет объективное основание: узость проливов и непосредственная близость морского коридора к побережью Турции.
В 1994 г. Турция в одностороннем порядке изменила порядок прохода через проливы, нарушив Конвенцию Монтрё, что вызвало протесты со стороны России, других государств, ИМО.
Режим Балтийских проливов (Зунд, Большой и Малый Бельты) установлен в Копенгагенском трактате 1857 г., отменившем «зундские пошлины» (взимались Данией) и определившем свободу судоходства через проливы. Особенность режима Балтийских проливов: проход через них закрыт для военных кораблей всех небалтийских государств.
В Декларациях о вооруженном нейтралитете 1780 и 1800 гг. (Россия, Швеция, Дания) закреплено, что Балтийское море закрыто «на вечные времена», но в мирное время свобода судоходства предоставляется торговым судам всех государств. Балтийские государства вправе принимать меры для предотвращения военной деятельности в Балтийском море и на его побережье.
18.12. Правовой режим международных морских каналов
Международные морские каналы — это искусственно созданные морские пути, гидротехнические сооружения, соединяющие моря океаны и используемые для международного судоходства. Цель их создания — сокращение протяженности морских путей, уменьшение рисков и опасностей мореплавания. Все существующие морские каналы проложены по территории отдельных государств и находятся под их суверенитетом.
Принимая решение о прокладке морского канала, государство соглашается не только на изменение части своей территории (сухопутная территория становится водной), но и на изменение ее статуса: другим государствам предоставляется право на использование канала в целях осуществления морского судоходства. Являясь собственником канала, государство обязано обеспечить свободу международного судоходства по нему. Другие государства обязаны уважать страну-собственника канала, по территории которой проходит канал.
Международно-правовой режим установлен не для всех судоходных каналов, а только для некоторых, имеющих наиболее важное значение для международного судоходства.
Суэцкий канат сооружен на территории Египта в 1869 г. англофранцузским акционерным обществом. В 1888 г. была заключена Константинопольская конвенция о Суэцком канале. Участники — США, Англия, Франция, Россия, Турция (как представитель Египта), Австро-Венгрия, Германия, Италия, Испания, Греция, Голландия, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Китай, Япония. Суэцкий канал как в мирное, так и в военное время открыт для торговых и военных судов всех без исключения государств. Суэцкий канал должен быть всегда открытым и свободным.
Запрещена блокада канала, не допускаются какие-либо военные, враждебные и иные действия с целью нарушения свободы судоходства по каналу. Суэцкий канал открыт в военное время даже для военных кораблей воюющих государств, но в пределах канала они не вправе высаживать и принимать на борт войска, выгружать или загружать оружие, военное технику и оборудование. В канале запрещены все действия, способные затруднить свободу судоходства по Суэцкому каналу, в его портах и водах, прилежащих к берегам на расстоянии трех Морских миль.
В 1956 г. правительство Египта национализировало компанию Суэцкого канала, не заявив каких-либо требований по пересмотру положений Константинопольской конвенции 1888 г. Совет Безопасности ООН подтвердил суверенитет Египта над Суэцким каналом и право Египта на эксплуатацию канала на основе свободного прохода судов всех флагов. В 1957 г. Египет обнародовал Декларацию о намерениях соблюдать положения Константинопольской конвенции. Генеральная Ассамблея ООН расценила эту Декларацию как международный договор. В 1967 г. в результате арабо-израильского конфликта функционирование Суэцкого каната было парализовано на несколько лет. В настоящее время судоходство по каналу возобновлено.
Панамский канал пересекает перешеек между Северной и Южной Америкой. Предложение о строительстве Панамского канала было высказано в середине XIX в. США и Великобритания в 1850 г. заключили Договор, что в случае строительства канала они не будут стремиться подчинить его своему исключительному влиянию и контролю В 1901 г. между США и Великобританией было заключено Соглашение (Договор Хея — Паундсворта) о строительстве канала, соединяющего Тихий и Атлантический океаны. Управление и охрана канала поручались США; режим судоходства идентичен режиму Суэцкого канала по Константинопольской конвенции. Договор 1901 г. отменил положения договора 1850 г.
В 1909 г. между США и Панамой был заключен Договор о строительстве канала, для чего США на территории Панамы предоставлялась «на вечные времена» сухопутная полоса шириной 10 км. Полномочия и юрисдикция США предусматривались «как если бы они были сувереном этой территории». Панамский канал объявлялся нейтральным и свободным для прохода судов всех государств на основе Договора 1901 г. В 1914 г. состоялось открытие Панамского канала; в 1920 г. он открыт для международного судоходства.
В 1977 г. между США и Панамой были заключены Вашингтонские договоры: «О Панамском канале» и «О нейтралитете и функционировании Панамского канала». В соответствии с Договором о Панамском канале все прежние соглашения о режиме канала утратили силу. Договор закрепил переход канала под юрисдикцию и суверенитет Панамы. Предусматривалась ликвидация «зоны канала» и вывод американских войск с территории Панамы. До 31 декабря 1999 г. США сохраняли ответственность по управлению каналом, его эксплуатации и обслуживанию, обеспечению судоходства и обороны и право на размещение в зоне канала своих вооруженных сил. 31 декабря 1999 г. канат перешел под суверенитет Панамы.
Договор о нейтралитете и функционировании Панамского канала 1977 г. закрепил постоянный нейтралитет этого международного водного пути, открытого для судоходства всем государствам. Договор подтвердил свободу судоходства по каналу. Панамский канал открыт для мирного транзита судов всех государств на условиях полного равноправия и недискриминации. Гарантом нейтралитета канала остается США.
Протокол к Вашингтонскому договору о нейтралитете и функционировании Панамского канала открыт для присоединения всем государствам. Цель Протокола — совместными усилиями гарантировать нейтралироватьПанамского канала, т.е. создать режим эффективного нейтралитета, представляющего собой наилучший способ защиты канала и охраны его от каких-либо враждебных актов.
Кильский канал соединяет Балтийское море с Северным. Построенный Германией и с 1896 г. открыт для международного судоходства. До Цервой мировой войны канал считался частью внутренних вод Германии. Версальский мирный договор 1919 г. установил международно-правовой режим Кильского канала: он постоянно открыт для прохода военных и торговых судов всех государств, не находящихся в состоянии войны с Германией.
В 1936 г. Германия денонсировала эти постановления Версальского мирного договора и установила разрешительный порядок прохода по Кильскому каналу для военных кораблей. В настоящее время режим канала регламентируется национальным законодательством ФРГ — Правилами плавания в Кильском канале, предусматривающими свободу судоходства торговых судов всех государств и уведомительный порядок прохода для военных кораблей.
18.13. Мирное урегулирование морских споров; международные организации в области освоения Мирового океана
В 1958 г. на Первой конференции ООН по морскому праву был подписан Протокол о порядке разрешения международных споров, возникающих в связи с толкованием и применением Женевских конвенций по морскому праву 1958 г. На практике положения Протокола фактически не применялись.
На Третьей конференции ООН по морскому праву был разработан Детальный механизм разрешения международных морских споров. Он закреплен в специальном разделе Конвенции 1982 г. (ч. XV). Принципиальная особенность установленного в Конвенции механизма — его Функциональная специализация: учитывается специфика различных Категорий споров, возникающих в морской деятельности.
Если спор не удалось урегулировать с помощью одного из мирных средств, указанных в Уставе ООН, то по требованию любого участника спора он может быть передан в орган, имеющий право принимать обязательное решение: Международный суд ООН, Международный трибунал по морскому дну, арбитраж и Специальный арбитраж.
Международный трибунал по морскому дну и Специальный арбитраж представляют собой новые институты международного права, созданные на основе Конвенции 1982 г. В основу Регламента Трибунала положены Регламент и Статут Международного Суда ООН. В составе Трибунала 21 судья — эксперты в области морского права.
Трибунал призван разрешать споры между государствами, возникающие по поводу применения Конвенции 1982 г. и ее толкования. Это могут быть также споры, касающиеся какого-либо иного соглашения, связанного с Конвенцией 1982 г. Статус и права Трибунала установлены соответствующими статьями Конвенции и Приложением VI (Статут Трибунала). При разрешении дел Трибунал применяет Конвенцию 1982 г. и другие нормы международного права не являющиеся не совместимыми с Конвенцией. Это положение не ограничивает право суда разрешать дело ex aequo et bono, если стороны с этим согласны.
Особая роль отведена Трибуналу в незамедлительном освобождении задержанных морских судов и их экипажей.
Камера по спорам, касающимся морского дна, организована специально для рассмотрения споров, связанных с разработкой ресурсов Района. В составе Камеры 11 судей. Сторонами в споре могут быть не только государства, но и международные организации (Международный орган по морскому дну), юридические и физические лица.
Специальный арбитраж создан для разрешения достаточно узкой категории споров — относительно рыболовства, охраны морской среды, морских научных исследований, судоходства, загрязнения, сброса вторичных отходов.
Механизм рассмотрения морских споров, предусмотренный в Конвенции 1982 г., обладает уникальным характером: он предполагает обязанность передавать спор, не урегулированный иными мирными средствами, на рассмотрение специальных судебных и арбитражных органов в одностороннем порядке, т.е. устанавливает обязательную юрисдикцию этих органов.
В настоящее время в мире действуют около 70 международных организаций, деятельность которых связана с Мировым океаном. Центральное место занимают Международная морская организация (ИМО), Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ), Комитет по судоходству ЮНКТАД, Межправительственная океанографическая комиссия ЮНЕСКО.
Международная морская организация является специализированным учреждением ООН. Основные задачи ИМО — организация деятельности морского торгового флота, безопасность мореплавания и повышение его эффективности, защита морской среды от загрязнения, принятие максимально высоких стандартов в сфере безопасности на море, устранение дискриминационных мер и ограничений в отношении международного торгового судоходства. За время своей деятельности ИМО разработала более 90 конвен-0Й, международных кодексов и наставлений: Международную концепцию о безопасных контейнерах 1972 г., Конвенцию о предотвращении загрязнения с судов 1973 г., Конвенцию по охране человеческой кйзни на море 1974 г., Конвенцию о поиске и спасании на море 1979 г., Римскую конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 г., Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, 1988 г., Конвенцию о спасании на море 1989 г., Конвенцию по обеспечению готовности на случай загрязнения моря нефтью,