Файл: по морскому праву.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.11.2020

Просмотров: 1430

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3 Конвенции 1982 г. правовому режиму международных проливов посвящена отдельная часть (III), что подчеркивает самостоятельность этого режима по отношению к режиму других морских пространств. Правовой режим международных проливов зависит от того, к какой части морского пространства они относятся и какие его части соеди­няют:

1.  Проливы, соединяющие открытое море или ИЭЗ и территори­альное море какого-либо государства (Мессинский, Тиранский). Пра­во мирного прохода осуществляется по правилам мирного прохода че­рез территориальное море, за исключением права временного приос­тановления прохода (при проходе через территориальные воды временное приостановление допускается).

2.  Проливы, соединяющие одну часть открытого моря или ИЭЗ с другой частью территориального моря или ИЭЗ (Гибралтар, Малаккский, Баб-эль-Мандепский, Па-де-Кале, Ла-Манш, Сингапурский).
Эти проливы представляют собой мировые морские пути, открытые для свободного и беспрепятственного мореплавания и воздушной на­вигации всех государств. Проход осуществляется на основе принципа свободы транзитного прохода — свобода судоходства и полетов с це­лью непрерывного и быстрого транзита через пролив, для входа или
возвращения из государств, граничащих с проливом.

Транзитному проходу не должны чиниться препятствия. Суда и ле­тательные аппараты обязаны следовать через пролив или над ним без промедления; воздерживаться от любой угрозы силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности и независи­мости государств, граничащих с проливом; воздерживаться от любых противоречащих порядку или быстрому транзиту действий. Припро-1 явные государства могут устанавливать морские коридоры и схемы деления движения для обеспечения безопасности мореплавания.

3.     Проливы, в срединной части которых имеется полоса открытого моря или ИЭЗ, удобная для судоходства (Тайванский, Мозамбикский, Корейский). Режим мореплавания в этих проливах основан на принципе свободы судоходства в открытом море.

4. Проливы, правовой режим которых определен не Конвенцией 1982 г., а специальными международными договорами (Балтийские, Магелланов, Черноморские).

Магелланов пролив соединяет Атлантический и Тихий океаны и прилегает к побережью Чили. В соответствии с Договором между Чили и Аргентиной 1941 г. суда всех государств пользуются свободным и беспрепятственным проходом через пролив. Режим Черноморских проливов (Босфор и Дарданеллы) установлен в Конвенции Монтрё 1936 г. Конвенция предусматривает различный режим прохода для торговых и военных кораблей. Режим проход зависит также от состояния мира или войны и отношения к войн Турции:

1.   Торговые суда всех государств пользуются свободой прохода че­рез проливы в любое время суток, как в мирное время, так и вовремя войны, если Турция в ней не участвует. Если Турция является воюю­
щей стороной, то свободой прохода в дневное время пользуются суда тех государств, которые не участвуют в войне против Турции.


2.   В мирное время проход военных судов нечерноморских госу­дарств ограничен в зависимости от типа корабля, его тоннажа, сроков пребывания в Черном море. Черноморские проливы закрыты для про­
хода подводных лодок.

3.   Черноморские державы имеют право проводить через проливы любые военные корабли и подводные лодки в надводном состоянии.

4.   Во время войны, если Турция не является воюющей стороной, проливы закрыты для прохода военных кораблей воюющих государств.

5.   Если Турция является воюющей стороной, то проход военных кораблей через проливы полностью зависит от ее усмотрения. Это по­ложение имеет объективное основание: узость проливов и непосред­ственная близость морского коридора к побережью Турции.

В 1994 г. Турция в одностороннем порядке изменила порядок про­хода через проливы, нарушив Конвенцию Монтрё, что вызвало про­тесты со стороны России, других государств, ИМО.

Режим Балтийских проливов (Зунд, Большой и Малый Бельты) ус­тановлен в Копенгагенском трактате 1857 г., отменившем «зундские пошлины» (взимались Данией) и определившем свободу судоходства через проливы. Особенность режима Балтийских проливов: проход через них закрыт для военных кораблей всех небалтийских государств.

В Декларациях о вооруженном нейтралитете 1780 и 1800 гг. (Рос­сия, Швеция, Дания) закреплено, что Балтийское море закрыто «на вечные времена», но в мирное время свобода судоходства предостав­ляется торговым судам всех государств. Балтийские государства впра­ве принимать меры для предотвращения военной деятельности в Бал­тийском море и на его побережье.

18.12. Правовой режим международных морских каналов

Международные морские каналы — это искусственно созданные морские пути, гидротехнические сооружения, соединяющие моря океаны и используемые для международного судоходства. Цель их  создания — сокращение протяженности морских путей, уменьшение рисков и опасностей мореплавания. Все существующие морские каналы проложены по территории отдельных государств и находятся под их суверенитетом.

Принимая решение о прокладке морского канала, государство со­глашается не только на изменение части своей территории (сухопут­ная территория становится водной), но и на изменение ее статуса: другим государствам предоставляется право на использование канала в целях осуществления морского судоходства. Являясь собственником канала, государство обязано обеспечить свободу международного су­доходства по нему. Другие государства обязаны уважать страну-собственника канала, по территории которой проходит канал.

Международно-правовой режим установлен не для всех судоход­ных каналов, а только для некоторых, имеющих наиболее важное зна­чение для международного судоходства.

Суэцкий канат сооружен на территории Египта в 1869 г. англо­французским акционерным обществом. В 1888 г. была заключена Константинопольская конвенция о Суэцком канале. Участники — США, Англия, Франция, Россия, Турция (как представитель Егип­та), Австро-Венгрия, Германия, Италия, Испания, Греция, Голландия, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Китай, Япония. Суэцкий ка­нал как в мирное, так и в военное время открыт для торговых и воен­ных судов всех без исключения государств. Суэцкий канал должен быть всегда открытым и свободным.


Запрещена блокада канала, не допускаются какие-либо военные, враждебные и иные действия с целью нарушения свободы судоходства по каналу. Суэцкий канал открыт в военное время даже для военных кораблей воюющих государств, но в пределах канала они не вправе высаживать и принимать на борт войска, выгружать или загружать оружие, военное технику и оборудование. В канале запрещены все действия, способные затруднить свободу судоходства по Суэцкому ка­налу, в его портах и водах, прилежащих к берегам на расстоянии трех Морских миль.

В 1956 г. правительство Египта национализировало компанию Су­эцкого канала, не заявив каких-либо требований по пересмотру поло­жений Константинопольской конвенции 1888 г. Совет Безопасности ООН подтвердил суверенитет Египта над Суэцким каналом и право Египта на эксплуатацию канала на основе свободного прохода судов всех флагов. В 1957 г. Египет обнародовал Декларацию о намерениях соблюдать положения Константинопольской конвенции. Генеральная Ассамблея ООН расценила эту Декларацию как международный договор. В 1967 г. в результате арабо-израильского конфликта функционирование Суэцкого каната было парализовано на несколько лет. В настоящее время судоходство по каналу возобновлено.

Панамский канал пересекает перешеек между Северной и Южной Америкой. Предложение о строительстве Панамского канала было высказано в середине XIX в. США и Великобритания в 1850 г. заклю­чили Договор, что в случае строительства канала они не будут стре­миться подчинить его своему исключительному влиянию и контролю В 1901 г. между США и Великобританией было заключено Соглаше­ние (Договор Хея — Паундсворта) о строительстве канала, соединяю­щего Тихий и Атлантический океаны. Управление и охрана канала по­ручались США; режим судоходства идентичен режиму Суэцкого кана­ла по Константинопольской конвенции. Договор 1901 г. отменил положения договора 1850 г.

В 1909 г. между США и Панамой был заключен Договор о строи­тельстве канала, для чего США на территории Панамы предоставлялась «на вечные времена» сухопутная полоса шириной 10 км. Полномочия и юрисдикция США предусматривались «как если бы они были сувереном этой территории». Панамский канал объявлялся нейтраль­ным и свободным для прохода судов всех государств на основе Дого­вора 1901 г. В 1914 г. состоялось открытие Панамского канала; в 1920 г. он открыт для международного судоходства.

В 1977 г. между США и Панамой были заключены Вашингтонские договоры: «О Панамском канале» и «О нейтралитете и функциониро­вании Панамского канала». В соответствии с Договором о Панамском канале все прежние соглашения о режиме канала утратили силу. До­говор закрепил переход канала под юрисдикцию и суверенитет Пана­мы. Предусматривалась ликвидация «зоны канала» и вывод американ­ских войск с территории Панамы. До 31 декабря 1999 г. США сохраня­ли ответственность по управлению каналом, его эксплуатации и обслуживанию, обеспечению судоходства и обороны и право на раз­мещение в зоне канала своих вооруженных сил. 31 декабря 1999 г. ка­нат перешел под суверенитет Панамы.


Договор о нейтралитете и функционировании Панамского канала 1977 г. закрепил постоянный нейтралитет этого международного вод­ного пути, открытого для судоходства всем государствам. Договор подтвердил свободу судоходства по каналу. Панамский канал открыт для мирного транзита судов всех государств на условиях полного равноправия и недискриминации. Гарантом нейтралитета канала остается США.

Протокол к Вашингтонскому договору о нейтралитете и функционировании Панамского канала открыт для присоединения всем государствам. Цель Протокола — совместными усилиями гарантировать нейтралироватьПанамского канала, т.е. создать режим эффективного нейтралитета, представляющего собой наилучший способ защиты ка­нала и охраны его от каких-либо враждебных актов.

Кильский канал соединяет Балтийское море с Северным. Построенный Германией и с 1896 г. открыт для международного судоходства. До Цервой мировой войны канал считался частью внутренних вод Герма­нии. Версальский мирный договор 1919 г. установил международно-правовой режим Кильского канала: он постоянно открыт для прохода военных и торговых судов всех государств, не находящихся в состоя­нии войны с Германией.

В 1936 г. Германия денонсировала эти постановления Версальского мирного договора и установила разрешительный порядок прохода по Кильскому каналу для военных кораблей. В настоящее время режим канала регламентируется национальным законодательством ФРГ — Правилами плавания в Кильском канале, предусматривающими сво­боду судоходства торговых судов всех государств и уведомительный порядок прохода для военных кораблей.

18.13. Мирное урегулирование морских споров; международные организации в области освоения Мирового океана

В 1958 г. на Первой конференции ООН по морскому праву был подписан Протокол о порядке разрешения международных споров, возникающих в связи с толкованием и применением Женевских кон­венций по морскому праву 1958 г. На практике положения Протокола фактически не применялись.

На Третьей конференции ООН по морскому праву был разработан Детальный механизм разрешения международных морских споров. Он закреплен в специальном разделе Конвенции 1982 г. (ч. XV). Принци­пиальная особенность установленного в Конвенции механизма — его Функциональная специализация: учитывается специфика различных Категорий споров, возникающих в морской деятельности.

Если спор не удалось урегулировать с помощью одного из мирных средств, указанных в Уставе ООН, то по требованию любого участни­ка спора он может быть передан в орган, имеющий право принимать обязательное решение: Международный суд ООН, Международный трибунал по морскому дну, арбитраж и Специальный арбитраж.

Международный трибунал по морскому дну и Специальный арбитраж представляют собой новые институты международного права, созданные на основе Конвенции 1982 г. В основу Регламента Трибунала положены Регламент и Статут Международного Суда ООН. В составе Трибунала 21 судья — эксперты в области морского права.


Трибунал призван разрешать споры между государствами, возникающие по поводу применения Конвенции 1982 г. и ее толкования. Это могут быть также споры, касающиеся какого-либо иного согла­шения, связанного с Конвенцией 1982 г. Статус и права Трибунала ус­тановлены соответствующими статьями Конвенции и Приложением VI (Статут Трибунала). При разрешении дел Трибунал применяет Конвенцию 1982 г. и другие нормы международного права не являющиеся не совместимыми с Конвенцией. Это положение не ограничивает право суда разрешать дело ex aequo et bono, если сторо­ны с этим согласны.

Особая роль отведена Трибуналу в незамедлительном освобожде­нии задержанных морских судов и их экипажей.

Камера по спорам, касающимся морского дна, организована спе­циально для рассмотрения споров, связанных с разработкой ресурсов Района. В составе Камеры 11 судей. Сторонами в споре могут быть не только государства, но и международные организации (Международ­ный орган по морскому дну), юридические и физические лица.

Специальный арбитраж создан для разрешения достаточно узкой категории споров — относительно рыболовства, охраны морской сре­ды, морских научных исследований, судоходства, загрязнения, сброса вторичных отходов.

Механизм рассмотрения морских споров, предусмотренный в Конвенции 1982 г., обладает уникальным характером: он предполагает обязанность передавать спор, не урегулированный иными мирными средствами, на рассмотрение специальных судебных и арбитражных органов в одностороннем порядке, т.е. устанавливает обязательную юрисдикцию этих органов.

В настоящее время в мире действуют около 70 международных ор­ганизаций, деятельность которых связана с Мировым океаном. Цен­тральное место занимают Международная морская организация (ИМО), Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ), Комитет по судоходству ЮНКТАД, Межправительст­венная океанографическая комиссия ЮНЕСКО.

Международная морская организация является специализирован­ным учреждением ООН. Основные задачи ИМО — организация дея­тельности морского торгового флота, безопасность мореплавания и повышение его эффективности, защита морской среды от загрязне­ния, принятие максимально высоких стандартов в сфере безопасно­сти на море, устранение дискриминационных мер и ограничений в от­ношении международного торгового судоходства.  За время своей деятельности ИМО разработала более 90 конвен-0Й, международных кодексов и наставлений: Международную концепцию о безопасных контейнерах 1972 г., Конвенцию о предотвраще­нии загрязнения с судов 1973 г., Конвенцию по охране человеческой кйзни на море 1974 г., Конвенцию о поиске и спасании на море 1979 г., Римскую конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 г., Прото­кол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопас­ности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, 1988 г., Конвенцию о спасании на море 1989 г., Конвенцию по обеспечению готовности на случай загрязнения моря нефтью,