Файл: по морскому праву.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.11.2020

Просмотров: 1459

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Территориальное море (территориальные воды)  это полоса моря шириной в 12 морских миль, непосредственно примыкающая к сухопутной территории или внешней границе внутренних вод и находящаяся под суверенитетом прибрежного государства.

Отсчет ширины территориальных вод производится, как правило, от "линии наибольшего отлива вдоль берега" (ст. 5). Там же, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста, ширина территориальных вод может отмеряться от прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки. В Российской Федерации для отсчета ширины территориальных вод применяются оба этих способа.

Правовой режим территориальных вод имеет некоторую специфику, которая объясняется тем, что, во-первых, прибрежное государство распространяет на них свой суверенитет (ст. 2), во-вторых, за судами всех государств признается право мирного прохода через иностранные территориальные воды. Осуществляя суверенитет в территориальных водах, прибрежное государство может издавать законы и правила относительно судоходства в его территориальных водах. Цель этих актов — обеспечить безопасность судоходства, защитить навигационные средства и оборудование, живые ресурсы, предотвратить загрязнение моря и др. Государство может объявить определенные районы территориальных вод закрытыми для плавания (например, при проведении учений с использованием оружия) (п. 3 ст. 25).

Согласно Конвенции ООН но морскому нраву, пол мирным проходом понимается плавание через территориальные воды с целью: а) пересечь их, не заходя во внутренние воды; б) пройти во внутренние воды; в) выйти из внутренних вод в открытое морс (ст. 18). Проход при этом является мирным, если он не нарушает мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства (ст. 19). Иностранные суда, пользующиеся правом мирного прохода, должны соблюдать законы и обычаи прибрежного государства, выполнять навигационные, радиотелеграфные, портовые, таможенные, санитарные, рыболовные и иные правила, устанавливаемые прибрежным государством.

Согласно Конвенции ООН по морскому праву вопросы юрисдикции прибрежного государства на борту иностранного судна, находящегося в иностранных водах, решаются, как правило, следующим образом: а) уголовную юрисдикцию прибрежное государство может осуществлять, если на судне совершено преступление, последствия которого распространяются на прибрежное государство, если преступление имеет такой характер, что им нарушается спокойствие в стране или добрый порядок в территориальных водах, если капитан судна или дипломатический (консульский) представитель обратился к местным властям с просьбой об оказании помощи (ст. 27), если необходимо пресечь незаконную торговлю наркотиками; б) гражданскую юрисдикцию прибрежное государство не может осуществлять в отношении судна, проходящего через его территориальные воды. Однако оно может в соответствии со своими законами применять меры взыскания или арест в отношении иностранного судна, находящегося на стоянке в территориальных водах или проходящего через эти воды после выхода из внутренних вод, оно может потребовать возмещения ущерба, нанесенного судном во время его прохождения через территориальные воды прибрежного государства (например, в случае повреждения им знаков навигационной обстановки, подводных кабелей или трубопроводов, рыболовных сетей и т.п.).


Конвенция ООН по морскому праву распространяет право мирного прохода и на военные корабли. Однако порядок реализации этого права весьма разнообразен: а) одни государства требуют предварительного разрешения по дипломатическим канатам; б) другие — лишь предварительного уведомления; в) третьи разрешают мирный проход всем военным кораблям, которые следуют транзитом через их территориальные воды. В соответствии с национальным законодательством и международными обычаями военным кораблям, осуществляющим проход через территориальные воды иностранных государств, запрещается производить промеры, фотографирование, боевые учения (стрельбы и т.д.), пользоваться радиопередатчиками, радиолокаторами и т.п., кроме навигационных установок, заходить в запретные зоны, производить пуски ракет, выпускать в полет и принимать на борт самолеты и вертолеты. Осуществляя проход через территориальные воды или находясь в территориальных или внутренних водах других государств, военные корабли обладают иммунитетом. Иммунитет военного корабля в параметрах общепризнанного юридического принципа определяет себя через совокупность прав и привилегий корабля как органа государства. Вместе с тем иностранные военные корабли, находясь в территориальных или внутренних водах другого государства, не должны создавать угрозу безопасности прибрежного государства. Если какой-либо военный корабль не соблюдает законов и правил прибрежного государства и игнорирует любое обращенное к нему требование об их соблюдении, то прибрежное государство может потребовать от него немедленно покинуть территориальные воды (ст. 30).

В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном морс и прилежащей зоне Российской Федерации" внутренние морские воды Российской Федерации — воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации. Внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Федерации. К внутренним морским водам относятся воды:

- портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;

заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морских миль;

заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством РФ и публикуется в "Извещениях мореплавателям".


Территориальное море Российской Федерации — примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в ст. 4 названного Федерального закона. Иная ширина территориального моря может быть установлена в соответствии со ст. 3 Федерального закона. Определение территориального моря применяется также ко всем островам Российской Федерации. Внешняя граница территориального моря является Государственной границей РФ. Внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря.

На территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет Российской Федерации с признанием права мирного прохода иностранных судов через территориальное морс.

Мирный проход военных кораблей иностранных государств в территориальных водах России осуществляется и регулируется в соответствии с нормами указанного Федерального закона и Правилами плавания и пребывания иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в территориальном море, во внутренних морских водах, на военно-морских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах, утвержденными постановлением Правительства РФ от 2 октября 1999 г. № 1102. Мирный проход через территориальные воды нашей страны иностранными военными кораблями может осуществляться в целях их пересечения без захода во внутренние воды и допускается по специальным маршрутам. Если иностранный военный корабль заходит во внутренние воды, то требуется разрешение Правительства России. Разрешительный порядок не распространяется на военные корабли, на которых находятся главы государств или правительств, и на сопровождающие их военные корабли, на военные корабли, которые терпят бедствие.

Территориальные воды: понятие, отсчет ширины, правовой режим, право мирного, прохода и порядок его осуществления.

Территориальное море - примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной не свыше 12 морских миль.

Россия, как и большинство государств, установила ширину территориального моря в 12 миль. Примерно 30 государств, в основном морских держав, придерживаются прежнего лимита в 3 мили.

Территориальное море, его дно и недра, а также расположенное над ним воздушное пространство находятся под суверенитетом прибрежного государства. Вместе с тем признается право мирного прохода иностранных судов через территориальное море. Это является компромиссом между суверенитетом государства и интересами международного судоходства.

Проход считается мирным, если не нарушаются мир, добрый порядок и безопасность прибрежного государства. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Во время прохода суда соблюдают установленные в соответствии с международным правом правила прибрежного государства.


Особый режим предусмотрен для плавания по трассам Северного морского пути, который рассматривается как исторически сложившаяся единая национальная транспортная коммуникация РФ. Плавание осуществляется в соответствии со специальными правилами, устанавливаемыми Россией.

Уголовная юрисдикция прибрежного государства не распространяется на иностранное судно, проходящее через территориальное море. Исключение составляют случаи, когда:

а) последствия преступления распространяются на прибрежное государство;

б) преступлением нарушается спокойствие в стране или порядок в территориальном море;

в) капитан судна, дипломатический представитель или консул государства флага обращаются за помощью;

г) необходимо принять меры для пресечения торговлей наркотическими средствами. Закон о морских водах дополняет последний пункт положением о принятии мер «также для пресечения других уголовных преступлений международного характера, предусмотренных международными договорами» РФ (часть. 1 статья 17).

Иное дело, когда судно проходит через территориальное море после выхода из внутренних вод. В таком случае прибрежное государство вправе предпринимать любые меры, разрешаемые его законодательством для ареста или расследования на борту иностранного судна. Если иностранное судно проходит через территориальное море, не заходя во внутренние воды, то прибрежное государство не может осуществлять на борту судна арест какого-либо лица или проводить расследование. Исключение составляют случаи, касающиеся защиты морской среды и нарушений норм о защите исключительной экономической зоны и континентального шельфа.

Прибрежное государство не может останавливать проходящее через территориальное море иностранное судно с целью осуществления гражданской юрисдикции в отношении любого лица, находящегося на его борту.

Меры взыскания или арест по гражданскому делу могут быть применены по обязательствам или в силу ответственности, которые возникли во время прохода или для прохода судна через воды прибрежного государства.

Прибрежное государство также вправе применять меры взыскания или арест по гражданскому делу в отношении иностранного судна, находящегося на стоянке в территориальном море или проходящего через него после выхода из внутренних вод.

Эти, казалось бы, четкие правила о юрисдикции далеко не просты в применении на практике. Жизнь многообразнее любых правил, поэтому при применении указанных правил приходится использовать также другие нормы международного и внутреннего права государства.

Один пример. В 1996 году у британских берегов потерпел аварию танкер «Си Эмпресс». Из него вытекло около 70 тысяч тонн нефти. Окружающей среде был причинен большой урон. Возник вопрос об ответственности. Оказалось, что танкер перевозил британскую нефть в США. Построен он был в Испании, принадлежит норвежской компании, зарегистрирован на Кипре, плавает под либерийским флагом, управляется шотландской компанией, действующей по соглашению с французской фирмой, команда русская.


Иностранные военные корабли и иные государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, обладают иммунитетом и в территориальном море. Тем не менее, они обязаны соблюдать правила прохода, установленные прибрежным государством. В противном случае, им может быть предложено покинуть территориальное море. За ущерб, причиненный прибрежному государству военным кораблем или иным государственным некоммерческим судном, ответственность несет государство флага.

18.1. Понятие и источники международного морского права

Международное морское право — это отрасль международного права, представляющая собой совокупность норм, определяющих правовой статус морских пространств и регулирующих межгосударст­венные отношения, связанные с деятельностью в Мировом океане. Морское право является одной из самых древних отраслей общего международного права.

Своеобразие морской деятельности приводит к тому, что большин­ство понятий этой отрасли международного права не известны другим отраслям: право мирного прохода, свобода судоходства, общая авария и т.д.

Источники международного морского права можно разделить на специальные и общие. Среди специальных источников выделяются две группы международных соглашений:

1.  Универсальные: Конвенция о международных правилах преду­преждения столкновения судов 1972 г., Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г., Международная конвен­ция по поиску и спасанию на море 1979 г., Конвенция относительно
вмешательства в открытом море в случае аварии, приводящей к за­грязнению нефтью, 1969 г., Международная конвенция об аресте су­дов 2000 г. и др.

2.  Локальные: Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресур и др..

Общими источниками международного морского права являются Женевские конвенции по морскому праву 1958 г. и Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.

В 1958 г. состоялась Первая конференция ООН по морскому праву,  которой стало подписание четырех Женевских конвенций: об открытом море, о территориальном море и прилежащей зоне, о континентальномшельфе, о рыболовстве и охране живых ресурсов от крытого моря. Женевские конвенции 1958 г. кодифицировали общепризнанные нормы морского права — принципы свободы судоходства, рыболовства, прокладки подводных кабелей и трубопровода  научных исследований, открытого моря и полетов над открытым морем, право мирного прохода иностранных судов через территориальное море.

В конвенциях сформулированы и новые нормы морского права, режим континентального шельфа, виды прилежащих зон, обязанно­сти государств по предотвращению загрязнения моря нефтью и ра­диоактивными веществами. Однако многие важные вопросы остались нерешенными — максимальная ширина территориальных вод, созда­ние и пределы рыболовных зон, признание преимущественных прав прибрежных государств на рыболовство в прилежащих районах от­крытого моря.