ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.11.2020
Просмотров: 855
Скачиваний: 1
Лекция 1. Социология как наука: объект и предмет социологии.
1. Объект и предмет социологии. Структура социологического знания.
2. Понятие метода в социологии. Функции и методы социологии.
3. Соотношение социологии с другими общественными науками.
Объект и предмет социологии. Структура социологического знания. Наблюдая за поведением человека в обществе, известный французский социальный психолог Серж Московичи подметил парадоксальный факт: « Люди отдельно друг от друга ведут себя нравственным и разумным образом, но они не становятся безнравственными и неразумными, когда собираются вместе». Действительно, что происходит с людьми, когда они взаимодействуют, почему они ведут себя определенным образом, стремятся жить среди других людей, а не в одиночку, почему образуют группы, почему голосуют, поклоняются чему-либо, женятся и разводятся и т.д.
Ответить на эти и подобные вопросы стремились различные ученые и мыслители, начиная с древности. Однако наиболее целостное представление о структуре и причинах социальных взаимодействий людей дает социология.
Родоначальником социологии считается французский ученый О. Конт, определивший предмет и метод науки. Ученый изобрел термин «социология», состоящий из необычного соединения двух слов: лат. Societas – общество и греч. Loqos – учение. Поэтому если следовать названию, то социологию можно определить как науку об обществе.
Объектом социологического познания является общество. Но выделения понятия «общество» в качестве исходного для определения предмета социологии недостаточно. Общество является объектом изучения всех общественных и гуманитарных дисциплин. То же самое можно сказать и о понятии « социальная реальность». Ключ к пониманию научного статуса социологии лежит в различии ее объекта и предмета.
Объект познания – это все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Отличие различных наук друг от друга состоит в том, что даже на одном объекте они исследуют свои специфические законы и закономерности, которым подчинено развитие и функционирование данного объекта.
Согласно сложившейся традиции, при определении предмета социологического знания выделяется в качестве «ключевого» то или иное социальное явление. К числу таких явлений относятся: групповое взаимодействие, социальные отношения, социальные организации, системы социального действия, социальные группы и общности, социальные процессы и социальная жизнь.
И хотя вопрос о предмете социологии до сих пор остается нерешенным, его определяющим свойством является то, что он представляет собой совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Поскольку эти связи и отношения в каждом конкретном социальном объекте всегда организованы определенным образом, постольку объект социологии выступает как целостная система. Задачей социологии является типологизация этих систем, исследование связей и отношений каждого социального объекта на уровне закономерностей и целенаправленное управление поведением людей. Итак, понятия социального, социальных явлений и процессов, социальных связей и отношений, способа их организации являются исходными для понимания предмета социологии, а социальных закономерностей – для понимания его сущности. Социальная закономерность – объективно существующая, повторяющаяся связь социальных явлений, выражающая возникновение, функционирование и развитие общества как целостной социальной системы или отдельных его подсистем.
Центральной категорией социологии является – социальное явление, то есть совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных людьми и общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, проявляющихся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Иначе говоря, это проявление общественных отношений на межличностном уровне социального взаимодействия. Это определение принадлежит российскому социологу Г. Осипову.
Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или их группы (общности) независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность. Именно в процессе взаимодействия индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуя тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких- либо социальных качеств. Итак, социальное, являясь результатом взаимодействий, отражающим их содержание и характер является свойством, внутренне присущим индивидам и общностям, формирующимся в результате процессов социализации и интеграции человека в общество, в общественные отношения.
При этом социальное может рассматриваться на нескольких уровнях: на индивидуальном уровне (на уровне взаимодействия между двумя индивидами), на уровне микросообществ (семья, бригада работников и т.п.), на уровне крупных сообществ (этнические, территориальные и другие общности), на уровне сообществ – обществ (социальный уровень) и на уровне глобального (мирового) сообщества.
Таким образом, следует подчеркнуть, что социология – наука о социальном в различных его проявлениях, раскрывающая закономерности возникновения, функционирования и развития социальных образований различного уровня и отношений
Рассмотрим и другие определения наших крупных социологов. Например, В.А. Ядов, пишет: «На протяжении полутора столетий в определении предмета социологии противоборствуют две тенденции, … два совершенно разных подхода к определению социологии: один – в направлении развертывания ее предмета как науки о целостности общественного организма, о социальных организациях и социальной системе, другой – как науки о массовых социальных процессах и массовом поведении». И далее: «… Макротеоретики» оперируют понятиями общества, культуры, социальных процессов. «Микротеоретики» работают с понятиями социального поведения, акцентируя внимание на его механизмах, включая межличностное взаимодействие, мотивацию, стимулы групповых действий и т.д.»
В. Ядов подчеркивает, что было бы ошибочным считать первых теоретиками, микротеоретиков – прикладниками. И в первом, и во втором случае речь идет, прежде всего, о границах науки.
Известный социолог Ю.А. Левада дает следующее определение социологии: «Социология – это эмпирическая социальная дисциплина, изучающая общественные системы в их функционировании и развитии».
Развитие эмпирических социологических исследований выявило потребность в разработке соответствующей теории, отличной от философской. В результате сложилось представление о трех уровнях социологии: высшем – общесоциологическая теория, теории средних уровней (обеспечивают теоретические эмпирические исследования общества) и прикладной социологии. К настоящему времени взгляды на социологию и ее трехуровневую структуру в значительной степени пересмотрены.
По мнению российского ученого М.Н. Руткевича о трехуровневой структуре социологии можно говорить условно. Она, как и многие другие науки, имеет многоуровневое, многоступенчатое, иерархическое строение. Что касается взаимоотношений с философией, М. Н. Руткевич считает: «Есть предрассудок, что философия истории и общая теоретическая социология противостоят друг другу, что социологию надо освободить от философской кабалы, провозгласить ее полный «суверенитет» как науки. Либо то, либо другое – так рассуждают многие авторы.
На наш взгляд, вместо «или» надо поставить «и». Дело в том, что философия как наука о всеобщих законах связи и развития неизбежно частично пересекается с общими теоретическими проблемами других наук. Так, философия политики неотделима от наиболее общих проблем политологии, философия права – от таковых в правоведении, философия истории – от общих проблем исторической науки, и тем более от социологии».
В современном учебнике американского социолога Н. Смелзера социология определяется как научное исследование общества и социальных отношений. Она опирается на данные или факты из реального мира и стремится следовать им, используя научные объяснения.
В его учебнике три раздела:
Элементы социологии (культура, социальная структура, социализация, социальное взаимодействие, организация, девиация и социальный контроль, поселенческие общности и жизнь в крупных городах).
Социальное неравенство (неравенство, стратификация и класс, этническое и расовое неравенство, сексуальные роли и неравенство, возраст и неравенство).
Социальные институты (семья, образование, религия, экономическая система, политическая система).
Н. Смелзер выделяет две предметные «зоны»: микросоциологическую и макросоциологическую. Микросоциология изучает общение людей в повседневной жизни – интеракцию, их взаимодействие. Исследователи, работающие в этом направлении считают, что социальные явления можно понять лишь на основе анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениям при взаимодействии друг с другом. Главная тема их исследований – поведение индивидов, их поступки, мотивы, значения, определяющие взаимодействие между людьми, которое, в свою очередь, оказывает влияние на стабильность общества или происходящие в нем перемены.
Макросоциология уделяет основное внимание моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества. Эти модели, которые мы иначе называем структурами, включают такие общественные институты, как семья, образование, религия, а также политический и экономический строй. Люди, с самого рождения вовлеченные в данную систему социальных структур, испытывают их глубокое влияние. Макросоциологи уделяют основное внимание изучению взаимосвязей между различными частями общества, они стремятся выявить также, как изменяются эти взаимосвязи.
Таким образом, социология представляет собой разветвленную систему знания. Она включает общую социологическую теорию о становлении, развитии и функционировании общностей различных уровней и об отношениях между ними, исследует массовые социальные процессы и типичные социальные действия людей; теории среднего уровня (отраслевые и специальные социологические теории), имеющие более узкую предметную область сравнительно с общей теорией; эмпирические исследования. Социология как система знания опирается на изучение фактов социальной действительности, а ее теоретические обобщения связываются воедино на базе фундаментальных принципов истолкования социальных явлений и процессов.
Понятие метода в социологии. Функции и методы социологии. Каждая наука, выделяя для себя особую область исследования – свой предмет, вырабатывает и свой специфический способ его познания – свой метод, который можно определить как способ построения и обоснования знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности. Верная картина исследуемого явления может быть получена лишь при правильном методе познания.
Метод (от греч. Methods – букв. «путь к чему-либо») – это своего рода компас, ориентируясь по которому, исследователь постигает сущность предмета. Строго говоря, речь должна идти не о методе, а о методах социологии. Понятие « метод социологии» употребляется в собирательном, обобщающем смысле. Таким образом, социологический метод – собирательное понятие, характеризующее основные установки социолога, реализуемые в процессе социологического исследования и ведущие к расширению и углублению сферы социологического знания. Это конкретные познавательные ориентации, подходы, приемы, способы и инструменты, применяемые в социологическом исследовании: микро- или макроподход, изучение частного случая или массовое обследование, свободное интервью или формализованный опрос и т.д.
В самом общем смысле методы социологии можно объединить в две группы: общенаучные и частно - научные. К общенаучным относятся те методы, которые используются всеми другими науками. Это такие методы как сравнительный, сравнительно-исторический, структурно-функциональный, критическо-диалектический, генетический, наблюдение, эксперимент и др. Вполне понятно, что эти методы используются по-своему, с учетом специфики предмета социологии.
К частно-научным относят методы, разработанные и используемые именно данной наукой. К таким специфическим методам социологии можно отнести опрос, биографический метод, метод социометрии и др.
Одной из важнейших характеристик метода социологии является опора в изучении социальной реальности на эмпирическое ее исследование ( принцип эмпиризма). В связи с этим можно выделить также методы сбора и анализа информации о социальных фактах. К основным методам сбора первичной социологической информации можно отнести опрос, изучение документов, наблюдение и др., к методам анализа собранной информации – описание и классификация, типологизация, системный статистический анализ и др.
Основное содержание социологии, ее теоретическое и практическое значение выражается в выполняемых ею функциях.
Познавательная функция. Эта функция социологии заключается в исследовании социальных явлений с целью получить адекватные научные представления об их сущности и содержании, связи с другими явлениями, характере и закономерностях развития. Первостепенное значение социология придает изучению общественных отношений, складывающихся между различными субъектами, анализу объективных и субъективных сторон их деятельности, а также анализу функционирования социальных институтов.
Система представлений и понятий о социальных процессах фиксируется на уровнях социологического знания. На каждом из них данные процессы отражаются с разной степенью глубины. На уровне общесоциологических теорий делаются более масштабные научные обобщения и выводы по сравнению со специальными (частными) социологическими теориями. Функция же конкретных социологических исследований заключается в сборе первичных данных, характеризующих повседневную практику людей, и в их эмпирическом анализе.
Познавательная функция социологии заключается также в том, чтобы на основе анализа социальных процессов выработать научные прогнозы их дальнейшего развития в сфере материальной, политической или духовной жизни общества. Такие прогнозы могут иметь долговременный или текущий характер: на уровне общесоциологических теорий речь может идти о глубоком предвидении тенденций развития общества в ближайшем и отдаленном будущем, в рамках специальных социологических теорий могут быть выработаны полезные прогнозы.
Практическая функция. Практическая функция социологии состоит в том, чтобы на основе эмпирического и теоретического анализа социальных явлений и процессов разработать практические рекомендации, например, по усилению стимулирования и повышению эффективности деятельности людей в сфере материального производства, совершенствованию экономических и политических отношений и деятельности соответствующих социальных институтов.