ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.11.2020

Просмотров: 806

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В конечном счете, эти рекомендации направлены на улучшение механизма социального управления, повышение его эффективности на всех уровнях – от управления коллективом до управления делами общества. В большей или меньшей степени это делают все современные общества, особенно наиболее цивилизованные. Ни одно из них не пускает на самотек развитие экономики, социально-классовых и национальных отношений, политической системы общества. Их развитие совершается под определенным воздействием соответствующих управленческих структур, деятельность которых обеспечивается научно. Усложнение современных обществ и условий их развития (экономических, экологических, политических и других) усиливает потребность целенаправленного воздействия на социальные процессы. Свою роль здесь может играть и нередко играет социология, которая выполняет значительную работу, начиная от проведения так называемых социологических замеров функционирования различных сторон общества и получения первичной социологической информации до выработки научно обоснованных выводов и рекомендаций.

Важное практическое значение имеют социологические прогнозы относительно ближайшего и отдаленного будущего общества, научные предвидения развития экономики, социальной, политической и духовной сфер общества.

Идеологическая функция. Одна из важных функций социологии – идеологическая, поскольку социология в той или иной форме выражает интересы определенных социальных групп, классов, политических партий и движений. Этого невозможно избежать, даже если поставить цель полностью избавиться от идеологического подхода в конкретных социологических исследованиях и в формулировании положений специальных социологических исследованиях и в формулировании положений специальных социологических и общесоциологических теорий. Ведь социолог занимает определенное социально-классовое положение и нередко входит в ту или иную политическую партию. Он осмысливает исследуемые им социальные процессы, общественные отношения и деятельность различных субъектов с позиций определенного мировоззрения, формирование которого зависит от его социального положения.

Формулируемые социологом выводы и обобщения, касающиеся тех или иных сторон общественных жизни, затрагивают не только интересы той социальной группы, к которой он принадлежит, но и интересы других социальных групп, в том числе классов. Тем самым данные выводы и обобщения приобретают идеологическое содержание, некий идеологический оттенок.

Мировоззренческая функция. Социология, изучающая общество как целостную систему, создавая более или менее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире, формирует у людей систему взглядов на человеческий мир и место в нем человека, отношение человека к окружающей его социальной действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные позиции людей, их идеалы.


Гуманистическая функция. Социология объясняет, какие социальные условия необходимы для того, чтобы человек стал реализовывать себя в качестве субъекта социальной деятельности, смог бы, в конечном итоге, полностью реализовать свою собственную сущность.



Соотношение социологии с другими общественными науками. Уяснение специфики социологии как самостоятельной науки связано с выявлением ее соотношения с другими общественными науками. Следует иметь в виду, что социология является одной из наук, изучающих поведение людей в обществе и функционирование социальных структур наряду с другими, также имеющими сходный объект исследования.

Ближе всех к социологии находится антропология. Она использует методы исследования (например, наблюдение), характерные для социологии. Однако существуют различия в предмете. Несмотря на то, что и социология и антропология

анализируют общество, это – исторически различные типы обществ. Так, антропология занимается, в частности, изучением локальных, простых, доиндустриальных культур и обществ (примитивных народов, племен, сообществ древних людей) для определения происхождения и процессов развития человеческого рода и человеческой культуры. Антропология не изучает сложные общества с развитыми индустриальными культурами и институционализированными взаимоотношениями. Предметом ее анализа являются церемонии, ритуалы, мифы, традиции забытых и малочисленных народов, племен, общин.

Отчасти предмет социологии совпадает и с предметом социальной психологии. Психология исследует индивидуальное поведение, процессы овладения людьми навыков речи и чтения, формирование их отношения к окружающему миру, влияние социальных групп, становление отличительных черт характера личности. Социология также изучает общение людей в повседневной жизни, однако оно ограничено отдельной позицией, которую занимают индивиды в соответствии со своим социальным статусом.

Тесно связана социология и с социальной философией. Обе науки сближает стремление к системному, целостному анализу общества, однако каждая из них осуществляет это с помощью своих методов, категорий, законов. Социальная философия является философской наукой. Она рассматривает общество предельно широко – как специфическую часть всего мироздания, а потому и описывает его с помощью наиболее общих понятий, категорий, законов. Социальная философия анализирует развитие общества под углом зрения специфического проявления в этом процессе общефилософских законов, то есть законов, действующих и в природе, и в обществе, и в человеческом мышлении. Социальная философия выступает в качестве методологической основы социологии.

Социология же дает более конкретный анализ общества с точки зрения того, как эти социальные законы проявляются в деятельности структурных единиц общества ( например, классов, слоев, ассоциаций, групп, отдельных личностей), каким образом изменяются социальные структуры, какие процессы в них происходят.


Структурные единицы общества (классы, партии, слои, группы и т.д.) представляют собой субъекты политики, что обусловливает взаимосвязь социологии с политической наукой – политологией. Политология изучает то, каким образом люди приходят к власти, как ее используют, каким образом она распределяется в обществе. Кроме того, рассматривает вопросы, связанные с управлением и функционированием государства, образованием правительств, деятельностью партий, поведением избирателей. Социология также рассматривает феномен власти и его субъекты, однако, с позиций анализа социальных статусов классов, групп, личностей, наличия у них ресурсов.

Более заметны различия социологии с экономической наукой. Экономика изучает процессы производства, распределения, потребления и обмена материальных благ. Главное внимание экономисты уделяют моделям экономического развития, процессам общественного воспроизводства, анализу макроэкономических показателей, безработицы, инфляции, динамики цен, международной торговли. Конечно, социология не может игнорировать выводы экономической науки, обусловленность социальных процессов уровнем материального производства. Однако социология рассматривает не одну сферу, как, например, экономика, а общество как целое, в единстве и взаимосвязи всех его сфер.

Основная литература:

В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. Социология. Краткий курс. Москва. 2003 г. С.7-48.

В. Н. Лавриненко. Социология. Учебник для вузов. Москва. 2003 г. С.13-28.

Р. Т. Мухаев. Социология. Учебник для вузов. Москва. 2003 г. С. 5-19.

Дополнительная литература:

А.А. Радугин, К.А. Радугин. Социология. Москва.1996 г.

Ж.Т. Тощенко. Социология. Москва. 1994 г.

Н. Смелзер. Социология. Москва. 1994 г.

К.Г. Габдуллина. Социология. Учебное пособие. Алматы. 1997 г.

Лекция 2. Тема: История становления и развития социологии.

1. Возникновение социологии как науки.

2. Классическая западная социология Х1Х – начала ХХ века.

3. Современная западная социология.

4. Социология в России и Казахстане.

1. Возникновение социологии как науки

Задолго до возникновения социологии ученые и мыслители древности стремились познать тайные механизмы, управляющие поведением человека среди других людей, так и причины, объединяющие их в общество. Среди первых мыслителей, попытавшихся выявить законы общественного развития, следует отметить таких мыслителей как Платон, Аристотель, Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Ш. Монтескье.

Платон – один из первых, кто пытался сформулировать закономерности развития отдельных социальных институтов, таких как государство, семья, право, выявить место человека в обществе. В работе «Государство» мыслитель представил законы строения общества, его развития и функционирования. В идеальном государстве, по Платону, справедливость состоит в том, чтобы каждому гражданину было отведено занятие, наиболее соответствующее его природе. На основе данного критерия он формулирует свою теорию социальной стратификации, согласно которой определенные социальные различия между людьми носят характер иерархического ранжирования.


В соответствии с тремя началами человеческой души – разумным, яростным и вожделяющим – он делит население на три сословия: философов-правителей, воинов-стражей и ремесленников-земледельцев.

Развитие и функционирование идеального государства обусловлено наличием четырех добродетелей, которые должны быть присущи его гражданам: мудрость (ее носителями выступают философы-правители); мужество (ее олицетворяют воины-стражи); рассудительность и справедливость свойственны всем гражданам.

Государство призвано создавать условия для добродетельной жизни максимального числа граждан. С этой целью оно регулирует все сферы жизни граждан вплоть до заключения брака, рождения детей, устанавливает особую систему воспитания будущих правителей и стражей. В идеальном государстве отсутствует частная собственность, имущественное неравенство, поскольку их наличие, по Платону, противопоставляет частный и общественный интересы, развращает нравы людей, приводит к конфликтам.

Ученик Платона – Аристотель свои представления об обществе, государстве основывал на эмпирическом наблюдении реально существующих городов-полисов (их было 158), которые он описал в своей работе «Политика».

Принципиально важным для будущей социологической науки является его тезис о человеке как существе общественном – он называет его «политическим животным», то есть существом, инстинктивно стремящимся к совместному проживанию.

Государство первично по отношению к индивиду и к семье, из объединения которых оно складывается. Первичной «клеточкой» государства (и общества, так как Аристотель не различал эти понятия) является гражданин – безликая частица политической общности. К гражданам он относил свободных людей, которые занимаются управлением, военными и судебными делами. Им он противопоставлял рабов, удел которых – физический труд. Именно Аристотель одним из первых выявил обусловленность форм государства социальными различиями между людьми, общественным разделением труда.

Новым этапом в развитии социальной мысли явилась эпоха Возрождения. В работах Эразма Ротердамского, Томаса Мора, Мишеля Монтеня формируется модель общества, напоминавшего общину, где порядок и моральные устои регламентировались божественным промыслом и традициями.

Особое место среди этих работ занимает «Государь» итальянского мыслителя Н. Макиавелли. Объективное изучение наблюдаемых фактов ( действий, поступков людей) позволило Макиавелли сформулировать законы, объясняющие общественные явления.

Он выделяет ряд законов:

во-первых, поведение людей обусловлено стремлением к власти, поскольку она предоставляет возможность обладания богатством, статусом, престижем;

во-вторых, правитель, стремящийся к поддержке подданных, должен знать их чаяния;


в-третьих, эффективность политического лидера опирается на умелое сочетание таких средств властвования, как любовь и страх, при доминирующей роли последнего;

в-четвертых, подданные могут простить правителю все его жестокости, даже смерть своих близких, кроме лишения их имущества;

в-пятых, умный правитель не должен выполнять все обещания, которые он дал своим подданным. В политике правит целесообразность, а не мораль.

Социальные воззрения Ш. Монтескье изложены в работе «О духе законов». Социальные институты (государство, законы, право) он изучал, используя методы сравнения и наблюдения. Это позволило ему сформулировать естественные и политические законы, которые обусловливают поведение людей в естественном состоянии, и формы правления. По мнению Монтескье, на форму правления влияет размер территории. Демократия возможна на маленьких пространствах, средние по территории государства выбирают монархии, а большие территории – деспотии.

Монтескье вывел закономерность, состоящую в том, что на ранних этапах развития человечества определяющими являются природные факторы, а позднее – социальные, идеологические и политические (идея гражданской свободы, принцип равновесия и разделения властей и т.д.).

Становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе в конце ХУ111- начале Х1Х вв. Общество мучительно переходило от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации политической и экономической жизни. Промышленное развитие западных стран в первой половине Х1Х века заметно активизировало внимание к социальным последствиям промышленной революции. Переход от мануфактуры к системе машин (фабрикам, заводам) востребовал новый тип работника, с новыми потребностями, системой ценностей, способного работать на сложной технике.

Рыночные отношения формируют новую социальную структуру, основанную на экономическом неравенстве, проникают в политику и культуру, существенно усложняют все сферы жизнедеятельности общества. В условиях нарастающего антагонизма интересов буржуа и пролетариев возрастает потребность в социальном порядке, выработке механизмов управления социальными процессами. Для того, чтобы их создать, необходимо было объяснить поведение людей, их стремление создавать ассоциации, вступать во взаимодействие и прогнозировать их возможные последствия.

Такой наукой, объективно изучающей социальную действительность, так же как естественные науки – физическую, стала социология.



2. Классическая социология Х1Х – начала ХХ вв.

Основателем социологии как самостоятельной и целостной науки об обществе стал французский ученый и философ – позитивист Огюст Конт. (1798 – 1857), энциклопедически образованный мыслитель. Конт выступал против того, чтобы считать общество простой совокупностью индивидов, которые рассматривались многими мыслителями как своего рода «социальные атомы», существующие чуть ли не автономно друг от друга.