ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.11.2020

Просмотров: 804

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, семьи, обладающие оптимальными возможностями в области воспроизводства и воспитания нового поколения, почти до предела ограничивают свою репродуктивную функцию. Особенно заметен этот процесс в крупных городах.

Воспитательная функция. Известно, что для нормального, полноценного развития ребенка семья жизненно необходима, и ее нельзя заменить никакими другими институтами или общественными учреждениями.

Социологи выделяют несколько достаточно устойчивых стереотипов семейного воспитания.

  1. Детоцентризм, т.е. всепрощенческое отношение к детям, ложно понимаемая любовь к ним. В таких семьях дети вырастают избалованными, не приемлют разумных запретов и обязанностей, в том числе и долга перед родителями. Как правило, их обслуживают старшие члены семьи. Подобная тенденция наиболее характерна для тех семей, в которых растет один ребенок и (или) воспитание возложено на бабушек и дедушек, оберегающих своих внуков от жизненных трудностей. В результате вырастают эгоцентричные, инфантильные молодые люди, не умеющие и не желающие брать ответственность на себя.

  2. Профессионализм, т.е. тенденция своеобразного отказа родителей от воспитания детей под предлогом того, что этим должны заниматься педагоги, воспитатели-профессионалы в детских садах и школах. Таким родители считают своим долгом прежде всего материально обеспечить своих детей. К «воспитательным» воздействиям они прибегают обычно лишь тогда, когда ребенок провинился или «мешает» им. Чаще всего их воспитательные воздействия имеют форму строгого запрета, брани и даже телесных наказаний. Таким образом, родители и дети оказываются выключенными из жизни друг друга, уровень доверительности в их общении минимален, круг совместно обсуждаемых проблем крайне узок. В силу этого у ребенка в такой семье отсутствует опыт диалога со взрослыми, слабо развита потребность во взаимодействии со старшими, что впоследствии может осложнить его социальные контакты.

  3. Прагматизм, то есть воспитание, цель которого – выработка у детей «практичности», умения «ловко устраивать свои дела». Ориентации, прежде всего на получение непосредственной материальной выгоды. Очевидно, что существует опасность усиления прагматической тенденции в воспитании при переходе к рыночным отношениям, когда именно утилитаристское поведение расценивается на уровне обыденного сознания как наиболее адекватное новым условиям, как стратегия выживания.

В семье, главным образом, воспитываются дети. Но этим далеко не ограничивается ее воспитательная роль. Семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена, расширяя или, наоборот, ограничивая пространство для самореализации не только детей, но и взрослых.

Хозяйственно – экономическая функция. Эта функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, организацию семейного потребления, проблему распределения домашнего труда, поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами и т.д. В постсоветских государствах, где невысок уровень механизации в быту, труднодоступна сеть бытовых услуг, бытовые проблемы ложатся в первую очередь на плечи женщин, усугубляя и без того нелегкий конфликт ролей – противоречия между профессиональной деятельностью женщины и ее семейными обязанностями, между ролью жены, матери и труженицы.


Рекреационная функция. Эта функция семьи приобретает все большее значение в наше время. В условиях убыстряющегося ритма жизни, роста всякого рода социальных и психологических нагрузок, увеличения количества стрессовых ситуаций семья принимает на себя особую терапевтическую роль. Она должна стать «оазисом» спокойствия, уверенности, создавать столь важное для человека чувство безопасности и психологического комфорта, обеспечивать эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса. Рекреационная функция включает в себя и духовно-эстетические моменты, в том числе организацию семейного досуга и отдыха. Рекреационные аспекты семейной жизни теснейшим образом связаны с культурой семейных отношений, а это, как никогда ранее, влияет на жизнедеятельность семьи вообще, на ее стабильность и, в конечном счете, на само существование брачной пары.

Понятно, что все функции семьи тесно взаимосвязаны, но их соотношение и удельный вес могут быть различными.

  1. Тенденции развития семейно –брачных отношений. Исследование проблем, связанных с семьей, приобретает все большее значение, как в теоретическом, так и в практическом, жизненном плане. Известно, что нестабильность брака и семьи, проявляющаяся в росте числа разводов, характерна практически для всех развитых стран мира. Это объясняется влиянием урбанизации и вызванной ею интенсивной миграцией населения, эмансипацией женщин, научно-технической революцией, причинами социально-экономического, культурного, этнического, религиозного характера.

В настоящее время институт семьи переживает трудные времена. Отпали многие факторы, стабилизирующие семью извне: экономическая зависимость женщины от супруга, юридический, религиозный, моральный запрет или осуждение разводов. В этих условиях определяющее значение для стабильности брака приобретают внутренние факторы, присущие семье. Многочисленные социологические исследования показывают: в основе развода в подавляющем большинстве случаев лежит конфликт между супругами, достигший такой степени, что разрешить его можно только путем расторжения брака.

Конфликт в семье. Выделяются несколько уровней супружеских взаимоотношений, на которых могут происходить конфликты.

  1. Психофизиологический – дисгармония проявляется в нарушении сексуальной жизни. В целом явление это встречается довольно часто, однако как основную причину решения о разводе его отмечают лишь немногие.

  2. Психологический- в семье создается нездоровый климат, проявляющийся в постоянных ссорах, взаимных придирках, раздражительности, которая зачастую вымещается на детях.

  3. Социально – ролевой – симптомы нарушения стабильности этого уровня – неправильное, неравномерное распределение семейно-бытовой нагрузки, хаотичность семейного уклада.

  4. Социокультурный (духовный) – конфликты приобретают форму непонимания супругами друг друга, неуважения, отсутствия интереса или неудовлетворенности общением с партнером, неприятия его жизненных ценностей, идеалов.


Причины, вызвавшие конфликт на том или уровне, могут быть самыми разнообразными. Но по времени возникновения их можно разделить на две большие группы. Это причины, возникшие непосредственно во время брака, во время совместной жизни и общего ведения хозяйства, и причины, которые объективно существовали до момента создания семьи.

Факторы риска. Группу причин, объективно существовавших до момента создания семьи, называют факторами риска, так как наличие их в период добрачного знакомства уже таит в себе опасность будущего развода.

Факторы риска связаны как с личностью человека, его происхождением, воспитанием, так и с условиями заключения брака. К факторам риска относятся:

    • большая разница в образовании и в возрасте между супругами ( особенно если

    женщина намного старше );

      • склонность к алкоголизму одного из супругов;

      • легкомысленное отношение к браку, семье вообще;

      • слишком ранний возраст вступления в брак;

      • вероятность скорого рождения ребенка;

      • слишком малый срок знакомства;

      • резкое несогласие родителей на заключение брака;

      • брак по принуждению, без взаимного согласия.

      Эти факторы дают о себе знать буквально в первые годы совместной жизни и во многом обусловливают то обстоятельство, что более трети разводов приходится на семьи, имеющие стаж совместной жизни от одного до трех лет.

      Причины разводов. Однако большая часть разводов происходит, разумеется, из-за причин, возникающих (складывающихся) непосредственно в результате совместной жизни.

      Наибольшее число расторгнутых браков приходится на возраст 25-30 лет, когда супруги становятся достаточно самостоятельными в материальном плане, успели неплохо узнать недостатки друг друга и убедиться в невозможности жить вместе. В то же время они достаточно молоды, чтобы создать новую полноценную семью и иметь детей. Также большое количество разводов приходится на возраст около 40 лет. Это связано с тем, что дети выросли и нет необходимости сохранять семью ради них, а у одного из супругов фактически имеется другая семья.

      Максимальная доля разводов падает на первые пять лет супружеской жизни. Наличие в семье детей прямым образом влияет на прочность брака. В многодетных семьях, где количество детей более трех, процент разводов много ниже среднего уровня.

      При разводе как ведущие указываются три группы причин:

      1. Бытовые (жилищные условия, неумение или нежелание одного из супругов вести домашнее хозяйство, материальная необеспеченность, вынужденное раздельное проживание).

      2. Межличностные конфликты (утрата чувства любви и привязанности, грубость, разные взгляды на жизнь, болезнь одного из супругов, ревность, мнительность). В этом блоке главным фактором являются грубость и неуважение супругов друг к другу. Для женщин – инициаторов развода эти причины чаще оказываются связанными с алкоголизмом супруга, откуда и проистекают грубость, побои, оскорбления, угрозы и т.д. Для мужчин же, как правило, грубость жены имеет принципиально другое содержание. Это прежде всего неуважение к мужу, неверие в его способности, нежелание считаться с его интересами, пренебрежение к производственным (профессиональным) успехам и неудачам, попреки, мелочная опека, нелюбовь к друзьям мужа и пр. С этим тесно смыкается такой фактор, как различие взглядов на жизнь – так называемое несходство характеров. Оно имеет гораздо большее значение для мужчин, чем для женщин.

      3. Внешние факторы (измена, появление новой семьи или нового чувства у инициатора развода, вмешательство родителей или других лиц).


      Конечно, все три группы факторов тесно переплетаются. Так, измена может быть следствием невнимания, грубости, а грубость – результатом хозяйственных неурядиц и т.п.

      Разные люди по – разному переживают распад своей семьи. По оценкам многих российских и зарубежных социологов, весьма распространенными последствиями разводов являются снижение трудовой активности, высокая вероятность нервных стрессов, психических расстройств. Для общества особенно тягостно, что ослабляется влияние родителей на воспитание детей и дети становятся предметом серьезных конфликтов между разводящимися супругами, причем зачастую такие конфликты выходят далеко за рамки предразводной и разводной стадий и продолжаются в течение многих лет.

      Итак, нестабильность брака создает острые проблемы как для тех, кто хочет создать семью, так и для тех, чья семья оказалась разрушенной. Вместе с тем развод нельзя рассматривать как всецело отрицательное явление, так как свобода расторжения брака – одно из средств обеспечения социальной справедливости в семейно – брачных отношениях, средство сохранения их моральных устоев. Принципиально неверны как злоупотребление свободой развода, так и огульно негативный подход к разводам независимо от индивидуальной ситуации.

      Вместе с тем существенную роль в профилактике разводов могут сыграть службы семьи, улучшение организации бытового обслуживания, решение жилищной проблемы.

      Таким образом, можно выделить три основные проблемы семейно – брачных отношений:

      1. проблема стабильности семьи;

      2. проблема рождаемости;

      3. проблема напряженности в сфере быта.

      Но даже высокий уровень разводов не означает распада брака как института и кризиса семьи вообще. Напротив, семья признается безусловной ценностью всеми возрастными категориями. Речь идет только о качестве семейных отношений, к которым люди предъявляют все более высокие требования.

      Основная литература:

      1.В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. Социология. Краткий курс. Москва. 2003 г. С.185-213

      2. В.Н. Лавриненко. Социология. Учебник для вузов. Москва. 2003 г. С.240-253

      3. Р.Т. Мухаев. Социология. Учебник для вузов. Москва. 2003 г. С. 197-200

      Дополнительная литература:

      1. А.А. Радугин, К.А. Радугин. Социология. Москва. 1996г.

      2. Ж.Т. Тощенко. Социология. Москва. 1994г.

      3. Н. Смелзер. Социология. Москва. 1994 г.

      4. К.Г. Габдуллина. Социология. Учебное пособие. Алматы. 1997 г.

      Лекция 8. Социология культуры

      1. Понятие культуры, ее структура и функции.

      2. Социологическая классификация культуры и закономерность ее развития.

      3. Массовая культура и субкультура.

      1. Понятие культуры,, ее структура и функции. Мир культуры столь сложен и многообразен, что каждая наука- философия, история, искусствоведение, этнография, культурология, социология – находит свою специфическую предметную «нишу» при изучении этого явления. Социологию интересует, прежде всего, роль культуры в функционировании и развитии общества. Культура чутко реагирует на все перемены, происходящие в социуме, и сама оказывает определенное воздействие на него, формируя и определяя многие социальные процессы, включая процессы группообразования и социальной мобильности.


      Первоначально слово «культура» означало способ обработки земли ( от лат. Cultura – заботиться, выращивать, ухаживать). Переход от этого узкого понимания смысла культуры к широкому, происшедший в европейском общественном сознании в XXII-XXIII вв., имеет принципиальное значение, поскольку с этого времени культура становится центральным понятием европейского самосознания.

      К XXIII-XIX вв. в Германии, а затем в России сложилась другая антитеза – культура и цивилизация. Культуре как средоточию духовных, моральных и эстетических ценностей противостоит цивилизация как нечто утилитарное, внешнее и вторичное для человека. Цивилизация связывалась прежде всего с материальным и технологическим прогрессом, а культура – с процессом идеальным, духовным, во многом стихийным, имеющим в своей основе высшие человеческие ценности, к которому категория прогресса неприменима.

      В ХХ веке под культурой стали понимать не только художественно-творческий процесс (искусство), а прежде всего нравы, ценности, воззрения, бытующие в обществе, т.е. всю сферу социального самопонимания человека. Отсюда повышенный интерес к совершенствованию внешних условий человеческого существования и к внутренней природе самого человека. Определяя содержание понятия культуры, современные исследователи, как правило, отождествляют ее с совокупностью норм, ценностей, идеалов, выполняющих функцию социальной ориентации в обществе. Это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в совокупности социальных норм и институтов, в духовных ценностях. Культура рассматривается как система отношений между человеком и природой, человеком и обществом, человеком и человеком. Таким образом, культура понимается и как совокупность ценностей (духовных и материальных), и как живая человеческая деятельность по их созданию, распространению и хранению.

      Культура обладает системными качествами. Во-первых, она состоит из взаимодействующих элементов, которые образуют ее внутреннее строение. Во-вторых, как система она реагирует на внутренние и внешние импульсы и таким образом постоянно изменяется, развивается.

      Элементы культуры, то есть базисные единицы, из которых она состоит, делят на два вида: материальные и нематериальные.

      Материальные элементы образуют материальную культуру. В качестве базисных единиц материальной культуры выступают физические объекты, созданные человеческими руками ( их называют артефактами): книга, паровая машина, погребение, храм, орудие труда, жилой дом, галстук и многое другое. Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, несут в себе определенное символическое значение, выполняют конкретную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.