ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2020
Просмотров: 158
Скачиваний: 1
1 вопрос. Роль А.С. Пушкина в литературе.
Родился Пушкин 26 мая (6 июня) 1799г. в Москве. Настоящим триумфом петербургского периода стало произведение «Руслан и Людмила» 1820 г. Путешествие на Кавказ и в Крым тоже принесло творческие плоды: в 1821-1822 г. поэмы «Братья разбойники», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан» , А ночевка с цыганами по пути в Одессу принесла Пушкину вдохновение на создание в 1824 году поэмы «Цыганы» . В 1824 году Александра отправляют в северную ссылку в свое имение - село Михайловское, где и продолжает работать над «Евгением Онегиным», пишет «Бориса Годунова». Там его и застает известие о восстании и казни друзей декабристов. После ссылки начинает создавать более драматичные произведения, в 1830 году трагедии «Моцарт и Сальери» , «Скупой рыцарь» , рассказы и стихи. В 1831 году Пушкин женится на Наталье Гончаровой и переезжает в Петербург. В этот период он написал множество произведений на историческую тему. Это «Дубровский», «Капитанская дочка», «История Пугачева», принесшие невероятный успех Пушкину. Ещё при жизни Пушкина сложилась его репутация величайшего национального русского поэта. Пушкин - создатель современного русского литературного языка. В статье «Несколько слов о Пушкине» (1830-е), Н. В. Гоголь писал, что «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет». Самую ёмкую характеристику предложил Аполлон Григорьев (1859): «А Пушкин — наше всё»[
2. Художественный мир М.Ю. Лермонтова.
Родился Михаил Юрьевич Лермонтов, 15 октября 1814 года в Москве. В Московском университете проучился 2 года, переехал в Петербург и поступил в школу гвардейских юнкеров. После того, как был убит на дуэли Пушкин, негодующий Лермонтов написал несколько вольнолюбивых стихов, за это был переведен из гвардии в драгунский полк, р на Кавказ. Вернулся в С-Пб, в свой гвардейский полк, но в 1840 г. он на балу поссорился с сыном французского посла и за дуэль вновь на Кавказе. Именно в это время им были написаны стихи: «И скучно, и грустно», «Выхожу один я на дорогу», «Дума». Служил в Чечне и был награжден золотой саблей за храбрость. В 1841 году поэт получил долгожданный отпуск и отбыл в Петербург. Ехать в столицу нужно было через Пятигорск, где он встретил большую компанию своих питерских друзей. Был там и майор Мартынов, над которым Лермонтов часто подшучивал. Веселье закончилось плохо: между ними произошла ссора, которая привела к дуэли. И 27 июля 1841 года на дуэли Михаил Лермонтов был убит. Власти долго скрывали убийство Лермонтова, распространив информацию, что он болел и скончался. Только в 1842 году, весной, удалось перевести его прах в Тарханы, где его и похоронили в фамильном склепе 23 апреля 1842 года. Литературное наследие М.Ю. Лермонтова: около тридцати поэм (например, «Мцыри», «Демон»), четыреста стихотворений, романы («Герой нашего времени» - роман о его поколении. Главный герой - Печорин), драмы. Опубликовано уже после его смерти. За 13 лет творчества поэт внес неоценимый вклад в русскую литературу как автор исключительной по разнообразию тем и мотивов лирики; его творчество завершило развитие национальной романтической поэмы, создало фундамент для реалистического романа XІX в.
3. Художественный мир Н.В. Гоголя.
Родился Николай Васильевич в 1809 году в местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии. В 1828 г. переезжает в Петербург, мечтая стать там чиновником, но служба ему не понравилась. Зато он общался с известными литераторами, познакомился с Пушкиным. В 1832 г. издал «Вечера на хуторе близ Диканьки» – повесть, в которой важную роль играет смех и сказочные мотивы, а для литературы той эпохи это было необычно. «Арабески» и «Миргород», где описывается Украина и Петербург. Самые известные его повести: «Портрет», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего». Потом «Нос» и «Шинель». В них речь о простых людях, как сложно выжить в безжалостном обществе. В его повестях появляются потусторонние, загадочные и жутковатые мотивы. В 1835 г. пишет комедию «Ревизор». Главной задачей этой комедии было собрать воедино все самое плохое, что есть в России. Гоголь последовательно показывает все пороки общества. Постановка в Александринском театре окончилась полным провалом, зрители пьесу не оценили. Однако у Гоголя появился один увлеченный зритель - Николай I. Обижается на непонимающую публику и уезжает в Рим. Там он написал «Мертвые души». Он замышлял эту поэму, как «Божественная комедия Данте. В 1845 г. его поместили его в клинику для душевнобольных в Риме. Ему совсем плохо, русский посол передает Гоголю деньги от царя. Выкарабкавшись, он возвращается в Россию, благодарит императора и собирается уйти в монастырь. Но в1847 году он публикует «Выбранные места из переписки с друзьями». Речь там о государственном строе России. Церковь заявила, что светскому человеку негоже проповедовать и даже хотели отлучить от церкви, но вовремя вмешался император. Абсолютно больной человек пишет второй том поэмы «Мертвые души», но в ночь с 11 на 12 февраля 1852 г. он почему-то бросает рукопись в огонь. А через десять дней умирает.
4. М.Е. Салтыков Щедрин. Сатира в «Сказках для детей изрядного возраста».
Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно. Он писал романы, драмы, хроники, очерки, обозрения, рассказы, статьи, рецензии. Среди огромного наследия сатирика особое место занимают его сказки. Сказки — итог многолетних жизненных наблюдений, итог всего творческого пути писателя. В них сплетается фантастическое и реальное, комическое сочетается с трагическим, в них широко используется гротеск, гипербола, проявляется удивительное искусство эзопова языка. Здесь и тупые, свирепые, невежественные правители народа, его эксплуататоры ("Медведь на воеводстве", "Орел-меценат", "Дикий помещик"). Народ - трудолюбивый, талантливый, могучий и вместе с тем покорный своим эксплуататорам ("Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил", "Коняга"). Щедрин широко использовал образы народных сказок о животных: жадного волка, хитрой лисы, трусливого зайца, глупого и злого медведя. Однако сатирик вводил в мир народной сказки злободневные политические мотивы и с помощью традиционных, привычных сказочных образов раскрывал сложные проблемы современности. Созданные сатириком образы рыб, животных, птиц стали нарицательными. Если мы говорим про человека: это настоящий карась-идеалист, этот — вяленая вобла, а тот — премудрый пескарь, то всем ясно, какие качества мы имеем в виду.
5. И.А. Гончаров «Обломов». Обломов и Штольц.
Характеры героев совершенно различны. Узнать о детстве Ильи Ильича Обломова помогает глава “Сон Обломова». Илюшу все любили, баловали. Он вырос добрым и отзывчивым. Но за него все делал слуга Захар и еще “триста Захаров”. Нянины сказки повлекли у Обломова страх перед жизнью, от которой Илья Ильич тщетно пытался спрятаться в своей квартирке на Гороховой улице, а потом на — Выборгской стороне. Полная противоположность Обломова — его друг Андрей Штольц. Отец его, Иван Богданович Штольц, деловой и практичный немец, ставил выше всего чувство долга, дисциплину, ответственность и любовь к труду. В самостоятельную взрослую жизнь Андрей взял расчетливость, практичность, целеустремленность. Больше всего Обломов жаждет покоя, беспечности и умиротворенности. Для Штольца главное – труд. Идеалом Обломова была беспечная жизнь в единении с природой, семьей и друзьями. Штольц старался спасти друга от «обломовщины» (лени, апатии), но даже любовь Ольги Ильинской не могла изменить Обломова. Обломов разорился, поселился у вдовы Агафьи Матвеевны. От неправильного образа жизни он заболел и умер. Андрей и Ольга поженились и взяли сына Обломова, чтобы дать ему воспитание и образование. (Сына Обломов назвал в честь друга Андреем).
6. И.С. Тургенев «Отцы и дети». Базаров и Кирсановы.
Действия в романе происходят летом 1859 года, то есть накануне крестьянской реформы 1861 года. Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов приезжают в Марьино и гостят у Кирсановых (отца Аркадия - Николая Петровича и дяди Павла Петровича). Евгений Васильевич Базаров — нигилист, студент, учится на лекаря. К концу романа он влюбляется в Одинцову, изменяя своим нигилистическим взглядам на любовь. В конце романа работает сельским лекарем, живёт у своих престарелых родителей. Делая вскрытие, заражается по невнимательности. Умирает без церковного обряда, однако накануне смерти он все же не отрекается от нигилизма, но в нем живет (и он это понимает) явный романтик, он даже объясняется в любви с Одинцовой. Николай Петрович Кирсанов — помещик, либерал, отец Аркадия, вдовец. Любит музыку и поэзию. Интересуется прогрессивными идеями, в том числе в сельском хозяйстве. В начале романа он стыдится своей любви к Фенечке, простой женщине, но затем женится на ней. Павел Петрович Кирсанов — старший брат Николая Петровича, отставной офицер, аристократ, гордый, самоуверенный, ярый приверженец либерализма. Часто спорит с Базаровым о любви, природе, аристократии, искусстве, науке. Главное в романе – эти споры представителя «отцов» Павла Петровича (барина - аристократа) и представителя молодого поколения - Базарова (студента-нигилиста). П.П. одинок. В молодости пережил трагическую любовь. Ненавидит Базарова и вызывает его на дуэль, на которой получает лёгкое ранение в «ляжку». Аркадий Николаевич Кирсанов — недавний кандидат наук Санкт-Петербургского университета и друг Базарова. Становится нигилистом под влиянием Базарова, но затем отказывается от этих идей. В конце женится на Кате Локтевой. Тургенев «наказывает» людей крайности Базарова( смерть) и Павла Петровича(одиночество), а людей «золотой середины» автор награждает любовью и счастьем.
7. А.Н. Островский – создатель русского национального тетра.
Родился 12 апреля 1823 г. в Москве в семье судейского чиновника. Получил хорошее домашнее образование, поступил на юридический факультет Московского университета, потом бросил ради лит. творчества. По настоянию отца поступил на службу в Московский совестный суд. Адвокатская практика отца и служба в суде в течение почти восьми лет дали будущему драматургу богатый материал для его пьес. В 1849 г. в журнале «Москвитянин» была опубликована комедия «Свои люди — сочтёмся», а Островский стал сотрудником журнала. Драматург создал около 50 пьес («Доходное место», 1856 г.; «Гроза», 1859 г.; «Бешеные деньги», 1869 г.; «Лес», 1870 г.; «Снегурочка», 1873 г.; «Бесприданница», 1878 г., и др.) – т.е. он создал репертуар русского театра и актерскую школу. С именем Островского связана целая эпоха в развитии русского театра. Его перу принадлежат переводы из Сервантеса, Шекспира и др. зарубежн. драматургов. Творчество Островского охватывает огромный период развития России в XIX в. — от эпохи крепостничества 40-х гг. до развития капитализма в 80-х.С 1 января 1886 г. его назначили заведующим репертуарной частью московских театров. Но здоровье драматурга к этому времени уже сильно пошатнулось, и 14 июня 1886 г. Островский скончался в имении Щелыково в Костромской губернии.
8. А.Н. Островский. Образ Катерины в пьесе «Гроза».
1860 г. А.Н. Островский написал драму "Гроза". Она поражает читателей своим сюжетом и трагическим концом. Главная героиня – Катерина, молодая жена (ей 17 лет) купца Тихона Кабанова. Из монолога Катерины мы узнаем о ее детстве. Детство Катерины было радостным, безоблачным. Мать в ней "души не чаяла", не принуждала работать по хозяйству. Она ходила с матерью в церковь, потом вышивала и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерина росла счастливой, романтичной, очень набожной. Она любила всех: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Можно сказать, что Катерина была наивной и доброй, воспитанной в религиозном духе. После замужества жизнь Кати сильно изменилась: пьющий муж и злая свекровь. Лишь любовь к Борису не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему нельзя. Грех висит на ее сердце тяжким камнем. Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Катерина боялась грозы(думала, что её убьёт грозой за измену) с тех пор, как стала думать о Борисе. Для ее чистой души даже мысль о любви к постороннему человеку - грех. Она признается во всем мужу и Кабанихе. Борис не хочет увезти её из города Калинова, из ужасной семейки Кабановых, а она не может их больше видеть, вернуться домой. Единственным выходом из этой ситуации Катерина видит смерть: "Нет, мне что домой, что в могилу…», бросается с обрыва. Добролюбов определял характер Катерины как "решительный, цельный, русский". Решительный, потому что она решилась на последний шаг, на смерть ради спасения себя от позора и угрызений совести.
9. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Крестьяне — правдоискатели. Проблема счастья в поэме.
Поэма Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". Он писал около 20 лет. В ней он раскрывает темы народного горя и счастья. Главные герои поэмы семеро мужиков-крестьян. Решили они шагать по матушке Руси до тех пор, пока не найдут того, «Кому живется весело, вольготно на Руси». В поэме Некрасова рассуждения о счастье описываются в виде спора. Каждый из путников говорит о счастье в его собственном понимании. Первым на их пути встречается поп. Поп видит своё счастье в покое, чести и богатстве. Но так же говорит, что счастье одного человека в отрыве от всех остальных невозможно. Многих они встречают на пути. Для помещика Гаврилы Афанасьевича счастье в неограниченной власти над мужиком. Для крестьян счастье состоит в том, чтобы был урожайный год, чтобы все были здоровые и сытые, солдат считает себя счастливым потому, что он был в двадцати сраженьях и остался жив и т.д. Проблему народного счастья Некрасов раскрывает в поэме при помощи образа народного заступника Гриши Добросклонова. Ему не нужны богатства и чужды заботы о личном благополучии. Некрасовский революционер готовится отдать свою жизнь за то, чтоб каждому крестьянину жилось “весело, вольготно на Руси”. Он верит в счастливое будущее своего родного края, народа. Смысл поэмы, не в том, чтобы сделать счастливым только себя, но и людей вокруг.
10. Любовь в лирике Ф.И. Тютчева. Анализ стихотворения (по выбору).
Особое место в творчестве Тютчева занимает тема любви. Человек сильных страстей, он запечатлел в стихах все оттенки этого чувства и мысли о неумолимой судьбе, преследующей человека.
«Предопределение» Федор Тютчев Любовь, любовь — гласит преданье — Союз души с душой родной — Их соединенье, сочетанье, И роковое их слиянье. И… поединок роковой… |
И чем одно из них нежнее В борьбе неравной двух сердец, Тем неизбежней и вернее, Любя, страдая, грустно млея, Оно изноет наконец… |
Посвящено Елене Александровне Денисьевой. Раскрывает истинную сущность любви: это не только счастье, «союз души с душой родной», но и «поединок роковой». Повторение дважды эпитета «роковой» раскрывает идею автора о том, что любовь - предопределенное свыше чувство. Значит, предопределены и те муки и страдания, которые переносят влюбленные. Остается только смириться. Но в поединке должен быть победитель и проигравший. И проигравшим, как это ни печально, становится тот, кто больше всего любит, чье «нежное сердце» изнывает от любви.
Любовь в поэзии Тютчева – грозовая, губительная страсть.
Любовь в понимании Тютчева – самое большое потрясение в жизни человека. Именно любовь наполняет смыслом, внутренним горением, заставляет биться человеческое сердце, способствует взлету человеческого разума и одухотворенности всего миропорядка.