ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2020
Просмотров: 4260
Скачиваний: 25
Общероссийским классификатором форм собственности ОК
027-99* рассматриваются следующие виды собственности:
Российская собственность',
государственная (код по класси
фикатору — 11), федеральная (12), субъектов Российской Федера
ции (13), муниципальная (14), частная (16), российских граждан,
постоянно проживающих за границей (18), потребительской коо
перации (19), общественных и религиозных организаций (15),
благотворительных организаций (50), политических обществен
ных объединений (51), профессиональных союзов (52), обществен
ных объединений (53), религиозных объединений (54), смешан
ная (17).
Иностранная собственность-,
международных организаций
(21), иностранных государств (22), иностранных юридических
лиц (23), иностранных граждан и лиц без гражданства (24), сме
шанная (27).
Совместная российская и иностранная собственность
: со
вместная федеральная и иностранная собственность (31), совмест
ная собственность субъектов Российской Федерации и иност
ранная (32), муниципальная и иностранная (33), совместная ча
стная и иностранная (34), совместная собственность обществен
ных и религиозных организаций и объединений и иностранная
(35).
Смешанная российская собственность с долей государствен
ной собственности
: смешанная российская с долей федеральной
(41), смешанная российская собственность с долей собственности
субъектов (42), российская собственность с долями федеральной
собственности и собственности субъектов (43), иная смешанная
российская собственность (49).
Форма собственности предприятия в значительной степени
определяет виды информации ограниченного доступа, которые
могут использоваться предприятием в его деятельности, особен
ности защиты такой информации, устанавливаемые федеральны
ми органами государственной власти, если предприятие им под
ведомственно, а также виды информации, которая должна быть
доступна, например акционерам, инвесторам и т.п.
Особенности формы собственности предприятия могут исклю
чить возможность использования им в своей деятельности сведе
ний, составляющих государственную тайну.
Так, законодательством в сфере защиты государственной тай
ны предусмотрена возможность получения лицензии на прове
дение работ, связанных с использованием сведений, составляю
щих государственную тайну, только организациями Российской
Федерации.
*
Постановление Госстандарта России от 30 марта 1999 г. № 97 «О принятии
и введении в действие общероссийских классификаторов».
Очевидно, что предприятия с формой собственности п. 21 —
24, 27 классификатора ОК 027-99 к проведению таких работ не
допускаются, а предприятия смешанной российской и иност
ранной собственности могут быть допущены при соблюдении
установленных законодательством ограничений. Предприятия пе
речисленных форм собственности также ограничиваются в воз
можности проведения работ в закрытых административно-тер
риториальных образованиях и отраслях промышленности, име
ющих для государства стратегическое значение (что связано, в
том числе, и с защитой государственной тайны).
Одной из особенностей использования информационных ре
сурсов, содержащих государственную тайну, является то, что в
соответствии со ст. 10 Закона Российской Федерации «О госу
дарственной тайне» [20] права собственника информации могут
быть ограничены, если информация содержит сведения, состав
ляющие государственную тайну. Распоряжаться такой информа
цией собственник может только с санкции органа государствен
ной власти, в компетенции которого находится ее засекречива
ние.
В Российской Федерации не исключается возможность пере
дачи сведений, составляющих государственную тайну, иностран
ным представителям (в т.ч. и иностранным организациям), а так
же международным организациям при наличии с иностранным
государством (международной организацией) договора о взаим
ной защите секретной информации*.
Тем же законом определено, что не может быть ограничено
право собственности на информацию иностранных организаций
и иностранных граждан, если эта информация получена (разра
ботана) ими без нарушения законодательства Российской Феде
рации.
Анализ нормативных документов иностранных государств по
казывает, что за рубежом также принимаются ограничительные
меры в отношении допуска к классифицированной информации
иностранных предприятий или предприятий с долей иностран
ной собственности.
Так, в США инструкцией по обеспечению секретности в воен
ной промышленности предписано:
• подрядчиком секретного заказа не может быть предприятие,
расположенное за пределами территорий, находящихся под юрис
дикцией США;
• доля иностранной собственности в предприятии не должна
позволять иностранным подданным оказывать неблагоприятное
влияние на политику и практику деятельности предприятия;
*
Ст. 18 Закона «О государственной тайне» и постановление Правительства
РФ от 02.08.1997 г. № 973.
• иностранные подданные, являющиеся персоналом предприя
тия, не должны допускаться к классифицированной (секретной)
информации;
• иностранные подданные не должны занимать на предприятии
постов (должностей), позволяющих им оказывать неблагоприятное
влияние на политику и практику деятельности предприятия.
3.2. Влияние организационно-правовой формы
предприятия на особенности защиты
информации ограниченного доступа
Общероссийским классификатором организационно-правовых
форм О К 028 — 99* рассматриваются организационно-правовые
формы хозяйствующих субъектов, предусмотренные законодатель
ством Российской Федерации (табл. 3.1, 3.2, 3.3).
Организационно-правовая форма предприятия может опреде
лять:
• виды информации ограниченного доступа, допуск предприя
тия к которым может быть ограничен;
• виды информации, которую предприятие обязано представ
лять его участникам (например, акционерам).
Одной из основных особенностей в данной сфере является то,
что организации, не являющиеся юридическими лицами, не мо
гут получить лицензию на проведение работ, связанных с исполь
зованием сведений, составляющих государственную тайну. Это
связано, в первую очередь, с требованиями, изложенными в Поста
новлении Правительства Российской Федерации 1995 г. № 333**,
в соответствии с которым для получения лицензии необходимо
представить документ, подтверждающий, что предприятие вклю
чено в Единый государственный реестр юридических лиц.
Следующая особенность заключается в том, что органы госу
дарственной власти, субъекты Российской Федерации, органы
местного самоуправления и их территориальные (структурные)
подразделения осуществляют такую деятельность без получения
лицензии. Эта особенность составляет одну из неурегулирован
ных законодательством сторон такой деятельности, так как ст. 27
Закона РФ «О государственной тайне» [20] и упомянутым поста
новлением установлено, что порядок допуска организаций к ра
ботам, связанным с использованием сведений, составляющих го
сударственную тайну, не зависит от их формы собственности,
организационно-правовой формы и т. п.
• Постановление Госстандарта России от 30 марта 1999 г. № 97 «О принятии
и введении в действие общероссийских классификаторов».
** Собрание законодательства РФ от 24.04.1995 г. № 17. — Ст. 1540.
Т а б л и ц а 3.1.
Юридические лица, являющиеся коммерческими
организациями
Организационно-правовая форма
Код
Хозяйственные товарищества и общества
48
Полные товарищества
51
Товарищества на вере
64
Общества с ограниченной ответственностью
65
Общества с дополнительной ответственностью
66
Акционерные общества
60
Открытые акционерные общества
47
Закрытые акционерные общества
67
Производственные кооперативы
52
Крестьянские (фермерские) хозяйства
53
Унитарные предприятия
40
Унитарные предприятия (на праве хозяйственного ведения)
42
Унитарные предприятия (на праве оперативного управления)
41
Дочерние унитарные предприятия
68
Т а б л и ц а 3.2.
Ю р и д и ч е с к и е
лица, являющиеся некоммерческими
организациями
Организационно-правовая форма
Код
Потребительские кооперативы
85
Общественные и религиозные организации (объединения)
83
Общественные движения
84
Фонды
88
Учреждения
81
Государственные корпорации
82
Органы общественной самодеятельности
78
Некоммерческие партнерства
96
Автономные некоммерческие организации
97
Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
93
Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств
77
Территориальные общественные самоуправления
80
Товарищества собственников жилья
94
Садоводческие, огороднические, дачные товарищества
76
Прочие некоммерческие организации
89
Т а б л и ц а 3.3.
Организации без прав юридического лица
Организационно-правовая форма
Код
Финансово-промышленные группы
79
Паевые инвестиционные фонды
92
Простые товарищества
87
Представительства и филиалы
90
Индивидуальные предприниматели
91
Иные неюридические лица
98
3.3. Характер основной деятельности
предприятия
Одним из основных факторов, определяющих состав исполь
зуемой предприятием информации ограниченного доступа и сте
пень ее конфиденциальности является характер его основной дея
тельности.
По виду деятельности предприятия могут быть классифициро
ваны следующим образом: производственные предприятия; пред
приятия, оказывающие услуги; торговые предприятия; добываю
щие предприятия; перерабатывающие предприятия; транспорт
ные предприятия; предприятия, осуществляющие разные виды
деятельности, и т.д.
КСЗИ предприятий, осуществляющих различные виды деятель
ности, отличаются специфическими особенностями, связанными
с организацией и проведением организационных, правовых и тех
нических мероприятий ЗИ.
Так, например, если предприятие осуществляет свою деятель
ность в области производства продукции военного назначения или
в атомной энергетике, то в большинстве случаев такая деятель
ность связана с допуском к проведению работ со сведениями, со
ставляющими государственную тайну. Вместе с тем большинство
предприятий, производящих продовольственные товары, перера
батывающих сельхозпродукцию, с такими сведениями могут быть
связаны только при наличии у них мобилизационного задания.
В условиях возрастающей конкуренции, в том числе недобро
совестной, необходимость отнесения к коммерческой тайне лю
бого из предприятий информации, «позволяющей ее обладателю
при существующих или возможных обстоятельствах увеличить
доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение
на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую
выгоду», является одним из основных условий успешного суще
ствования и развития предприятия. По этой причине указанный
3
Грибунин
65