ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2020
Просмотров: 4252
Скачиваний: 25
• управление конфигурацией;
• поддержка свидетельств, в которых отражены вопросы функ
ционального тестирования;
• анализ влияния изменений в изделии ИТ на безопасность;
• устранение недостатков безопасности.
Подтверждение соответствия изделий ИТ требованиям
безопасности информации
Порядок подтверждения соответствия приведен в разд. 8 Поло
жения. Начинается этот раздел с требования обязательной сертифи
кации изделий ИТ, предназначенных для обработки информации
с ограниченным доступом. Таким образом, впервые не делается
различия между, например, служебной информацией государствен
ных органов власти и коммерческой информацией частных фирм.
Заявителем может быть разработчик или другое заинтересо
ванное лицо, которое обязано в этом случае оформить договор
ные отношения с разработчиком.
Работы, выполняемые при сертификации:
• подготовка к оценке изделия ИТ (работы разработчика + пред
варительное рассмотрение ЗБ лабораторией);
• оценка изделия ИТ (выполняет испытательная лаборатория);
• подтверждение соответствия изделия ИТ требованиям по без
опасности информации (независимая экспертиза результатов ра
боты лаборатории органом по сертификации).
Перечень документов, представляемых разработчиком для про
ведения сертификации, приведен в Приложении Г [39]. Этот спи
сок впечатляет. Требуется представлять не только конечные мате
риалы, но и материалы эскизного, технического и рабочего про
екта. Всего имеется 27 категорий документов, разработка которых
потребует от разработчика значительных усилий.
Несколько изменен порядок проведения сертификации. Внача
ле разработчик обращается в испытательную лабораторию, которая
должна выполнить предварительное рассмотрение ЗБ (но пока еще
не его оценку!). При положительном результате рассмотрения лабо
ратория разрабатывает программу проведения оценки и календар
ный план проведения оценки. Разработчик представляет в орган
по сертификации заявку, ЗБ и разработанные лабораторией доку
менты.
Оценка безопасности изделия ИТ включает оценку ЗБ на соот
ветствие «Критериям...» и оценку изделия на соответствие требо
ваниям безопасности информации на основании «Методологии...».
Инструментальные средства оценки должны быть сертифици
рованы. Орган по сертификации выполняет независимую экспер
тизу результатов, приведенных в техническом отчете лаборато
рии, утверждает их и выдает сертификат. В случае проведения
сертификации изделия, находящегося на поддержке доверия к бе
зопасности, в орган по сертификации подается заявка с приложе
нием отчета поддержки доверия, разработанного испытательной
лабораторией, включающего оценку анализа разработчиком влия
ния изменений на безопасность и результаты своих аудитов ПД.
Поставка и ввод в действие. Эксплуатация изделия
Данные процедуры могут быть описаны в отдельном докумен
те или включены в ЭД. Инструментальные средства контроля за
идентичностью изделия при поставке должны быть сертифици
рованы.
За безопасность изделия при его доставке к месту эксплуата
ции отвечает разработчик.
Конкретные требования к поставке и вводу в эксплуатацию
будут указаны в «Критериях...» в зависимости от ОУД.
На этапе эксплуатации должна разрабатываться «Программа
обеспечения безопасности при эксплуатации изделия ИТ», также
должна иметься организационно-распорядительная документация
по обеспечению доверенной среды изделия ИТ, содержащая опи
сание всех мер, необходимых для обеспечения безопасности из
делий ИТ. Должны быть предусмотрены процедуры для пересмотра
и аудита мер обеспечения безопасности доверенной среды изде
лий ИТ.
В требованиях по снятию изделия с эксплуатации нет ничего
специфичного. Обращает на себя внимание лишь уточнение тер
минологии: под стиранием понимается удаление данных, делаю
щее невозможным их восстановление с применением обычных
методов, под уничтожением — с применением лабораторных ме
тодов.
2.6. Этапы разработки КСЗИ
По мнению ведущих специалистов в области защиты инфор
мации, в настоящее время можно выделить три различных кон
цептуальных подхода к проектированию систем защиты:
1.
«
Продуктовый
». Данный подход характерен для компаний-
производителей средств защиты информации, занимающихся,
кроме того, и разработкой законченных проектов в области без
опасности. Понятно желание такой компании построить КСЗИ
вокруг производимого ею продукта или линейки продуктов. При
этом эффективность КСЗИ зачастую страдает. Однако это вовсе
не означает, что такой компании нельзя поручать реализацию
проекта: вряд ли кто-то знает особенности продукта лучше его
разработчиков. Просто в этом случае желателен контроль за проек
тированием со стороны либо своих высококлассных специалис
тов, либо специалистов привлекаемых консалтинговых фирм.
2.
«Комплекс продуктов».
Данный подход используют компа
нии-поставщики решений в области защиты информации. Пони
мая отсутствие единого продукта, защищающего от всех угроз,
компания предлагает комплексное решение проблемы. Это реше
ние состоит из комбинации продуктов разных производителей,
каждый из которых предназначен для решения какой-либо зада
чи. Например, для защиты дисков компьютера от НСД применя
ются электронные замки, для защиты каналов связи — VPN. «Опас
ность» такого подхода заключается в искушении для разработчи
ка пойти по пути наименьшего сопротивления и реализовывать
защиту, отталкиваясь от наличия и знания СЗИ. При этом воз
можна значительная избыточность реализованных механизмов
безопасности и закупленных СЗИ, отсутствует целостное реше
ние проблемы. По-видимому, этот подход наиболее привлекате
лен для небольших компаний, которые не могут позволить себе
покупать дорогие услуги компаний-интеграторов.
3.
«Комплексный».
При двух ранее рассмотренных подходах
окончательное решение о построении КСЗИ принимает заказ
чик, который в общем случае не является экспертом в области
информационной безопасности, поэтому и вся ответственность
за принятые решения лежит на нем. Иногда, хотя и достаточно
редко, встречается и третий подход, когда ответственность за при
нимаемые решения по защите информации возлагает на себя ком-
пания-интегратор. При этом она реализует единую комплексную
политику, как техническую, так и организационную, проводя ее
на всех уровнях организации-заказчика.
Перед выработкой замысла на построение КСЗИ интегратор
выполняет всестороннее обследование предприятия заказчика. Это
обследование выполняется в трех плоскостях: бизнес-процессы,
технические средства и СВТ, программные средства. Определя
ются основные информационные потоки, технология обработки
информации, наличие и качество имеющихся средств обеспече
ния безопасности, опыт и знания персонала по работе с теми или
иными программными продуктами.
На основе полученных данных формируется замысел по защи
те информации, состоящий из комплекса организационных, техни
ческих и программно-аппаратных мер защиты. Затем уже обосно
вывается применение тех или иных СЗИ и технологий защиты.
Итак, основными этапами работ по созданию КСЗИ являются:
1.
Обследование организации.
Услуги по обследованию организации могут достаточно силь
но различаться у разных поставщиков услуг. Это может быть ана
лиз защищенности вычислительной системы, обследование вы
числительной системы (гораздо более глубокий уровень детализа
ции), обследование организации в целом, т.е. охват «бумажного»
документооборота и бизнес процессов организации с точки зре
ния информационной безопасности, проверка на соответствие
нормативно-правовым документам и т.п.
На стадии обследования организации [23]:
• устанавливается наличие секретной (конфиденциальной) ин
формации в разрабатываемой КСЗИ, оценивается уровень кон
фиденциальности и объемы;
• определяется наличие аттестованных помещений, средств за
щиты от утечки по техническим каналам;
• определяются режимы обработки информации (диалоговый,
телеобработки и режим реального времени), состав комплекса
технических средств, общесистемные программные средства и т.д.;
• изучаются принятые в организации правила бумажного доку
ментооборота;
• анализируется возможность использования имеющихся на
рынке сертифицированных средств защиты информации;
• определяется степень участия персонала, функциональных
служб, специалистов и вспомогательных работников объекта ав
томатизации в обработке информации, характер их взаимодей
ствия между собой и со службой безопасности;
• определяются мероприятия по обеспечению режима секрет
ности на стадии разработки.
2.
Проектирование системы защиты информации.
При проектировании системы информационной безопасности
могут быть охвачены как все три уровня защиты — организацион
ный, технический и программно-аппаратный, так и исключительно
технический уровень. Это два принципиально разных типа работ
и по сути, и по объемам, так как первый предполагает разработку
концепции (политики) информационной безопасности, норматив
но-распорядительных документов, различных регламентов и только
потом — технического проекта.
3.
Внедрение системы защиты информации.
Заказчику выгодно использовать подрядную организацию и не
иметь проблем с единовременным привлечением большого коли
чества специалистов по информационной безопасности, контро
лем качества выполняемых работ, выработкой единой политики
безопасности.
4.
Сопровождение системы информационной безопасности.
Оперативное реагирование на внештатные ситуации, периоди
ческое обновление специального ПО, установка необходимых «за
плат» на общесистемное ПО, отслеживание появления новых атак
и уязвимостей.
5.
Обучение специалистов по защите информации.
Обучение руководителей служб безопасности, руководителей
ІТ-подразделений, пользователей средств защиты.
Г л а в а 3
Факторы, влияющие
на организацию КСЗИ
3 .1 . Влияние формы собственности
на особенности защиты информации
ограниченного доступа
Важным фактором, влияющим на организацию КСЗИ, являет
ся форма собственности предприятия. В Российской Федерации
формы собственности установлены Конституцией Российской
Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, а так
же следующими федеральными законами: «О потребительской
кооперации в Российской Федерации» от 19 июня 1992 г.; «Об
общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ; «О благо
творительной деятельности и благотворительных организациях»
от 11 августа 1995 г. № 135-ФЭ; «О профессиональных союзах, их
правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ;
«О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федера
ции «О потребительской кооперации в Российской Федерации»
от 11 июля 1997 г. № 97-ФЗ; «О свободе совести и о религиозных
объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ; «О внесении
изменений и дополнений в Федеральный закон
«Об
общественных
объединениях»» от 19 июля 1998 г. № 112-ФЗ; «Об иностранных
инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. № 160.
Под формой собственности понимаются законодательно уре
гулированные имущественные отношения, характеризующие за
крепление имущества за определенным собственником на праве
собственности*.
Собственниками имущества могут быть граждане и юридиче
ские лица, а также Российская Федерация, субъекты Российской
Федерации — республики, края, области, города федерального
значения, автономная область, автономные округа, городские и
сельские поселения и другие муниципальные образования.
В Российской Федерации признаются частная, государствен
ная, муниципальная и иные формы собственности.
*
Постановление Госстандарта России от 30 марта 1999 г. N° 97 «О принятии
и введении в действие общероссийских классификаторов».