Файл: зачет по клинич.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.12.2020

Просмотров: 1031

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Клиническое интервьюирование

Одной из основных целей клинического интервьюирования является оценка индивидуально-психологических особенностей клиента или пациента, ранжировка выявляемых особенностей по качеству, силе и тяжести, отнесение их к психологическим феноменам или к психопатологическим симптомам.

Патопсихологические методы исследования.

Основными задачами параклинических методов в клинической психологии является обнаружение изменений функционирования отдельных психических функций и выявление патопсихологических синдромов. Под патопсихологическим синдромом понимают патогенетически обусловленную общность симптомов, признаков психических расстройств, внутренне взаимообусловленных и взаимосвязанных (В.М.Блейхер). К патопсихологическим синдромам относят совокупность поведенческих, мотивационных и познавательных особенностей психической деятельности больных, выраженных в психологических понятиях (В.В.Николаева, Е.Т.Соколова, А.С.С-пиваковская). Считается, что в патопсихологическом синдроме отражаются нарушения различных уровней функционирования центральной нервной системы. По мнению А.РЛурия, Ю.Ф.Полякова, в системе иерархии мозговых процессов различаются такие уровни как: патобиологический (характеризующийся нарушениями морфологической структуры тканей мозга, протекания в них биохимических процессов), физиологический (заключающийся в изменении течения физиологических процессов), пато- и нейропсихологический (для которых характерно нарушение протекания психических процессов и связанных с ними свойств психики), психопатологический (проявляющийся клиническими симптомами и синдромами психической патологии).

Патопсихологическая оценка нарушений внимания

Для подтверждения выявляемых клинически расстройств внимания наиболее адекватными патопсихологическими методиками являются оценка внимания по таблицам Шульте, по результатам проведения корректурной пробы и счета по Крепелину.


Таблицы Шульте представляют собой набор цифр (от 1 до 25), неположенных в случайном порядке в клетках. Испытуемый должен показать и назвать в заданной последовательности (как правило, возрастающей от единицы до двадцати пяти) все цифры. Испытуемому предлагается подряд четыре-пять неидентичных таблиц Шульте, в которых цифры расположены в различном порядке. Психолог регистрирует время, затраченное испытуемым на показывание и называние всего ряда цифр в каждой таблице в отдельности, Отмечаются следующие показатели: 1) превышение нормативного (40-50 секунд) времени, затраченного на указывание и называние ряда цифр в таблицах; 2) динамика временных показателей в процecce обследования по всем пяти таблицам.

Патопсихологическая оценка нарушений памяти

Необходимость подтдерждения клинически выявляемых расстройств памяти возникает в тех случаях, когда они выражены незначительно или когда пациент жалуется на снижение памяти. Наиболее часто для оценки мнестических нарушений используется методика запоминания 16 слов. Она направлена на изучение способности к непосредственному краткосрочному или долговременному, произвольному и непроизвольному запоминанию. Обследуемому зачитывают десять слов, подобранных так, чтобы между ними было трудно установить какие-либо смысловые отношения (например: гора, игла, роза, кошка, часы, вино, пальто, книга, окно, пила). Непосредственно после зачитывания, а также через час после него испытуемому предлагается воспроизвести эти слова в любом порядке. Причем после запоминания подобная процедура повторяется 4-5 раз подряд. Отмечаются следующие показатели: 1) количество воспроизведенных слов; 2) количественную динамику воспроизведенных слов (кривая произвольного запоминания).


Патопсихологическая оценка нарушений восприятия

Нарушения восприятия в меньшей степени, чем психические расстройства других сфер психической деятельности поддаются патопсихологической верификации. Это связано в значительной мере с субъективным характером переживаний отклонений восприятия. Вследствие этого патопсихологическое исследований данной психической сферы направлено, в первую очередь, на выявление скрытых расстройств, перевод их в явные, которые можно зарегистрировать иными способами.

Патопсихологическая оценка нарушений мышления

Патопсихологическое исследование и анализ нарушений мышления зачастую является важным параметров в диагностическом процессе. Это связано с тем, что многие расстройства мышления, в частности, шизофренического спектра, более явно проявляются в момент психологического обследования, чем при интервьюировании пациента. Это относится к таким симптомам как: соскальзывание, разорванность, разноплановость мышления, опора на латентные признаки и др.

Патопсихологическая оценка нарушений интеллекта

Определение уровня интеллектуальных нарушений в отечественной клинической психологии и психиатрии включает в себя как клиническую, так и патопсихологическую оценку. При этом приоритет отдается клинической диагностике. Несмотря на это, экспериментально-психологическое тестирование способно уточнить характер и тяжесть снижения интеллекта. Наиболее часто для этих целей используется тест прогрессивных матриц Ранена. Он состоит из 60 заданий, распределенных по 5 сериям. В каждой серии представлено изображение полотна с геометрическим рисунком или несколько матриц с одной недостающей частью. Испытуемому предлагается обнаружить закономерности в матрицах и подобрать из шести-восьми предложенных ту матрицу, которой недостает в полном изображении. От серии к серии задания усложняются.

Патопсихологическая оценка нарушений эмоций

Психологические методики, позволяющие оценивать аффективные нарушения, как правило представляют собой опросники шкалы самооценки. Среди них самые известные направлены на определение выраженности тревоги (шкапа Спилбергера, Шихана) и депрессии (Бека, Гамильтона). В связи с тем, что испытуемый самостоятельно оценивает уровень собственной эмоциональности результаты перечисленных шкал следует сравнивать с клиническими показателями. Их использование обоснованно в большей степени при оценке эффективности терапевтических мероприятий.


6. Характеристика основных категорий клинической психологии: «норма», «фактор», «психологический синдром», «симптомокомплекс», «психологический симптом», «аномальный ребенок», «депривация», «психотравма».


Норма — это термин, в который может вкладываться два основных содержания. Первое — статистическое содержание нормы:это уровень или диапазон уровней функционирования организма или личности, который свойственен большинству людей и является типичным, наиболее часто встречающимся. В этом аспекте норма представляется некоторым объективно существующим явлением. Статистическая норма определяется посредством вычисления среднеарифметических значений некоторых эмпирических (встречающихся в жизненном опыте) данных. Например, большинство людей не боятся оказаться в замкнутом пространстве и вступают в гетеросексуальные контакты, следовательно, отсутствие такого страха и отсутствие гомосексуальных контактов — это статистически нормально.


Второе — оценочное содержание нормы:нормой считается некоторый идеальный образец состояния человека.

Нейропсихологический фактор – физиологическое понятие, обозначающее принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры.

Генетические факторы определяют мозговые структуры и механизмы психической деятельности, отвечающие за диапазон индивидуальных различий в поведении человека. Гены закладывают фундамент уникальности психологического облика индивидуальности. Гены оказывают влияние на строение и биохимическую активность материального субстрата психическим.

Психологические расстройства связаны с действием нескольких генов. В современной науке считается, что возникновение психических расстройств является необходимым следствием генетического разнообразия вида Homo Sapiens, то есть получается, что человек с отклонениями от среднестатической нормы выполняет роль своеобразного природного резервуара , за счет которых в природе поддерживается уровень распространенности и степень выраженности определенных функций.

Разные комбинации одних и тех же генов могут давать различные проявления, в зависимости от условий окружающей среды.

Биохимические факторы отвечают за скорость и эффективность передачи нейронных импульсов, специфичность рецепторов, характер взаимодействия их клеток между собой, настройку их процессов. В эти факторы включаются биогенетические амины, аминокислоты, деятельность эндокринной и иммунной системы.

Нейрофизиологические факторы являются материальной основой психических процессов, с помощью чего осуществляется психическая деятельность человека. Любой психический процесс связан с какими-либо физиологическими переменами. Нейрофизиологические процессы определяют, что выбрать из непрерывного потока раздражителей в качестве специфических для реализации своих главных признаков среды.

Психофизиологические факторы. В них включается общая физиологическая активность организма, влияющая на протекание психических процессов, а также деятельность центральной нервной и периферической системы, нервно-мышечная активность, деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и эндокринной системы. Все эти фактор, связанные с процессом активации психики в условиях, побуждающих к кратковременным или стойким функциям изменения психической деятельности.

Данные факторы позволяют увидеть изменения в переработке информации, которая играет решающую роль в клинике некоторых психических расстройств.

Личностные факторы, связаны с влиянием приобретенных в ходе развития психических черт, возрастающих уязвимость перед возникновением поведенческих и психических расстройств. Личностная способность обеспечивает гибкую адаптацию к различным стрессовым ситуациям, то есть проявляется способность совладения со стрессом (копинг). Это связано с наличием у человека психических сил, позволяющих открывать, признавать имеющиеся проблемы с целью дальнейших разрешений.


Другие личностные формы, возникшие в процессе социализации - это эмоциональная стабильность, выносливость, самоэффективность, локус контроля.

Социально-психологические факторы. Для них характерно общее и межличностное взаимодействие, статусно-ролевые позиции в общении и взаимодействии, а также социальные установки и представления. Они могут иметь разный уровень влияния на возникновение нарушений: прямое, опосредованное, моделирующее, дополнительное и поддерживающее.

К прямому действию относится социальная депривация или лишение общения и взаимодействия с желаемыми или необходимыми для личности социальными объектами, лишение внимания со стороны других людей. Довольно часто этот фактор имеет опосредованное, поддерживающее влияние.

Изменения характеристик общения и взаимодействия у людей с отклонениями в психической деятельности чаще связано с тем, что социальное окружение ориентировано на другие общепринятые стандартные формы проявления отношений и обращения. Поэтому люди с психическими отклонениями форм общения и взаимодействия не вживаются в стандартные правила здоровой личности, современные люди избегают общения с такими людьми, так как те не в состоянии ответить на это избегание или предотвратить его. Это все усугубляет их психологический дискомфорт, что приводит к дальнейшему развитию отклонений и превращению их в болезнь.

Вследствие несоответствия общепринятым правилам общения и взаимодействия люди с психическими отклонениями рассматриваются окружающими как социально некомпетентные. При этом социальная компетентность охватывает социальное поведение в соответствие его стандартам проявления в общении. Таким образом, нарушение в одной области психики приводит к нарушению во всех сферах личности.

Социологические факторы. Сюда включаются характеристики социального пространства, в котором совместно проживают люди с психическими и поведенческими отклонениями и люди, соответствующие общепринятым нормам. Сюда относятся доступность помощи, поддержки, соответствие предполагаемой помощи реальным потребностям и нуждам людей с отклонениями, возможность организации жизни с учетом индивидуальных особенностей психики человека с отклонениями от общепринятых нормативов.

Социальное неравенство является ведущим фактором, ответственным за возникновение и развитие психических расстройств. Неравенство жизненных условий и шансов людей, которые сталкиваются с поражением в правах и ограничениями в доступе к распределению благ из-за своих психических и личностных особенностей. Люди с отклонениями оказываются исключенными из сформированной большинством членов общества жизненного стиля, что приводит к развитию отклонений в такой форме как болезнь.

Психологические синдромы младшего школьного возраста.


Первые попытки описания психического здоровья относятся к очень давним временам. Это хорошо известно из истории психологии.

На всем протяжении развития эволюционного учения в нём боролись две точки зрения: одна, утверждающая, что развитие осуществляется по твёрдым законам, обусловленным действием врождённой программы, и другая, для которой развитие – результат воздействия внешней среды, приводящей к появлению качественного нового.

А. Г. Асмолов, анализируя возможные теоретические походы, объясняющие развитие человека, выделяет те, в которых укладываются множество отдельных теорий и концепций.

Во-первых, это биогенетичекий подход, в центре внимания которого «находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определёнными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства мозга, органические побуждения и др.), который проходит различные стадии по мере реализации филогенетической программы в онтогенезе».

Во-вторых, это социогенетический подход, представители которого делают акцент на изучении процессов «социализации человека, освоение им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок ценностных ориентаций…».

Учеными отмечается условность такого деления, поскольку многие из существующих теорий, строго говоря, невозможно отнести в чистом виде ни к одному из указанных подходов.

Очевидно, что онтогенез человека разворачивается в культурном (шире - социальном) пространстве и в некотором историческом промежутке времени. При этом существуют воздействия как со стороны такого пространства на индивида, так и обратные, причём не только с целью приспособление (адаптации), но и для преобразования, изменение индивидом окружающего пространства. Об этом свидетельствуют факты творческой деятельности. Сам процесс взаимодействия, то есть определенные отношения между индивидом и средой, - это конкретные условия, в которых осуществляется « разветка » генотипической программы и которые оказывают на неё соответствующие воздействия. Условия как система отношений между индивидом и средой могут быть благоприятными или неблагоприятными для процесса индивидуального развития. Следовательно, его результаты будут зависеть, главным образом, от конкурентных условий, в которые попадает данный индивид. И в первую очередь это будет сказываться на формировании тех психологических новообразований, которые в меньшей степени обусловлены программной развития, заложенной в генотипе. Таким образом, понятной ведущая роль системы отношений между индивидом и средой для психологического развития человека, а культурно-исторической концепции