Файл: О ДВУХ КОНЦЕПЦИЯХ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2020

Просмотров: 169

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если отбросить мастерство изложения и искусство логики, то в "Очерке" Шпета остается довольно банальная точка зрения, не выходящая за пределы марксистского взгляда на историю. Одно из объяснений этой ситуации Шпет дал в пре­дисловии "Очерка" — первая часть работы написана за три-четыре месяца, и, следовательно, у автора не было времени на долгие и основательные исследования. Очевидно, что Шпет больше руководствовался интуицией и вдохновением, чем знаниями. Ему, знатоку философии Нового времени, ни­чего не оставалось как обойти древнерусский период, огра­ничившись определение "невегласие". Исключительное вни­мание Шпет уделил рецепции немецкого идеализма в Рос­сии, что объясняется его хорошим знанием первоисточников. Однако, рецепция европейских идей не есть русская ориги­нальная философия, а, если ничего самобытного в русской мысли не было, то исследование Шпета во многом теряет смысл. Более того, Шпет утверждал: "Условия, в которых философия продолжает и сегодня пребывать, суть те же ус­ловия, в которых она была и до сего дня. Невежество — ка­кая-то историческая константа в развитии русского творче­ства"" . Таким образом, Шпет поставил сам себя в трудное положение — во второй и третьей частях "Очерка" ему бы пришлось доказывать философское "невежество" В. С. Со­ловьева, Л. М. Лопатина, С. Н. Трубецкого, С. Л. Франка, Н. О. Лосского и др., т. е. выполнять практически невозможную задачу. Если бы Шпету пришлось писать вторую и третью части, то без корректировки своей концепции ему было бы трудно, и это привело бы к отказу от первоначальных утвер­ждений.

При сравнении с "Историей русской философии" В. В. Зеньковского хорошо заметны концептуальные недостатки Шпета: в "Очерке развития русской философии" умозритель­ная схема и субъективные взгляды полностью определяют изложение материала, а полемические утверждения предва­ряют анализ и самоочевидные выводы. Историко-философс­кая концепция Шпета основана, с одной стороны, на отрица­нии русской философии, с другой — на абстрактной декла­рации "философии—чистого знания", что привело к подме­не герменевтики историко-философским методом, направлен­ным преимущественно на выполнение полемических задач.

Работы Яковенко и Шпета наглядно показали, что ис­тория русской философской мысли не укладывается в про­стую схему и требует более сложного концептуального под­хода. Замена историко-философских задач на публицистичес­кие или апологетические неизбежно приводит к искаженно­му представлению о развитии философской мысли. В случае с русской философией задача осложняется тем, что русские мыслители не придерживались строгих научных форм, чем давали повод для критики со стороны последователей "чис­того" философского знания. С одной стороны, сравнитель­ный анализ с западной философией необходим для объектив­ной оценки отечественных философских достижений, с дру­гой — учет самобытных, национальных особенностей неиз­бежен, если понимать философию как часть культуры того или иного народа. Яковенко и Шпет видели в философии исключительно часть общеевропейской культуры, чем и объясняется их предвзятая точка зрения. Они почти полнос­тью игнорировали русскую философскую самобытность и отрицали оригинальность русских мыслителей.


Зеньковский же полагал, что русская философия — это культурное целое, не разложимое на примитивные элементы. В русской философии переплетены все особенности русско­го национального самосознания, которые в философских тру­дах нашли яркое идейное выражение. Наука, религия, обще­ственно-политическая мысль, литература — все это только составные элементы, акцент на один из которых приводит не к полноценной картине, а к апологии личного мировоззре­ния. Благодаря синтетическому и диалектическому подходу Зеньковскому удалось создать широкую панораму русской философской мысли в ее развитии и генетическом многооб­разии.




Ермишин О.Т. О двух концепциях русской философии / О.Т. Ермишин //Философские науки, 2004. - №2. – с. 149 - 158