ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.12.2020
Просмотров: 697
Скачиваний: 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
КАФЕДРА ФИЗИКИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой ______________ Галиева Е.В.
Протокол №____от «____________» 2012 г.
ЛЕВИНА СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНА
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Концепции современного естествознания
Форма обучения: очная, заочная, очно-заочная
Председатель УМК
______________/__________
Самара 2012 г.
1. Цели и задачи дисциплины.
Целью учебной дисциплины является формирование целостного представления о Вселенной в рамках современной картины мира и способности использовать полученные знания концепций современного естествознания в образовательной и профессиональной деятельности, а также соответствующих общекультурных компетенций.
Задачи дисциплины;
-
Формирование у студентов способности понимать значение культуры как целостной формы человеческого существования.
-
Формирование у студентов представлений о ключевых особенностях стратегий естественнонаучного мышления.
-
Формирование представлений о естественнонаучной картине мира как глобальной модели природы, отражающей ее целостность и многообразие.
-
Изучение важнейших естественнонаучных концепций, определяющих облик современного естествознания;
-
Формирование способности анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы.
2. Место дисциплины в структуре ООП.
Дисциплина относится к базовой части естественнонаучного цикла. Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, полученные и сформированные в ходе изучения дисциплин естественнонаучного цикла в средней школе (физика, химия, биология, география).
Для освоения дисциплины студент должен
знать:
- базовые теории физики, химии и биологии;
- основы строения живой и неживой материи;
- сущность и основные положения теории эволюции;
- строение Солнца, Солнечной системы и Земли;
- сущность процесса воспроизводства жизни и передачи наследственных признаков.
уметь:
-
применять базовые теории физики, химии и биологии в практической деятельности;
-
интегрировать знания из области физики, химии и биологии в процессе наблюдения и изучения явлений природы.
владеть:
-
навыками анализа природных явлений и процессов с помощью базовых теорий естественнонаучных дисциплин.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
-
Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения – ОК-1.
-
Способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы – ОК-2.
-
Способен понимать значение культуры как целостной формы человеческого существования – ОК-3.
-
Способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности – ОК-4.
При формировании обозначенных компетенций должны быть получены следующие образовательные результаты:
1. ОК-1. Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.
Знает:
-
уровни научного познания;
-
последовательность действий по получению, обобщению и систематизации эмпирических фактов на эмпирическом уровне научного познания;
-
последовательность действий по выдвижению научных предположений (гипотез), объясняющих причины данной совокупности фактов;
-
методологические принципы, на соответствие которым отбираются гипотезы;
-
последовательность действий по верификации гипотезы;
-
определение и структуру научной теории, область ее применения;
-
свойства научного знания;
-
определение и применение эмпирических, теоретических, всеобщих методов познания.
Умеет:
-
применять знания по получению, обобщению и систематизации фактов в учебной и профессиональной деятельности;
-
применять знания об особенностях эмпирических и теоретических методов в учебной и профессиональной деятельности в учебной и профессиональной деятельности;
-
применять знания об особенностях всеобщих методов в учебной и профессиональной деятельности (постановка цели, выбор путей достижения, анализ и синтез знания, классификация по выделенных признакам, индукция, дедукция, абстрагирование и обобщение имеющихся фактов).
Владеет:
- навыками применения эмпирических, теоретических и всеобщих методов познания;
- навыками использования базовых знаний методологии познания в терминологии из соответствующего раздела, посвященного уровням и методам научного познания;
- навыками построения системы аргументации и логических доказательств.
2. ОК-2. Способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы.
Знает:
-
понятие научной картины мира, ее отличие от научной теории;
-
черты сходства и отличия научного и философского способов познания мира, значение философии в создании картины мир (методологическая и объясняющая функции);
-
черты сходства и отличия научного и художественного способов познания мира, значение художественного образа в создании естественнонаучной теории и картины мира в целом;
-
черты сходства и отличия научного и религиозного способов познания мира, значение духовного наследия в создании современной синергетической картины мира;
-
особенность научного подхода к объяснению фундаментальных вопросов организации Вселенной и непротиворечивость основных взглядов на эти вопросы в отраслях духовной культуры человечества: философии, религии, науке и искусстве;
-
основные положения механистической картины мира, методологические и мировоззренческие следствия механистического понимания Вселенной;
-
основные положения эволюционной картины мира, методологические и мировоззренческие следствия понимания Вселенной на данном этапе;
-
основные положения синергетической картины мира, методологические и мировоззренческие следствия синергетической парадигмы
Умеет:
-
сопоставлять основные элементы прошлых и современной естественнонаучных картин мира;
-
сопоставлять основные элементы научного и философского взгляда на мировоззренческие, социально и личностно значимые вопросы;
-
анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы на основе синергетической парадигмы;
-
применять знания об основных элементах прошлых и современной картин мира в учебной и профессиональной деятельности;
-
применять знания о мировоззренческих, социально и лично значимых проблемах в учебной и профессиональной деятельности.
Владеет:
- навыками применения принципов, законов и категорий синергетической картины мира для оценки и понимания глобальных проблем;
- навыками использования принципов научного подхода в процессе формирования своих мировоззренческих взглядов;
- навыками анализа основных элементов научного и философского взгляда на мировоззренческие, социально и личностно значимые вопросы.
3. ОК-3. Способен понимать значение культуры как целостной формы человеческого существования.
Знает:
-
понятие «культура» и разнообразные подходы к определению этого понятия;
-
определение понятий «духовная» и «материальная» культура;
-
основные отрасли духовной культуры человечества, их особенности, черты сходства и отличия;
-
отличительные черты гуманитарной и естественнонаучной культур;
-
концепцию «Две культуры» Ч. Сноу и важность преодоления противоречий, обозначенных автором, в современной картине мира;
-
непротиворечивость взглядов на фундаментальные вопросы организации Вселенной в отраслях духовной культуры человечества;
-
важность понимания культуры как целостной формы человеческого существования и необходимость интегративных процессов в познании человеком Вселенной и своего места в ней.
Умеет:
-
сопоставлять основные элементы материальной и духовной культуры, выделять черты сходства и отличия;
-
анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы на основе парадигмы целостной культуры.
Владеет:
- навыками анализа и синтеза основных положений отраслей духовной культуры.
4. ОК-4. Способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности.
Знает:
-
основные положения равновесной термодинамики: первое и второе начало, концепцию «Тепловой смерти Вселенной» Р. Клаузиуса (1850 г.), мировоззренческие следствия этой концепции;
-
основные положения Дарвиновской научной революции (1859 г.), противоречивость выводов физики и биологии о закономерности развития Вселенной;
-
основные положения современной синергетической картины мира;
-
интегративный характер синергетической картины мира: от целостного естествознания к целостной культуре;
-
методологические и мировоззренческие следствия синергетической картины мира.
Умеет:
-
применять знания об основных положениях современной картины мира в учебной и профессиональной деятельности;
-
использовать синергетический подход в учебной и профессиональной деятельности.
Владеет:
- навыками использования знания о современной синергетической картине мира в образовательной и профессиональной деятельности.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.
Всего 108 часов.
Аудиторные занятия – 36 часов, в том числе интерактивных занятий – 8 часов.
Самостоятельная работа – 36 часов.
Экзамен – 36 часов.
№ |
Раздел, тема |
Виды учебной работы, трудоемкость (в часах) |
|||||
Всего |
Аудит. раб. |
Самост. раб. |
Экзамен |
||||
Лекции |
Практ. |
Лабор. |
|||||
1. |
Естествознание как феномен общечеловеческой культуры. |
|
1 |
2 |
|
2 |
|
2. |
Место естествознания в системе культуры. От целостного естествознания к целостной культуре. |
|
2 |
4 |
|
4 |
|
3. |
Понятие естественнонаучной картины мира (ЕНКМ). |
|
1 |
|
|
2 |
|
4. |
Становление классического естествознания. Механистическая картина мира. |
|
2 |
4 |
|
8 |
|
5. |
Становление неклассического естествознания. Эволюционная картина мира. |
|
4 |
4 |
|
8 |
|
6. |
Постнеклассический этап развития естествознания. Синергетическая картина мира. |
|
4 |
8 |
|
12 |
|
Итого |
часов |
108 |
14 |
22 |
|
36 |
36 |
з.е. |
3 |
1 |
1 |
1 |
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины |
Содержание раздела |
Модуль № 1 Естествознание как феномен общечеловеческой культуры |
||
1. |
Естествознание как феномен общечеловеческой культуры. Цивилизационная значимость естественнонаучной культуры |
Понятие естествознания, предмет, цель, задачи естествознания. Структура естествознания (отраслевое и системное). Этапы развития естествознания: доклассический, классический, неклассический и постнеклассический. Закономерности развития естествознания. Естественнонаучная культура как воплощение целостной системы представлений о мире, характеризующей уровень развития общества. Процесс изучения природы как средство духовного развития человека. Идейный вклад естествознания в развитие культуры мышления человечества. |
2. |
Место естествознания в системе культуры. От целостного естествознания к целостной культуре. |
История понятия «культура». Культура духовная и материальная. Отрасли духовной культуры: философия, наука, религия, искусство. Наука, характерные черты научного познания мира. Этапы познания, научный метод Наука и философия. Функции философии как методологии познания и мировоззренческой интерпретации научных результатов. Наука и религия. Религия как форма познания мира. Непротиворечивость естественнонаучного и религиозного знания. Сближение науки и религии в рамках современной (синергетической) КМ. Наука и искусство. Специфика рационального познания, теоремы Геделя. Интуиция в науке Художественные образы и научные понятия. Гуманитарные науки (человек на фоне природы) и естественнонаучное знание (природа на фоне человека). Гуманитарная и естественнонаучная культура. Необходимость преодоления самодостаточности гуманитарной и естественнонаучной форм культуры. Триада "целостность природы – целостность культуры – целостность человеческой личности" как перспектива духовного совершенствования человечества. |
3. |
Понятие естественнонаучной картины мира (ЕНКМ). |
Естественнонаучная картина мира как образ действительности. Закономерности становления ЕНКМ. Парадигмы и революции в науке. Картины мира: механистическая, эволюционная и синергетическая. |
Модуль № 2. Механистическая картина мира. |
||
4. |
Становление классического естествознания. Механистическая картина мира. |
История классического естествознания в лицах. Натурфилософы античности: Аристотель и Птолемей. Корифеи эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи, Н. Коперник, Г. Галилей, И. Ньютон, Х. Гюйгенс, Р. Бойль, У. Гарвей, Р. Гук, А. Левенгук. Естествоиспытатели Нового времени: М. Ломоносов, Д. Бернулли, Б. Франклин, А. Лавуазье, К. Бертолле, К. Линней, Ж. Ламарк, Т. Юнг, О. Френель, С. Карно, М. Фарадей. Основоположники классического естествознания: Д. Джоуль, Р. Клаузиус, Дж. Максвелл, Л. Больцман, Г. Герц, Дж. Дальтон, И. Берцеллиус, Д. Менделеев, А. Бутлеров, Ч. Дарвин, Х. Лоренц. Генезис классических естественнонаучных концепций. Коперниканская научная революция 1543 г. - Н. Коперник «Об обращении небесных сфер». Зарождение науки нового времени. Вклад в механистическую картину мира Г. Галилея. Принцип относительности Г.Галилея. Законы планетных движений Т. Браге и И. Кеплера. Механика И. Ньютона. Детерминизм в природе. Пространство и время в Ньютоновской механике. Элементарная геометрия Евклида. Трехмерность пространства. Корпускула (частица и фотон) и континуум (сплошная среда и электромагнитное поле). Волны как специфический тип движения континуума. Понятие поля. Поле гравитационное и электромагнитное. Принцип близкодействия и дальнодействия. Изучение природы оптических явлений. Законы М. Фарадея - Д. Максвелла для электромагнетизма. Кризис классического естествознания. Понятие поля в электромагнитной картине мира. Принцип близкодействия и понятие эфира. Опыт Майкельсона-Морли и его результат. Представление о системной организации природы. Изучение неживых систем в рамках термодинамики. Опыты Р. Клаузиуса и начала термодинамики. Концепция «Тепловой смерти Вселенной». Изучение развития живых систем. Концепция эволюции живой природы Ч.Дарвина. Размежевание естествознания. Кризис классических представлений. Образ Вселенной в классическом естествознании – механистическая картина мира. |
Модуль № 3. Эволюционная картина мира. |
||
5. |
Становление неклассического естествознания. Эволюционная картина мира. |
История неклассического естествознания в лицах. Натурфилософы античности: Эпикур. Корифеи эпохи Возрождения: Г. Лейбниц, Б. Паскаль. Естествоиспытатели Нового времени: К. Гаусс, А. Пуанкаре, Л. Больцман. Основоположники неклассического естествознания: Г. Дриш, Г. Мендель, Л. Пастер, А. Вейсман, Э. Геккель, Ч. Дарвин, М. Планк, А. Эйнштейн, Дж. Гиббс, Н. Бор, Л. де-Бройль, В. Гейзенберг, Э. Шредингер, М. Борн, П.-А. Дирак, В. Паули, А. Фридман, Г. Гамов, Г. де Фриз, Ф. Крик, Дж. Уотсон, С. Четвериков. Генезис неклассических концепций естествознания. Особенности описания природы в рамках неклассической ЕНКМ. Зарождение неевклидовой геометрии в трудах К. Гаусса и Н. Лобачевского. От И. Ньютона к А. Эйнштейну - зарождение релятивистской механики. Принцип относительности А. Эйнштейна. Четырехмерное пространство-время в специальной теории относительности. Мир событий при малых и больших скоростях. Следствия и экспериментальные подтверждения специальной теории относительности. Неевклидовый мир в общей теории относительности. Принцип эквивалентности. Понятие гравитационной и инертной массы. Следствия и экспериментальные подтверждения общей теории относительности. Космологическая стрела времени. Космологическая модель А. Эйнштейна-А. Фридмана. Роль фундаментальных взаимодействий в процессе эволюции. “Горячее” рождение Вселенной; сценарии хаотической инфляции и Большого Взрыва. Нестационарность однородной Вселенной (закон Хаббла). Энтропия неравновесной Вселенной. Эволюция ранней Вселенной (первые три минуты). Каскад фазовых переходов и расщепление единого фундаментального взаимодействия. Возникновение пространства – времени, фундаментальных частиц, кварк-лептонной плазмы и адронов. Барион - антибарионная асимметрия. Первичный синтез легких ядер. Галактическая стрела времени. Возникновение и эволюция “прозрачной” Вселенной; отделение излучения от вещества. Рекомбинация электронов и ядер водорода и гелия. Реликтовое излучение и его роль как термостата Вселенной. Гравитационная неустойчивость и фрагментация вещества; критические масса и радиус. Роль первичных возмущений в формировании крупномасштабной структуры Вселенной. Сверхскопления и скопления галактик; звездная и газо-пылевая компоненты галактик. Звездная стрела времени. Образование звезд и межзвездной среды в галактиках. Классификация звезд и их эволюция, поколения звезд. Источники энергии звезд. Происхождение ядер тяжелых химических элементов посредством гравитационного коллапса и взрывов “сверхновых”. Геологическая стрела времени. Формирование планеты Земля, ее строение и эволюция. Возникновение и динамика взаимосвязанных геосфер – литосферы, гидросферы, атмосферы, магнитосферы и биосферы. Контуры глобальной модели эволюции недр Земли. Модель тектоники плит. Идеи и модели эволюционной биологии. Возникновение и эволюция протожизни как начало формирования биосферы. Эволюция форм жизни на Земле от анаэробных к аэробным. Возникновение и эволюция (филогенез) основных таксонов живых организмов (Ч. Дарвин); понятие о микро- и макроэволюции. Популяция как эволюционное единство и надорганизменный уровень организации живой природы. Формирование биоценозов и экосистем. Различие между большим и малым в природе – становление квантовой механики. Модели строения атома: Д. Томпсона, Э. Резерфорда, Н. Бора. Концепция кванта действия. Корпускулярно-волновой дуализм как феномен природы на уровне микромира. Соотношение неопределенностей В. Гейзенберга. Принцип дополнительности Н. Бора. Концепция вакуума. Физика в поисках единой теории поля. Образ природы в неклассическом естествознании - эволюция Вселенной как целостный процесс. |
Модуль № 4. Синергетическая картина мира |
||
6. |
Постнеклассический этап развития естествознания. Синергетическая картина мира |
История постнеклассического естествознания в лицах: Э. Ласло, А. Бергсон, Пьер Тейяр де Шарден, В.И. Вернадский, И. Пригожин, Г. Хакен, И Стенгерс, С. Курдюмов. Синергетика как современная теория самоорганизующихся систем, основанная на принципах целостности мира, общности закономерностей развития всех уровней материальной и духовной организации; нелинейности (многовариантности, альтернативности) и необратимости, глубинной взаимосвязи хаоса и порядка, случайности и необходимости. Синергетическая парадигма и глубокие мировоззренческие следствия. Синергетическая картина мира. Инфляционная модель зарождения Вселенной. Темная энергия как феномен природы (Сол Перлмуттер и Адам Райес). Крупномасштабная ячеистая структура Вселенной. Фундаментальные константы. Антропный принцип современного естествознания. Особенность постнеклассического взгляда на природу – выявление упрощения фундаментальных законов. Закон золотого сечения (Божественная пропорция) как принцип гармонии мира, как глубинное свойство структурного единства объектов природы. Глубокий онтологический смысл данного феномена. Корпускулярно-волновой дуализм природы. Универсальные законы развития природных систем: открытость, нелинейность, необратимость, неравновесность и самоорганизация. Опыты П. Бенара по наблюдению формирования ячеистой структуры жидкости. Концепция структурирования воды Э. Сумото и А. Зинина. Флуктуации и бифуркации в природе. Аттракторы. Феномен фрактальности в природе. Симметрия и ассиметрия в природе. Роль нарушений симметрии. Созвучность синергетических взглядов духовному наследию прошлых эпох. Образ Вселенной в постнеклассическом естествознании - эволюция без отбора. |