ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.12.2020

Просмотров: 3417

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Несомненной заслугой марксистской теории является вывод о том, что право не может быть выше, чем экономический и культурный строй общества. Тем не менее ее понимание права ограничено лишь классовым обществом, в котором государство является единственным творцом права, отвергающим естественные права человека и его активное участие в формировании правовой жизни общества. Современная наука и практика общественного развития подтверждают, что в цивилизованном обществе право “господствует” над государством, определяет его структуру и формы деятельности, выступает постоянным объективным средством консолидации общества. Вне правового регулирования общество существовать не может.

Следующий постулат марксизма о праве как “равном масштабе по отношению к неравным людям” в условиях частной собственности и “неравном масштабе к различным людям” в условиях общественной собственности подтвердился только в своей первой части. Отношения, возникающие на основе всеохватывающей общественной (обезличенной) собственности, превращаются в тотальное нивелирование человеческих интересов, регулирование которых невозможно посредством правовых законов. Право при таких экономических условиях превращается в свой антипод. Оно становится главным препятствием на пути удовлетворения индивидуальных интересов личности.

Право выступает необходимым инструментом обеспечения экономической свободы индивида. Нравственные, религиозные, национальные и другие факторы, включаясь в сферу правового регулирования, ориентируют и в значительной мере определяют направления экокомического развития общества. В этой связи экономическая обусловленность права выступает как “подвластный фактор”, обеспечивающий индивидуальные интересы людей, в том числе и экономические

Право, если оно отражает объективные потребности общественного развития, является “беспристрастным” регулятором отношений производства и потребления. Его нравственные основы в цивилизованном мире учитывают и реализуют эти потребности в рамках дозволенного и запрещенного поведения участников общественных отношений.

Разнообразие взглядов на право позволяет выделить его специфические признаки как государственного регулятора общественных отношений.

В отличие от неправовых нормативных регуляторов общественных отношений право характеризуется следующими формальными признаками:

Во-первых, правовые нормы в современном обществе устанавливаются государством в официальных актах. Другие виды социальных норм от государства не исходят. Они устанавливаются либо общественными организациями, либо возникают путем постепенного признания общественным мнением, укореняются в привычках людей (нормы морали, нормы обычаев, традиций).

Во-вторых, нормы права охраняются в необходимых случаях принудительной силой государственного аппарата. Если требования правовых норм не исполняются добровольно, государство применяет необходимые меры для их реализации. Другими словами, к нарушителям требований норм права компетентные государственные органы могут применить меры юридической ответственности (дисциплинарной, административной, уголовной). Тем самым государство обеспечивает общеобязательность норм права. Если же нарушаются требования неправовых социальных норм, к нарушителям применяются меры общественного воздействия, которые исходят от общественных организаций, отдельных социальных групп, трудовых коллективов, людей. Государство поддерживает те социальные нормы, которые отвечают интересам общества, но их соблюдение силой государственного аппарата не поддерживается.


В-третьих, право представляет собой единственную систему норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории определенного государства. Неправовые социальные нормы обязательны лишь для части населения: членов общественных организаций, профессиональных коллективов и других объединений людей.

В-четвертых, право выражает общую и индивидуальную волю граждан государства в их гармоничном взаимоотношении. Все иные социальные нормы отражают волевые интересы только определенных групп или образований людей, находящихся на территории данного государства.

В силу указанных признаков право выступает государственным регулятором общественных отношений, обеспечивая свободное развитие личности, организованность и порядок в обществе.

Итак, право есть система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений.


  1. Сущность права.

Право - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на регулирование общественных отношений. Данное определение права раскрывается через совокупность следующих признаков:

Общеобязательная нормативность права означает, что право состоит из определенной совокупности норм. Различие между правовыми и иными социальными нормами состоит в обязательности правовых норм, обеспеченности их государственным принуждением, особой процедуре установления правовых предписаний.

Системность права. Право всегда выступает как система юридических норм. Свойство системности означает определенную упорядоченность ее элементов и объединение в одно целое - систему права.

Формальная определенность права. Право выражается в письменной форме, в официальных документах, которые устанавливаются государством. Этот признак отличает нормы права от других видов социальных норм. Форма права зависит от формы государства, каждая историческая эпоха представлена определенной системой источников (форм) права.

Интеллектуально-волевой характер права. Право выражает индивидуальную и общую волю граждан государства, в отличие от других социальных норм, которые выражают интересы определенных социальных слоев и групп.

Возможность государственного принуждения. Нарушение требований права влечет наложение мер юридической ответственности, этим обеспечивается общеобязательность норм права. Общеобязательность права означает, что оно является формой властного предписания относительно возможного и должного поведения субъектов права.

По мнению  М.Н. Марченко, к наиболее важным отличиям правовых и неправовых социальных норм относятся следующие критерии: характер отношений, порядок и способ их установления, формы и способы выражения, формы и средства обеспечения, характер и степень определенности мер воздействия. Нормы права закрепляют основные общественные отношения, содержатся в актах, санкционируемых государством, излагаются в письменной форме, обеспечиваются системой санкций и гарантий со стороны государства . Нормы права состоят из двух разновидностей общеобязательных правовых предписаний: правил поведения (регулятивные нормы, нормы прямого регулирования) и исходных (отправных, учредительных) норм, и в действительности являются общими правовыми предписаниями .


Норма права, в конечном счете, является не только социальным, но государственным регулятором общественных отношений, так как именно государство гарантирует ее реализацию.  Право «…всегда есть, прежде всего, совокупность, а точнее, система норм. Это не случайный набор случайных норм, а строго выверенная, упорядоченная система вполне определенных правил поведения. Как и любая иная система, она складывается из однопорядковых, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов…» . Но право не просто система норм, а упорядоченная совокупность предписаний, санкционированных государством. От общественных организаций могут исходить иные социальные нормы, но не нормы права. В то же время государство, создавая право, лишь формулирует его (является источником права в формальном смысле), определяет его границы, а не основания, которые необходимо искать в обществе (в «общей воле»), общество является источником права в материальном смысле. Право должно соблюдаться всеми субъектами права, в том числе и государством, в противном случае оно становится не обязательным, т.е. не правом, а произволом. В то же время государство должно обеспечивать реализацию правовых норм с помощью средств и приемов правоприменительного механизма.

Сущность и содержание права

Сущность права раскрывается в его предписаниях, так как право носит предоставительно-обязывающий характер. При этом право выражает или общую, или классовую волю. Выделяются следующие подходы к сущности права:

  • классовый, согласно которому право является системой юридических норм, выражающих возведенную в закон волю господствующего класса (право как средство обеспечения узкоклассовых интересов); такой поход характерен как для учения  К. Маркса  и  Ф. Энгельса , так и для других марксистских и социалистических теорий; волевая теория Гегеля была наполнена «исключительно классовым содержанием» ;

  • общесоциальный, где право рассматривается как выражение компромисса между различными слоями общества (здесь право обеспечивает интересы широких слоев населения, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина).

Сущность права не сводится только к классовым или общесоциальным началам, в различные периоды истории то классовые, то социальные начала выходят на первый план. Кроме того, существуют и другие подходы к определению сущности права: позитивизм (признание правом норм, исходящих от государства), нормативизм («чистая теория права»), неопозитивизм (признание права таким, какое оно есть, - нормы признания), социологическая юриспруденция («живое право»), психологическая теория (признание права официального и неофициального - норм переживаний императивно-атрибутивного характера), либертарная теория права (различения права и закона, обосновывающая понимание права как всеобщей формы и равной нормы (меры) свободы индивидов) и др.  Таким образом, право рассматривается как система юридических норм, правовых отношений, идей, идеалов и ценностей.


В содержании права необходимо различать конкретно-историческое и логическое содержание права. Конкретно-историческое содержание права многообразно, соответствует истории, религии, культуре, национальной самобытности и др. Логическое содержание права предполагает, независимо от исторических и иных смыслов права, - возможность применения равного масштаба к неравным людям, т.е. обеспечение формально-юридического равенства неравных, фактических статусов лиц. Термин «право» в современной правовой науке используется в следующих значениях: социально-правовые притязания (естественные права), позитивное право (выраженное в системе нормативно-правовых актов), право в объективном смысле (право как система юридических норм - трудовое, гражданское, семейное и т.д.), право в субъективном смысле (официально признанные возможности лица) . Если право, прежде всего, нормативно, то предметом нормирования является само содержание юридической нормы. Норма определяет границы поведения, устанавливает пределы возможного поведения, или меру свободы субъекта. Свобода и составляет основное содержание права, заключаемого в форму юридической нормы, предполагающее в современных условиях формальное юридическое равенство всех субъектов права. Юридические нормы конкретизируют общий принцип свободы субъектов права. Каждая правовая норма есть мера свободы человека. Проблема сущности права связана с его содержанием; принято различать историческое содержание права и логическое содержание права .

Правила регулирования игры и борьбы личных интересов, их совокупность составляют право, которое «охраняет общие интересы и выражает общественные отношения, отливая те и другие в требования и положения, обычай или закон» . Предполагается, что «совокупность... рамок и правил составляет право», которое должно соотносится с реальной действительностью Е.Н. Трубецкой  подчеркивал, что историзм «позволяет учитывать национальное, что игнорировала старая естественно-правовая школа права», отмечая, что «нет права, общего всем нациям» . Роль интересов, их борьбы в образовании права, выражается в стремлении «обеспечить личную свободу, как внешнюю, так и внутреннюю» . Определение права Е.Н. Трубецким носит предоставительно-обязывающий характер: «право есть внешняя свобода, предоставленная и ограниченная нормой» . В содержании права усматривается предоставление и ограничение внешней свободы, но указывается на «обеспечение» свободы внешней и внутренней. Если Е.Н. Трубецкой делает акцент на регулятивно-охранительных функциях права, то, например, В.О.Ключевский - на гарантиях, механизме реализации нормы.

Указание на борьбу интересов в образовании права близко пониманию Р. Иеринга, который, по словам Е.Н. Трубецкого, подчеркивал участие в образовании права исторического коллективного опыта и идеи разума, «причем исторический опыт служит средством для осуществления диктуемой разумом цели права» .


Указание на то, что «право, формы власти, политические учреждения никогда не переходят целиком из эпохи в эпоху, из союза в союз» , не только отрицает решающее значение на правотворчество рецепции, но и определяет зависимость политико-правовых форм от гражданского состояния общества. В таком случае нормы права выступают как «правила, которые закрепляются установлениями общества...» . Разделяя все связи в обществе на интересы и отношения, предполагается, что интересы оформляются в праве, а отношения оформляются в различные союзы. При данном подходе раскрывается механизм одновременного анализа форм государства и права.

Источником права (в материальном смысле) в конечном итоге является не личность, а общество. Национальный характер правотворчества связан с формой национального (суверенного) государства. Историко-органическое понимание права тесным образом связано с изучением теории факторов развития (природа, личность, общество). Категория «дух народа», раскрывается через систему связей (экономических, политических, юридических и др.), соответствующих реальным отношениям. Идея порядка, основанного на праве, составляет главную цель государственного союза.

Если право определяется «совокупностью рамок и правил», охраняющих частные интересы, то свободу составляют «личное сознание и общее право» . Е.Н. Трубецкой писал: «Свобода внутренняя предполагается правом как условие его существования...» , или «где вовсе нет свободы, там вообще не может быть никакого права» . Е.Н. Трубецкой подчеркивает, что свобода является содержанием права, у  В.О. Ключевского  - личное сознание и право являются простыми элементами системы права, в отличие от свободы, которая является сложным элементом. Свобода связана, как и право, с фактом личного сознания, однако подчеркивается в свободе «стремление определять себя к деятельности» . Связь понятия свободы с действием проявляется следующим образом: «под свободой, с одной стороны, мы разумеем всю сумму действующих и законом определенных прав, которые определяют простор деятельности каждого человека». Или другое определение: «под свободой разумеется... и общее право или признанное стремление человека самому определять себе известный простор для деятельности» .

Недопустимо смешивать требования политической обязательности с практической необходимостью, в противном случае можно утратить самое понятие о праве, так как «обязательность - понятие из области права, а необходимость - простой факт. Где действует постоянное и обязательное право, там не остается места для личного уговора» В.С. Нерсесянц  отмечает, что по своей сущности право является формальным равенством. Все определения права в различных концепциях отражают или предполагают этот принцип. «Отсюда и внутренняя смысловая равноценность таких внешне различных определений, как: право - это формальное равенство; право - это всеобщая и необходимая форма свободы в общественных отношениях людей; право - это всеобщая справедливость и т.д. Ведь всеобщая формально-равная мера так же предполагает свободу и справедливость, как последние - первую и друг друга» . Таким образом, сущность права проявляется в историческом, экономическом, культурно-религиозном, национальном, специально-юридическом аспектах. Содержание права исторично, сущность права изменчива и инварианта. Большое влияние на понимание сущности права оказывает юридическая доктрина.