ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.12.2020
Просмотров: 870
Скачиваний: 1
4. Организация власти в первобытном обществе.
Социальная организация первобытного человека характеризовалась семей¬ной общиной, которой руководи¬ли ее члены – наиболее авторитетные и опытные добытчики пищи, знатоки обычаев и обрядов. В основе семейной общины лежали род¬ственные отношения, объединявшие, как правило, несколько поколе¬ний: родителей, молодых мужчин и женщин, детей. Характерным был и их относительно кочевой образ жизни на определенной территории. Поскольку в основе социальной организации первобытного общества лежали родственные отношения, постольку эту организацию определяют как родовой строй.
Для координации отношений между индивидами необходима была власть как отношения между властвующим и подвластным, в которых властвующий подчиняет себе волю подвластного и направляет его по-ведение.
Высшей властью в первобытном обществе было народное собрание всех взрослых членов рода. Здесь решались вопросы войны и мира, проводились религиозные обряды, избирались предводители, рассмат-ривались наиболее насущные вопросы в жизни общины.
Властными полномочиями наделялись и советы старейшин, а также старейшины, вожди, военачальники, жрецы. Совет старейшин собирал¬ся эпизодически, где предварительно рассматривались вопросы, кото¬рые затем выносились на народное собрание.
Форма власти в первобытном обществе называется потестарной (от лат. «potestas» – власть, мощь), поскольку основывается на авторитете и на возможности жесткого принуждения.
Такая социальная организация первобытного общества тысячелетиями воспроизводила присваивающую экономику, обеспе¬чивала гармоничное взаимодействие человека и природы, была пер¬вым, отличным от всех последующих способом существования чело¬веческого общества, полностью соответствовала его потребностям.
Широкое распространение и использование приобре¬тают в таких об-ществах и регулятивные начала (социальные нормы). Эта регуляция обеспечивает су¬ществование и воспроизводство конкретных общин, кланов, групп. Это правила смягчения агрессивных столкновений между группами, организации семейно-брачных отношений, закрепления половозра¬стного деления, взаимопомощи, организации совместных охот, рыбо¬ловного промысла, распределения пищи, санитарно-гигиенические правила, процедуры разрешения споров и т. п.
Правила поведения в доклассовом, догосударственном обществе не могут быть отнесены ни к категории правовых, ни к категории моральных норм. Этнограф А. И. Першиц назвал регуляторы этого этапа мононормами, т.е. едиными, еще нерасчлененными специфическими нормами первобытного общества.
Способы регулирования. Можно выделить три основных способа – запрет в виде табу (например, запрет на убийство), дозволение (например, дозволение охотиться и собирать пищу на отведенных участках) и позитивное обязывание, существовавшее в зачаточ¬ной форме (использовалось, например, при организации строительства жилищ).
Формы выражения. Социальные нормы находили свое выражение в мифах, традици¬ях, обычаях, ритуалах, обрядах и иных формах.
Процедуры. Наряду с самоорганизацион¬ными процессами формирования традиций, обычаев, обрядов при¬сваивающая экономика на некоторых этапах своего развития знала и сознательное, творческое создание норм.
Санкции. В случаях нарушения социальных норм к нарушителям применялись и суровые меры наказания, вплоть до лишения жизни. Наиболее типичные формы – общественное порицание, изгнание из общины, нанесение телесного повреждения, смертная казнь.
Такой была структура регулятивной системы присваивающих об-ществ, которая и в целом по своему содержанию, и в своих элемен¬тах была совершенно иного типа, чем та, которая возникла в произ¬водящей экономике.
5.Возникновение гос-ва и права.
10-12 тыс. лет назад возникли экологичес¬кие кризисные явления, которые уг¬рожали существованию человечества как биологического вида. Про-изошли неблагоприятные изменения климата. Человечество ответило на эти кризисные явления переходом к но-вому способу существования и воспроизводства – к производящей экономике, произошла «неолитическая революция». Постепенно от охоты, рыболовства и собирательства, а также ар-хаичных форм земледелия, скотоводства человечество переходит к развитым формам земледелия (подсечно-огневому, неполивному, по-ливному, в том числе ирригационному) и скотоводства (пастбищно¬му, отгонному, а затем и кочевому). Эти новые формы организации хозяйственной жизни стали играть основную экономическую роль в жизниобщества. Производящая экономика к IV-III тыс. до н.э. стала вторым и ос-новным способом существования и воспроизводства человечества. Производящая экономика х земледельческих обществ.происходит расцвет ранне¬земледельческих обществ. вела к организации произ¬водства, появлению новых управленческих, организационных функ¬ций, становлению нового типа трудовой деятельности, связанной с производством. Возникла необходимость нормировать и учитывать трудовой вклад каждого члена общества, результаты его труда, его участие в создании общественных форм, выдачи ему из общественных фондов. Возникновение и присвоение прибавочного продукта ведет к ста-новлению новых форм собственности: коллективной, групповой, ча¬стной — к дальнейшему социальному расслоению общества.древнейшие государственные образования закономерно возникают на социально-экономической основе раннеземледельческого общества и характеризуются как раннеклассовые госу¬дарства. Первоначально они возникают как города-государства. Поселок, в котором живут свободные общинники-земледельцы, представляет теперь не родовую (семейную), а соседскую общину. В городе-государстве организуются три центра управления: городская община, дво¬рец и храм. Город начинает выполнять по отношению к другим прилегающим селениям функции государственного управления Первичное государство возникает, чтобы органи¬зационно обеспечить функционирование производящей экономики, новые формы трудовой деятельности, которая становится отныне условием выживания и воспроизводства человечества. Многочисленные функции города-государства привели к созданию раз¬ветвленного бюрократического аппарата Право возникает на этапе становления раннеклассового общества как нормативный способ регулирования производящего хозяйства, свободного труда общинников-земледельцев и ремесленников. В процессе становления городов-го¬сударств, классов право становится способом осуществления функ¬ций города-государства. С расслоением раннеземледельческого обще¬ства, развитием классового общества, возникновением частной собственности, товарно-денежных отношений право получает четкий классовый характер, т. е. начинает служить экономическим и другим интересам определенных социальных групп.Можно выделить три основные фазы в развитии права. Первая – фаза зарождения, -происходит становление производящих форм экономики. Вторая фаза -оформление регулятивной системы в систему правил (норм).Третья фаза связана с письменной кодификацией права в ряде раннегосударственных образований.признаки права: 1. Социальность. Этот признак характеризует первичное содержание права, обеспечивающее общесоциальную и классовую функции: ор¬ганизацию производства, распределение и перераспределение. 2. Нормативность. Право выступает как система норм (правил пове¬дения), характеризуемых логической структурой («если-то-иначе». 3. Обязательность. Правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принуждения, т. е. наделяются возможностью неблагоприятных последствий при их нарушении. 4. Формализм. Правовые нормы, как правило, фиксируются в пись-менном виде в специальной форме. 5. Процедурность. Право как система норм включает в себя четкие процедуры создания, применения, защиты. 6. Неперсонифицированность. 7. Институциональность. Появление права связано с определенным сознательным процессом создания норм права, с правотворчеством, который осуществляют определенные органы государства. 8. Объективность.
6. Понятие и признаки гос-ва.
Гос-во и власть неразделимы. Понятие власти – средство функционирования любой сис-мы общ-ти, заключаетсяв отношении подчинения чье-то воле. Гос власть – разновидность власти, которая исходит от имени гос-ва. Гос-во организ публ власти, необходимая для выполнения классовых залач и общих дел.
Признаки: 1. В пределах Территор границ выступает в кач-ве представителя всего населения.
2. гос суверенитет. Верхо-во гос-ва, един носитель сувереной власти.
3. гос-во облад законодат силой.
4. гос органы для управления и сос своими мат средствами.
5.Вооруж силы, для обороны и безопасности.
6. Правоохраните органы,для соблюд проавопорядка.
7. гос-во и право нераздельны.
7. Типы гос-ва.
Под типом государства понимаются общие, системообразующие, сущностные признаки, присущие конкретной группе государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.
В настоящее время в юридической литературе применяются два подхода к типологии государств — формационный и цивилизационный.
Формационный подход основан на объединении государств в рам¬ках конкретной общественно-экономической формации. Главным классификационным критерием служит способ производства. Каждой формации соответствует свой тип государства и права. Формационный подход присущ марксистскому учению о государ-стве. При этом выделялись пять формаций: первобытнообщинная (безгосударственная), рабовладельческая, феодальная, капиталисти¬ческая, социалистическая. Каждая из них (кроме первобытнообщин¬ной) имеет определенный тип государства, которое охраняет и защищает экономический строй общества, выражает интересы эконо¬мически господствующего класса, служит ему.
Суть цивилизационного подхода (Шпенглер, Тойнби, Вебер) состоит в том, что при характе¬ристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особен¬ности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, миро¬понимания, мировоззрения, исторического развития. Теория РОСТОУ разделяет на 5 цивилизаций: традиционное об-во, переходное, процесс сдвига, созревающее и достигшее высшего уровня народного потребления!
8. Происхождения права.
Право объективно возникает на этапе становления раннеклассового общества как нормативный способ регулирования производящего хозяйства, свободного труда общинников-земледельцев и ремесленников. Становление права идет путем образования специальных правил, регламентирующих организацию и процесс сельскохозяйственного труда и распределения его результатов. С расслоением раннеземледельческого обще¬ства, развитием классового общества, возникновением частной собственности, товарно-денежных отношений право получает четкий классовый характер, т. е. начинает служить экономическим и другим интересам определенных социальных групп (это осуществляется прежде всего ужесточением санкций, защищающих собственность). Можно выделить три основные фазы в развитии права. Первая – фаза зарождения, относится по преимуществу к тем обществам, где происходит лишь становление производящих форм экономики. Вто¬рая фаза знаменует оформление данного пласта регулятивной систе¬мы в некую систему правил (норм). Эта фаза увязывается с такими обществами, где налицо полная победа различных форм производя¬щей экономики. И, наконец, третья фаза связана с письменной ко¬дификацией права в ряде раннегосударственных образований. Теории происхождения права:
1. Договорная (или естественно-право¬вая) теория.
Сторонники этой теории (Гуго Гроций, Спиноза, Локк, Гоббс, Руссо, Радищев) полагали, что кроме права, которое ус¬танавливает государство, существует естественное право, присущее человеку от рождения. Их никто – ни общество, ни государство – человеку не даруют, они – эти права – являются условиями сущест¬вования человека и его жизнедеятельности. Среди них право на жизнь, свободу, равенство, собственность и ряд других, и, следова¬тельно, утверждала эта теория, естественное право (сумма естествен¬ных, вечных, неотчуждаемых и неизменимых прав человека) - это высшее право по отношению к действующему праву (законы, обы¬чаи, прецеденты), это право, воплощающее в себе разум и вечную справедливость.
Теория естественного права, таким образом, снимала, по сущест¬ву, проблему происхождения права, делая упор на изначальном при¬сутствии у человека как у социального существа определенной суммы прав. Тем самым она уходила от изучения и объяснения объективных процессов возникновения суммы прав у каждого человека, в ее абстрактное признание.
2. Теологическая теория (Фома Аквинский (ХII-ХIII вв.) утверждает о существовании высшего божественного закона и естественного права, которые и составляют основу действу¬ющего права. Эта теория опиралась в своем объяснении происхождения права на религиозные книги, прежде всего Библию, где утверждалось, что основные законы (заповеди Моисея) были да¬ны человечеству Богом.
3. Исто¬рическая школа права обращается к реальным процессам возникно¬вения права. Она сложилась в первой половине XIX века в Германии. В работах Савиньи утверждается, что право не созда¬ется законодателем, оно появляется самопроизвольно в результате развития народного духа, примерно также, как появляется язык.
4. Марксистская теория происхождения права утверждает, что с появлением частной собственности и образованием классов правила поведения стали отражать и закреплять общественное неравенство. А с возникновением классового деления общества и об¬разованием государства появились правила поведения, исполнение ко¬торых обеспечивалось всей силой государственного принуждения.
9. Гос-во в полит сис-ме общ-ва.
Силой, объединяющей общество, разделенное на классы, слои, этнические, культурные, профессиональные группы, является го¬сударство с присущими ему специфическими признаками.
Во-первых, это способность к интеграции общества. Определяя внут-реннюю и внешнюю политику, обеспечивая общественный поря¬док и оборону страны, государство выступает в качестве официального представителя общества, каждого его члена.Во-вторых, государство — это орган власти, правового принуж-дения, активно использующий санкции поощрения и наказания за со-блюдение или нарушение установленных им норм, правил организа¬ции общественных отношений. Специфика государственной власти — в ее суверенности, полноте и верховенстве по сравнению с другими возможными субъектами власти в обществе. Оно обладает достаточно разветвленным аппаратом принуждения, способным обеспечить после-довательную реализацию его задач и воли.В-третьих, правотворческая функция государства в обществе. На основе издаваемых законов, имеющих обязательный характер для всех его членов, осуществляется управление обществом, регламентация собственной деятельности государства.В-четвертых, публичность государственной власти, професси-онализация управления общими делами, добровольная или принуди-тельная передача государственным органам и их служащим полномо¬чий на управление другими людьми.В-пятых, специфичность и четкость границ политического про-странства. взаимодействие в рамках сохранения самосто-ятельности, автономии государства и личности. Подобное состояние достигается, когда политическая система строится на основе принци¬пов гражданского общества и правового государства. В истории политических систем особняком стоит вопрос о соот-ношении государства и церкви., исключили формально церковь из сво¬его состава, произошло отделение государства от церкви. Этот прин¬цип закреплялся конституционно, государство формально не вмешивалось в дела церкви, а церковь, не вмешивалась в государственную жизнь, в политику. В таком взаимоотношении реализуется принцип свободы совести, свободы вероисповедания и автономии религии.церковь во многих обществах, это все же практически и фактически важный элемент полити¬ческой системы общества, хотя в либерально-демократических систе¬мах такое положение открыто не признается, а конституционно даже отвергается. (Например, ч.2 ст. 14 Конституции Российской Федера¬ции гласит:«Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».). Вместе с тем и в таких системах отдельные политические контакты между государством и церковью в конкретно-исторической обстановке являются весьма интенсивными и значимыми.Заслуживает внимания классификация государств по их отноше¬нию к религии. Выделяют светские, клери¬кальные, теократические и атеистические государства.В светском государстве все виды религиозных организаций отделе-ны от государства, они не вправе выполнять ни политические, ни юридические функции, не могут вмешиваться в дела государства. Статус светского государства конституционно закрепили Россий¬ская Федерация, Германия, Франция, все государства СНГ и др.Клерикальным считается государство, где та или иная религия офи¬циально имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. В таком государстве, несмотря на сильные позиции госу¬дарственной религии, тем не менее слияния государства и церкви не происходит. К клерикаль¬ным в настоящее время могут быть отнесены Великобритания, Нор¬вегия, Швеция, Дания, Испания, Япония и др.
Для теократических государств характерны следующие признаки:
1) государственная власть принадлежит церкви, которая имеет ста¬тус государственной религии;
2) религиозные нормы составляют основной источник законода-тельства и регулируют все сферы частной и публичной жизни;
3) глава государства одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем, например в городе-госу-дарстве Ватикане.
Теократическими являются Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Ма-рокко.
В атеистических государствах религиозные организации преследу¬ются властями.
10.гражданское общ-во.
общих идей и принципов: 1) экономическая свобода, многооб¬разие форм собственности, рыночные отношения;2) безусловное при¬знание и защита естественных прав человека и гражданина;3) легитимность и демократический характер власти;4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личнос¬ти;5) правовое государство, основанное на принципе разделения и вза-имодействия властей;6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;7) свобода слова и печати, независимость средств массовой информа-ции;8) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаим-ные обязанности и ответственность;
9) классовый мир, партнерство и национальное согласие;10) эффектив¬ная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.гражданское общество — это свободное де¬мократическое правовое общество, ориентированное на конкрет¬ного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, обще-гуманистическим идеалам, обеспечиваю¬щее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механиз¬мы ограничения и контроля за деятельностью государства. Неотделимо правовое гс-во, признаками которого являются: 1. Господство, или верховенство, права предполагает:
во-первых, создание и формирование всех государственных структур строго на основе закона;
во-вторых, по своему содержанию законы должны быть справедливыми, основываться на естественных, неотъемлемых правах и свободах человека, не противоречить им;в-третьих, определение правовых пределов для деятельности государства, его органов и должностных лиц;
в-четвертых, верховенство Конституции в системе нормативных пра-вовых актов.2. Незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод лич¬ности означают, что государство должно не только признавать, но и гарантировать полный набор прав и свобод личности. Государство призвано также охранять и защищать эти права и свободы от произвола отдельных должностных лиц, госу¬дарственных органов, от посягательств других субъектов. Государство может считаться правовым лишь в том случае, если оно закрепляет и реально обеспечивает равенство всех людей перед законом.