ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.12.2020

Просмотров: 3219

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, следует отметить, что в научной литературе среди частнонаучных методов, выделяют частноправовые методы, к которым можно отнести:

  • формально - юридический (позволяет определить юридические понятия, категории, выявить их признаки, толковать содержание правовых предписаний и т.п.);

  • сравнительно-правовой (позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы (законы, юридическую практику и т.д.) в целях выявления их общих и особенных свойств);

  • метод толкования (позволяет уяснить и разъяснить смысловое содержание юридических норм путем выхода за рамки их буквального смысла);

  • системно-структурный изучает государство и право как политический институт и процесс и др.


  1. Механизм (аппарат) государства.

Механизм (аппарат) государства - это система специальных органов, с помощью которых государство осуществляет возложенные на него задачи и функции. Структурными элементами механизма государства являются государственный аппарат под которым понимается система государственных органов, наделенных властными полномочиями для осуществления государственной власти, а также государственные учреждения, предприятия и государственные служащие. Основными признаками механизма государства являются следующие:

  • механизм государства - это целостная система государственных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности;

  • механизм государства состоит из особой группы людей, профессионально подготовленных и осуществляющих управление обществом на постоянной основе;

  • органы государства при выполнении возложенных на них функций и задач тесно взаимодействуют между собой;

  • каждый элемент механизма (органы государства) обеспечивает эффективное функционирование государства в целом;

  • для осуществления задач и функций государства органы государства обладают необходимыми материальными, информационными, организационными средствами, включая и применение мер государственного принуждения .

Основными принципами механизма государства являются:

  • Принцип разделения властей;

  • Принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата;

  • Принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата;

  • Высокий профессионализм и компетентность государственных органов, способных на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах населения страны:

    • принцип демократизма в формировании и деятельности государственных органов;

    • принцип законности, научности, правовых начал в деятельности всех составных частей механизма государства .


  1. Организация власти в первобытном обществе

Первой эпохой в истории человеческого общества был период первобытнообщинного строя. В это время орудия труда были несовершенными (рубило, топор), а производительность труда - низкой, не всегда соответствующей даже минимальному прожиточному уровню первобытного человека. Для того чтобы выжить, люди должны были объединять как средства производства, так и свой труд. Поэтому все члены общества в одинаковой мере трудились, а производимое ими распределялось поровну властью. Основной ячейкой первобытного общества был род.Род - это коллектив родственников, имеющих общего предка и ведущих совместное хозяйство. Род представлял собой союз, основанный прежде всего на кровном родство. Роды могли перемещаться с одной территории на другую, но их организация при этом сохранялась. Несколько родов образовывали племя.


Ряд ученых полагает, что родовая власть в это время носила сугубо общественный характер, поскольку все основные вопросы решались на родовых собраниях. Специального же аппарата, который бы занимался только управлением общественными делами, в родовой организации не было. Однако родовые собрания существовали не во всех регионах и не у всех племен, да и созывались они крайне редко. К тому же ход этих собраний, как правило, регулировался и направлялся главой совета старейшин. Именно совет старейшин разрешал споры между родами, согласовывал действия членов рода при проведении сельскохозяйственных работ, направлял жизнь племени.

Отношения между членами первобытного общества регулировались особыми правилами поведения - обычаями. Обычаи - это исторически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате их многократного повторения. Обычаи выражали интересы всех членов общества и закрепляли их равенство между собой. Обычаи были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и нормами религии, поэтому в науке они получили название мононорм (от греч. monos - один и лат. norma - правило).

Первобытные мононормы имели несколько характерных признаков:

1) они исходили от всего рода, выражали его волю и интересы, передавались из поколения в поколение. Само собой очевидно, что при тогдашнем уровне развития общества эти нормы нигде не фиксировались и сохранялись лишь в памяти людей;

2) они выполнялись добровольно, в силу привычки. Главной гарантией, обусловившей исполнение мононорм, являлось внутреннее согласие каждого члена общества с их предписаниями. В случае же неисполнения обычаев к их нарушителям применялись репрессивные меры, что входило в функции общественной власти;

3)в них не проводилось никаких различий между правами и обязанностями членов общества: право воспринималось как обязанность, а обязанность как право.

Постепенно первобытное общество отходит от принципа равенства всех своих членов как в работе, так и в быту. Власть сосредотачивается в руках вождей, которых современные ученые называют “чифами”, т. е. главами, или “бигменами”, т. е. большими людьми. Бигменами становились мужчины, имевшие высокий общественный статус и отличавшиеся богатством и щедростью. Они выделялись среди своих сородичей даже внешне - носили отличающую их от других людей одежду. В родовом обществе чифы в основном занимались организацией военных походов и перераспределением добытого как на войне, так и в процессе хозяйственной деятельности рода, а также осуществляли контроль за обменом и торговлей. В выполнении этих функций им помогал особый штат помощников.

Вождество представляло собой особый тип власти, сложившийся в первобытном обществе на позднем этапе его развития, и являлось одной из разновидностей политической власти.Политической называется такая власть, которая основана на принуждении одной группы людей над другой.


Важнейший вид политической власти - это власть государственная. Под государственной властью понимается политическая власть, осуществляемая посредством специального аппарата - государства. Вождество непосредственно предшествовало государственной власти, поэтому его называют предгосударственной формой власти.


  1. Возникновение Г и П.

Общие закономерности и причины возникновения государства

Дальнейшее развитие племенных объединений родов послужило основанием для начала разложения первобытнообщинного строя. Данный период характеризуется переходом от присваивающей экономики к производящей, который получил название неолитической революции, имевшая место 10-15 тысяч лет тому назад.

В ее основе лежали три крупных общественных разделения труда. Первое было связано с отделением скотоводства от земледелия, что привело к излишкам продуктов и последующему их обмену; второе - отделение ремесла от земледелия и скотоводства - привело к производству большого количества продуктов (излишков), которые, как правило, сосредотачивались в руках старейшин и вождей. Третье было связано с развитием обмена, появлением рынка и купцов как отдельного социального слоя. Кроме того, возможность создания запасов продуктов приводит к появлению частной собственности отдельных семей.

Таким образом, переход от присваивающей экономики к производящей, а также имущественное и социальное расслоение общества на классы с неизбежностью требовало новых форм организации и управления обществом. В этой связи, Ф. Энгельс в своей работе отмечал: «Родовой строй отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его последствиями - расколом общества на классы, он был заменен государством». В этой связи указанные выше обстоятельства послужили основанием для формирования особой организации публичной власти - государства.

Следует также заметить, что именно в этот период, который у разных народов не совпадал по времени, произошло разделение путей развития человечества на «восточный» и «западный».

«Восточный» путь возникновения государства характерен для самых древних государств, которые возникли 5 тысяч лет назад в долинах таких крупных рек, как Нил, Ганг, Янцзы и др., т.е. в зонах поливного земледелия, которое позволило резко повысить производительность труда. Поливное земледелие требовало огромных усилий по объему работ: устройства каналов, дамб и других ирригационных сооружений. Все это определяло, прежде всего, необходимость объединения общин под единым началом и централизованного управления. Вместе с тем сохранились сельскохозяйственные общины, а, следовательно, и общественная форма собственности на основное средство производство - землю. Таким образом, одной из главных предпосылок образования государства и классов по «восточному» типу было использование властвующими слоями и группами сложившегося аппарата управления различных форм контроля над экономическими, политическими и военными функциями.


Следует заметить, что «восточный» путь возникновения государства представлял собой плавный переход, перерастание первобытного, родоплеменного общества в государство.

«Западный» (европейский) путь возникновения государства   характеризуется тем, что ведущим фактором образования государств на территории Европы, явилось классовое разделение общества, формирование частной собственности на землю, а также на другие средства производства - скот, рабов и др. Кроме того, по мере развития частной собственности растет влияние экономически сильной группы, которая стремиться ослабить роль народного собрания, с целью передачи власти своим представителем. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов и др. факторов происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену приходит новая организационная форма общества - государство.

Говоря об особенностях образования права, следует отметить, что процесс возникновения государства и права протекал одновременно, в их тесной взаимосвязи.

При этом на Востоке право возникло и развивалось под воздействием религии и нравственности, основными источниками являлись различные религиозные положения, законы и поучения. В европейских же странах наряду с обычным правом развивалось и прецедентное право.

Основные теории происхождения государства и права

Говоря об основных теориях происхождения государства, следует отметить, что они стали возникать вместе с последним, отражая определенный уровень развития экономического строя и общественного сознания.

В юридической литературе учеными-юристами рассматриваются следующие основные теории происхождения государства.

Теологическая или божественная теория ( Аквинский Маритен Мерсье и др.) восходит своими истоками к древнему миру. Ее сторонники считали, что государство есть продукт божественной воли, в связи с чем государственная власть вечна и зависит, главным образом, от религиозных организаций и деятелей.

Основной смысл данной теории состоит в том, чтобы утвердить верховенство церковной власти над светской (государством) и доказать, что нет государства и права «вне Бога».

Следует также отметить, что официальная доктрина современного Ватикана подчеркивает, что Бог, создав государство и право, не указал ни конкретных лиц, осуществляющих государственную власть, ни формы правления, ни методов властвования. Поэтому данная позиция, сохраняя тезис о божественном происхождении государства и права, вполне позволяет приспособить феодальную теологическую концепцию к политической реальности нашего времени.


Патриархальная теория ( Платон Аристотель Фильмер,  Михайловский и др.). Они считали, что государство происходит из семьи, является результатом разрастания семьи. В этой связи государство является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. При этом государственная власть, по мнению сторонников данной теории, есть ничто иное, как продолжение отцовской власти. Следовательно, власть государя, монарха - есть патриархальная власть главы семьи.

Договорная (естественно-правовая) теория ( Гоббс Руссо Радищев и др.). Она объясняет происхождение государства заключением общественного договора как результата разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения их свободы и взаимных интересов. Кроме того основой данной нормы является положение о том, что «государству предшествовало естественное состояние человека». При этом Гоббс видел естественное состояние в «царстве личной свободы, ведущей к войне всех против всех»; Руссо считал, что это есть «мирное идиллистическое первобытное царство свободы»;  Локк, говоря о естественном состоянии человека, отмечал, что оно выражается в его неограниченной свободе. Таким образом, основатели и продолжатели данной теории выступали против идеи божественного происхождения государства и права. В их представлении власть монарха является производной не от Бога, а от людей. Народ, отмечал Руссо, может лишить правителей власти, если они нарушат заключенный между ними и гражданами договор. Кроме того, положительной стороной данной теории является признание приоритета естественного права над позитивным.

Теория насилия ( Гумплович Дюринг Каутский и др.). Представители данной теории считали, что государство возникает в результате насилия и завоевания, а поэтому возникновение частной собственности, классов и государства является результатом внутреннего и внешнего насилия, т.е. путем прямого политического действия.

В этой связи государство продолжает быть органом угнетения только в тех странах, где еще не стерлись юридические различия между победителями и побежденными. Классическую форму выражения сущности данной теории высказал Л. Гумплович. Он считал, что, исходя из примеров образования ряда государств Европы и Азии, государство возникает в ходе «естественного отбора» (т.е. борьбы с соседними племенами), вследствие завоевания сильными племенами слабых, при этом победители образуют правящий класс, а побежденные и порабощенные - «класс рабочих и служащих». В этой связи вследствие подчинения одного класса людей другому, а также для управления завоеванными народами и территориями нужен был аппарат принуждения, каковым и стало государство.