ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.12.2020
Просмотров: 3390
Скачиваний: 1
-
количество властвующих в государстве (в этой связи он различал правление одного, немногих либо правление большинства);
-
осуществляемая государством цель (по данному критерию все государства делились на правильные, т.е. достигались общие для всех блага и неправильные - достигались частные цели отдельных индивидов).
При этом Аристотель основное внимание обращал на место и роль человека, которое он занимает в государстве и защиту его права и свободы.
Несколько иной позиции придерживается Полибий, отмечая, что развитие государства, смена его типов - естественный процесс, определяемый природой, который включает в себя фазу зарождения, становления, расцвета, упадка и исчезновения. Главное он видел в тех изменениях, которые были связаны с отношениями государственной власти и человека, при этом государство выступало бы главным инструментом установления социальной справедливости в обществе.
Из указанных выше научных положений исходила и современная политико-правовая мысль при рассмотрении вопросов, связанных с типологией государств.
Говоря о типологии государств, следует отметить что она содействует более глубокому выявлению и изучению признаков, свойств, сущности государства, позволяет проследить закономерности их развития, сущность происходящих в них структурных изменений. Таким образом, типология представляет собой один из видов классификации и, вместе с тем, ее высшую форму, т.к. в ее основе лежит группировка государств по одному из самых крупных и высших квалификационных критериев - типу государства. Кроме того, типология государств базируется на обобщении большого фактического, исторического, социологического, правового и иного материала, на выявлении объективных процессов и связей, существующих в конкретном обществе, а также на основе анализа особенностей функционирования государственно-правовых явлений и систем.
В этой связи типологию государств можно рассматривать как определенную группировку по различным типам.
Марксистская типология основана на общественно-экономической формации, под которой понимают исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Последний выражает единство классовой сущности всех государств, обладающих общей экономической основой, обусловленной господством данного типа собственности на средства производства. Таким образом, тип государства характеризуется экономическим базисом, который защищает данное государство и интересам какого господствующего класса оно служит.
Несмотря на множество определений типа государства, содержащихся в научной и учебной литературе предлагается следующая дефиниция данного определения. Исторический тип государства есть совокупность классовой сущности всех государств, обладающих общей экономической основой, обусловленной господством данного типа собственности на средства производства. Таким образом, исторический тип государства всегда связан с установлением закономерной зависимости классовой сущности государства и права от экономических отношений, которые господствуют в классовом обществе на определенном этапе его развития.
Формационный и цивилизационный подходы к типологии государств
В литературе выделяют два подхода к типологии государств: формационный и цивилизационный. Кратко рассмотрим их сущность.
Формационный подход - исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств, с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе, общества (общественно-экономическая формация), его производственных отношений и классовой структуры.
Таким образом, основными признаками данного подхода являются социально-экономические признаки и тип производственных отношений, которые характерны для данного исторического типа государства. В юридической литературе выделяют следующие исторические типы государств.
-
Рабовладельческое государство - экономический базис составлял собственность рабовладельцев на рабов, орудия и средства производства. Основными классами являлись рабовладельцы и рабы, а также социальные прослойки - ремесленники и мелкие земледельцы.
-
Феодальное государство - экономической основой выступали собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Основными классами являлись феодалы, крепостные крестьяне, а также отдельные социальные группы - городские ремесленники, торговые люди и др.
-
Буржуазное государство - экономическую основу составляла капиталистическая частная собственность на средства производства. В данном государстве существовали два класса: буржуазия (капиталисты) и рабочие (пролетарии), отношения между которыми, вследствие экономических и политических классовых интересов, носили антагонистический характер. Данный тип государства в своем развитии прошел несколько этапов: первый этап характеризуется периодом становления и развития капиталистического государства (свободная конкуренция большого числа собственников, развитие стихийных рынков). Последующий этап совпал с периодом монополистического капитализма (углубление кризиса буржуазной государственности, существенные изменения в экономике, усиление эксплуатации рабочего класса и др.) Указанные выше признаки, монополизация и концентрация капитала привели к объединению рабочего класса с целью завоевания революционным путем государственной власти и использования ее в своих интересах.
-
Социалистическое государство - политическая власть принадлежит пролетариату, средства производства принадлежат всему обществу, общественная власть носит публичный характер и т.д.
Цивилизационный подход. Сущность данного подхода состоит в том, что каждое общество в силу специфики, взаимосвязи и взаимодействия его отдельных сфер (экономики, политики, права, социальной и культурной, идеологии, религии, обычаев и традиций) представляет собой целостное образование - цивилизацию.
При этом учитываются особенности духовной жизни, формы сознания, в том числе религии, мировоззрения, исторического развития, географического расположения, особенности обычаев, традиций и др. Указанные выше факторы в своей совокупности образуют понятие культуры, которая служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности, а совокупность родственных культур образует цивилизацию. Следует заметить, что в своих работах английский историк А. Тойнби отмечал, что история человечества представляет собой историю лишь отдельных замкнутых культур-цивилизаций. Последняя представляет собой относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических религиозных, психологических и других факторов. В этой связи каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках.
По мнению А. Тойнби, история человечества представляет собой историю 21 цивилизации, из которых в настоящее время сохранились лишь восемь (западная, китайская, индийская, исламская, православная и др.).
Таким образом, цивилизационный подход позволяет объяснить многовариантность исторического развития в том числе, ответить на вопрос почему все общества и государства неодинаково развиваются и выбирают разные пути движения к прогрессу.
Следует отметить, что в юридической литературе выделяют следующие этапы цивилизации:
-
локальные цивилизации, т.е. существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (древнеегипетская, шумерская, эгейская и др.);
-
особенные цивилизации (индийская, китайская, исламская, восточно-европейская и др.);
-
современная цивилизация (в настоящее время характеризуется совместным существованиям традиционных и современных социально-политических структур).
В научной литературе выделяют государства первичной цивилизации (для государств данного вида характерно то, что они являются частью базиса, а не только надстройки - древнеегипетская, ассиро-вавилонская, шумерская, японская и др.) и государства вторичной цивилизации (они не так всесильны, как в первичных цивилизациях, не составляют элемента базиса, но входят в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс - это западноевропейская, восточно-европейская, североамериканская и др.).
В юридической литературе выделяют и другие виды классификации государств:
-
демократические и недемократические (например, государства западной и восточной цивилизаций и др.);
-
светские, теократические, клериальные и атеистические;
-
государства переходного периода (Монголия, государства Средней Азии и Севера, современной России и др.).
-
Происхождение права.
Единой точки зрения на происхождение права нет. Существует множество теорий происхождения права.
1. Теория естественного права (Г. Гроций, Дж. Локк, А.Н. Радищев и др). Суть теории: разграничиваются естественное и позитивное (законы) право. Естественное право — совокупность высших нравственных ценностей, существует в сознании людей, совокупность неотчуждаемых прав и свобод человека. Позитивное право — это официально признанное в государстве право. Естественные права принадлежат человеку от рождения и не зависят от воли законодателя. Позитивное право не всегда справедливо, несправедливые нормы должны заменяться естественным правом. Право и мораль едины. Закон становится правом только тогда, когда он совпадает с естественным правом.
2. Историческая школа права (Г. Гуго, Г.Ф. Пухта, Ф.К. Савиньи).
Суть теории: не признается единое для всего народа право. Право складывается исторически, а т.к. история каждой страны уникальна и неповторима, то и право должно быть у каждого государства свое. Право возникает и формируется постепенно, каждая форма права должна быть исторически проверена.
На первое место среди источников права выдвигаются правовые обычаи как наиболее древние и проверенные временем.
3. Нормативистская теория права (X. Кельзен, Р. Штаммер, П.И. Новгородцев).
Суть теории: под правом понимается система норм, которая образует пирамиду. На самом верху пирамиды (во главе) стоит «суверенная норма», определяющая смысл остальных норм. Каждая нижестоящая норма производна от вышестоящей. Естественное право не признается, право — это только юридические нормы, созданные по воле законодателя.
4. Психологическая теория права (ЛИ. Петражицкий, Г. Тард, М.А. Рейснер).
Суть
теории: истоки права коренятся в психике
человека. Изучая психику человека, можно
понять сущность права. Различают
интуитивное и позитивное право.
Интуитивное право главенствующее, это
совокупность психологических личных
переживаний, которые возникают при
контакте человека с обществом. Права и
обязанности возникают, соответственно,
при психологическом контакте двух
людей, один из которых переживает право
требования совершить какой-либо поступок,
а другой переживает, обязанность его
совершить.
5. Социологическая теория
права (Э. Эрлих, Г. Канторович, С.А.
Муромцев).
Суть теории: право и закон не тождественны. Право есть практическая реализация закона, т.е. юридическая практика, судебные решения, обычаи и т.д. Значение юридических норм второстепенно. Творцами права являются те, кто применяет законы на практике.
6. Марксистская теория права (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин).
Суть теории: в основу происхождения права положен классовый подход. Право порождено экономикой. Право есть возведенная в закон воля экономически господствующего класса.
Право устанавливается и охраняется государством, оно обусловлено спецификой производственных отношений и выражает волю небольшого класса, в руках которого сосредоточена основная масса средств производства.
Все
вышеназванные теории происхождения
права следует учитывать, ни одна из них
не является главенствующей, но и не
отрицается.
Взаимосвязь права с
государством проявляется в том, что
государство в лице его уполномоченных
органов принимает и устанавливает
юридические нормы. Последние реализуются
через систему исполнительных органов.
В случае несоблюдения или ненадлежащего соблюдения юридических норм государство применяет различные меры воздействия, т.ч. и принуждение, т.е. юридические нормы гарантируются государством.
Государство, его институты, власть закреплены в праве и действуют, опираясь на право и правовые средства.
Спор идеализма и историзма выдвинул на первый план вопрос о происхождении права, о том, как оно возникает и слагается исторически. Презрение к исторически сложившемуся составляет характерную черту старого идеализма ХVIII века; идеализация существующего, преклонение пред исторически сложившимся, составляет характерное отличие исторической школы, возникшей в начале XIX столетия. С этим основным различием двух направлений связан целый ряд характерных особенностей того и другого; большинство французских политических писателей-идеалистов ХVIII века верило в безграничную силу творчества человека, в его способность пересоздать и обновить на началах разума весь существующий строй; напротив, с точки зрения исторической школы, в первоначальный период ее деятельности существующий строй есть необходимый результат закономерного процесса исторического развития, коего не в состоянии изменить никакое человеческое творчество. Идеализм французских теоретиков естественного права ХVIII века был миросозерцанием по существу революционным; напротив того, в творениях корифеев исторической школы нашли себе выражение консервативные тенденции. Вера в вечные, незыблемые нормы естественного права была сопряжена с верой в силу и значение личности как основного двигателя истории, свободного, не связанного условиями места и времени. Ставши в отрицательное отношение к идее естественного права, историческая школа вместе с тем утратила веру в свободное творчество личности, в ее способность пересоздать существующее; с точки зрения исторической школы, человек - не творец, а орудие исторического процесса; проповедь революции, обусловленная верою в силы человеческого разума, у ранних представителей исторической школы сменяется преувеличенным уважением к старине, пассивным отношением к исторически сложившемуся.
В настоящее время никто не разделяет крайностей старой естественной школы; с другой стороны, целый ряд положений старой исторической школы теперь всеми отвергнут, сдан в архив. Тем не менее идея естественного права в видоизмененной форме продолжает волновать умы показывать сильное влияние на политику; историзм также, впрочем в сильно измененном виде, продолжает быть господствующим направлением в современной юриспруденции. Поэтому и вопрос о происхождении права, всегда служивший предметом ожесточенных споров между представителями идеализма и историзма, в наши дни остается одним из важнейших вопросов философии права; от того или другого его разрешения зависит тот или иной ответ на целый ряд практических вопросов первостепенной важности. От того, как мы смотрим на историю права, зависит прежде всего наше отношение к преданиям прошлого и к окружающей нас действительности, в особенности к действующему праву; от нашего понимания истории зависит всецело, какие требования вообще мы можем предъявлять к праву, как понимаем мы вообще задачу, роль законодателя.