ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.12.2020
Просмотров: 3429
Скачиваний: 1
Диспозиция
Диспозиция - это элемент нормы права, указывающий на само правило поведения (права и обязанности участников отношений). Диспозиция и является собственно нормой, выступает ее основной регулирующей частью - «ядром» или «сердцевиной». Она определяет модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов. Диспозиции норм права также очень разнообразны и классифицируются по различным основаниям.
По степени определенности содержащихся в нормах правил поведения диспозиции подразделяются на:
-
абстрактные;
-
казуальные.
Абстрактные диспозиции предусматривают определенный тип поведения, не конкретизируя детали.
Казуальные диспозиции перечисляют конкретные предписываемые или запрещаемые действия, указывают на права и обязанности субъектов реализации правовой нормы, не оставляя место не для какого усмотрения. Нормы с казуальными диспозициями неудачны в техническом отношении, не обеспечивают беспробельности закона и обусловливают его громоздкость.
По способу изложения диспозиции подразделяются на:
-
простые;
-
описательные;
-
отсылочные;
-
бланкетные.
Простые диспозиции содержат лишь указание на само правило поведения, не раскрывая его признаков, так как они достаточно очевидны. Этот вид диспозиций охватывает ясные и четкие предписания, не допускающие сомнений в их содержании и смысле. Например, простая диспозиция в уголовном праве содержит, как правило, указание на вид преступления (кража, разбой, убийство, вымогательство и др.).
Описательные диспозиции подробно характеризуют правило поведения, перечисляют его наиболее важные отличительные признаки, они включают в себя не только, например, наименование деяния, но и перечень его основных признаков (кража - тайное хищение имущества в отличие от грабежа и т.д.).
Отсылочные диспозиции вместо описания признаков правомерного или неправомерного поведения, содержат отсылку на другую норму того же нормативного акта, в котором дается описание определенного правила поведения.
Бланкетные диспозиции не описывают признаков деяния, а устанавливают правила поведения в самой общей форме. Например, бланкетная диспозиция не определяет признаков преступления, а предоставляет их разъяснение и установление специально уполномоченным органам. Разъяснение и конкретизация предписания бланкетной диспозиции содержится в иных правовых актах, к которым и отсылает субъект реализации нормы. Иными словами, бланкетные диспозиции делают отсылку на другую норму другого нормативного акта. Они устанавливают в основном нормы ответственности.
По юридической направленности диспозиции бывают:
-
предоставительно-обязывающие;
-
обязывающие;
-
управомочивающие;
-
рекомендательные;
-
ограничительные;
-
закрепительные.
Предоставительно-обязывающие диспозиции содержат двусторонние правила поведения.
Обязывающие диспозиции указывают на характер поведения обязанного лица.
Управомочивающие диспозиции содержат указание на вид и меру возможного поведения.
Рекомендательные диспозиции указывают на желательность или целесообразность определенного поведения.
Ограничительные диспозиции ограничивают поведение строго определенными рамками.
Закрепительные диспозиции закрепляют общие принципы и задачи деятельности государственных органов.
Санкция
Санкция - это элемент правовой нормы, определяющий меру государственного взыскания или положительной государственной оценки деяния, которая применяется к нарушителю прав и обязанностей, или к лицу, исполнившему предписания, с особой степенью заслуги или перевыполнения по критериям, предусмотренным диспозицией. Последствия для субъекта, реализующего диспозицию, могут быть как неблагоприятными, негативными (меры наказания), так и позитивными (меры поощрения).
Санкции правовых норм классифицируют по следующим основаниям.
По степени определенности санкции бывают:
-
абсолютно определенные;
-
относительно определенные;
-
альтернативные;
-
кумулятивные;
-
комбинированные.
Абсолютно определенные санкции имеют точно фиксированное выражение и не могут быть изменены государственным органом. Этот вид санкций наименее распространен, поскольку ограничивает инициативу правоохранительных органов и не позволяет при их применении учитывать все обстоятельства правонарушения и личности правонарушителя.
Относительно определенные санкции содержат в себе границы верхнего и нижнего предела наказания, в рамках которых правоприменительный орган сам определяет его точный размер.
Альтернативные санкции содержат несколько видов наказаний, предоставляя правоохранительным органам право выбора (лишение свободы или исправительные работы).
Кумулятивные санкции включают в себя несколько видов наказаний различного рода и возможность их сложения (соединения). Например, лишение свободы может сочетаться с лишением специального права или права занимать определенные должности и др.
Комбинированные санкции представляют собой сочетание относительно-определенных, альтернативных и кумулятивных санкций.
По характеру последствий различают санкции:
-
негативные;
-
позитивные;
-
правовосстановительные;
-
правоотрицающие.
Негативные санкции (карательные, штрафные) являются только мерами наказания (содержатся в нормах, устанавливающих ответственность правонарушителя в различных отраслях законодательства, прежде всего, в уголовном и административном). В процессе применения негативных санкций необходимо учитывать разделение санкций в уголовном праве на основные и дополнительные. Основные наказания не могут назначаться как дополнительные, дополнительные наказания назначаются в случаях вынесения приговоров по тяжким и особо тяжким преступлениям.
Позитивные санкции предусматривают стимулирующие меры или меры поощрения (например, за хорошую работу в трудовом праве, в служебных отношениях).
Правовосстановительные санкции направлены на восстановление состояния, существовавшего до нарушения права. К подобным санкциям можно отнести возложение обязанности по возмещению причиненного вреда, отмену незаконных актов, принудительное осуществление невыполненной обязанности и др.
Правоотрицающие санкции представляют собой пассивную реакцию государства на нарушение предписаний нормы права. Выражается она в непризнании правового характера возникающих отношений (например, признание сделки недействительной). Правоотрицающие санкции называют также санкциями ничтожности, так как правовые последствия не возникают, независимо от того, стремилось или нет к этому конкретное лицо. Основанием к подобному правоотрицанию является несоблюдение участниками отношений необходимых правовых форм, отсутствие некоторых юридических фактов (например, совершеннолетия для заключения некоторых видов сделок), необходимых для наступления определенных позитивно-правовых последствий.
По направленности неблагоприятных последствий санкции делятся на:
-
личные;
-
имущественные.
Личные санкции выражаются в том, что правовое воздействие направлено непосредственно на личность правонарушителя (лишение, ограничение свободы, права занимать определенную должность, заниматься определенным видом деятельности).
Имущественные санкции связаны с нанесением определенного имущественного ущерба правонарушителю, т.е. связаны для него с различными материальными потерями (штраф, запрет на осуществление сделок в области вещных или обязательственных отношений, арест денежных средств).
-
Способы изложения правовых норм.
Эти способы различны, и все их многообразие можно представить следующим образом:
-
все три элемента логической структуры нормы права - гипотеза, диспозиция и санкция включаются в одну статью нормативно-правового акта;
-
одна статья нормативного акта содержит лишь часть нормы права или один из элементов нормы права;
-
элементы нормы права излагаются в нескольких статьях одного и того же нормативного акта;
-
элементы нормы права излагаются в нескольких статьях различных нормативных актов;
-
в одну статью нормативного акта включаются несколько правовых норм.
В случае, если в статье нормативно-правового акта содержится часть нормы права, то такие части принято называть нормативными предписаниями. Различные юридические конструкции и способы изложения обусловлены спецификой отраслей права и особенностями законодательной техники. Кроме того, расхождение способов изложения по отношению к статьям нормативно-правового акта обусловлено тем, что норма права и статья нормативно-правового акта во многих случаях не совпадают. В.Н. Хропанюк отмечает, что «фактически элементы правовой нормы ( гипотеза, диспозиция, санкция) могут располагаться в различных статьях одного и того же нормативно-правового акта. А иногда и в статьях различных нормативных актов. Это обусловлено тем, что нормы имеют неодинаковые формы, способы своего выражения, но при этом они сохраняют свою логическую структуру. Ведь норма права - это единое общеобязательное правило поведения, которое исходит от государства и находится под его защитой».
По характеру изложения правовых норм в статьях нормативно-правового акта принято различать способы:
-
прямой;
-
отсылочный;
-
бланкетный.
Прямой способ предполагает полное изложение всех элементов нормы права в статье нормативно-правового акта. Логическая структура нормы права совпадает с текстом и структурой нормативно-правового акта.
Отсылочный способ заключается в неполном изложении нормы права в статье нормативного акта, при этом делается отсылка к другой статье этого же нормативного акта. Отсылка к другим статьям того же нормативно-правового акта имеет значительное распространение в правовых конструкциях, например, нормы Особенной части УК РФ раскрывают недостающие положения Общей части УК РФ, или наоборот.
Бланкетный способ предполагает также неполное изложение правовой нормы в статье нормативно-правового акта, но при этом делается отсылка не к конкретной статье, а к другому нормативному акту, или к нескольким нормативным актам. «При таком способе в статье нормативно-правового акта устанавливается лишь ответственность за нарушение определенных правил. Однако самих правил, которые нарушены, в ней не содержится, и нет прямой отсылки к другой статье этого же закона. В таких статьях содержатся гипотеза и санкция, диспозиция же только называется, содержание ее не раскрывается».
По характеру нормативного обобщения различают:
-
абстрактный способ изложения правовой нормы;
-
казуистический изложения правовой нормы.
Абстрактный способ представляет собой изложение правовых предписаний в обобщенном виде, при этом норма права распространяется на неограниченное количество случаев.
Казуистический способ предусматривает указание на конкретные случаи, выступающие основой реализации норм права.
Итак, норма права, являясь содержанием формы (источника права), по-разному соотносится со статьей нормативно-правового акта.
-
Понятие правотворчества. Формирование права и правотворчества.
Правотворчество - это деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Правотворчество является видом государственной деятельности. Правотворческая деятельность состоит в создании норм права, в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм. Правотворчество завершает процесс формирования права и означает возведение государственной воли в закон. С.А. Комаров отмечает, что «правотворчество, или законотворчество, являются одной из форм государственного руководства обществом и осуществляется государством независимо от его задач, типа, форм осуществления и организации государственной власти» .
Субъектами правотворчества выступают государственные органы и структуры, наделенные соответствующими полномочиями на принятие законов. Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм. Правотворчество является проявлением активной государственной деятельности, средством его управления обществом. В Российской Федерации нормативно-правовые акты могут издаваться лишь представительными и исполнительными органами власти. При этом каждый орган вправе издавать акты только определенного вида (закон, указ, постановление) и исключительно по вопросам, входящим в его компетенцию. Юридическая сила нормативных актов зависит от места органа, издавшего акт, в механизме правового регулирования.
Начальной стадией процесса правообразования является возникновение потребности в регулировании определенных общественных отношений. Возможно издание непосредственно государством нормативного акта, а также официальное признание конкретного общественного отношения юридическим или официальное признание уже сложившегося обычая как юридической нормы и конкретного источника субъективных прав и обязанностей. Содержание правотворчества складывается из последовательно осуществляемых организационных действий. Таким образом, правотворческий процесс представляет собой технологию создания нормативно-правовых актов и доведение их предписаний до адресатов. В юридической науке различают три способа правотворческой деятельности полномочных государственных органов:
-
непосредственная правоустановительная деятельность полномочных государственных органов;
-
санкционирование государством норм, которые сформировались в форме обычаев или были выработаны негосударственными организациями;
-
непосредственное правотворчество народа (референдумы).
Правом принятия нормативно-правовых актов в Российской Федерации обладают Государственная Дума, Совет Федерации, представительные органы субъектов федерации, органы местного самоуправления. К числу правотворческих органов относятся также Президент РФ, Правительство РФ, министерства и другие ведомства, главы администраций. Полномочия на правотворчество каждого органа детально регламентированы Конституцией и законодательством. Например, Правительство РФ свои акты нормативного характера издает в форме постановлений, а министерства и другие ведомства издают приказы и инструкции. В пределах своих полномочий нормативные акты издают органы законодательной и исполнительной власти субъектов федерации. Органы местного самоуправления, обеспечивая управление вопросами местного значения, издают нормативные акты, в основном, в виде решений. Администрации объединений, предприятий, учреждений в пределах своих полномочий издают локальные нормативные акты.
Правотворчеству присущи следующие принципы:
-
научность (изучение потребностей принятия закона);
-
законность (создание нормативных актов во исполнение Конституции и законов);
-
гласность (открытость правотворческого процесса для общественности);
-
демократизм (участие представителей народа в законотворчестве, демократические процедуры принятия и само демократическое содержание законов);
-
профессионализм (работа по принятию законов должна осуществляться на постоянной основе с привлечением ученых и специалистов, с проведением научных экспертиз законопроектов);
-
оперативность (своевременность издания нормативных актов).
Итак, принципы правотворчества - это руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или заменой юридических норм.