ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.12.2020

Просмотров: 3239

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


    1. Правопорядок и законность.

    Правопорядок есть система упорядоченности общественных отношений, складывающийся в результате реализации правовых норм. Это состояние урегулированности общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным. «Правопорядок - это часть системы общественных отношений, урегулированных нормами права» . В формировании правопорядка участвуют все элементы механизма правового регулирования. Нормативной основой правопорядка являются  нормы права. Содержанием правопорядка является правомерное поведение субъектов права, т.е. достигающее целей правового регулирования. Особенности правопорядка как системы общественных отношений состоят в том, что он поддерживается на основе постоянной реализации правовых норм, обеспечивается и защищается государством, является итогом законности, создает условия для организации и самоорганизации общества.

    Правопорядок является сложной социально-правовой структурой, где переплетены элементы правового и не правового характера. Правопорядок нельзя отожествлять с совокупностью общественных отношений, с правом и законностью, с государственным порядком. Он во многом является результатом итогового действия права и всей системы отношений, основанных на праве. Основными признаками правопорядка являются следующие: он основан на нормах права, в нем отражаются социально-экономические, культурные и другие отношения и нормы, он является формой реализации социальной нормативности и упорядоченности, он формируется при активном участии всех субъектов права, основан на законах, от которых приобретает соответствующие юридические качества и свойства, является завершающей формой всех юридических процессов, он формирует образцы правомерного поведения и оказывает обратное воздействие на законодательство.

    Структура правопорядка - это единство и упорядоченность элементов системы общественных отношений, урегулированных правом в соответствии с целями правового регулирования. Правопорядок структурно обозначает реализованную систему права и включает в себя различные виды общественных отношений (конституционные, административные, семейные и др.), урегулированные нормами права. В структуре правопорядка в соответствии с элементами системы права выделяют определенные группы общественных отношений, урегулированных институтами, подотраслями и отраслями права.

    В структуру (систему) правопорядка включаются также участники правопорядка, акты реализации права, взаимодействие составляющих правопорядок элементов. Сложный состав правопорядка связан с единством его структуры, содержания и функций. В структуру правопорядка включают также правовую структуру общества (государственные и негосударственные образования), которая закрепляет фактическую конституцию (устройство) общества, где каждый элемент структуры выполняет свою определенную функцию, правовые отношения и связи и атрибутивные элементы правопорядка (методы, процедуры, формы регулирования и т.д.).


    Структурные отношения - это отношения между элементами правопорядка (в статическом и динамическом выражениях) на всех уровнях. Правопорядок - это не застывшая в своем развитии система отношений и связей, а постоянно изменяющаяся система, в том числе по содержанию и форме.  Правопорядок в динамике основывается, прежде всего, на системе процессуальных норм, т.е. задача правопорядка - упорядочивать юридические процедуры, действия субъектов и юридических форм. Правопорядок может быть общим, отраслевым, специальным, сложным, элементарным и т.д. Совокупность классификационных признаков в итоге образуют единый правопорядок.

    Правопорядок является составной частью и определенным качеством общественного порядка. Общественный порядок является состоянием упорядоченности общественных отношений, которое достигается не только с помощью правовых, но и с помощью других социальных норм. Понятие общественного порядка выражает позитивную оценку состояния общественных отношений, т.е. его основу составляют правомерные отношения. Общественный порядок выступает как система общественных отношений, существующих в обществе. Содержанием общественного порядка является вся система общественных отношений, которая складывается в процессе соблюдения и реализации действующих в обществе социальных норм. Только правопорядок охраняется системой государственно-правовых средств, тогда как общественный порядок поддерживается соответствующими моральными, религиозными и другими нормами общества.

    Цель установления и поддержания общественного порядка состоит в обеспечении личной и общественной безопасности, в создании нормативных условий для функционирования различных форм общественной деятельности. Средствами регулирования здесь выступают социальные нормы (не юридические). Их соблюдение обеспечивается традициями, силой общественного мнения, социальной нормативной мотивацией и т.д. В системе общественных отношений, образующих общественный порядок, правопорядок занимает главное место, отражая существенные черты нормативного регулирования.

    Правопорядок складывается, в отличие от общественного порядка, в сфере функционирования  правовых норм. Правопорядок является социальной ценностью общественного порядка, он складывается в результате осуществления всех форм реализации права. Правопорядок является качественной характеристикой различных сторон юридической деятельности, системой согласованных и урегулированных государством правовых отношений и связей. Если понятие законности отражает состояние правомерности юридических отношений, то правопорядок означает реализацию законности в формах упорядочения и согласованности общественных отношений. Правопорядок является результатом действия законности и основным содержанием демократии, укрепление законности и демократии приводит к укреплению правопорядка.


    Если  законность является качественной характеристикой правовой деятельности, является свойством принципа, метода и режима, то правопорядок является упорядоченной системой правовых отношений. Если законность является реализующимся правом, отражает характеристику процесса реализации права, то правопорядок является реализованным правом. Таким образом, законность является средством установления правопорядка, а правопорядок является итоговым результатом реализации права в целом. Наличие режима законности означает наличие правопорядка и наоборот.

    Режим законности на уровне правопорядка материализуется в системе существующих правовых отношений. Правопорядок в этом смысле представляет собой основную цель правового регулирования. Нельзя обеспечить правопорядок без обеспечения законности. Конкретное содержание правопорядка зависит от содержания законности. Законность и правопорядок в обществе обеспечиваются всей системой гарантий, которые взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга.

    Демократия невозможна без наличия в обществе состояния законности и правопорядка. Демократические процедуры способствуют укреплению законности и правопорядка.

    Обеспечение законности и поддержание правопорядка требуют целенаправленного воздействия на поведение субъектов общественных отношений. Необходимо создание реального механизма реализации права. Обеспеченность законности есть результат воздействия гарантий законности. Из факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на состояние законности, выделяются факторы, относящиеся к личности (правовые знания, навыки, стереотипы поведения) и факторы, относящиеся к внешней среде (законодательство, экономика, политика, культура и др.).

    В связи с проблемой реализации законности необходимо, прежде всего, укрепление нормативных основ правового регулирования, оптимизация правового воздействия на всех уровнях законности и правопорядка, расширение элементов демократии, создание действенного механизма правового регулирования и преодоление негативных тенденций правового развития.


      1. Правовые системы современности.

      Правовая система представляет собой комплекс правовых явлений, связанных с особенностями развития конкретного общества. Правовая система включает в себя всю совокупность внутренне взаимосвязанных, социально однородных юридических средств, с помощью которых государственная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения. Можно также утверждать, что правовая система является совокупностью взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития конкретной страны. Правовая система включает в себя всю правовую действительность определенного государства, основными элементами которой выступают: право как система общеобязательных норм (выраженных в источниках права), правовая идеология, юридическая практика. Правовая система конкретной страны является национальной правовой системой.


      Изучение правовых систем происходит в рамках компаравистики (сравнительного права). Право как система связана с государственным и социальным строем, с определенной территорией (пространством). Составляющие элементы правовой системы соединены между собой объективными связями и отношениями (отношениями общности). Возможно также выделение следующих уровней правовой системы: субъектно-содержательный, интеллектуально-психологический, нормативно-регулятивный, организационно-деятельностный, социально-результативный. Благодаря своему универсальному значению нормы права пронизывают все уровни правовой системы, оказывая регулятивное и охранительное воздействие на все отношения.

      Необходимо отличать правовую систему от  правовой надстройки, в которую включаются правовые явления общества, соотносимые с базисом. Надстройка отражает самый общий уровень правовой системы (правосознание, правовая деятельность, правовые институты). Правовая система - это целостное, функционально-структурное состояние правовой действительности в целом.

      Вследствие процессов глобализации права различия между правом различных стран значительно уменьшаются. Сами нормы при этом могут быть бесконечно разнообразны, но способы их систематизации, толкования, применения показывают наличие некоторых типов, группировок правовых систем - правовых семей. Итак, понятие  «правовая семья» обозначает группы правовых систем, которые имеют сходные юридические признаки. Подобное сходство является, прежде всего, результатом культурно-исторического развития.

      Классификация правовых систем

      В основу классификации правовых систем положены различные факторы: исторические, религиозные, технико-юридические, идеологические, культурно-правовые, этнические и другие факторы. Некоторые авторы насчитывают около 200 правовых систем, другие ограничиваются различением трех больших групп среди всех правовых систем: правовой системы западного типа, правовой системы советского типа и религиозной правовой системы. «По отношению к государству и политическим системам правовые системы могут быть подразделены на следующие типы: догосударственные, дополитические системы; политико-государственные системы права; постполитические (политико-государственные) правовые системы». Некоторые авторы выделяют восемь типов правовых систем: романистические, нордические, социалистические, правовые системы немецкого типа, правовые системы, основанные на обычном праве, основанные на исламских традициях, на индусской традиции, правовые системы Дальнего Востока. Но правовые системы группируются также по правовым семьям.

      Одна из самых распространенных - классификация правовых систем (семей), данная  Рене Давидом. Она основана на сочетании двух критериев: идеологии, которая включает в себя религию, философию, экономические и социальные структуры, и юридической техники, основанной, прежде всего, на источниках права. Совершенствуя свою классификацию правовых систем, Рене Давид выделил среди них четыре системы: романо-германские правовые системы, англосаксонские правовые системы, социалистические, религиозные и традиционные правовые системы. Особое внимание при классификации правовых систем уделяется таким критериям, как общность их исторических корней, сходство стиля или модели правового мышления, близость основных правовых институтов и др.


      Сравнительно-правовой анализ государственно-правовых институтов, принципов и норм различных стран позволяет выделить общее и особенное в этих странах и свести все многообразие национального регулирования в определенную систему мирового права. Здесь исходным элементом выступает уже не норма права, а целостная национальная правовая система или их группа (тип, семья). Сравнимость правовых систем - необходимое условие их систематизации или объединения (типологии).

      В основу классификации можно взять также критерий «правового стиля» ( К. Цвайгерт и  Г. Котц), который складывается из следующих основных факторов: происхождение и эволюция правовых систем, особенности юридического мышления, специфические правовые институты, природа источников права и способы их толкования, идеологические факторы. На основе этих факторов различаются так называемые «правовые круги» - романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, право ислама, индусское право.

      В основе марксистской типологии права лежит критерий общественно-экономической формации - рабовладельческое право, феодальное право, буржуазное право, социалистическое право.

      Многофакторная классификация правовых семей построена на основе трех взаимосвязанных критериев: исторического генезиса правовых систем, системы исторического права и структуры правовой системы. В соответствии с этими критериями выделяют романо-германскую правовую семью, правовую семью общего права, скандинавскую правовую семью, латино-американскую, мусульманскую, индусскую, дальневосточную правовую семью и семью обычного права. В российском правоведении традиционно используются классификации, в основе которых лежат национально-исторические, технико-юридические и конкретно-географические признаки права.

      В современном правоведении в целом обычно различают национальные правовые системы, правовые семьи, группы правовых систем.

      Национальная правовая система представляет собой конкретно-историческую совокупность права, юридической практики и преобладающей правовой идеологии отдельного государства. По отношению к группам правовых систем и правовым семьям национальные правовые системы выступают в качестве единичного проявления общего (типового) явления.

      Правовая семья - это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического способа его формирования.

      Внутри отдельной правовой семьи возможны дальнейшие классификации. Например, внутри романо-германской правовой семьи выделяют группу романского (Италия, Франция, Испания, Португалия, право латино-американских стран, церковно-католическое право), и группу германского права (Германия, Австрия, Венгрия, скандинавские страны). Внутри семьи общего права выделяют правовые системы Англии, США, право англоязычных стран. Славянская правовая семья включает в себя группу российского права и западно-славянского права (Украина, Белоруссия, Болгария, современная Югославия). Но в наиболее устоявшейся, ставшей уже традиционной классификации, различают правовые семьи общего (англосаксонского) права, романо-германского права, социалистического, мусульманского права, семьи религиозного и традиционного права.