ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.12.2020
Просмотров: 2243
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Развитие в форме стипуляции отношений поручительства
Договор хранения или поклажи ( depositum )
Договор найма вещей (locatio-conductio rerum)
Договор найма услуг (locatio-conductio operarum)
Договор подряда (locatio-conductio operis)
Оценочный договор ( contractus aestimatorius )
Присоединенные контракты (раста adiecta )
Пакты, получившие исковую защиту в императорском законодательстве (раста legitima )
Ведение чужих дел без поручения ( negotiorum gestio )
Обязательства из неосновательного обогащения
Важнейшие виды частных деликтов
Исторические зтапы развития римского наследственного права
Условия действительности завещания
Обязательная доля ближайших родственников
Развитие института наследования по закону
Наследование по закону в юстиниановом праве
Сближение систем. Дуализм противоположных укладов — цивильного права и права народов — не мог не привести к их взаимному слиянию. Этому процессу способствовал, прежде всего, собственный интерес господствующего класса в развитии гражданского и торгового оборота и укреплении торговых сношений во всех областях покоренного мира. Унификация права содействовала этому развитию. Предоставление перегринам прав римского гражданства оказывало не меньшее влияние на это развитие. Наконец, преторское право, судебный обычай, неиссякаемая активность юриспруденции привели к тому, что ius civile и ius gentium стали постепенно сливаться. Преторское право, поддерживая и развивая ius civile, реально проводило принципы ius gentium. В этом же направлении двигалось новое обычное право, слагавшееся в недрах торгового оборота. Особенно сильно содействовало развитию ius gentium новое толкование права — nova interpretatio iuris. За 50 лет до н. э. оно выдвинуло значение воли, как существеннейшего элемента юридических сделок. Другим, столь же могущественным фактором развития ius gentium являлось введение так называемой экстраординарной когниции, как более свободной формы разбирательства споров (п. 90-91).
Строгость и формализм цивильного права особенно долго держались в области семейных и наследственных отношений, на которых почти не отражалось действие ius gentium. Наоборот, обширная область оборота движимостей, едва намеченная в цивильном праве, развивалась под влиянием ius gentium. Подчеркивая распространенность права народов, римские юристы относили к его области такие исконные институты, как рабство (Гай. 1. 82; D. 1. 5. 4. 1) и даже связанное с завоевательной политикой Рима право военной добычи (D. 41. 1.5. 7). С особенной силой и быстротой сказалось влияние ius gentium на область договорных отношений. Под этим влиянием создались новые типы договоров, которые, в отличие от цивильного права, строились на основе простого соглашения сторон, независимо от каких-либо торжественных обрядов и вообще формальностей. Описанное влияние права народов на ius civile было взаимным, так как институты права народов быстро поглощались цивильным правом, и одновременно шел процесс включения (и усовершенствования) старых цивильных норм в право народов. Так, старые цивильные сделки стипуляции (Гай. 3. 93) (см. п. 433), письменного обязательства (Гай. 3. 133). (см. п. 449) и погашение обязательств — acceptilatio (D. 46. 4. 8. 4) (см. п. 348) стали распространяться и на Перегринов и на провинции. Этот процесс все усиливался с развитием римской экономики, так что сами римляне приравнивали ius gentium к ius civile.
Quod autem gentium, idem civile esse debet (Цицерон, De off., 3.17.). -Что же относится к праву народов, то должно быть признаваемо и цивильным.
На теоретическую выработку представлений об ius gentium оказали большое влияние доктрины греческой философии, перенесенные и усвоенные римскими юристами. Для них ius gentium, конечно, всегда оставалось правом чисто римским, а отнюдь не правом иностранным. Теоретически право разделялось юристами на две области права: цивильного и права народов. Тут обнаруживалось влияние Аристотеля, разделявшего право на естественное и законное (ius naturale и ius legitimum). Это раздвоение повторяет Цицерон (De origine iuris, 1.130). В него вносит новую основу Гай (II в. н.э.), противополагающий цивильному праву, как продукту законодательства ius gentium как порождение естественного разума (ratio naturalis).
На смену описанному представлению пришла новая теория, различавшая три порядка. Она противопоставляла право народов не праву цивильному, а праву естественному (п. 14) в смысле стоической философии, согласно которой iure naturae omnes homines aequales sunt — по праву природы все люди являются равными.
Aequitas (справедливость). Изложенное противоположение права народов цивильному праву дополнялось в эпоху принципата противоположением ius aequum (справедливое право, или aequitas) — строгому праву, ius strictum. Практикой юристов был введен в обиход принцип справедливости. Закрывая глаза на такое вопиющее неравенство, как рабство, на жестокую эксплуатацию богатыми рабовладельцами свободных бедняков, римские юристы говорят о справедливости, как начале равенства всех в области права и перед законом, умеряющем остроту и тяжесть требований цивильного права. В области частного права принцип справедливости долго понимался юристами чисто эмпирически и практически, как стремление идти навстречу нарождавшимся требованиям морали и справедливости. В конце республики и право собственности возводили к естественной справедливости.
Nihll enim tam convenlens est naturall aequltati, quam voluntatem domlni... ratam haberi (D. 40.1. 9. 3). - Ведь ничто не соответствует так естественной справедливости, как подтверждать в праве... волю собственника.
Ульпиан (III в. н.э.) при изменившихся условиях эксплуатации земельной собственности временное безвозмездное предоставление ее в пользование (прекарий) считал актом справедливости.
Quod genus liberalitatis (precarium) ex iure gentium descendit... et naturalem habet in se (D. 43. 26. 1. 2; 2.2) – Этот род щедрости – прекарий происходит от права и заключает в себе естественную справедливость.
Считалось несовместимым с принципом справедливости чтобы кто-нибудь путем обмана (dolus) извлекал какую-либо выгоду. Противоположность обману составляла добрая совесть - bona fides. Когда претор во многих формулах предписывал судье вынести решение, принимая во внимание соображения доброй совести, то это было лишь применением на практике принципов aequitas. Этот принцип находил особо широкое применение в прегорском эдикте и, таким образом, ius aequum проникало многие положения эдикта и преторского права. Комментаторы эдикта очень часто объясняли постановления преторского права принципом справедливости
Естественное право (ins natnrale). Указанное выше понимание права народов было римлянами еще расширено и сблизилось с возникшим в конце республики представлением о ius naturae, ius naturale. Цицерон первый определил его как требования морали и утверждал, что право покоится на неизменном нравственном сознании и законе, который природа вложила в сердца всем людям (De republica, 3,22).
Ульпиан считал в некоторых отношениях и право собственности основанным на естественном праве.
Quarundam rerum dominium nanciscimur iure gentium quod ratione naturali inter omnes homines peraeque servatur (D. 41. 1. 1 pr) - Право собственности над некоторыми вещами мы приобретаем по праву народов, которое в силу естественного разума одинаково соблюдается между всеми людьми.
В этом определении как право народов, так и естественный разум в качестве его естественного источника, совершенно освобождаются от принадлежности к правовой системе какого-либо государства и возводятся до степени порядка, соблюдаемого всем человечеством.
Представление Ульпиана о естественном праве является вообще чрезвычайно широким. Он признал, что естественное право распространяется даже на животных, тогда как право народов ограничивает свое действие только людьми.
Ius gentium est quo gentes humanae utuntur, quod a naturali recedere facile Intellegere licet, quia illud omnibus animalibus, hoc soils hominibus inter se commune sit (D. 1.1.1.4). - Правом народов является то, которым пользуются народы человечества. Можно легко понять, что последнее отличается от естественного права так как оно свойственно всем животным, тогда как первое является общим только для людей между собой.
-
Понятие и состав источников римского частного права.
1.
Римский историк Тит Ливии назвал законы
XII таблиц «fons onrnis publici
privatique iuris» источником всего публичного
и частного права. Слово «источник» в
этой фразе употреблено в смысле корня,
из которого выросло могучее дерево
римского права; Ливии хотел термином
«источник» обозначить начало, от которого
идет развитие римского права.
В
юридической литературе различных
народов по римскому праву, накопившейся
за две тысячи лет (а равно в литературе
по современному праву), выражение
«источник права» употребляется в
различных смыслах: 1) как источник
содержания правовых норм; 2) как способ,
форма образования (возникновения) норм
права; 3) как источник познания права.
2.
Конечным источником содержания права
являются материальные условия жизни
общества.
Это
обстоятельство необходимо иметь в виду,
в частности, и при изучении права
рабовладельческого общества. В
соответствии с состоянием производительных
сил основой производственных отношений
при рабовладельческом строе является
собственность рабовладельца на средства
производства и на работников производства
(раба). И в этих условиях жизни римского
рабовладельческого общества — источник
содержания норм римского права.
3.
Другое значение, в котором употребляется
в юридической литературе выражение
«источники права», отвечает на вопрос,
какими путями, по каким каналам возникает,
образуется та или иная норма права.
Во
избежание путаницы с первым значением
термина «источники права» в данном
случае правильнее говорить о формах
образования права или оформах
правообразования (или
о формах выражения права), В римском
праве на протяжении его истории формами
правообразования служили:
1) обычное право; 2) закон (в республиканский период — постановления народного собрания; в эпоху принципата — сенатусконсульты,постановления сената, которыми вуалировалась воля принцепса; в период абсолютной монархии — императорские конституции); 3) эдикты магистратов; 4) деятельность юристов (юриспруденция). О каждой из этих четырех форм.
4. Выражение «источники римского права» употребляется также в смысле источников познания римского права. Сюда относятся юридические памятники, например кодификация императора Юстиниана (см. ниже, § 5, п. 4—9); произведения римских юристов и т.д.; в особенности произведения римских историков: Тита Ливия (конец I в. до н.э. — начало I в.н.э.), Тацита (I—II вв. н.э.), Авла Геллия (вторая половина II в.н.э.), Аммиана Марцеллина (IV в. н.э.); римских антикваров («грамматиков»); Варрона (II—I вв. до н.э.), Феста (I в.н.э.)1 ; римских ораторов (в особенности Цицерона, I в. до н.э.); римских писателей: Плавта и Теренция, в комедиях которых немало указаний на состояние права; лириков и сатириков (Катулла, Горация, Ювенала и др.); философа Сенеки и др.
Важным источником познания римского права являются дошедшие до нас надписи на дереве, камне, бронзе (например, «Гераклейская таблица», бронзовая доска, на которой был изложен закон о муниципальном устройстве), на стенах построек (например, надписи, найденные при раскопках г. Помпеи, засыпанного лавой при извержении Везувия в 79 г. н.э.) и т.д. В новое время (начиная со второй половины XIX в.) надписи стали опубликовывать в специальном издании Corpus inscriptionum latinarum (Свод латинских надписей); над этим изданием особенно много поработали историки Моммзен, Дессау, Гюбнер, Гиршфельд и др. Наиболее важные с правовой стороны надписи даются в 7 изд. (1909 г.) книги Брунса «Источники римского права»(Bruns. Fontes iuris romani). Изучению надписей посвящена специальная отрасль исторической науки — эпиграфика.
Ценным источником познания римского права являются папирусы, изучению которых посвящена специальная отрасль исторической науки — папирология. Для римского гражданского (частного) права папирусы важны, во-первых, тем, что они позволяют судить о том, как нормы права преломлялись в действительной жизни (поскольку в папирусах мы имеем изложение различных договоров не в качестве общих типов, а конкретных договоров между определенными лицами, а также иных юридических актов и т.д.); во-вторых, папирусы содержат богатый материал для познания местных особенностей в праве отдельных провинций Римского государства. Есть папирусы, содержащие и документы общеимперского значения; например, на папирусе сохранился эдикт Антонина Каракаллы (212 г. н.э., так называемая Constitutio Antonina) о предоставлении прав римского гражданства провинциалам. Для ознакомления с папирусами ценны издания:L.MitteisundU.Wilcken. Grundzuge und Chrestomathie der Papyruskunde (4 тома). Leipzig, 1912; P.M.Meyer.Juristische Papyri, Erklarung von Urkunden zur Einfuhlung in die Juristische Papyruskunde, Berlin,1920. На русском языке — Фрезе. О греко-египетских папирусах (1908 г.); его же. Греко-египетские частноправовые документы (1911 г.).
Для определения хронологии имеет большое значение нумизматика (изучение монет и т.д.).
-
Обычай и закон как источники римского частного права.
В Институциях Юстиниана (см. ниже § 5, п. 5) проводится различие между правом писаным (ius scriptum) и неписаным (ius non scriptum). Писаное право — это закон и другие нормы, исходящие от органов власти и зафиксированные ими в определенной редакции. Неписаное право — это ь нормы, складывающиеся в самой практике. Если такие сложившиеся в практике правила поведения людей не получают признания и защиты от государственной власти, они остаются простыми обычаями (так называемыми бытовыми); если обычаи признаются и защищаются государством, они становятся юридическими обычаями, составляют обычное право, а иногда даже воспринимаются государственной властью, придающей им форму закона.
2. В каких именно формах объективируется право каждой определенной эпохи, не является делом исторической случайности. Как содержание правовой части надстройки определяется ее базисом, производственными отношениями, так и формы права зависят от социально-экономических условий времени и места, вообще от всех конкретных условий, определяющих политику государства.
Само формирование обычаев является результатом их неоднократного применения, при котором правило приобретает типический характер и, если оно признано государством, то превращается в норму, обязательную для применения и на будущее время.
Правила поведения, складывающиеся в практике, имеются уже в догосударственной жизни, но тогда они, естественно, еще не имеют характера правовых.
3.
Обычное право представляет собой
древнейшую форму образования римского
права. Нормы обычного права обозначаются
в римском праве терминами: mores maiorum
(обычаи предков), usus (обычная практика);
сюда же надо отнести: commentarii pontificum
(обычаи, сложившиеся в практике жрецов);
commentarii magistratuum (обычаи, сложившиеся в
практике магистратов) и пр., в императорский
период применяется термин consuetude
(обычай).
В течение долгого времени
писаных законов почти не было: при
простоте хозяйственного строя и всей
общественной и государственной жизни,
при неразвитости оборота в законах не
было необходимости, можно было обходиться
обычным правом (к тому же на первых
этапах развития издание закона как
общей нормы представляло большие
трудности). Предание, будто еще в царский
(дореспубликанский) период издавались
leges regiae — царские законы (в частности,
легендарному царю Сервию Туллию
приписывается 50 законов о договорах и
деликтах), недостоверно. Даже исторический
памятник — законы XII таблиц (V в. до н.э.)
— по существу представлял собой,
по-видимому, преимущественно кодификацию
обычаев (с некоторыми позаимствованиями
из греческого права).
По мере укрепления и расширения государства неписаное обычное право становится неудовлетворительной формой ввиду неопределенности, медлительности образования и вообще затруднительности регулировать в этой правовой форме возрастающий оборот. Обычное право уступает дорогу закону и другим формам правообразования. В императорский период обычное право встречает недружелюбное отношение еще и потому, что образование единого обычного права на огромной территории немыслимо, а местное обычное право на соответсгвовало централистским устремлениям императорской власти. Фактически, тем не менее, местное обычное право имело немалое значение. «Какая разница, — пишет юрист 1, — выражает ли народ свою волю голосованием или делами и фактами? Но императоры вели решительную борьбу с обычаями, устранявшими действие закона, когда оговорили, что закон in desuetudinem abiit (перестал применяться); примером такой desuetudo является факт утраты значения нормы Х11 таблиц о штрафе за личную обиду (iniuria).