Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 3
ВХУТЕМАС, первоначально (до 1921) - Свободные художественные мастерские, основанные в 1918 в Москве на базе Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Строгановского художественно-промышленного училища. Организация ВХУТЕМАСа явилась одним из мероприятий, имеющих целью создание и развитие советской художественной культуры. Однако проникшие к руководству ВХУТЕМАСа формалисты применяли в нем уродливые методы обучения, препятствовавшие развитию творчества молодежи в духе реализма и национальных традиций (пропаганда формализма под видом пролетарского искусства, создание мастерских по вульгарному ремесленно- технологическому принципу). Деятельность формалистов во ВХУТЕМАСе вела к развалу и ликвидации художественного образования. В 1926-1927 ВХУТЕМАС был реорганизован во ВХУТЕИН.
АРХИТЕКТУРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ ВХУТЕМАСА
Архитектурный факультет Вхутемаса был организован в 1920 году.
С момента революции искусство, и архитектура в частности, становилось делом не отдельных лиц или классов, а культурным делом целого общества и государства.
Государство нуждалось не в чиновниках, умеющих работать в шорах трафаретных форм и стилей, а в активных работниках — борцах, с развитым образным мышлением, с волей, воспитанной к творческому труду, верящих в свои силы и в возможность создать новое в архитектуре. Владеть современными техническими средствами и научными знаниями и уметь коллективно работать — стало обязательным.
Для решения и далее постановки этих задач в иных условиях потребовался бы ряд десятилетий. Только бурная и увлекательная своею молодостью и действенностью жизнь искусств в первые послереволюционные годы делала чудеса во времени. Целый ряд задач в области архитектурного образования был поставлен благодаря удивительной потенциальной силе именно этого периода.
Преодолевая материальные затруднения, иногда очень сильное противодействие со стороны сторонников старого, необорудованность мастерских, лабораторий и аудиторий, холод и голод, передовая часть профессуры и студенчества факультета закладывали камни (пускай не всегда достаточно конструктивно) фундамента новой архитектурной школы. Вековой холод «академизма», с его, казалось, «на веки» консервированным методом, убивавшим все живое и творческое в студенчестве, был решительно разбит.
Воспитательный момент обучения должен был по возможности включить не только все умение и все мастерство искусства архитектуры, но сознательное и критическое применение и использование студентами средств архитектуры в своих конкретных практических работах.
Не только общие специальные и технические дисциплины, но и художественные строить на научном базисе, — основывая знания искусства на анализе и экспериментальном изучении его свойств, качеств и композиционно-организующих законов. Считаясь с природой искусства и технических знаний, следовало увязать как время, отводимое на изучение каждого из них, так и сочетание этого времени друг с другом. Длительность времени, необходимая на обучение мастерству, должна была быть строго согласованной с теми знаниями, которыми студент в данный момент обладает. Это диктовало необходимость остановиться не на предметной, а курсовой системе обучения.
Эль Лисицкий.
Эль Лисицкий (наст. имя и фамилия – Лазарь (Элеазар) Мордухович Лисицкий, 1890-1941), советский архитектор, графический дизайнер, теоретик искусства, родился на станции Починок под Смоленском в обеспеченной еврейской семье.
C 1909 по 1914 г. Лисицкий обучался в Высшей технической школе в Дармштадте на факультете архитектуры. В России он повторно сдал экзамены в Рижском Политехническом институте, из-за войны перебазировавшемся в Москву, и получил диплом инженера-архитектора. В 1915-1916 гг. работал в мастерской архитектора Великовского.
С 1917 до 1919 г. Лисицкий оформил несколько книг на идише. Также работал Лисицкий как художник-пропагандист, в частности, он оформил первое знамя ВЦИКа, которое 1 мая 1918 г. члены правительства торжественно внесли на Красную площадь.
В мае того же 1919 г. Лисицкий получает от Марка Шагала приглашение возглавить архитектурный факультет художественной школы в Витебске и мастерские графики и печатного дела.
В это же время начались эксперименты Лисицкого с формой и пространственной организацией изображаемых объектов – он создает экспериментальные пространственные композиции из элементарных геометрических форм, которые называет проуны («Проекты утвержденного нового»). Проуны представляют собой визуальное изображение утопических архитектурных идей художника – это оторвавшиеся от земли, устремленные к небу или находящиеся в состоянии невозможного для земной архитектуры равновесия конструкции. Первый проун, на оборотной стороне доски которого был в 1919 г. отштампован красный квадрат, знак группы «Уновис», носит название «Город», остальные идут под номерами. Сам Лисицкий, говоря о проунах, отмечал, что новая архитектура должна отражать новую реальность. В отличие от статических египетских пирамид, такая архитектура парит и балансирует. В 1919-1920 гг. Лисицкий писал проуны маслом, поверхностью для изображения избирая дерево и холст, впоследствии часть их была литографирована и издана в Москве (1921) и в Ганновере (1923).
В 1921 г. Лисицкий был приглашен в Москву для чтения курса «Архитектура и монументальная живопись» на факультете архитектуры новой «художественной школы Вхутемас».
В конце 1921 – начале 1922 г. Лисицкого делегируют в Берлин, чтобы от лица передового советского искусства он установил связи с художественными союзами Германии. В 1925 г. в Дрездене прошла персональная выставка художника.
Кроме того, Лисицкий много занимался пропагандой новой визуальной культуры, он написал ряд статей, посвященных теоретическим проблемам искусства XX в., много внимания уделяя, в частности, русскому авангарду. Совместно с Ильей Эренбургом в начале 1922 г. Лисицкий издает в Германии трехъязычный журнал «Вещь». В том же 1922 г. Лисицкий издал детскую книгу «Супрематический сказ про 2 квадрата», которую создал еще во время своего пребывания в Витебске.
В июне 1926 г. Лисицкий возвратился в Москву. Вскоре он стал профессором Вхутемаса. Кроме того, Лисицкий работает над оформлением различных всесоюзных и зарубежных выставок. Так, ему было поручено оформление советского павильона на международной выставке «Пресса» (1928).
В 1929 г. фотоработы Лисицкий выставлялись в советском павильоне на международной выставке «Film und Foto» в Штутгарте. В 1930 г. он оформил Международную выставку гигиены в Дрездене и Международную выставку пушнины в Лейпциге.
В 1930-х гг. Лисицкий много работает в области книжного и журнального дизайна, он готовит альбомы «15 лет СССР», «15 лет РККА», «СССР строит социализм» и др. Начиная с 1932 г. и почти до самой смерти Лисицкий был художником-оформителем издававшегося на четырех языках журнала «СССР на стройке». С 1935 он был также главным художником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.
В начале Великой Отечественной войны смертельно больной Лисицкий создал ряд плакатов, посвященных борьбе с фашизмом.