Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 3
Государство– это суверенная территориальная организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества.
Признаки государства:
1) представительство и управление делами всего общества на основании согласования многообразных интересов;
2) наличие права, которое юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т. п.;
3) управление осуществляется с помощью специально созданных государственных органов, находящихся в иерархической зависимости;
4) объединение в рамках государственных границ людей разных национальностей, расовой и религиозной принадлежности;
5) суверенитет;
6) только государство наделено правом на законотворчество и требование исполнения законов под страхом применения мер ответственности;
7) наличие определенной материальной базы и возможности распоряжения национальными ресурсами;
8) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство);
9) наличие системы налогов, податей, займов;
10) наличие государственных символов – герба, флага, гимна.
Функции государства– это основные направления деятельности государства, в которых выражается его сущность и назначение в жизни общества. К признакам функций государства относятся:
1) устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни;
2) непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется в деятельности государства;
3) направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе развития общества;
4) определенные формы реализации функций государства, связанные с применением особых, в том числе властно-принудительных, методов.
Функции государства можно классифицировать по нескольким основаниям:
1) по объектам государственного воздействия – экономические, социальные (обеспечение занятости населения), экологические (разработка и осуществление национальных программ рационального природопользования), культурные (сохранение историко-культурных памятников) и др.;
2) по сферам деятельности государства – внешние (сотрудничество с государствами СНГ, обеспечение международного мира и безопасности) и внутренние (охрана прав и свобод человека и гражданина, налогообложение);
3) по продолжительности – временные и постоянные;
4) по степени общности – основные и неосновные. Принято различать правовые и организационные формы осуществления функций государства:
1) правовые – правотворческая, правоприменительная и правоохранительная;
2) организационные – организационно-регламентирующая, организационно-хозяйственная и организационно-идеологическая.
Форма госуда́рственного правлния — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.
Форма государственного устройства – это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обуславливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами ее составных частей.
Унитарное государство - это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.
Федеративное государство - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство, государство, состоящее из государств - членов или государственных образований (субъектов федерации).
Региональное государство - вся его территория целиком состоит из автономных образований, имеющих право собственного (местного) законодательства
Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. Последняя конфедерация, Сенегамбия, распалась в 1988 году.
Государственно-политический режим —это совокупность методов и средств легитимизации и осуществления власти определенным типом государства. Легализация государственной власти как юридическое понятие означает установление, признание, поддержку власти законом прежде всего конституцией, опору власти на закон. Легитимация же государственной власти — это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. Легитимация не может быть всеобщей, поскольку в стране всегда найдутся определенные социальные слои, недовольные существующей властью. Легитимацию нельзя навязать, поскольку она связана с комплексом переживаний и внутренних установок людей, с представлениями различных слоев населения о соблюдении государственной властью, ее органами норм социальной справедливости, прав человека, их защитой. Легитимизация — это поддержка власти народом в виде выборов или референдумов. Определить суть режима, значит, определить насколько данная государственная власть формируется и контролируется народом.
Выделяют следующие разновидности политических режимов:
1. Демократический. Он присущ прежде всего странам с социально ориентированной экономикой, где существует сильный «средний класс». Государственная власть осуществляется с учетом конституционных положений о разделении властей, системы сдержек и противовесов и т.д. Методы принуждения строго ограничены законом, массовое или социальное насилие исключается. Государственная власть применяет различные методы прямых и обратных связей с населением.
Можно выделить две группы признаков, присущих данному виду политического режима.
Первая группа это формальные признаки:а) народ — основной источник власти;
б) юридическое равенство всех граждан;
в) преобладание большинства над меньшинством при принятии решений;
г) выборность основных государственных органов.
Вторая группа это реальные признаки: а) развитые институты представительной и непосредственной демократии; б) гарантирование гражданам политических прав и свобод; в) свобода информации и независимость СМИ; г) партийный и политический плюрализм; д) разделение властей; е) независимость профсоюзов; ж) местное самоуправление; з) сильная ограниченность политического и правоохранительного насилия; и) признание этнических и других социальных меньшинств.
Демократический государственный режим существует в США, Великобритании, Франции, Японии, Канаде, Австралии, ряде стран Европы.
2. Авторитарный. При таком режиме преобладают методы принуждения, но при этом сохраняются некоторые черты либерализма. Выборы в различные органы государственной власти являются формальными. Существует искаженный принцип разделения властей и как результат этого искажения явное доминирование исполнительной власти. Переизбрание главы государства (если это президент) не ограничено.
3. Тоталитарный. Режим целиком основан на методах физического, психического, идеологического принуждения. Существуют слитные партийно-государственные органы. Законом устанавливаются различные градации прав граждан. Местное самоуправление и разделение властей отсутствует.
4. Переходный. В некоторых странах существуют промежуточные, полудемократические режимы (Турция), в других — режимы переходные от тоталитаризма к авторитаризму (страны Африки), от тоталитаризма и авторитаризма к демократии (постсоциалистические государства Азии).
Пра́во — понятие юриспруденции, один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, принимаемых в установленном порядке гарантированных государством правил поведения, которые регулируют общественные отношения.
Принципы права - это основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни.
Функции права
Под функцией права следует понимать основные направления воздействия права на общественные отношения, которые предопределяются социальным назначением права в жизни общества.
Функции Внешние:
1. Политическая - право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государств, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы.
2. Экономическая - право, устанавливая «правила игры» в экономической сфере, упорядочивает отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общественного богатства.
3. Воспитательная - право, отражая определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения.
4. Культурно-историческая - право аккумулирует духовные ценности и достижения мировой культуры.
5. Социального контроля - контроль стимулирует определенное поведение и ограничивает нежелательные для общества поведение и действие, т.е. удерживает от совершения неправомерных действий.
6. Информационно-регулирующая - информирует о возможностях того или иного социально значимого поведения и способствует социально полезному поведению.
7. Коммуникативная - право, являясь информационной системой, выступает способом связи между субъектом и объектом управления.
Внутренние:
1. Регулятивная: 1.1. Динамическая - обеспечивает активное поведение людей, использование субъективных прав (избирательное право, право обращения в суд) либо исполнение позитивных обязанностей (уплата налогов, исполнение воинского долга).
1.2. Статистическая - закрепляет общественные связи и порядки (установление равноправия граждан перед законом и судом, закрепление права собственности).
2. Охранительная - функция направлена на борьбу и вытеснение вредных и опасных для общества вариантов поведения, охрану и защиту прав личности и других субъектов права, обеспечение охраны законности в стране.
Второстепенные:
1. Компенсационная - функция состоит в компенсации ущерба или вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов, должностных лиц, других лиц. Данная функция присуща гражданскому, трудовому, уголовному праву.
2. Ограничительная - функция направлена на ограничение действий лиц, ущемляющих права других. Права и свободы человека могут быть ограничены законом в интересах защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Не допускается пропаганда социальной, расовой, национальной и религиозной вражды (ст.29, 55 Конституции РФ).
3. Восстановительная - функция направлена на восстановление нарушенного права, прежнего правового положения, возврат незаконно отобранного имущества, восстановление на работе, тесно связана с компенсационной, поскольку восстановление нарушенного права влечет и компенсацию потерь.
Источники права - это действующий в государстве официальный документ, устанавливающий или санкционирующий нормы права; внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.
В истории развития права различают несколько видов источников права, причем их значение в каждом типе права неодинаково.
1. Правовой обычай - это правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени и санкционировано государством в качестве общеобязательного правила. В период становления права преобладающее значение имел правовой обычай. Обычное право было основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и феодального права. В современных государствах правовой обычай применяется довольно редко. Так, ст.5 ГК РФ признает в качестве источника гражданского права обычай делового оборота, т.е. сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
2. Судебный прецедент - это решение суда (обычно это высшая судебная инстанция в стране) по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем. В настоящее время такой источник широко используется в англосаксонских странах (например, «общее право» Англии). Прецедентное право чрезвычайно громоздко, запутано и противоречиво, позволяет суду осуществлять правотворческие функции как в случае отсутствия соответствующего закона, так и при его наличии.