Файл: Взаимосвязь и взаимозависимость экономики предприятия и других экономических наук.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вместе с тем корректность применения этой характеристики как критерия жестко связана с наличием объективных (объективированных) внешних оценок успешности достижения целей организации — для организаций конкурентных секторов экономики это, как правило, количественно фиксируемые показатели. В противном случае, при отсутствии независимой оценки она может свидетельствовать лишь о характере взаимоотношений сотрудников, но не об уровне управления.

Широко применяемые в практике управления развитых стран субъективные показатели удовлетворенности отражают динамическое соотношение интенсивности потребностей участников производства и осознание ими достижимых возможностей степени их удовлетворения на данном этапе развития экономики и общества.

Поскольку на индустриальном этапе развития общества при наличии конкурентной среды и независимых рыночных регуляторов экономической эффективности субъективные оценки работников становятся объектом управления, роль одного из главных референтов поступательного движения в реализации резервов человеческого фактора экономики может играть стабильность или положительная динамика удовлетворенности участников производства.

С учетом изложенных выше тенденций развития индустриальных обществ, можно сформулировать некоторую обобщающую характеристику качества управления организацией: формальная и реальная системы отношений организации обеспечивают возможности реализации и развития творческого потенциала работников в процессе достижения заявленных целей.

Возможности эмпирической оценки уровня управления в современных организациях с помощью известных методов социологии и психологии могут быть обеспечены на основе концепции «индустриальных отношений» [9|.

Согласно ее положениям, именно соответствие условий технико-технологической и организационно-экономической подсистем потребностям реализации и развития потенциала социальной подсистемы организации определяет качество современного управления — достигнутый уровень «индустриальное™» системы отношений.

Выражаясь терминами /У-технологий, главной задачей управления для всемерной реализации резервов «человеческого фактора» становится повышение «дружественности» интерфейсов подсистем организации.

Само слово «индустриальный» было предложено А. Сен- Симоном в конце XVIII в., в его размышлениях об идеальном общественном устройстве, на доиндустриальном, начальном этапе бурного промышленного роста, производственные отношения которого имели принципиальные отличия от современных.


Зарождение, по выражению О. Конта, «научного и индустриального» общества, отмеченное применением науки в организации труда и концентрацией рабочих, относится уже к середине XIX в. Однако, обоснованным и с исторической, и с содержательной точек зрения представляется отнесение термина «индустриальный» лишь к характеристике отношений в производстве, достигшем определенного, в нашем случае — интенсивного (от лат. industria — «усердие, деятельность») этапа.

Индустриальному уровню развития системы отношений производства соответствует (и, в свою очередь, обеспечивает высокий уровень интенсивности за счет поиска и целенаправленного подключения латентных резервов) определенная, достаточно высокая стадия развития научного сопровождения, дееспособность которого прямо связана со степенью осознания обществом (и производством) необходимости научных исследований в этой области.

В качестве основных предпосылок достижения «индустриального» уровня развития системы производственных отношений выделены:

• преобладание в обществе индустриального типа производства, не только в секторах реальной экономики, но и в производстве культуры[2];

• распространенность в обществе современных систем поддержки и развития отношений в организациях (организационной демократии, участия в управлении, социальном партнерстве и т.п.), имеющих долговременный мотивирующий эффект;

• широкое применение в практике управления организациями современных методов мотивирования работников, на основе использования научных результатов, полученных в рамках культуры данного общества.

Обязательность детального научного анализа производства именно в условиях данной культуры (в широком смысле) вытекает из самого обращения к внутреннему миру работника, его системе ценностей и представлений, формирующихся в значительной мере под влиянием внешней среды, за пределами производства.

Требование адекватности социокультурному контексту подтверждается многочисленными фактами, поставляемыми специальной литературой об ограниченной жизнеспособности управленческих и организационных нововведений, в частности, переносимых из японской практики в американскую (например: «кружков качества», системы «пожизненного найма» работников и др.) и, наоборот, без соответствующей научной адаптации.

Только после углубленного критического анализа особенностей социокультурного контекста появились прямые заключения о том, что пока не будут поняты возможности его переноса в связи с национальными чертами, японский стиль менеджмента не будет плодотворным в американской промышленности.


Так, первые рабочие группы, типа современных кружков качества, появились не в Японии, а в США еще в 1930-е гг. — не без влияния Хоторнских экспериментов, однако широкого распространения не получили.

На японской почве они стали активно развиваться лишь много лет спустя, в начале 1970-х гг. под влиянием проникновения и критического научного переосмысления с учетом национальной специфики идей Д. Макгрегора и Ф. Херцберга о мотивах и способах вовлечения исполнителей в процессы управления, стратегической продуктивности возложения на работников определенной ответственности за свою деятельность.

Именно адекватное рассмотрение и непротиворечивое включение заимствованных идей в существующий социокультурный контекст обусловило высокую эффективность результатов.

Аналогично, применение в нашей стране западных методов управления, без учета неразделенное™ в российском менталитете сфер «общественной» и «частной» жизни, преимущественно эмоционального, в отличие от западного — рационального типа взаимодействия, также требует необходимой адаптации и адекватного учета социокультурных особенностей при инновациях.

Степень дружественности формальной системы организации человеческому фактору определяется уровнем взаимной увязки требований технико-технологической, организационно-экономической и социальной подсистем. Причем как между собой, так и всех их вместе, и каждой в отдельности — с требованиями собственно «социальной» подсистемы, под вполне определенным углом — с точки зрения обеспечения возможностей раскрытия резервов последней.

В индустриальных обществах этот процесс в виде последовательной «гуманитарной» (т.е. обращенной к человеку) регламентации процедур, совершенствования инструкций, стандартов деятельности и взаимодействия на основе детальных исследований продолжается уже более 70 лет.

В нашей стране осознание необходимости подобной работы проявляется пока лишь эпизодически, а проведение се для отдельного предприятия при современном состоянии менеджмента, отсутствии необходимого числа специалистов социологии и психологии управления просто нереалистично.

Операциональными признаками, по которым можно более или менее точно определить известными социопсихологическими методами степень соответствия формальной системы отношений индустриальному характеру, являются:

• прозрачность предписанных процедур взаимодействия и принятия решений;

• целенаправленность и достаточность информирования работников разных уровней;


• развитость каналов обратной связи;

• первичная сбалансированность статусов их участников;

• качество проработки формализованных процедур или способов деятельности в потенциально конфликтогенных и нестандартных ситуациях и др.

Каждый из перечисленных признаков имеет существенное значение для формирования и поддержания реальной эффективной совместной деятельности, поскольку прямо влияет на характер отношений работников организации, их готовность и активность в реализации закрепленных функций.

  1. Базовые элементы экономики предприятия.

Экономический механизм функционирования предприятия представляет собой совокупность организационных и экономических форм и методов воздействия на хозяйственно-финансовую деятельность для достижения поставленных целей, обеспечения устойчивого эффективного развития.

Побудительным мотивом деятельности людей и организаций в условиях рыночной экономики является экономический интерес, который находит выражение в экономической выгоде, принимающей различные формы. Для собственника, предпринимателя выгода состоит в наращивании рыночной стоимости предприятия, получении прибыли, для работника — в своевременной и обоснованной оплате труда, для членов некоммерческих организаций — в удовлетворении потребностей в благах, получение которых является целью создания этих организаций. Экономический механизм функционирования предприятия должен обеспечивать сочетание интересов всех участников хозяйственной деятельности — собственников, руководителей предприятий, работников.

Экономический механизм функционирования предприятия должен быть ориентирован на достижение стратегических целей развития. Основной целью любого предприятия является обеспечение устойчивого развития, усиление конкурентных позиций на рынке. Исходя из этой цели, механизм функционирования предприятия должен способствовать решению следующих задач:

• формирование условий для наиболее полного удовлетворения спроса покупателей на свою продукцию (услуги) в рамках выбранного сегмента рынка. Для решения этой задачи необходимы изучение рынка, разработка эффективной товарной и ценовой политики;

• обеспечение экономичности хозяйственно-финансовой деятельности. Эта задача решается на основе минимизации затрат трудовых, материальных, финансовых ресурсов на организацию производственных процессов, на осуществление коммерческих операций, выполнение функций управления предприятием;


• максимизация суммы прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и обеспечение эффективного ее использования. Эта задача решается на основе наращивания объемов деятельности предприятия через проведение эффективной ценовой и амортизационной политики, налогового планирования, оптимизации соотношения капитализируемой и потребляемой частей прибыли;

• минимизация уровня хозяйственных рисков, связанных с деятельностью предприятия. Для решения этой задачи необходимо эффективное управление коммерческими, финансовыми, инвестиционными и другими рисками. Минимизация рисков обеспечивает стабильность развития и предсказуемость результатов деятельности;

• обеспечение постоянного возрастания рыночной стоимости предприятия. Эта задача реализуется на основе высокой инвестиционной активности, способности предприятия эффективно аккумулировать собственные финансовые ресурсы для обеспечения прироста активов во всех их формах, повышения финансовой устойчивости предприятия. На возрастание рыночной стоимости предприятия влияют завоеванные позиции на рынке, деловая репутация, квалификация персонала, технологии ведения хозяйственной деятельности и управления.

Сущность экономического механизма функционирования предприятия определяется составляющими его звеньями, структурными элементами.

Звенья экономического механизма функционирования предприятия

Механизм рыночного регулирования деятельности предприятия. Этот механизм отчетливо проявляется на рынке товаров и услуг в разрезе отдельных его сегментов. Спрос и предложение обусловливают формирование цен на товары, определяют для предприятий возможности нахождения новой рыночной ниши или расширения объемов деятельности в рамках действующего сегмента рынка. Под влиянием конъюнктуры рынка формируется система хозяйственных связей с поставщиками сырья и покупателями готовой продукции. Кроме того, деятельность предприятий связана с проявлением рыночного механизма регулирования на финансовом рынке, рынке факторов производства, рынке труда. Так, спрос и предложение на финансовом рынке влияют на формирование ставки процента, определяют доступность кредитных ресурсов, выявляют среднюю норму доходности капитала. Спрос и предложение на рынке труда влияют на формирование заработной платы работников.

Рыночный механизм побуждает предприятия руководствоваться коммерческим расчетом в принятии управленческих решений. Коммерческий расчет — это совокупность принципов обоснования экономической целесообразности отдельных операций и всего предпринимательского дела (создания предприятия, приобретения оборудования, совершения сделки). Основные принципы коммерческого расчета — окупаемость затрат, рентабельность, сохранение своего места на рынке, обеспечение конкурентоспособности предприятия.