Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 193
Скачиваний: 2
- являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
- работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов;
- являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, что в их отношении является немного нецелесообразным;
- иные категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному пенсионному страхованию.
Помимо Пенсионного фонда РФ страховщиками могут выступать негосударственные пенсионные фонды.
Страхователями же являются:
1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы.
Регистрация страхователей в территориальных органах страховщика является обязательной и осуществляется в тридцатидневный срок, что считается небольшим недостатком за счет длительных сроков в работе регистрирующих органов:
- для работодателей-организаций, а также крестьянских (фермерских) хозяйств - со дня государственной регистрации по месту их нахождения;
- для физических лиц, которые самостоятельно уплачивают страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ (индивидуальных предпринимателей, частных детективов, нотариусов, занимающихся частной практикой, и других), - со дня государственной регистрации (получения лицензии на осуществление определенной деятельности) по месту жительства этих физических лиц, а в случае осуществления их деятельности в другом месте - по месту осуществления этой деятельности;
- для физических лиц, осуществляющих прием на работу наемных работников по трудовому договору или по контракту, а также выплачивающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, на которые в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы, - со дня заключения соответствующих договоров по месту жительства физических лиц, осуществляющих прием на работу (выплачивающих вознаграждения).
Неотъемлемой частью обязательного пенсионного страхования является обязательное пенсионное обеспечение граждан т.е. исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти. В его состав включены:
1. страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;
2.страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;
3. страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
4. социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.
Уплата денежных средств для пенсионного страхования производится в виде страховых взносов. Существует определенный тариф страховых взносов или же размер страхового взноса на единицу измерения базы для их начисления. Можно выделить следующие виды тарифов страховых взносов:[4]
1) для выступающих в качестве работодателей страхователей, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых. семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств
2) для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств [5]
Контроль за использованием средств на обязательное пенсионное страхование бюджета Пенсионного фонда РФ осуществляется Счетной палатой РФ, а также наблюдательным советом страховщика, создаваемым в порядке, определяемом Правительством РФ. Средства бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью и не входят в состав других бюджетов. Бюджет Пенсионного фонда РФ составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета. При формировании бюджета Пенсионного фонд РФ на очередной финансовый год, устанавливается норматив оборотных денежных средств. Но, не смотря на свою стабильную деятельность, сроки составления не приносят нужного эффекта. Бюджет Пенсионного фонда РФ и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства РФ федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом РФ. Бюджет Пенсионного фонда РФ является консолидированным.
4. Финансовая основа обязательного пенсионного страхования
Финансовое обеспечение обязательного страхового обеспечения осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации
Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства Российской Федерации федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом Российской Федерации
В составе бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, а также суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, суммы взносов работодателей, уплаченных в пользу застрахованных лиц, и суммы взносов на со финансирование формирования пенсионных накоплений, суммы средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на финансирование накопительной части трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.
Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах Пенсионного фонда Российской Федерации, открываемых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а при отсутствии учреждений Центрального банка Российской Федерации на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций - на счетах, открываемых в кредитных организациях, отбираемых на конкурсной основе Пенсионным фондом Российской Федерации. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется за счет:
· страховых взносов;
· средств федерального бюджета;
· сумм пеней и иных финансовых санкций;
· доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
· добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
· иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета, предоставляемые бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на финансовое обеспечение валоризации величины расчетного пенсионного капитала, на возмещение расходов Пенсионного фонда Российской Федерации по выплате трудовых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж периодов, с учетом финансового обеспечения организации доставки указанных выплат, включаются в общий объем доходов и общий объем расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение и направляются на:
- выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию,
- перевод средств в сумме, эквивалентной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица,
- в негосударственный пенсионный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования накопительной части трудовой пенсии; - доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации; - финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов); - иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в части, превышающей средства от уплаты страховых взносов, в том числе по причине неуплаты страхователями начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за застрахованных лиц, компенсируются Пенсионному фонду Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований и учитываются в составе средств, предназначенных на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Для обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективах финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования в случае возникновения профицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации создается резерв. Расчетный пенсионный капитал формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование страховой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета. Учет страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Индексация расчетного пенсионного капитала осуществляется в порядке, установленном для индексации страховой части трудовой пенсии.
В настоящее время сфера пенсионного обеспечения характеризуется наличием большого числа острых проблем, требующих неотложного решения. Существующая пенсионная система является обременительной для экономики и в то же время не обеспечивает даже минимальные потребности значительных по численности слоев населения, охваченных пенсионным обеспечением.
В основной своей массе пенсии удручающе малы по размерам и не позволяют достойно жить большинству пенсионеров, которые после 30-40 и более лет трудовой деятельности надеялись получить пенсию, сопоставимую хотя бы на 40-50% со своей заработной платой. В лучшем случае, если заработная плата была близка средней по стране, пенсионер получает пенсию равную ее трети.
Для страховой пенсии финансовым ресурсом служат страховые взносы, которые по своей сути являются частью резервируемой заработной платы работников, а для социальной пенсии финансовым ресурсом выступают бюджетные средства, которые выделяет государство. По этой причине финансы двух пенсионных систем ни в коем случае нельзя смешивать, например, в федеральном бюджете. Иначе будет размыт ответственность самих работников (их работодателей) и государства.
В этой связи первым шагом для выстраивания цивилизованной пенсионной системы является выход единого социального налога из состава федерального бюджета, преобразование его в страховой платеж и финансирование социальных пенсий из федерального бюджета
Вторым шагом могут служить меры по совершенствованию пенсионных страховых механизмов. Низкий размер страховых пенсий обусловлен тем, что на их финансовое обеспечение направляется только 12 процентных пунктов из 20%, а в перспективе эта доля снизится до 6-8 процентных пунктов. Расчеты свидетельствуют о том, что размеры платежей на страховую пенсию необходимо существенно увеличить, по крайней мере, до 16-18% от размера заработной платы.
Следует отметить и то, что состояние пенсионной системы зависит от многих слагающих: уровня заработной платы, положения на рынке труда, налоговой, страховой и социальной политики государства. При этом важнейшая проблема для пенсионной системы состоит в крайне низкой доле заработной платы в структуре ВВП, которая в два раза ниже от требуемой по международным меркам. В этой связи требуется последовательная и неуклонно проводимая государственная политика по повышению и регулированию заработной платы.
Ход пенсионной реформы обозначил проблемы обязательного пенсионного страхования индивидуальных предпринимателей. До 2001 года индивидуальные предприниматели уплачивали страховые взносы в Пенсионный фонд РФ по итогам года исходя из полученного дохода, уменьшенного на величину расходов, связанных с его извлечением. Тарифы страховых взносов не были экономически обоснованы и возникающие в связи с этим проблемы дважды были предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ.