Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 3
К единичным организационным формам относятся организации, представляющие одно юридическое лицо. К групповым организационным формам относятся компании, представляющие интересы нескольких юридических лиц.
Типы объединений могут различаться в зависимости от целей объединения, характера хозяйственных отношений между их участниками, сроков создания, степени самостоятельности входящих в объединение предприятий. Можно выделить следующие не закрепленные в законодательстве, по часто упоминаемые в экономической и юридической литературе виды объединений: картель, синдикат, трест, холдинг, конгломерат, консорциум, пул, стратегический альянс, совместное предприятие, сетевая индустриальная организация и др.
В течение последних десятилетий весьма распространенной формой объединения ряда предприятий одной отрасли является картель. Картель (франц. ecartel, итал. cartello от carta – бумага, документ) – первоначально – порядок борьбы на рыцарских турнирах, позже – письменный вызов на дуэль. Картель – долговременное договорное объединение ряда предприятий одной отрасли для решения следующих задач: согласование цен на производимую продукцию; разграничение рынков сбыта; установление квот для каждого участника в общем объеме производства и сбыта конкретного вида продукции; условия найма рабочей силы; позже – патентные соглашения, договоры об обмене научно-технической информацией, ноу-хау и т.д. При образовании картеля его участники не утрачивают производственной и коммерческой самостоятельности.
Вместе с тем следует отметить, что существование картелей непосредственно связано с действующим антимонопольным законодательством, в котором картельные соглашения запрещены. Соглашение об образовании картеля не всегда бывает оформлено договором. Часто картели существуют в виде секретных статей, дополняющих какой-либо официальный текст либо в устной форме "джентльменских соглашений".
Участники картеля продают продукцию самостоятельно, но в рамках соответствующих договоренностей: о сбыте по ценам не ниже предусмотренных соглашением; о производстве и сбыте продукции по строго определенным нормам – квотам каждого участника в общем объеме производства или сбыта конкретного вида продукции; о разграничении рынков сбыта. Нарушение соглашения в виде превышения квоты или вторжения на чужие рынки сбыта влечет за собой уплату штрафа в картельную кассу. Первые картели возникли в конце XIX в. в результате концентрации производства и централизации капитала в результате стремления бизнесменов к объединению усилий с целью захвата внешних рынков, а также протекционистской политики правительств, направленной на ограничение конкуренции со стороны иностранных компаний. В некоторых странах картели способствовали координации деятельности промышленных фирм и модернизации отраслевой структуры промышленного производства.
В качестве примера действующего в настоящее время картеля можно назвать Организацию стран – экспортеров нефти (англ. The Organization of the Petroleum Exporting Countries', сокращенно ОПЕК, англ. OPEC) – международная межправительственная организация (также называемая картелем), созданная нефтедобывающими странами в целях стабилизации цен на нефть. В состав ОПЕК входят 12 стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Ангола. Штаб-квартира расположена в Вене. Более подробная информация содержится на официальном сайте организации. Синдикат (от греч. syndikos – действующий сообща) – разновидность картельного соглашения между предприятиями одной отрасли промышленности (наиболее распространена в отраслях с однородной массовой продукцией: горнодобывающей, металлургической, химической) по контролю над сбытом продукции и закупкой сырья с целью получения монопольной прибыли.
Предприятия, входящие в синдикат, сохраняют производственную и юридическую самостоятельность, но при этом утрачивают коммерческую самостоятельность.
Централизация закупок и сбыта предполагает, что участники синдиката покупают или продают (полностью или частично) продукцию через единый снабженческо-сбытовой орган – крупную торговую компанию, учрежденную всеми участниками синдиката или с которой каждый из участников синдиката заключает одинаковый по условиям договор, строящую свою деятельность в интересах всего объединения. Торговая фирма принимает на реализацию продукцию предприятий но ценам, заранее установленным участниками синдиката. Этим достигается продажа всей однородной продукции по монопольно высоким ценам. Функции централизованного сбыта могут быть также поручены одному из участников синдиката. В ряде случаев возможна также ситуация, при которой некоторые участники синдиката сохраняют собственную сбытовую сеть, но при этом тесно связанную со сбытовой конторой или главным обществом синдиката. В функции торговой компании может входить также концентрация всех заказов с последующим распределением их между участниками соглашения в строгом соответствии с установленными квотами.
Кроме того, в отличие от картеля синдикат может осуществлять закупки сырья для его участников по монопольно низким ценам. Таким образом, концентрация торговых операций позволяет участникам синдиката получать непосредственную выгоду от закупок сырья по заниженным ценам и продажи продукции по завышенным, а также диктовать цены на рынке, проводить товарный демпинг и др. Вместе с тем взаимоотношения участников синдиката носят конкурентный характер, проявляющийся, в частности, в борьбе за заказы и квоты, что в конечном счете ведет к ослаблению синдиката и нередко к его распаду.
Наибольшее распространение синдикаты получили в России ("Продамет", "Продуголь", "Продвагон" и т.д.), Германии, Франции в начале XX в. Одним из первых монополистических объединений в России был синдикат сахарозаводчиков, образованный в 1887 г. В период 1900–1903 гг. возник ряд крупнейших синдикатов в тяжелой промышленности. В СССР в период нэпа синдикат рассматривался как добровольный союз государственных промышленных трестов, основанный на соглашении между ними.
Классическим примером действующего в настоящее время синдиката является алмазный синдикат "Де Бирс" (De Beers), сосредоточивший в своих руках реализацию практически всех добываемых в мире необработанных алмазов. "Де Бирс" – международная корпорация, которая занимается добычей, обработкой и продажей природных алмазов, а также производством синтетических алмазов для промышленных целей. Основана в 1888 г. на территории нынешней ЮАР.
Россия, так же как и многие другие страны, вынуждена сотрудничать с этим синдикатом. Пока он располагает возможностями давления на аутсайдеров, пытающихся вести торговлю алмазами самостоятельно, вплоть до их полного вытеснения с рынка. Более подробная информация содержится на официальном сайте организации.
Во многих странах мира приняты законы, направленные против любых форм монополистических объединений, оказывающих тормозящее влияние на развитие экономики. В современных условиях синдикат как форма монополистического объединения одноотраслевого профиля утрачивает свое значение, уступая место более сложным и гибким формам – конгломератам, концернам.
Трест (от англ, trust – доверие) – объединение предприятий одной или нескольких отраслей в единый производственный комплекс, в котором участники полностью теряют свою юридическую, производственную и коммерческую самостоятельность, превращаясь в структурные подразделения одной фирмы.
Цель треста заключается в повышении эффективности деятельности фирм путем их слияния. Более высокая, чем в картеле и синдикате, концентрация капитала обеспечивает тресту повышение уровня конкурентоспособности, а его участникам – более высокую прибыль. Таким образом, трест представляет собой фундаментальную трансформацию рыночных отношений во внутрифирменные.
Для треста характерны следующие основные признаки:
- – объединяемые компании теряют свою юридическую, хозяйственную, производственную и коммерческую самостоятельность (это самая жесткая форма интеграции компаний, в результате которой объединяются все стороны хозяйственной деятельности, а не какая-нибудь одна, как в картеле или синдикате);
- – объединение компаний характеризуется сравнительно высокой производственной однородностью своей деятельности, что проявляется в специализации на одном или нескольких аналогичных видах продукции;
- – все объединяемые предприятия подчиняются одной головной компании, осуществляющей единое оперативное руководство как всем производственным комплексом, так и связанными с ним обслуживающими и торговыми предприятиями.
Трест отличается от других видов объединений сравнительной производственной однородностью деятельности, что проявляется в специализации на одном или нескольких аналогичных видах продукции. Первые тресты возникли и получили наибольшее распространение в США в последней трети XIX в. Первым трестом считается объединение, созданное Дж. Д. Рокфеллером в 1879 г. под названием "Стандард ойл" (Standard Oil) и охватившее подавляющую часть нефтяной промышленности США[5]. Американские крупнейшие фирмы "Дженерал Моторс" (General Motors), "Форд Мотор" (Ford Motor Company), "Дженерал Электрик" (General Electric) и др., обеспечившие переход к поточно-массовому производству, были также трестами.
После Первой мировой войны трестирование промышленности получило большое развитие и в странах Европы: в Германии был создан стальной трест "Ферайнигте Штальверке" (Vereinigte Stahlwerke) (1926), химический трест "И. Г. Фарбениндустри" (Interessen-Gemeinschaft Farbenindustrie Aktiengesellschaft) (1925); в Великобритании – химический трест "Империал Кемикал Индастрис" (Imperial Chemical Industries) (1926) и др.
До 1917 г. тресты в России получили широкое распространение в сахарной, металлургической и некоторых других отраслях промышленности, в строительстве. Создавались и международные тресты. В СССР образование трестов было связано с задачами и целями новой экономической политики. Они создавались как хозрасчетные объединения предприятий одной отрасли и основывались на общественной собственности на средства производства.
В индустриально развитых странах Запада было введено антитрестовское законодательство. Под влиянием антитрестовского законодательства формы объединений претерпели изменения. В современных условиях тресты утратили свое значение как организационная форма управления промышленностью. На смену трестам пришли концерны, конгломераты и иные, более развитые формы объединений. Вместе с тем тресты используются мелкими и средними фирмами с несложным производством при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями, а также нефтяными компаниями.
Холдинг (от англ. holding – владение) – совокупность материнской компании и контролируемых ею дочерних компаний. В Российской Федерации законодательством регламентировано понятие "холдинговая компания".
Основным нормативным актом по данному вопросу является Указ Президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 1392, утвердивший Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества. Требования указанного положения являются обязательными для всех холдинговых компаний, доля капитала которых, находящаяся в государственной собственности, в момент создания компании превышает 25%.
В соответствии с п. 1.1 данного положения "холдинговой компанией признается предприятие, независимо от его организационноправовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. Предприятия, контрольные пакеты акций которых входят в состав активов холдинговой компании, далее именуются "дочерними". Под "контрольным пакетом акций" (от англ. controlling block of shares) понимается любая форма участия в капитале предприятия, которая обеспечивает безусловное право принятия или отклонения определенных решений на общем собрании его участников (акционеров, пайщиков) и в его органах управления".
Теоретически контрольный пакет акций должен составлять 50% плюс одна акция. Практически бывает достаточно гораздо меньшего числа. Зафиксированы случаи, когда владение 10% акций обеспечивало полный контроль за деятельностью общества. Объясняется следующими обстоятельствами: а) степенью "распыленности" акций среди держателей; б) структурой выпущенных акций (соотношением "голосующих" и "безголосых" акций); в) пассивностью или активностью акционеров в деятельности общества (участие в общих собраниях акционеров). Российским законодательством предусматривается контроль за возможным процессом концентрации акционерного капитала в руках немногих. В частности, величина привилегированных ("безголосых") акций не должна превышать 25% от уставного капитала общества. Существуют и другие нормы, оберегающие акционерные общества от монопольного владения и управления акционерным капиталом.
Характерные черты холдинга.
- 1. Концентрация акций фирм различных отраслей и сфер экономики или фирм, расположенных в различных регионах.
- 2. Многоступенчатость, т.е. наличие дочерних, внучатых и прочих родственных компаний. Нередко холдинг представляет собой пирамиду, возглавляемую одной или двумя фирмами, нередко разной национальной принадлежности.
- 3. Централизация управления в рамках группы путем выработки материнской компанией глобальной политики и координации совместных действий предприятий по следующим направлениям:
- • выработка единой тактики и стратегии в глобальном масштабе;
- • реорганизация компаний и определение внутренней структуры холдинга;
- • осуществление межфирменных связей;
- • финансирование капиталовложений в разработку новой продукции;
- • предоставление консультационных и технических услуг.
Типы холдинга.
- 1. В зависимости от способа установления контроля головной компании над дочерними фирмами выделяют:
- • имущественный холдинг, в котором материнская компания владеет контрольным пакетом акций дочерней;
- • договорной холдинг, в котором у головной компании нет контрольного пакета акций дочернего предприятия, а контроль осуществляется на основании заключенного между ними договора.
- 2. В зависимости от видов работ и функций, которые выполняет головная компания, различают:
- • чистый холдинг, в котором головная компания владеет контрольными пакетами акций дочерних предприятий, но сама не ведет никакой производственной деятельности, а выполняет только контрольно-управленческие функции;
- • смешанный холдинг, в котором головная компания ведет хозяйственную деятельность, производит продукцию, оказывает услуги, но при этом выполняет и управленческие функции по отношению к дочерним предприятиям.
- 3. С точки зрения производственной взаимосвязи компаний выделяют:
- • интегрированный холдинг, в котором предприятия связаны технологической цепочкой. Данный тип холдингов получил широкое распространение в нефтегазовом комплексе, где под руководством головной компании объединены предприятия по добыче, транспортировке, переработке и сбыту продукции;
- • конгломератный холдинг, который объединяет разнородные предприятия, не связанные технологическим процессом. Каждое из дочерних предприятий ведет свой бизнес, ни в коей мере не зависящий от других "дочек".
- 4. В зависимости от степени взаимного влияния компаний различают:
- • классический холдинг, в котором головная компания контролирует дочерние фирмы в силу своего преобладающего участия в их уставном капитале. Дочерние предприятия, как правило, не владеют акциями головной компании, хотя абсолютно исключить такую возможность нельзя. В ряде случаев они имеют мелкие пакеты акций материнской компании;
- • перекрестный холдинг, при котором предприятия владеют контрольными пакетами акций друг друга. Такая форма холдингов характерна для Японии, где банк владеет контрольным пакетом акций предприятия, а оно обладает контрольным пакетом акций банка. Таким образом, происходит сращивание финансового и промышленного капитала, что, с одной стороны, облегчает предприятию доступ к финансовым ресурсам, имеющимся у банка, а с другой стороны, дает банкам возможность полностью контролировать деятельность дочерних фирм, предоставляя им кредиты.